Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 19:04, курсовая работа
Цель исследования: Рассмотреть на основе различных источников развитие Ирака с начала политической деятельности С.Хусейна и до его смерти.
Задачами работы являются:
Рассмотреть биографию С. Хусейна, а так же влияние семьи на формирование личности будущего президента Ирака.
Раскрыть более подробно становление Саддама Хусейна как политического деятеля, президента.
Оценить значение Саддама Хусейна для современного Ирака и Ирака 1979—2003 гг.
Введение……………………………………………………………….……3
Саддам Хусейн……………………………………………………..6
Детство, отрочество, юность…………….………….…6
Семья…………………………………………………...8
Увлечения …………………………………………….10
Отношение к религии……………………………...…11
Личное состояние……………………………………..12
Начало политической деятельности. Партийный лидер……...…12
Второй человек в государстве……………………….12
На пути к власти. Внешняя политика…………….…15
Модернизация страны………………………………..16
Завершение борьбы за власть………………………..18
Президент Ирака……………………………………………….….19
Вторжение США в Ирак………………………………………..….26
Перед войной……………………………………….…26
Свержение………………………………………….….28
Подсудимый………………………………………………………...29
Казнь………………………………………………………………...33
Заключение………………………………………………………………..41
Литература……………………………
Другой немаловажной задачей диктаторского
режима и его лидера стало установление
полного идеологического воздействия
на общественные структуры. Особое внимание
уделялось «баасизации» средств массовой
информации, насаждению баасистских идей.
Главная из них состояла в арабском национализме,
возрождении арабской нации, возвращении
былой славы и величия арабов. В феврале
1980 г. С. Хусейн заявил, что Ирак останется
верным стражем «земли арабов» и что БААС
является «рыцарем», который восстановит
честь иракского народа и арабской нации.
С. Хусейн демонстрировал свое стремление
к созданию крупного государства посредством
наращивания современного оружия, включая
ядерное, и использования широкомасштабных
войн. Арабская общественность вначале
восприняла С. Хусейна героем, бросившим
еызов Западу, а Ирак мощной державой,
воюющей сразу с 30 странами, среди которых
были США и Великобритания. В глазах нащюналистических
сил арабских стран хусейновский Ирак
представлялся авангардом борьбы против
империализма и сионизма на Арабском Востоке.
Находясь на вершине иерархической власти, С. Хусейн уверовал в свою особую историческую миссию, которая состояла в том, что «Ирак властвует над арабами, а арабы над всем миром». В идеологической рекламе С. Хусейна изображали пожимающим руку Навуходоносору, который дважды захватывал Иерусалим и пригонял евреев в Вавилонию. С. Хусейн якобы принял эстафету истории и должен возродить славу древнего Ирака. Этим целям служили проекты раскопок и восстановления Вавилона, строительство вавилонской башни в столице Ирака.
Б. Сейранян, очевидец личной жизни С. Хусейна, пишет, что, как большинство диктаторов, убежденный в безмерной любви народа, он любил остановиться на улице, побеседовать с прохожими на виду у всех, или проводить домой старика. Ему нравилось застать бедную семью врасплох, заглянуть в холодильник и Еелеть принести то, что, по его разумению, не хватает. Традиционный подарок — телевизор или холодильник. На манер арабских королей С. Хусейн выделил специальный день на неделе, когда
лично принимал жалобы. Побывавшие в Ираке свидетельствуют, что его памятники и портреты находились повсюду.
В условиях культа и на фоне террористических мер говорить о серьезной политической ошюзиции было нельзя. Единственной оппозиционной силой, остававшейся на пути утверждения абсолютной власти, была Компартия. В мае 1979 года более 30 коммунистов были обвинены С. Хусейном в предательстве иракской революции и казнены. Коммунистическая партия была запрещена. С разгромом КПИ в Ираке устанавливается однопартийная система с монополией баасистской партии на Еласть и тотальной идеологизацией общества страны.
