Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 09:17, контрольная работа
В одном из питейных заведений Вавилона произошла пьяная драка между Мар-Амурримом и Имчур-Даму. Силач Мар-Амуррим помимо многочисленных ушибов и ссадин, нанесенных противнику, умудрился к тому же выколоть несчастному правый глаз и сломать левую руку. Досталось и Курди-Иштару, пытавшемуся унять буяна: он лишился почти всех зубов. Утром потерпевшие обратились в суд. Как должно разрешиться дело?
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный университет»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра теории и истории государства и права
Контрольная работа по
Истории государства и права зарубежных стран
наименование предмета полностью
Вариант № 2
Рыбалкина А.А.
Барнаул 2013
Задача 1. В одном из питейных заведений Вавилона произошла пьяная драка между Мар-Амурримом и Имчур-Даму. Силач Мар-Амуррим помимо многочисленных ушибов и ссадин, нанесенных противнику, умудрился к тому же выколоть несчастному правый глаз и сломать левую руку. Досталось и Курди-Иштару, пытавшемуся унять буяна: он лишился почти всех зубов. Утром потерпевшие обратились в суд. Как должно разрешиться дело?
Необходимо дать общую характеристику Законов Хаммурапи. Необходимо рассмотреть регулирование вопросов, связанных с преступлениями и наказаниями. Каким образом строится ответственность за нанесение тесных повреждений по ЗХ? Предложите конкретное решение задачи на основе норм ЗХ.
Законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) представляют самый значительный правовой документ Древней Месопотамии. Он был обнаружен французскими археологами в 1901 году при раскопках эламского города Сузы.
Законник отражает многовековой итог юридической мысли и практики, в нем заметно влияние древних законов Шумера и Аккада. Следуя традиции, Хаммурапи провозглашает себя поборником Справедливости, Истины, Милосердия. В ту эпоху эти термины, вероятно, обозначали законность и правопорядок.
Законы Хаммурапи состояли из Пролога, текста законов и Эпилога. Всего из сплошного текста, выбитого на камне, переводчиками выделено 282 параграфа, или статьи, причем около 37 статей оказались уничтоженными (соскобленными).
Статьи:
1. наказания за клятвопреступления и наговоры в суде, а также за незаконный пересмотр судебного решения (ст. 1-5);
2. о защите дворцовой, храмовой и частной собственности от воровства:
3. регулирование удельных имущественных прав состоящих на царской военной службе (ст. 26-37);
4. об аренде земли и правилах водопользования (ирригационными сооружениями). Здесь же перечисляются условия и меры по обеспечению возврата долгов (ст. 38-107), обращения в долговую кабалу;
5. способы возмещения вреда вследствие небрежного пользования обводными каналами, а также содержание запрета на самовольное изъятие невозвращаемого долга (ст. 53, 113 и др.);
6. требующие наказания за причинение вреда общественному миру и согласию:
7. раздел о семейственном праве:
8. защита от причинения вреда здоровью, имуществу, личному достоинству (оскорбления, телесные повреждения и т.д.) регулируется ст. 196-214.
9. правила и регулирование
ответственности за пользование движимым имуществом, за совершение торговых
операций и предоставление различных
услуг или средств труда (ст. 215-282). Здесь
регулируются обязательственные
Данный судебник носил казуистический характер, так как преимущественно представлял источник, перечисляющий различные прецеденты.
Значительная часть правовых норм законов Хаммурапи была посвящена регулированию общественных отношений, связанных с царско-храмовым хозяйством.
Вместе с тем законов Хаммурапи не затрагивали многие важные области внутриобщинных отношений, отношений общин с царской властью и пр.
Субъектами права признаются
свободный общинник (авилум) и неполноправный
свободный, находящийся на царской
службе (мушкену). Некоторыми правами (право
на развод и возвращение приданого) пользовались также
свободные женщины. Рабы и дети рассматривались
лишь как объекты права. В законе Хаммурапи.
уделялось особое внимание укреплению
власти рабовладельцев над рабами, частной
собственности вообще и охране интересов
царских служилых людей. По этим законам
можно сделать вывод о весьма значительном
развитии товарно-денежных отношений
в Вавилоне.
Рабовладельческая сущность законов Хаммурапи
становится более очевидной при анализе
норм о преступлениях и наказаниях.
Кровная месть отменена, но ее эквивалентом
стал принцип талиона - «равное за равное».
Однако он применялся по отношению к лицам
равного общественного положения, состоящим
в одном сословии.
Если строитель построил дом, а он рухнул
и в результате погиб хозяин, то предается
смерти подрядчик (ст. 229). Если жертвой
стал сын хозяина, будет умерщвлен сын
строителя. Если же задавили насмерть
раба хозяина, подрядчик должен отдать
своего раба, то есть возместить ущерб.
Эти статьи устрашали бракоделов. Такое
же наказание грозило ростовщику, если
он дурным обращением довел до смерти
сына своего должника, отданного в долговую
кабалу.
Если лекарь, цирюльник,
снимая бельмо у авилума с глаза, повредил
его, то ему отрубали кисть руки. За такое
же повреждение, нанесенное рабу, лекарь
мог отделаться штрафом. Следовательно,
принцип талиона в законов Хаммурапи нашел
более полное отражение, чем в каком- либо
другом памятнике права той эпохи. Его
происхождение ведет свое начало от законов
шумеров.
Анализ преступлений и
В перечне мер наказания главной объявлялась
смертная казнь, которая предусматривалась
по 30 составам преступлений. Она могла быть
простая и квалифицированная: утопление,
сожжение, повешение, посажение на кол.
