Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 12:05, контрольная работа
У каждого народа есть своя история. Это история происхождения, развития, традиций, завоеваний и падений.
История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью человека знать историю свой Родины, свои корни. Народ без исторической памяти неизбежно распадается. Без знания прошлого, у этого народа не будет и будущего.
У русского народа есть богатейшее прошлое, память о котором нам важно сохранить и передать следующим поколениям.
Важнейшими источниками истории России являются летописи. Наиболее значимая из них «Повесть временных лет». Среди других важных источников древней и средневековой России необходимо отметить «Слово о полку Игореве» и новгородские грамоты на бересте, найденные при археологических раскопках в Новгороде
Введение
1. Исторические источники о происхождении и расселении восточных славян
2. Описание древних славян
3. Хозяйственная жизнь, быт, нравы и верования
3.1 Хозяйственная деятельность
3.2 Путь «из варяг в греки»
3.3 Быт, нравы и верования
4. Заключение
5. Список литературы
Однако земледелие было не единственным занятием, с ним еще было связанно скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз, выращивали лошадей. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, в лесной полосе - лошадей.
Лесные и речные промыслы также были распространены у славян. Они занимались в основном охотой (получали пушнину), рыбной ловлей, собирали грибы и ягоды. Мед получали при помощи бортничества. Это был не простой сбор меда диких пчел, но и уход за дуплами («бортями») и даже их создание. Развитию рыболовства способствовало то обстоятельство, что славянские поселения обычно располагались по берегам рек.
Большую роль в экономике восточных славян, как во всех обществах, стоящих на стадии разложения родоплеменного строя, играла военная добыча: племенные вожди совершали набеги на Византию, добывая там рабов и предметы роскоши. Часть добычи князья распределяли между своими соплеменниками, что, естественно, повышало их престиж не только как предводителей походов, но и как щедрых благотворителей.
Приблизительно в VII - VIII вв. ремесло окончательно отделяется от земледелия. Выделяются специалисты--кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, позднее гончары. Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах -- градах или на городищах -- погостах, которые из военных укреплений постепенно превращаются в центры ремесла и торговли -- города. Одновременно города становятся оборонительными центрами и резиденциями носителей власти.
3.2 Путь «из варяг в греки»
Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь "из варяг в греки". Великий водный путь был своеобразной «столбовой дорогой», связывавшей Северную и Южную Европу. Он возник в конце IX в. Из Балтийского (Варяжского) моря по реке Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро(Нево), оттуда по реке Волхов- в озеро Ильмень и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда). Наиболее развитые земли славянского мира- Новгород и Киев- контролировали северный и южный участки Великого торгового пути. Это обстоятельство дало основание ряду историков вслед за В.О. Ключевским утверждать, что торговля мехом, воском и медом была главным занятием восточных славян, так как путь «из варяг в греки» был «главным стержнем экономической, политической, а потом и культурной жизни восточного славянства».
Другим торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока.
3.3 Быт, нравы и верования
Быт восточнославянских племен ярко описан в памятниках древнерусской литературы. Так, между селами устраивали игрища – религиозные праздники, на которых жители соседних сел похищали себе жен по уговору с ними. В то время у славян было многоженство, невест не хватало. Чтобы задобрить род, у которого умыкали невесту, ее родственникам давали выкуп. Со временем умыкание невесты было заменено обрядом хождения зятя по невесту, когда невесту выкупали у ее родственников по взаимному договору. На смену этому обряду пришел другой – привод невесты к жениху. Родственники жениха и невесты становились свояками, т. е. своими друг для друга людьми. Женщина занимала подчиненное положение. После смерти мужа одна из его жен должна была быть похоронена вместе с ним. Покойника сжигали на костре. Погребение сопровождалось тризной – пиршеством и воинскими играми. Известно, что у восточных славян сохранялась еще кровная месть: родственники убитого мстили смертью убийце.
