Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:35, контрольная работа
В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех об
ластях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований
уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования
того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содер
жанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата
абсолютизма. Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости
усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах,
централизации управления, построения стройной и гибкой системы уп
равленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами
власти.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Предпосылки реформ………………………………...……………..…………..3
2. Характер реформ………………………...…..………………………..………...5
3. Начало правления.......…………………………….…………………..………..8
4. Реформы органов власти и управления …………………………………...….9
5. Заключение……………………………………………………………….……11
Список использованной литературы…………………………………………...12
Тогда же у Петра пробудилась любовь к морю и мореплаванию. В начале 1689 г. Петр женился на Евдокии Лопухиной, что означало его совершеннолетие и давало все права на самостоятельное правление. Отношения между с Софьей снова обострились, она вновь попыталась опереться на стрельцов, но, в итоге, вынуждена была уступить сводному брату.
Царь Иван, никогда не участвовавший в делах государства, формально оставался соправителем Петра вплоть до своей смерти в 1696 г. Непосредственная государственная деятельность самого Петра началась с организации в 1695 г. первого Азовского похода. Мощную турецкую крепость взять не удалось из-за отсутствия флота, способного ее блокировать с моря.
Петр,
осознав причины неудач, начал
энергичную подготовку ко второму походу
и, благодаря действиям
Целями посольства являлись укрепление и расширение антитурецкого союза; приглашение на русскую службу специалистов, закупка и заказ вооружения; личное ознакомление Петра с политической обстановкой, экономическими и культурными достижениями стран Западной Европы.
Впервые “православный царь”, покинул, правда, инкогнито под именем волонтера Петра Михайлова, свою страну и вступил на “нечистую” землю иноземцев.
Петру, однако, не удалось решить главную дипломатическую задачу. Но в ходе поездки он склонился к идее переориентации внешнеполитического курса России и создания антишведской коалиции, сумел пригласить на русскую службу иностранных специалистов, оставив для обучения за рубежом русских дворян, было закуплено вооружение.
Петр обогатился новыми впечатлениями, что по возвращению в 1698 г. после известия о новом стрелецком бунте, и подтолкнуло его к началу преобразований.
Первым шагом стала своеобразная “реформа смеха” начала 1690-х гг. Развлекаясь, Петр организовал “всешутейший собор”, члены которого проводили время в “поклонении Бахусу”, т.е. в пьянстве и безобразиях, оскорблявших церковь.
Но благодаря этим “забавам” царь вольно или невольно готовил “кадры” для будущих реформ, направленных против устоявшихся норм и традиций. Петр под страхом штрафов и порки приказал служилым людям носить европейскую одежду и брить бороду, считавшуюся символом христианской веры человека, “созданного по образу и подобию божьему”, а следовательно, - с бородой.
Для Петра борода стала символом ненавистной старины, несущей, например, в лице стрельцов, угрозу ему и его планам. Эти меры подрывали устои (не случайно церковь брадобритие объявляла смертных грехом) и также призваны было ускорить формирование кадров реформы.
С 1699 г. началось комплектование регулярной армии путем насильственного набора “даточных людей” (с 1705 г. утвердился термин “рекруты”).
Готовясь к войне со Швецией, поставлявшей России металл и вооружения, Петр приступил к форсированному созданию собственной промышленной базы.
За счет казны строились железоделательные заводы и оружейные мастерские в Карелии и на Урале.
В целях подготовки к войне была проведена
и первая городская реформа. Указ 1699 г.
о создании Бурмистерской палаты (Ратуши)
вводил там самоуправление. Однако городское
население, согласившееся на создание
новых учреждений, должно было платить
налоги в двойном размере.
4. Реформы органов власти и управления
Годы правления Петра I отличаются его постоянными попытками вызвать к жизни самодеятельность населения. Однако целью таких преобразований всегда оставалось закрепощение всех его слоев различными видами налогов (их было до 60). Все общественные стремления императора подчинялись фискальным потребностям государства.
Крупнейшей административной реформой местного управления было создание губерний. Эта реформа совершенно изменила систему управления на местах. Ей был посвящен Указ “Об учреждении губерний и о росписи к ним городов” от 18 декабря 1708 г.
Согласно этому указу вся территория России была разделена на 8 губерний (во главе с губернаторами): Московская, Ингерманландская — позднее С.-Петербургская, Киевская, Смоленская, Архангельгородская — позднее Архангельская, Казанская, Азовская, Сибирская. В 1711 г. губерний стало 9, а в 1714-м — 11 (Астраханская, Нижегородская, Рижская).
Это была первая административная реформа Петра. А.А. Кизеветтер подчеркивает фискальный характер этой реформы: “...каждая часть (регулярной армии. — Авт.) содержалась на сборы с населения соответствующей губернии, в пределах которой она будет расквартирована... Собрать с губернии положенные по табели сборы и своевременно доставить их в соответствующие полки — в этом заключалась главная сущность, альфа и омега административных задач, возложенных на губернатора”. К функциям губернатора присоединялись и другие обязанности — организация и деятельность суда и полиции. Губернская реформа укрепила власть помещиков на местах.
Петр
сделал попытку ввести в строй
губернского управления коллегиальное
и избирательное начала. При губернаторе
был образован совет “
Однако
жизнь обратила названное начинание
Петра в нечто прямо
С 1719 г. Петр приступил ко второй административной реформе, ибо первая, проводившаяся с 1708 г., в основном была завершена к 1719 г. В соответствии со второй реформой местного управления 11 губерний делились на 45 провинций, во главе которых были поставлены воеводы. Провинции делились на округа — дистрикты, куда камер-коллегия назначала таких руководителей, как земские комиссары.
