Искусство древних Майя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 08:19, творческая работа

Краткое описание

Искусство майя как многие полагают, является самым сложным и красивым среди всех культур древнего Нового Света. На отточенное и сложное чувство стиля, как и на все искусство, древних майя огромное влияние оказала цивилизация Олмеков (эта древняя цивилизация, как предполагают, является, прародителем майянской империи). Другие цивилизации Центральной Америки, включая Теотихуакан и Толтеков, так или иначе, соприкасались с искусством цивилизации майя, которое достигло пика своего развития во времена Классического периода ( с 200 по 900 года нашей эры). Мастера майянской цивилизации прославились за счет использования нефрита, обсидиана и штукатурки в своих работах.

Вложенные файлы: 1 файл

Искусство древних Майя.pptx

— 1.07 Мб (Скачать файл)

Искусство древних Майя

      Искусство  майя как многие полагают, является  самым сложным и красивым среди  всех культур древнего Нового  Света. На отточенное и сложное  чувство стиля, как и на все  искусство, древних майя огромное  влияние оказала цивилизация  Олмеков (эта древняя цивилизация,  как предполагают, является, прародителем  майянской империи). Другие цивилизации Центральной Америки, включая Теотихуакан и Толтеков, так или иначе, соприкасались с  искусством цивилизации майя, которое достигло пика своего развития во времена Классического периода ( с 200 по 900 года нашей эры). Мастера майянской цивилизации прославились за счет использования нефрита, обсидиана и штукатурки в своих работах.

 

Искусство Майя:

    •   Искусство древних майя достигло своего развития во время классического периода (около 250 года — 900 года н. э.). Настенные фрески в Паленке, Копане и Бонампаке считаются одними из самых красивых. Красота изображения людей на фресках позволяют сравнить эти памятники культуры с памятниками культуры античного мира. Поэтому этот период развития цивилизации майя и принято считать классическим. К сожалению, многие из памятников культуры не дошли до наших дней, так как были либо уничтожены инквизицией, либо временем.

 

    • Майя создали большое число скульптур, многие из которых нетрудно, найти на своих местах или же в музеях по всему миру. Стандартная форма скульптуры майя это стела. Большие каменные плиты, крытые резными фигурками. Многие изображают правителей городов и провинций, в которых они располагались, а других изображены боги или же они предназначались для ритуалов и молитв, направленных богам. Стелы почти всегда содержали иероглифы, они отыгрывали важную роль в определении значения каждой скульптуры и истории ее создания для древних майя. Другие каменные и резные работы, включая глиняные статуэтки, стелы, описанные ранее и каменные дощечки, изображают сцены кровавых жертвоприношений. Майя использовали много нефрита в своем искусстве. У многих вырезанных с камня фигурок были нефритовые инкрустации, так же часто использовались ритуальные предметы, созданные из нефрита. Удивительно, что индейцы майя, которые не использовали металлические инструменты, создали такие запутанные и красивые объекты из нефрита, очень твердого и плотного по своей структуре материала. Превосходным примером изделия из нефрита является посмертная маска лорда Пэкэла, правителя Паленке. Маска в натуральную величину, созданная для его погребения, с «кожей» из нефрита и «глазами», сделанными из перламутра и обсидиана.

 

Скульптурные  работы древних майя:

     

    •     Для искусства майя, нашедшего выражение в каменной скульптуре и барельефах, произведениях мелкой пластики, росписях на стенах и керамике, характерна религиозная и мифологическая тематика, воплощенная в стилизованных гротескных образах. Основные мотивы искусства майя — антропоморфные божества, змеи и маски; ему свойственны стилистическое изящество и изощренность линий. Главным строительным материалом для майя служил камень, в первую очередь известняк. Типичными для архитектуры майя были ложные своды, устремленные вверх фасады и крыши с гребнем. Эти массивные фасады и крыши, венчавшие дворцы и храмы, создавали впечатление высоты и величественности.

 

 

Архитектура

    • Среди руин городов майя доминируют постройки религиозного характера. Как предполагается, религия вместе со служителями храмов играли в жизни майя ключевую роль. В период с 250 года н. э. до 900-х годов н. э. (классический период развития майя) во главе городов-государств региона стояли правители, которые заключали в себе если не высшую, то по крайней мере очень важную религиозную функцию. Археологические раскопки позволяют говорить о том, что в религиозных ритуалах также принимали участие представители высших слоёв общества.