Вся экономика страны также была направлена на реализацию далеко идущих националистических целей баасистов и его лидера. С санкции Ревсовета Ирака началась милитаризация страны. С. Хусейн поставил задачу превращения Ирака в ведущую военную державу региона. Диктатору удалось, широко используя доходы от нефти, осуществить перевооружение армии, создать с помощью Франции, Западней Германии и СССР новые виды вооружения.
Нефть всегда была основной частью дохода государства: доходы от нефти давали 90% экспорта всех товаров. Она остается перспективной отраслью экономики. «Под нами море нефти» — говорил С. Хусейн. По запасам нефти Ирак стоит на втором месте в мире после Саудовской Аравии. Огромные средства, получаемые от экспорта сырьевых ресурсов, позволяли установить вполне приличный уровень жизни, что, в конечном счете, обеспечивало относительно спокойное положение режима. Вместе с тем, основная часть доходов расходовалась на закупку военной техники и новых технологий. На перспективу диктаторский режим по экспорту нефти строил большие планы. Иракское правительство разработало долгосрочную программу, рассчитанную до 2010 года. Она предусматривала добычу нефти до 6 млн баррелей в день или 300 млн тонн в год. Для сравнения отметим,
что в середине 70-х годов добывали примерно до 95 млн тонн. Экспорту нефти всегда уделялось главное внимание, поскольку нефть — жизнеобеспечивающая отрасль экономики.
Крушение националистических планов и надежд диктатора начиналось всегда, когда С. Хусейн приступал к реализации авантюристических замыслов и идей. Изоляция ху-сейновского режима от мировой экономики, объявление эмбарго на экспорт иракской нефти после кувейтской авантюры серьезно ударили по интересам 21 млн иракских граждан. Запрет на ввоз продовольствия вызвал введение карточной системы в городах по нормам, удовлетворявшим лишь 60% минимальных потребностей. Доходы от нефти уже не могли удовлетворить потребности режима, несмотря даже на контрабандные способы экспорта продукции. До введения санкций ежегодно доход Ирака от экспорта нефти составлял 16-18 млрд долларов, к 2003 году его валютные запасы составляли около 1,5-2,0 млрд долларов.
Острые политические ситуации, возникающие
каждый раз после очередных авантюристических
акций, привели к обострению внутренних
противоречий. После трагических событий
11 сентября 2001 года С. Хуссейн не изменил
своей политики как внутри страны, так
и на мировой арене. Борьба против международного
терроризма требовала от Ирака принятия
мер по ликвидации террористических групп
на территории страны. Связи Багдада с
радикальными ближневосточными организациями
осуществлялись еще с 1970 года, и наиболее
интенсивными были контакты с рядом экстремистских
палестинских групп. В Ираке обосновались
радикальные группировки, отколовшиеся
в свое время от ООП, которые оказали сопротивление
Я. Арафату в переговорах с Израилем. Вашингтон
назвал багдадский режим спонсором международного
терроризма и указал на финансовую помощь
Ирака боевикам из террористической организации
«Аль-Каида». Президент США также обвинил
Ирак в финансировании алжирских исламистов,
в связях Хусейна с экстремистами из «Братьев-мусульман».
В Ираке действительно выплачивались
крупные суммы семьям шахидов-самоубийц.
Кроме того, в Вашингтоне считали, что
режим Хусейна, по сути, игнорировал 16
резолюций Совета безопасности ООН, принятых
на протяжении 90-х годов. Все они имели
отношение к наращиванию Ираком средств
массового уничтожения. Но при этом США
преследовали свои стратегические цели.
Соединенным Штатам важно было обуздать
Саддама Хусейна, который стал претендовать
на ведущую роль в арабском мире. С. Хусейн
делал ставку на воинствующий антиамериканизм
и поддержку палестинского терроризма.
Американское военное присутствие в Ираке
также могло быть важным рычагом давления
на другие арабские страны.
Значительным стратегическим объектом
для США стала иракская нефть. Ирак, обладающий
вторыми по значимости запасами нефти
в мире, представлялся для США ларцом сокровищ.