С 1724 г. с населения начинается взимание нового налога — подушной подати. Для сбора подушного налога учреждается институт выборных на 1 год местным дворянским обществом новых земских комиссаров.
Это была вторая после ландратов попытка петровского законодательства повысить в местном управлении самодеятельность дворянства.
Однако и институт выборных комиссаров просуществовал недолго, он столкнулся с ярко выраженным абсентеизмом местных дворян (их многие съезды не могли состояться из-за неявки дворян). Земский комиссар, передававший подушный сбор полковнику, попал в полную зависимость от последнего.
Господство в губернии гражданской бюрократии (губернатор, воевода, земский комиссар) осложнилось еще господством военного полкового начальства. Под двойным давлением того и другого быстро замирали зародыши самоуправления.
Под
тяжестью фискальных обязанностей пребывала
и сельская поземельная община —
субъект самоуправления на селе (сбор
податей, поставка рекрутов). В вотчинах,
где управление основывалось на мирском
(общинном) представительстве (сход крестьян,
который избирал сельского
Наиболее четко проявился общественный дуализм общины как орудия вотчинного управления, с одной стороны, а с другой — как орудия защиты и сохранения интересов крестьян перед феодалом и царской администрацией.
Петровские реформы коснулись также и устройства управления торгово-промышленным населением городов.
В фискальных интересах и в целях предоставления больших прав купечеству в 1699 г. была проведена городская реформа.
Городское население было изъято из подчинения воеводам и передано в ведение избираемых посадскими людьми бурмистров.
Местные бурмистры подчинялись в Москве Бурмистерской палате, переименованной в Ратушу, которой был поручен также сбор всех косвенных (таможенных, питейных и др.) налогов с городского населения.
Бурмистерская палата (с ноября 1699 г. — Ратуша), в которой заседали бурмистры из крупного московского купечества, выходила с докладом прямо к царю, минуя приказы, и была чем-то вроде Министерства городов и городских сборов.Она ведала всем посадским (торгово-промышленным) населением в судебных и торговых делах. В других городах учреждались земские избы с выборными бурмистрами. Они подчинялись Ратуше (Бурмистерской палате), а не воеводе и собирали и поставляли в Москву все государственные налоги, сборы и пошлины. Такова первая городская реформа Петра.
В 1720 г. была проведена вторая городская реформа — магистратская.13 февраля 1720 г. в Петербурге на правах коллегии (министерства) был учрежден Главный магистрат.
Он возглавил органы самоуправления всей страны. В Москве и других городах России учреждались магистраты по образцу Рижского и Ревельского парламентов.
Вице-президентом Главного магистрата был назначен богатый купец И. Исаев. Магистраты, состоявшие из избираемых бурмистров и ратманов, ведали сбором налогов и судом над горожанами, должны были “содержать в своем смотрении полицию”, что подразумевало тогда не только обеспечение безопасности города, но и пожарное дело, санитарию, открытие госпиталей, школ, богаделен и многое другое.
Магистраты были призваны заложить основы самоуправления, но это оказалось им не под силу. Слабость магистратов объяснялась почти полным отсутствием собственных средств. При Петре I города не имели источников дохода, так как сборы с лавок, пристаней, бань, харчевен и прочих оброчных статей поступали не в городскую кассу, а в государственную казну. Магистраты являлись соединительным звеном между администрацией и сходом жителей посада. Они оказались долговечными и были упразднены лишь в 1864 г. судебной реформой.
По второй городской реформе население городов было разделено на “регулярных” и “нерегулярных” граждан.
К “нерегулярным” относились лица, не владевшие собственностью. “Регулярные” делились на две гильдии: в первую входили дворяне, купцы и промышленники, во вторую — мелкие торговцы и ремесленники. Правом избирать в местные магистраты пользовались только “регулярные” граждане.
Причины того, что Петру I не удалось разрешить во всей полноте столь занимавшую его проблему местного управления А.А. Кизеветтер, например, видит в “добровольном абсентеизме” дворянства, почти поголовно занятого на военной службе и лишь случайно и мимолетно заглядывающего в свои родовые усадьбы: “Только раскрепощение общества и взаимное сближение сословий могло бы оживить самодеятельность русской провинции, но задачи этого рода были еще чужды эпохе Петра”.
Лишенные условий для жизненного развития, введенные Петром органы местного самоуправления на практике превращались в орудие фискальной политики правительства и быстро бюрократизировались.
В целом же реформы центрального и местного управления создали внешне стройную иерархию учреждений от Сената в центре до воеводской канцелярии — в уездах.
К
концу 20-х гг. XVIII в. стали очевидны
как фантастически ободряющие, так
и ужасающие последствия
К этой критической точке Россию подвел сам Петр. В свое время М.М. Сперанский так определил политическое значение эпохи Петра: “Петр Великий во внешних формах правления ничего решительно не установил в пользу политической свободы, но он отверз ей двери тем самым, что открыл вход наукам и торговле”.
В ходе петровских реформ к активной политической жизни были также вызваны люди, которые дышали уже иным цивилизационным воздухом и должны были уже рано или поздно поставить под сомнение политические рычаги, используемые Петром I для достижения своих грандиозных замыслов по превращению России в подлинно европейскую державу.
Первые признаки этого мы видим в оппозиции Петру I со стороны его сына, царевича Алексея, и поддерживающих его некоторых ближайших сподвижников Петра I. Все они были уничтожены царем. Чудом спасшийся сторонник Алексея Д.М. Голицын стал членом высшего государственного учреждения России 1726— 1730 гг. — Верховного тайного совета. “Верховники” во главе с Д.М. Голицыным разработали “кондиции” (условия), которые приняла царица Анна Ивановна (1730—1740 гг.).