Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:59, реферат
Цель исследования — анализ внешнеполитической деятельности Петра I с целью дать ей объективную оценку.
Введение 3
1.Детские и юношеские годы Петра I 4
2.Реформы Петра I . 8
3.Внешняя политика Петра I . 16
Заключение. 30
Список использованной литературы. 32
Необходимо было реорганизовать армию,
построить флот, овладеть побережьем
моря, создать отечественную
Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I. Петр не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах. Петр властно вторгался во все сферы жизни страны и намного ускорил развитие начал, полученных в наследство.
Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.
Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война.
Военная реформа
В этот период происходит коренная реорганизация
вооруженных сил. В России создается
мощная регулярная армия и в связи
с этим ликвидируется поместное
дворянское ополчение и стрелецкое
войско. Основу армии стали составлять
регулярные пехотные и кавалерийские
полки с единообразным штатом,
обмундированием, вооружением, осуществлявшие
боевую подготовку в соответствии с
общеармейскими уставами. Главными из
них были Воинский
1716г. и Морской уставы 1720г., в разработке
которых участвовал Петр I.
Развитие металлургии способствовало
значительному росту производства артиллерийских
орудий, устаревшая разнокалиберная артиллерия
заменялась орудиями новых образцов.
В армии было впервые произведено соединение
холодного и огнестрельного оружия —
к ружью был примкнут штык, что значительно
усилило огневую и ударную мощь войска.
В начале XVIII в. впервые в истории России
на Дону и на Балтике был создан военно-морской
флот, что по значению не уступало созданию
регулярной армии. Строительство флота
осуществлялось невиданно быстрыми темпами
на уровне лучших образцов военного кораблестроения
того времени.
Создание регулярных армии и флота потребовало
новых принципов их комплектования. В
основу была положена рекрутская система,
обладавшая несомненными преимуществами
перед другими имевшими в то время формами
комплектования. Дворянство освобождалось
от рекрутской повинности, но для нее обязательна
была военная или гражданская служба.
Реформы органов власти
и управления
В первой четверти XVIII в. был осуществлен
целый комплекс реформ, связанных с перестройкой
центральных и местных органов власти
и управления. Их сущностью было формирование
дворянско-чиновничьего централизованного
аппарата абсолютизма.
С 1708 года Петр I начал перестраивать старые
учреждения и заменять их новыми, в результате
чего сложилась следующая система органов
власти и управления.
Вся полнота законодательной, исполнительной
и судебной власти сосредоточилась в руках
Петра, который после окончания Северной
войны получил титул императора. В 1711 году
был создан новый высший орган исполнительной
и судебной власти — Сенат, обладавший
и значительными законодательными функциями.
Взамен устаревшей системы приказов было
создано 12 коллегий, каждая из которых
ведала определенной отраслью или сферой
управления и подчинялась
Сенату. Коллегии получили право издавать
указы по тем вопросам, которые входили
в их ведение. Кроме коллегий было создано
известное число контор, канцелярий, департаментов,
приказов, функции которых были также
четко разграничены.
В 1708 — 1709 гг. была начата перестройка
органов власти и управления на местах.
Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся
по территории и количеству населения.
Во главе губернии стоял назначаемый царем
губернатор, сосредоточивавший в своих
руках исполнительную и служебную власть.
При губернаторе существовала губернская
канцелярия. Но положение осложнялось
тем, что губернатор подчинялся не только
императору и Сенату, но и всем коллегиям,
распоряжения и указы которых нередко
противоречили друг другу.
Губернии в 1719 г. были разделены на провинции,
число которых равнялось
50. Во главе провинции стоял воевода с
провинциальной канцелярией при нем. Провинции
в свою очередь делились на дистрикты
(уезды) с воеводой и уездной канцелярией.
После введения подушной подати были созданы
полковые дискриты. Квартировавшие в них
воинские части наблюдали за сбором податей
и пресекали проявления недовольства
и антифеодальные выступления.
Вся эта сложная система органов власти
и управления имела четко выраженный продворянский
характер и закрепляла активное участие
дворянства в осуществлении своей диктатуры
на местах. Но она одновременно еще больше
расширила объем и формы службы дворян,
что вызывало их недовольство.
Реформа сословного устройства русского общества
Петр ставил своей целью создание
могущественного дворянского
Для этого нужно было распространить среди
дворян знания, повысить их культуру, сделать
дворянство подготовленным и пригодным
для достижения тех целей, которые ставил
перед собой Петр. Между тем, дворянство
в большинстве своем не было подготовлено
к их пониманию и осуществлению.
Петр добивался того, чтобы все дворянство
считало "государеву службу" своим
почетным правом, своим призванием, умело
править страной и начальствовать над
войсками. Для этого нужно было прежде
всего распространить среди дворян образование.
Петр установил новую обязанность дворян
— учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен
был учиться "грамоте, цифири и геометрии",
а затем должен был идти служить. Без справки
о
"выучке" дворянину не давали "венечной
памяти" - разрешения жениться.
Указами 1712, 1714 и 1719 гг. был установлен
порядок, по которому
"родовитость" не принималась во
внимание при назначении на должность
и прохождении службы. И наоборот, выходцы
из народа, наиболее одаренные, деятельные,
преданные делу Петра, имели возможность
получить любой военный или гражданский
чин. Не только "худородные" дворяне,
но и даже люди "подлого" происхождения
выдвигались Петром на видные государственные
должности.