Допускается замена телесного наказания уплатой
штрафа. В перечне наказаний по законам
Хаммурапи много наказаний
Испытания водой (ордалии) также означали
гибель человека, так как подозреваемый,
как правило, тонул. Если жрица вошла
в питейное заведение, по закону ее
следовало сжечь (ст. 110).
Содержательницу кабака, постоялого двора,
если она не схватила преступников и не
привела их к властям, надлежало убить
(ст. 109). В данном случае в качестве преступников,
вероятно, рассматривались заговорщики,
смутьяны, бунтовщики.
Можно сделать вывод, что законы Хаммурапи
преимущественно защищали права господствующего
класса рабовладельцев.
Таким образом, в решении поставленной задачи основополагающую роль будет играть сословное положение всех участников драки. Поскольку в условиях задачи не сказано про сословное положение участников драки, возможны следующие варианты разрешения конфликта:
Ситуация №1: В случае если участники уголовно-правовой коллизии являлись авилумы, свободные общинники, действует принцип талиона (статья 196, 197, 200), т.е. зеркальное отражение.
Ситуация №2: В случае если авилум, калечит мушкену (выбивает глаз, ломает кость), то он заплатит значительный штраф 1 мину серебра (статья 198).
Ситуация №3: В случае если виновник конфликта авилум, калечит раба (выбивает глаз, ломает кость), то он заплатит половину покупной цены раба его хозяину (статья 199).
Ситуация №4: Неумышленное нанесение телесных повреждения авилуму Курди-Иштару (выбитые зубы), авилумом Мар Аммурилом, карается таким образом, что Мар Аммурил должен поклясться: «Неумышленно я ударил», — и оплачивать Курди-Иштару лекаря (статья 206).
Ситуация №5: В случае если мушкену, калечит авилума (выбивает глаз, ломает кость), то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз (статья 202).
Ситуация №6: В случае если мушкену калечит мушкену (выбивает глаз, ломает кость), то он должен отвесить 10 сиклей серебра.
Ситуация №7: В случае если виновник конфликта раб, калечит высшего по классу (выбивает глаз, ломает кость), то ему отрезали ухо (статья 205)
Задача 2. Бездомный франкский крестьянин Вальтрам поселился в вилле (деревне), к которой не принадлежал по своему рождению, построил жилище и засеял участок свободной земли. Спустя шесть месяцев один из соседей заявил требование о немедленном выселении Вальтрама, и последний был вынужден покинуть деревню. Перед уходом он продал дом и засеянное поле, но эти его действия были оспорены. Каково будет решение суда?
Охарактеризуйте памятник права франков - Салическую правду. Рассмотрите регулирование земельных и имущественных отношений. Какую роль играла община в жизни франков? Предложите конкретное решение задачи на основе норм СП?
Важнейшим источником для изучения общественного строя франков преимущественно Северной Галии в меровингский период является Салическая правда. Она представляет собой запись судебных обычаев салических Франков, произведенную, как полагают, в начале VI века еще при Хлодвиге. Римское влияние сказалось здесь гораздо меньше, чем в других варварских правдах, и обнаруживается главным образом во внешних чертах; латинский язык, штрафы в римских денежных единицах.
Салическая правда более
или менее чистом виде отражает архаические
порядки первобытнообщинного
Это первая запись права, точнее, правовых обычаев франков, — Салического закона (первоначально ту часть этого племени, которая жила около моря, называли «салическими», т.е. «приморскими» франками). После завоевания Галлии жизнь франкского племени усложнилась, и нужно было регулировать разные ее стороны, разрешать многочисленные конфликты. С этой целью и был записан Салический закон.
Франки говорили на германском диалекте, употребляя отчасти также латынь местных жителей Галлии, но в письме применялся только латинский язык. На нем-то и записан Салический закон.
Запись обычаев, издавна сложившихся в народе, отличается от тех государственных законов, которые были составлены в Риме учеными юристами. В законодательстве устанавливаются общие нормы: какие наказания или штрафы следуют в результате правонарушения, но конкретные случаи не описываются, — они подводятся под норму. Совсем иначе обстоит дело в записи обычая. Здесь нет общего постановления о том, какое наказание постигнет убийцу или вора. Вместо этого мы найдем в «Салическом законе» многочисленные статьи, каждая из которых описывает именно индивидуальный факт. За убийство человека положено было платить вергельд («возмещение за жизнь»), но размеры его неодинаковы и зависят от того, кто убийца и кто убитый, ибо за галло- римлянина положено было платить меньше, чем за свободного франка. Отдельно говорится о возмещениях за убийство зависимых людей и рабов. Что касается ранений, то записи о них в Салическом законе представляют собой целый «анатомический трактат», так как за каждую рану положено особое возмещение.
То же самое видим мы и в статьях о кражах. Тот, кто ожидал бы найти здесь постановление о штрафе за покушение на чужую собственность, изложенное в общей форме, будет удивлен тем, что вместо этого в «Салическом законе» детально перечисляются конкретные виды домашнего имущества и скота (отдельно о быках, о коровах, о поросятах, овцах, конях и т.п.) с указанием их возраста и степени пригодности, а также обстоятельств, при которых была совершена кража (скажем, увели ли корову с пастбища или похитили из хлева). При этом размеры возмещении могут быть те же самые, и тем не менее каждый случай записан особо.
Информация о работе Истории государства и права зарубежных стран