Главным был Род - бог неба, грозы, плодородия. О нем говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого рождаются дети. Род - повелитель земли и всего живого, он - языческий бог-творец. Имя Рода восходит к иранскому корню со значением божества и света, а в славянских языках корень “род” означает родство и рождение, воду (родник), прибыль (урожай), такое понятие как народ и родина. Такое разнообразие однокоренных слов, несомненно, доказывает величие языческого бога.
Много общего с Родом имеют Стрибог и Сварог. “Стрибог” означает бог-отец. Бог зимы и ветров. Также известен как рассеиватель богатства. Стрибог - олицетворение зимы и мороза, он известен своими внуками - ветрами. Стрибог - плохой бог, который находит радость в несчастье другого. Он изображается в виде старухи, задирающей своих внуков, как добро, так и зло, на подчинение его сумасшедшим идеям. Сварог - обозначает Единый Бог Вселенной, также известен как - Яркий, символ- облака, раскалываемые молнией. Сварог - олицетворение неба, создатель мира. Некогда Сварог расколол облака стрелами молнии и зажег факел солнца. Своим могучим мечом он поражает демонов тени. В древности Сварог имел горячее желание обеспечить своим сыновьям будущее, поэтому Даждьбогу дал божественный дар огня, а Сварожичу - молнии.
Спутницами Рода были Рожаницы - безымянные богини плодородия, изобилия, благополучия. Образ их восходит еще к древним Оленихам, однако, Рожаницы - не столько подательницы плодородия, сколько хранительницы жизни. По наиболее древнему представлению Рожаницы мыслились в виде двух небесных богинь, подательниц дождя, но дольше всего держалась вера в них, как защитниц молодых матерей и маленьких детей. Сложной системе языческих верований славян соответствовала не менее сложная система культов. “Малые” божества не имели ни жрецов, ни святилищ, им молились либо поодиночке, либо семьей, либо поселком или племенем. Для почитания высоких богов собиралось несколько племен, для этого создавались храмовые комплексы, формировалось жреческое сословие.
Женскими божествами плодородия, благополучия, весеннего расцвета жизни были Лада и Леля. Они подобны безымянным Рожаницам - спутницам Рода; сопоставление с мифологией других народов позволяет утверждать, что богини были матерью и дочерью.
Лада - богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. Ее культ прослеживается у поляков вплоть до XV в.; в древности он был распространен у всех славян, а также балтов. К богине обращались с мольбами поздней весной и в течение лета, приносили в жертву белого петуха (белый цвет символизировал благо). Ее имя повторялось в припевах песен: "Ой, Ладо!”.
Среди общеславянских богов плодородия особое место занимают воинственные боги, которым приносили кровавые жертвы - Ярило и Перун. Несмотря на глубокую древностью а следовательно широкую известность этих богов, они были мало почитаемы большинством славянских племен из-за своего воинственного облика.
Ярило - бог весны и веселья. Символ- гирлянда или корона из диких цветов. Священные животные и растения- пшеница, зерно. Веселый Ярило - покровитель весенних растений. Ярило носит белый плащ и корону из диких цветов и владеет связками пшеницы и шкивами зерна. Он представлен соломенным идолом. Мати-Сыра-Земля - его жена. Бог зерна, умирающего в земле, чтобы возродиться колосом, он был одновременно и прекрасным, и жестоким. Язычникам он представлялся юношей на белом коне, в белой одежде, в венке из полевых цветов, со снопом ржи в одной руке и отрубленной человеческой головой в другой. Яриле, как богу смерти и воскрешения приносилась в жертву молодая овца, кровью которой окроплялась пашня, дабы сделать урожай более обильным.
Языческие жрецы - волхвы - совершали
обряды в святилищах, изготавливали идолов
и священные предметы, используя магические
заклинания, они просили богов об обильном
урожае. Славяне долго хранили веру в волков-облако
гонителей, которые превращались в волков,
в таком облике поднимались на небо и призывали
дождь или разгоняли тучи. Другим магическим
воздействием на погоду было - “чародейство”
- заклинательные действия чашей, наполненной
водой. Водой из этих сосудов окропляли
посевы, чтобы увеличить урожай.
