Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 14:03, реферат
Идеология белорусского государства возникла не на пустом месте и не в одночасье. Её истоки следует искать в историческом прошлом Беларуси. На протяжении веков в процессе формирования национальной общности, в ходе развития экономической и государственной жизни, во взаимоотношениях с другими народами создавалась определённая система представлений и понятий, принципов и ценностей. Чтобы аккумулировать в современной идеологии белорусского государства всё конструктивное и полезное из опыта прошлого, необходимо обратиться к идеям и ценностям, выработанным белорусским народом в процессе становления и развития своей государственности.
«Истоки идеологии белорусской государственности»
Минск, 2008
Идеология белорусского государства
возникла не на пустом месте и не
в одночасье. Её истоки следует искать
в историческом прошлом Беларуси.
На протяжении веков в процессе формирования
национальной общности, в ходе развития
экономической и
Первые государственные образования на восточнославянских землях стали возникать ещё в VI–IX вв. В это время на территории современной Беларуси существовали три территориальные культурно-этнические объединения – дреговичи, кривичи и радимичи. Дреговичи занимали большую часть Южной и значительную часть Средней Беларуси (между Припятью и Западной Двиной). Радимичи заселяли земли между Днепром и Десной (основной ареал их расселения – бассейн реки Сож). Кривичи жили на севере Беларуси и в соседних районах Подвинья и Поднепровья (в верховьях рек Западной Двины, Днепра и Ловати). Кривичи были самым многочисленным населением восточнославянских земель.
Ещё до середины IX в. на территории,
населённой древнеславянскими племенами,
стали формироваться
Развитие земледелия и животноводства, городов, ремесла и торговли, а также необходимость объединения для защиты славянских земель от набегов хазар, печенегов, половцев и других воинственных кочевников привели к созданию могущественной державы, которая называлась Киевской Русью. Летописцы свидетельствуют, что уже в начале IX в. существовали два восточнославянских союза: северный – с центром в Новгороде и южный – с центром в Киеве. Поздней эти союзы объединились и создали единое государство – Киевскую Русь. Земли дреговичей, радимичей и кривичей вошли в состав этого государства. Радимичи перестали платить дань хазарам, а кривичи – варягам. Они оказались под защитой Руси.
Киевская Русь – это
раннефеодальное монархическое
государство. Во главе его стоял
великий князь. В состав государства
входили отдельные земли во главе
со своими князьями. Местные князья
находились в вассальной зависимости
от великого киевского князя. Они
должны были являться со своими дружинами
по требованию великого киевского князя
для осуществления военных
Киевская Русь представляла
собой специфическое
В период Киевской Руси на территории Беларуси самыми значительными были Полоцкое и Туровское княжества, которые входили в состав Древнерусского государства. В Полоцке существовала местная княжеская династия. Среди полоцких князей наибольшую известность получили князья Брячеслав и Всеслав, которые правили Полоцким княжеством на протяжении ХІ в. В это время расширилась территория княжества, возросло его политическое значение. Полоцкие князья старались проводить независимую от Киева политику.
Законодательная власть в Полоцком княжестве принадлежала вечу или народному собранию. Вече приглашало князей на княжение, издавало законы, утверждало объявление войны или заключение мира. Власть веча распространялась не только на город, но и на всю волость. В Полоцке вече просуществовало до конца ХV в. (1488 г.), когда город получил макдебургское право.
Исполнительная и судебная власть в Полоцком княжестве принадлежала князю. Князья занимались военным делом, ходили в походы со своими дружинами в другие земли, они также вершили суд и охраняли торговые пути в своём княжестве.
В начале ХІІ в. Полоцкое княжество вступило в период феодальной раздробленности и распалось на несколько удельных княжеств: Полоцкое, Минское, Витебское, Друцкое, Изяславское, Логойское и др.
