Индия в новое время: промышленная и аграрная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 18:28, лекция

Краткое описание

Реформирование сельского хозяйства страны было первоочередной задачей, вставшей перед Правительством ИНК. На различных этапах модернизации деревни применялись различные методы. В к. 40 - нач. 50 гг. в качестве метода определенной разрядки социальной напряженности в крестьянской среде были инспирированы движения "бхудан" и "грамдан" (дарение земли ее крупными владельцами и пожертвование земли деревенской общиной). Передача в ходе этих кампаний более 5 млн. га худших земель безземельным крестьянам могла в лучшем случае стать временным социальным громоотводом.

Вложенные файлы: 1 файл

индия.docx

— 14.99 Кб (Скачать файл)

6. Аграрная политика Индии 

 

Реформирование сельского  хозяйства страны было первоочередной задачей, вставшей перед Правительством ИНК. На различных этапах модернизации деревни применялись различные  методы. В к. 40 - нач. 50 гг. в качестве метода определенной разрядки социальной напряженности в крестьянской среде были инспирированы движения "бхудан" и "грамдан" (дарение земли ее крупными владельцами и пожертвование земли деревенской общиной). Передача в ходе этих кампаний более 5 млн. га худших земель безземельным крестьянам могла в лучшем случае стать временным социальным громоотводом.

 

 В 50 гг. земельные преобразования  затронули систему заминдари, охватывавшую 43% с/х угодий, 40% которых перешло к крестьянству с выплатой при помощи государства выкупа на основании той заниженной стоимости земель, которая ранее указывалась самими заминдарами в налоговых декларациях. Таким образом, реформа 50 гг. затрагивала не всех земельных собственников, а только паразитическую их феодальную прослойку. Реформа именно поэтому прошла без потрясений.

 

 В 60 гг. аграрные преобразования  распространяются на зону райятвари, и затрагивают интересы всех земельных собственников, в т. ч. кулачества - поэтому разгорелась острая борьба за определение максимума землевладения. В соответствии со ст. 31 Конституции вопросы определения максимума находятся в компетенции штатов, с учетом их почвенно-климатических условий. В ходе длительного противоборства большое количество земель было сокрыто от реформы переписыванием прав на них многочисленным родственникам землевладельцев, а максимум оказался настолько высоким, что излишков для перераспределения практически не оказалось (самый маленький максимум был установлен в Кашмире с целью гарантировать социально-политическую стабильность в районе, на который претендовал Пакистан - 9 га).

 

 В начале 70 гг. Правительством И. Ганди была предпринята попытка разрядки социальной напряженности и расширения базы ИНК в деревне установлением в законодательном порядке земельного максимума в размере от 4,5 га орошаемых до 22,5 богарных земель, что встретило ожесточенное сопротивление деревенской верхушки и местных буржуазных властей. Только КПИ полностью поддержала намерения И. Ганди. В результате в настоящее время для индийской деревни характерна сильная поляризация: в руках 4% земельных собственников-кулаков находится 31% площади с/х угодий, в то время как у 51% беднейшего крестьянства всего 8% земель, причем ни одна политическая партия не желает ссориться с экономически могущественной деревенской верхушкой, кроме коммунистов.

 

За годы независимого развития объем с/х производства удвоился, но при этом и население выросло вдвое (к XXI веку численность населения Индии ожидается в 975 млн. чел.) при росте продуктивности 1 га с 60 до 100 ц/га, но и средняя продолжительность жизни выросла с 32 до 44 лет. По статистике производство зерновых на душу в день увеличилось с 395 гр. до 435 граммов, однако за этим среднедушевым показателем скрывается сохранение полуголодного существования большинства населения, т. к. увеличением валовых сборов смогла воспользоваться только деревенская элита и обеспеченные городские слои.

 

 Удельный вес с/х в экономике страны за годы независимого развития сократился с 65% до 45% параллельно соответствующему росту доли промышленности в народном хозяйстве. Однако доля крестьянства в населении страны при этом уменьшилась незначительно (с 85% до 75%). По подсчетам специалистов, до 40% населения индийской деревни с экономической точки зрения "лишние" даже по индийским стандартам.

 

7. Промышленное развитие  Индии 

 

С начала 50 гг. Правительство  ИНК взяло курс на индустриализацию страны с целью ликвидации общей  отсталости и достижения экономической  независимости. Построенный на средства федерального бюджета и иностранных  займов, госсектор взял на себя наиболее трудные задачи создания металлургии, энергетики, машиностроения и других современных отраслей. Параллельно  развитию госсектора росла мощь частного сектора, достигшего к настоящему времени  монополистической стадии развития. Однако суммарная мощь монополистических  группировок (Тата, Бирла, Мафатлала, Волчанда, Махиндра) в 2-3 раза уступает активам госсектора.

 

 Политика госкапитализма, проводимая ИНК, имеет целью  не только регулирование и  контроль частного сектора, но  и его стимулирование. Целенаправленная  поддержка мелкого предпринимательства  должна способствовать расширению  рынка товаров и услуг и  смягчению социальных проблем.  Решение же крупных промышленных  проблем осуществлялось государством  вместе с монополиями. Крупнейшие  монополистические группировки,  имеющие как государственную  поддержку, так и связи с  иностранным капиталом, оказались  в выигрышной ситуации. Что касается  средней и местной буржуазии,  то она уже в сер. 60 гг. почувствовала себя ущемленной в госкапиталистической экономике.

 

 Результаты 45 лет независимого  промышленного развития противоречивы.  С одной стороны, Индия стала  великой развивающейся страной,  которая экспортирует больше  машин и оборудования, чем импортирует,  имеет атомную и космическую  промышленность. 10% населения, занятых  в промышленности, производят 20-25% ВНП.  С другой стороны, Индия никогда  не была так далека от решения  основных задач, как в настоящее  время. 

 

 Хотя страна развивалась  достаточно быстро, остальной мир  развивался еще быстрее. В результате удельный вес Индии в мире уменьшился практически по всем направлениям (по ВНП с 2,1% до 1,3%, по промышленности с 1% до 0,6%, в мировой торговле с 2% до 1%, по доходу на душу с 1/8 среднемирового уровня до 1/12, по производительности труда Индия в три раза отстает от средних показателей РС и в 15 раз от среднемирового уровня. Реальное личное потребление за 45 лет увеличилось всего на 15% в среднем (за счет потребления элиты). Индия могла бы, по крайней мере, сохранить свои позиции в мире, но:

 

- три ее пятилетки были  сорваны войнами с Пакистаном  и Китаем 

 

- две пятилетки были  недовыполнены из-за отказа в  обещанной иностранной помощи  и из-за повышения мировых цен  на нефть 

 

- постоянным фактором  снижения общей эффективности  экономики является быстрый прирост  населения, воспроизводящий традиционные  отношения и роль традиционного  сектора в экономике страны.

 

- отрицательные последствия  для индийской экономики имел  также распад СССР, с которым  Индия поддерживала тесные торгово-экономические  отношения.


Информация о работе Индия в новое время: промышленная и аграрная политика