Волхвы также изготавливали амулеты -
женские и мужские украшения, покрытые
заклинательными символами.
Введение христианства в славянских землях (с 9 века) положило конец официальному существованию языческих богов, персонажи которых стали рассматриваться как отрицательные, если только не отождествлялись с христианскими святыми, как Перун - со святым Ильей, Велес - со святым Власием, Ярила - со святым Юрием (Георгием). Низшие же уровни языческих богов, как и система общих противопоставлений, оказались более устойчивыми и создавали сложные сочетания с господствующей христианской религией.
В то время еще не было общественных богослужений, не было ни храмов, ни жрецов. Обычно изображения богов в виде каменных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах – капищах, богам приносились жертвоприношения – требы.
Вся
природа представлялась
У славян были свои языческие праздники, связанные со временами года, с земледельческими работами. В конце декабря – колядовали ходили по домам ряженые с песнями и прибаутками, славили хозяев, которые должны были ряженых одаривать. Большим праздником были проводы зимы и встреча весны – масленица. В ночь на 24 июня (по старому стилю) отмечался праздник Ивана Купалы – проходили обряды с огнем и водой, гадания, водили хороводы, пели песни. Осенью после окончания полевых работ отмечали праздник урожая: пекли огромный медовый каравай.
Заключение
В первую очередь в свое работе я описала как начиналась жизнь славян, как формировались народы и чем они занимались в своей жизни. Мне было очень интересно узнать, как зарождалась наша история, где жили, чем занимались и какая была религия у наших предков.
У древних славян была очень интересная
жизнь. Существует множество теорий миграционного
характера происхождения славян и их «прародины».
Великие историки отмечают сложность
самого процесса происхождения славян.
По их глубокому убеждению, первоначально
складывались отдельные мелкие древнейшие
племена на определённой обширной территории,
которые затем образовались в более крупные
племена и их объединения и, наконец, в
исторически известные народы, образующие
нации. Таков общий путь этнического, культурного
и языкового развития народов, и наций.
Следовательно, народы образовались в
ходе истории не от единого исконного
«пранарода», а наоборот, путь развития
в основном шел от того что было множество
разных племен, которые постепенно объединялись
и взаимно скрещивались.
Основной хозяйственной деятельностью восточных славян было: земледелие. С земледельческим занятием было тесно связано скотоводства. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество, имевшие огромное значение в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лён, конопля).
Постоянно улучшающее хозяйство восточных славян, в конце концов, привело к тому, что отдельная семья, отдельный дом перестали нуждаться в помощи рода, сородичей. Так зарождалось право частного владения, частной собственности.
В этих условиях резко возрастали власть и хозяйственные возможности племенных вождей, старейшин, племенной знати, воинов, окружавших вождей. Так зарождалось в славянской среде, а особенно явственно в районах Среднего Поднепровья, имущественное неравенство.
Во многом этим процессам помогало развитие не только земледелия и скотоводства, но и ремёсла, рост городов, торговых связей, потому что здесь также создавались условия для дополнительного накопления общественного богатства, которое чаще попадало в руки имущих, углубляло имущественное различие между богатыми и бедными.
Большое
внимание я уделила верованиям восточных
славян. Их религия была сложной, разнообразной
с детально разработанными обычаями. Её
истоки уходят в индоевропейские древние
верования и ещё дальше к временам палеолита.
Именно там, в глубинах древности зарождались
представления человека о сверхъестественных
силах, которые управляют его судьбой,
о его отношении к природе и о её отношении
к человеку, о своём месте в окружающем
мире. Религия, существовавшая у разных
народов до принятия ими христианства
или ислама, называется язычеством.
Сколько бы историков не пыталось написать книги на тему Восточные славяне, у них бы все равно не получилось передать ту иную суть их происхождения, ведь по сей день для нас это остается загадкой. И каждый раз когда углубляешься в историю славян, узнаешь, что-то новое и не обычное из их происхождения и жизни.
Список литературы:
Информация о работе Исторические источники о происхождении и расселении восточных славян