Другое раннефеодальное княжество на территории Беларуси – Туровское – возникло в конце ІХ в. Туровское княжество принадлежало то Полоцку, то Киеву в качестве части великокняжеских владений. Во второй половине ХІІ в. в Турове возникла самостоятельная княжеская династия, однако уже в конце ХІІ – начале ХІІІ в. на территории Туровского княжества образовался ряд мелких феодальных княжеств: Туровское, Пинское, Слуцкое, Клецкое, Дубровенское.
Таким образом, Полоцкое и
Туровское княжества имели все
атрибуты государственной власти –
законодательной (вече), исполнительной
(князья и дружина), судебной (князья
и тиуны). Эти княжества можно
считать первыми
Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на существование в различных частях древнерусского государства особых культурных и политических традиций, Киевская Русь сыграла важную роль в собирании и объединении всех восточнославянских земель. В результате объединения различных общностей (кривичей, дреговичей, радимичей, полян, древлян, вятичей и других) сформировалась новая восточнославянская этническая общность – древнерусская (восточнославянская) народность. Во второй половине Х в. утвердилось общее название этой территории – Русь. Среднее Поднепровье стало называться Русской землёй, киевские князья – русскими князьями. В древнерусском государстве была закреплена общность языка и культуры населения всей Руси, решительно доминировали общерусские черты, которые обеспечивали культурную монолитность восточнославянского “русского мира” на всей территории от Карпат до Белого моря. Не последнюю роль в этом сыграли единые славянские корни всех составляющих древнерусскую народность общностей. Славянский характер этноса был закреплён в самоназвании – “русь”, “русы”, “русские”. Поэтому древнерусскую народность следует считать важнейшим этапом в формировании трёх братских народов – белорусского, великорусского и украинского.
Таким образом, уже в ранней
древности была сформулирована идея
общерусского единства. Не подлежит сомнению
и то, что идея белорусской государственности
восходит к древнерусской
Дальнейшее усиление системы феодальных отношений, возникновение мощных местных феодальных центров, сепаратизм местных феодалов привели к ослаблению Киевской Руси. В начале ХІІ в. Древнерусское государство распалось на отдельные княжества и феодальные республики. В этот период Киевская Русь уже не представляла собой единого политического целого и состояла из ряда отдельных земель – княжений. Территория Беларуси входила в состав Полоцкого, Туровского, Пинского, Новогрудского и частично Смоленского, Черниговского, Киевского и Владимиро-Волынского княжеств. В начале ХІІІ в. процесс политического дробления пошёл ещё быстрей. Княжества стали дробиться на уделы. Поэтому ХІІ–ХІІІ вв. прошли в непрерывных междоусобных войнах.
В то же самое время в ХІІІ в. складываются предпосылки возникновения в Европе нового государственного образования – Великого княжества Литовского. Среди причин, подталкивавших западнорусские княжества к объединению, были как внутренние, так и внешние факторы. Это – интенсивное развитие феодальных отношений, которое всегда ведёт к обострению классовой борьбы и усилению объединительных тенденций, а также внешняя угроза со стороны крестоносцев и монголо-татар. Объединяющей силой западнорусских княжеств выступила власть великих князей литовских.
Процесс создания ВКЛ был продолжительным и сложным. Он длился более столетия – со 2-й четверти ХІІІ в. до 3-й четверти ХІV в. Пути, способы и обстоятельства присоединения отдельных земель к Великому княжеству Литовскому были различны. В одних случаях территория присоединялась с помощью военной силы, в других – на основе союза между русскими и литовскими князьями, в третьих – путём династических браков. В результате этих процессов на протяжении ХІІІ – ХІV вв. в Центральной и Восточной Европе появилось феодальное государство – Великое княжество Литовское, которое занимало территорию современных Литвы и Беларуси, большую часть Украины и часть России (Смоленскую, Тульскую и Орловскую области). В ХV в. ВКЛ простиралось от Балтийского до Чёрного моря и от границ Польши и Венгрии до Подмосковья.