Американская экономика, находившаяся
в состоянии спада, нуждалась в иракской
нефти. Одновременно США получали дополнительный
рычаг давления на государства, зависимые
от поставок арабской нефти: Западную
Европу, Китай и Японию.
Военная операция США под кодовым названием «Шок и трепет» началась 20 марта 2003 года. Она изначально нацеливалась на свержение режима С. Хусейна, установление контроля над нефтяными полями Ирака, проведение принудительной «демократизации» этой страны по американским рецептам. Тотальный и жестокий характер приняли удары авиации и ракет по городам Ирака, позициям и опорным пунктам иракской армии. В Ирак прибыли 139 тысяч американских и 11 тысяч британских солдат. Еще 10 тысяч военнослужащих — миротворцы, прибывшие из 18 стран — союзников Соединенных Штатов. Сразу же за войсками вошли представители американских нефтяных компаний и стали хозяйничать на иракских нефтяных предприятиях.
Несмотря на некоторое сопротивление американским войскам, никто не собирался грудью вставать на защиту режима С. Хусейна. Диктаторский режим в Ираке был повергнут. Хусейн, пытавшийся вначале скрыться от преследователей, решил отлежаться в подвале близ Тикрита. Разбежались многие его сподвижники, убиты сыновья Хусейна Удай и Кусай, армия диктатора полностью разбежалась. 1 мая 2003 года президент США Дж. Буш на борту авианосца официально провозгласил победоносное завершение войны в Ираке. Однако это была самая легкая часть победоносной операции США в этой стране. Начавшийся в стране хаос вскоре сменился нарастанием политического напряжения.
Обнаружилась неспособность оккупационных властей обеспечить население водой, электричеством, телефонной связью, предотвратить грабежи, бандитизм, навести порядок на улицах и т. д. Все это привело к всплеску насилия, полному беспорядку в организации гуманитарной помощи, угрожающему росту недовольства всех слоев населения. На основе хаоса и недовольства стал расти терроризм, который пустил в Ираке глубокие корни. Наладить нефтяное хозяйство оказалось также делом непростым. Состояние нефтяных предприятий было таким, что серьезные доходы от добычи нефти могли ожидаться не ранее конца 2005 года. До этого периода основные средства от доходов направляются на реконструкцию экономики и нефтяного хозяйства.
В соответствии с декларированной задачей построения демократии в Ираке, американские власти провозгласили политику «дебаасизации», что в этих условиях означало полную ликвидацию партии БААС и недопущение в госаппарат сторонников С. Хусейна. Но, столкнувшись с проблемами кадров, США вынуждены были ограничиться изоляцией лишь самых высокопоставленных лиц прежнего режима. При формировании административной структуры важно было добиться приемлемого для всех сторон и партий распределения руководящих постов в государстве. Это было
сложно в условиях, когда шииты, сунниты, курды отстаивали собственные, во многом противоречивые интересы.
Поимка Саддама Хусейна в декабре 2003 года нисколько не облегчила общую атмосферу политического напряжения. Не помогла смягчить обстановку досрочная передача власти временному правительству Ирака 28 июня 2004 года. В стране фактически были налицо все признаки гражданской войны. Сунниты сделали первыми попытку объединиться в организацию «Авдах» (возвращение). Она состояла из бывших офицеров республиканской армии, активистов партии БААС, Организация включилась в борьбу не за возвращение Саддама, а за реставрацию прежних порядков. Шииты, на поддержку которых так надеялись американцы, в сложившейся ситуации потребовали формирования исламского теократического режима, опира1Эщегося на шариат, наподобие современного Ирана. Курды и шииты были убеждены, что власть нужно получить не от рук Соединенных Штатов, а руководство Ирака должно быть избрано на общенациональном конгрессе, в котором шииты вполне могли претендовать на ключевые позиции.