 

 

Религия майя 

    • Как и у других народов Центральной Америки, человеческая кровь играла у майя особую роль. По дошедшим до наших дней различным предметам быта — сосудам, мелкой пластике и ритуальным инструментам — можно говорить о специфическом ритуале кровопускания. Основным видом ритуального кровопускания в классический период был ритуал, при котором протыкали язык, причем делали это как мужчины, так и женщины. После прокалывания органов (языка, губ, пениса), через проделанные отверстия продевали шнурок или верёвку. По представлениям майя, в крови находились душа и жизненная энергия.
    • Религия майя была политеистической. При этом боги являлись аналогичными людям смертными существами. В пользу данной версии говорят предметы искусства майя, на которых изображены боги-младенцы, а также глубоко старые боги. В связи с этим человеческое жертвоприношение рассматривалось древними майя как акт, способствующий в определённой мере продлить жизнь богам.
    • Человеческие жертвоприношения были распространённым явлением у майя. В жертву человека приносили через повешение, утопление, отравление, избивание, а также посредством захоронения заживо. Наиболее жестоким видом жертвоприношения являлось, как и у ацтеков, вспарывание живота и вырывание из груди ещё бьющегося сердца. В жертву приносились как захваченные в ходе войн пленники из других племён, так и представители собственного народа, в том числе и члены высших слоёв общества. Выбор времени, очерёдности и способа жертвоприношения до сих пор не ясен. Точно установлено, что в жертву в огромных масштабах приносились захваченные во время войн представители других племён, в том числе члены высших слоёв противника. Однако до сих пор неясно, вели ли майя кровопролитные войны для получения большего количества военнопленных с целью принесения их в будущем в жертву, как это делали ацтеки. В постклассических городах на севере Юкатана культура майя претерпевает изменения. Так, руины городов цивилизации периода захвата её испанцами позволяют говорить, что религия не играла для майя столь важную роль, как во время классического этапа развития.

 

 

Боги и жертвы 

    • Как и другие народы, населявшие Центральную Америку того времени, майя верили в цикличный характер времени и астрологию. Например их расчёты движения Венеры расходились с современными астрономическими данными всего на несколько секунд в год. Они представляли себе Вселенную, разделённую на три уровня — подземный мир, земля и небо. Религиозные ритуалы и церемонии были тесно связаны с природными и астрономическими циклами. Повторяющиеся явления подвергались систематическим наблюдениям, после чего отображались в различного рода календарях. Задача религиозного лидера майя состояла при этом в интерпретации этих циклов.
    • В частности, по астрологии и календарю майя, «время пятого Солнца»  закончится 21-25 декабря 2012 года (зимнее солнцестояние)."Пятое Солнце" известно как «Солнце Движения», потому что, по представлениям индейцев, в эту эпоху произойдет движение Земли, от которого все погибнут. Концом света, за которыми должно последовать очередное рождение Вселенной. Эта дата вызывает много современных паникёрских лжепророчеств и эзотерических спекуляций. Особенно эта теория популярна в движении «Новая эра», где смешивается с христианской антиязыческой идеей Апокалипсиса. [4]

 

 

Время, космос и Конец света 

    •    Уже в IX веке н. э. в южных районах проживания майя происходит быстрое сокращение населения, которое распространяется впоследствии на весь центральный Юкатан. Жители покидают города, приходят в упадок системы водоснабжения. С середины X века н. э. больше не воздвигают каменные сооружения. До сих пор исчезновение цивилизации майя является предметом спора исследователей. При этом имеются две главные точки зрения насчёт исчезновения цивилизации майя — экологическая и неэкологическая гипотезы.

 

 

Упадок цивилизации майя 

    •    Экологическая гипотеза основана на балансе взаимоотношений человека и природы. Со временем баланс был нарушен: постоянно растущее население сталкивается с проблемой нехватки качественных почв, пригодных для земледелия, а также с нехваткой питьевой воды. Гипотеза экологического исчезновения майя была сформулирована в 1921 году О. Ф. Куком. Неэкологическая гипотеза охватывает теории различного вида, начиная завоеванием и эпидемией и заканчивая изменением климата и прочими катастрофами. В пользу версии завоевания майя говорят археологические находки предметов, принадлежавших другому народу средневековой Центральной Америки — тольтекам. Однако большинство исследователей сомневаются в правильности данной версии. Предположение о том, что причиной кризиса цивилизации майя стали климатические изменения, а в особенности засуха, высказывает геолог Геральд Хауг (Gerald Haug), занимающийся вопросами изменения климата. Также некоторые учёные связывают крах цивилизации майя с концом Теотиуакана в Центральной Мексике. Некоторые учёные полагают, что после того как Теотиуакан был покинут, образовав вакуум власти, имеющий воздействие и на Юкатан, майя не смогли восполнить этот вакуум, что привело в итоге к упадку цивилизации.
    • Литературные первоисточники
    • «Источники по древней истории Центральной и Южной Америки»
    • «Обзор важнейших литературных источников об индейцах майя»
    • Диего де Ланда, «Сообщение о делах в Юкатане»
    • Берналь Диас дель Кастильо, «История Индий»
    • Лас Касас, Бартоломе де, «Кратчайшее сообщение о разрушении Индий»
    • Диего де Лопе<span style=" font-family: 'Lucida Sans Unicode', 'Arial'; font-size: 18pt; font-

Информация о работе Искусство древних Майя