Великое княжество Литовское представляло собой полиэтническое государство четырёх основных народов – белорусского, русского, украинского и литовского, где славяне занимали примерно 11/12 территории и составляли около 80 % населения страны.
Объединение всех земель Беларуси в одно государство обусловило укрепление этноорганизующих связей между разными территориальными частями населения, содействовало их консолидации и формированию белорусской народности. В результате социально-экономических, политических и этнических процессов, которые происходили в Беларуси в ХІV – ХVІ вв., сформировалась самостоятельная восточнославянская этносоциальная общность – белорусская народность с её основными этническими признаками: территорией, культурой, языком, особенностями хозяйственных связей, определённым уровнем самосознания. Именно в этот период отчётливо проявляется этническая самобытность белорусского народа – развивается родной язык, письменность, философская и социально-политическая мысль, правотворчество, складываются национальные обычаи и традиции, укрепляется приверженность населения православному вероисповеданию.
Однако политическая история
Великого княжества Литовского дала
белорусскому народу скорее негативный,
чем позитивный опыт развития государственности.
Принципы, заложенные в основу государственного
устройства ВКЛ, постоянно провоцировали
борьбу центробежных и центростремительных
тенденций. И эта борьба, в конечном
счёте, привела к фактической
потере государственного суверенитета.
С самого начала существования ВКЛ
были заложены основы федералистских
начал в государственном
В конце ХІV – ХVІ вв. важнейшим направлением внешней политики Великого княжества Литовского стали отношения с Польшей. Первой серьёзной попыткой инкорпорации ВКЛ в Польскую Корону была Кревская уния 1385 г. Условия унии предусматривали лишение княжества самостоятельного существования и включение его в состав Польши. Однако благодаря сопротивлению белорусско-литовских феодалов ещё полтора века ВКЛ оставалось суверенным государством, находясь только в состоянии персональной унии с Польшей.
Ко второй половине ХVІ в. созрели условия для более тесного государственного объединения Великого княжества Литовского с Польшей. Первая группа причин этого объединения связана с внешнеполитическими обстоятельствами. Соперничество между Великим княжеством Литовским и Великим Московским княжеством за славянские земли вылилось в первой половине ХVІ в. в целый ряд русско-литовских войн, в результате которых ВКЛ потеряло ¼ своей территории. С 1500 по 1569 г. в пределы Великого княжества Литовского 45 раз врывались полчища крымского хана, в том числе 10 раз они опустошали территорию Беларуси. Борьба ВКЛ, Польши и Московского государства за Ливонию привела к длительной Ливонской войне (1558–1583). Чтобы более успешно противостоять агрессии, Польша предложила ВКЛ объединиться в единое государство под эгидой Польши.
Вторая группа причин связана
с внутриполитическим развитием
ВКЛ. Средняя и мелкая шляхта была
недовольна властью великого князя
и магнатов, считала привилегии польской
шляхты большими и поэтому активно
выступала за объединение с Польшей,
надеясь получить в новом государстве
ещё больше привилегий. Третья группа
причин носила династический характер.
После трёх браков у польского
короля и великого князя литовского
Сигизмунда ІІ Августа не было наследников.
Он решил жениться четвёртый раз,
но по католическому обряду это можно
было сделать только с разрешения
папы римского. Сигизмунд ІІ Август
начал выслуживаться перед
Люблинская уния, силой навязанная Великому княжеству Литовскому поляками во главе с Сигизмундом ІІ Августом на Люблинском сейме 1569 г. после аннексии и присоединения большей части территории княжества к Польскому королевству (Подляшье, Волынь, Подолия, Киевщина), предусматривала инкорпорацию остатков Великого княжества Литовского в польское государство под названием “Речь Посполитая”. Во главе этого государства стояли выборный польский король (его титулами были: великий князь литовский, русский, прусский и т.д.) и единый высший законодательный орган – коронный (т.е. польский) сейм, в котором голоса представителей ВКЛ заглушались подавляющим большинством коронных послов.
Информация о работе Истоки идеологии белорусской государственности