Одна из кардинальных перемен, которую
принесла «трехнедельная война», заключалась
в том, что пришел конец многовековому
господству суннитов, представляющих
меньшинство жителей. Шииты впервые со
времен Багдадского халифата могли претендовать
на такую роль в государстве, которая соответствует
их пропорции в населении. Выразителями
устремлений иракских шиитов стали, естественно,
духовные авторитеты. Ирак захлестнула
волна воинствующего шиизма, что создало
почву для роста в стране исламистских
движений.
Шииты, составляющие 60% населения Ирака, быстро сгруппировались вокруг религиозных лидеров, потребовали вывода американских войск с территории Ирака. Глава временного правительства Ирака Айад Алави сразу поспешил издать законы, позволяющие ему веодить чрезвычайные меры для обеспечения безопасности. К концу лета 2004 года наиболее сильные
вооруженные столкновения с исламской оппозицией имели место в городах Эль-Фалуджи, Рамади, Самаре. Поэтому подготовка проекта конституции и создание конституционно-избранного правительства затянулись и в сзязи с обстановкой планировались не ранее конца 2005 года. Сложившаяся, ситуация в Ираке заставила американцев продлить существование оккупационной администрации на срок не менее года. «Многонациональные силы» под управлением США должны оставаться там до начала 2006 года.
Литература
1
Сергей Плеханов. Кровь на песке. Жизнь и смерть Саддама
. — М: Журналист, 2007г.
2
Криворучко А. П., Рощупкин В. Т. Багдадский вождь: взлёт и падение… Политический портрет Саддама Хусейна на региональном и глобальном фоне. — М: Проспект, 2012 г.
3
Там же.
4
Сергей Плеханов. Кровь на песке. Жизнь и смерть Саддама
. — М: Журналист, 2007г.
5
Сергей Плеханов. Кровь на песке. Жизнь и смерть Саддама
. — М: Журналист, 2007г.
6
Сергей Плеханов. Кровь на песке. Жизнь и смерть Саддама
. — М: Журналист, 2007г.
7
Там же.
8
Там же.
9
Сергей Плеханов. Кровь на песке. Жизнь и смерть Саддама
. — М: Журналист, 2007г.
10
Там же.
11
Сергей Плеханов. Кровь на песке. Жизнь и смерть Саддама
. — М: Журналист, 2007г.
12
Там же.
13
Криворучко А. П., Рощупкин В. Т. Багдадский вождь: взлёт и падение… Политический портрет Саддама Хусейна на региональном и глобальном фоне. — М: Проспект, 2012 г.
14
Там же.
15
Там же.
16
Робин Дж. Апдайк. Политическая биография Саддама Хусейна
.
17
Там же.
18
Криворучко А. П., Рощупкин В. Т. Багдадский вождь: взлёт и падение… Политический портрет Саддама Хусейна на региональном и глобальном фоне. — М: Проспект, 2012 г.
19
Робин Дж. Апдайк. Политическая биография Саддама Хусейна
.
20
Там же.
21
Федченко А.Ф. Ирак в борьбе за независимость. – М., 1990г.
22
Федченко А.Ф. Ирак в борьбе за независимость. – М., 1990г.
23
Там же.
24
Федченко А.Ф. Ирак в борьбе за независимость. – М., 1990г.
25
Новейшая история арабских стран Азии. 1917-1985. – М., 1988г.
26
Герасимов О. Иракская нефть. – М., 1989г.
27
Герасимов О. Иракская нефть. – М., 1989г.
28
Ниязматов Ш. А. Ирано-иракский конфликт. Исторический очерк. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1999г.
29
Криворучко А. П., Рощупкин В. Т. Багдадский вождь: взлёт и падение… Политический портрет Саддама Хусейна на региональном и глобальном фоне. — М: Проспект, 2012г.
30
Сергей Плеханов. Кровь на песке. Жизнь и смерть Саддама
. — М: Журналист, 2007г.
31
Сергей Плеханов. Кровь на песке. Жизнь и смерть Саддама
. — М: Журналист, 2007г.
32
Робин Дж. Апдайк. Политическая биография Саддама Хусейна
.
33
Сергей Плеханов. Кровь на песке. Жизнь и смерть Саддама