Церковная реформа
Важную роль в утверждении абсолютизма
играла церковная реформа. В
1700г. умер патриарх Адриан, и Петр I запретил
избирать ему преемника.
Управление церковью поручалось одному
из митрополитов, выполнявшему функции
"местоблюстителя патриаршего престола".
В 1721 г. патриаршество было ликвидировано,
для управления церковью был создан "Святейший
правительствующий Синод", или Духовная
коллегия, также подчинявшаяся
Сенату.
Церковная реформа означала ликвидацию
самостоятельной политической роли церкви.
Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического
аппарата абсолютистского государства.
Параллельно с этим государство усилило
контроль за доходами церкви и систематически
изымалась значительная их часть на нужды
казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство
церковной иерархии и черного духовенства
и явились одной из главных причин их участия
во всякого рода реакционных заговорах.
Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся
в создании коллегиального
(синодального) управления русской церковью.
Уничтожение патриаршества отражало стремление
Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии
петровского времени "княжескую"
систему церковной власти. Объявив себя
фактически главой церкви, Петр уничтожил
ее автономию. Более того, он широко использовал
институты церкви для проведения полицейской
политики.
Подданные, под страхом крупных штрафов,
были обязаны посещать церковь и каяться
на исповеди священнику в своих грехах.
Священник, также согласно закону, был
обязан доносить властям обо всем противозаконном,
ставшим известным на исповеди. Превращение
церкви в бюрократическую контору, стоящую
на охране интересов самодержавия, обслуживающую
его запросы, означало уничтожение для
народа духовной альтернативы режиму
и идеям, идущим от государства. Церковь
стала послушным орудием власти и тем
самым во многом потеряла уважение народа,
впоследствии так равнодушно смотревшего
и на ее гибель под обломками самодержавия,
и на разрушение ее храмов.
Реформы в области культуры и быта
Главным содержанием реформ в этой
области было становление и развитие
светской национальной культуры, светского
просвещения, серьезные изменения
в быту и нравах, осуществляемых
в плане европизации.
Важные изменения в жизни страны решительно
требовали подготовки квалифицированных
кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая
школа обеспечить этого не могла. Стали
открываться светские школы, образование
начало приобретать светский характер.
Для этого потребовалось создание новых
учебников, пришедших на смену церковным.
Петр I в 1708 г. ввел новый гражданский шрифт,
пришедший на смену старому кирилловскому
полууставу. Для печатания светской учебной,
научной, политической литературы и законодательных
актов были созданы новые типографии в
Москве и Петербурге.
Развитие книгопечатания сопровождалось
началом организованной книготорговли,
а также созданием и развитием сети библиотек.
С 1702г. систематически выходила первая
русская газета "Ведомости".
С развитием промышленности и торговли
были связаны изучение и освоение территории
и недр страны, что нашло свое выражение
в организации ряда крупных экспедиций.
В это время появились крупные технические
новшества и изобретения, особенно в развитии
горного дела и металлургии, а также в
военной области.
В этот период написан ряд важных работ
по истории, а созданная Петром I
Кунсткамера положила начало сбору коллекций
исторических и мемориальных предметов
и редкостей, оружия, материалов по естественным
наукам и т. д.
Одновременно стали собирать древние
письменные источники, снимать копии летописей,
грамот, указов и других актов. Это было
началом музейного дела в России.
Логическим итогом всех мероприятий в
области развития науки и просвещения
было основание в 1724 г. Академии наук в
Петербурге.
С первой четверти XVIII в. осуществлялся
переход к градостроительству и регулярной
планировке городов. Облик города стали
определять уже не культовая архитектура,
а дворцы и особняки, дома правительственных
учреждений и аристократии.
В живописи на смену иконописи приходит
портрет. К первой четверти XVIII в. относятся
и попытки создания русского театра, в
это же время были написаны первые драматургические
произведения.
Изменения в быту затрагивали массу населения.
Старая привычная долгополая одежда с
длинными рукавами запрещалась и заменялась
новой.
Камзолы, галстуки и жабо, широкополые
шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли
в городах старую русскую одежду. Быстрее
всего распространилась западноевропейская
верхняя одежда и платье среди женщин.
Запрещалось ношение бороды, что вызвало
недовольство, особенно податных сословий.
Вводились особый "бородовой налог"
и обязательный медный знак о его уплате.
Петр I учредил ассамблеи с обязательным
присутствием на них женщин, что отражало
серьезные изменения их положения в обществе.
Учреждение ассамблей положило начало
утверждению в среде русского дворянства
"правил хорошего тона" и "благородного
поведения в обществе", употреблению
иностранного, преимущественно французского,
языка.
Изменения в быту и культуре, которые произошли
в первой четверти XVIII в., имели большое
прогрессивное значение. Но они еще больше
подчеркивали выделение дворянства в
привилегированное сословие, превратили
использование благ и достижений культуры
в одну из дворянских сословных привилегий
и сопровождалось широким распространением
галломании, презрительного отношения
к русскому языку и русской культуре в
дворянской среде.
Вывод
В результате Петровских реформ к
концу первой четверти XVIII в. сложилась
следующая система органов
Вся полнота законодательной, исполнительной,
и судебной власти сосредоточилась
в руках Петра, который после
завершения Северной войны получил
титул императора. В 1711г. был создан
новый высший орган исполнительной
и судебной власти – Сенат, обладавший
и значительными
Члены совета назначались императором.
В порядке осуществления
Никак не соответствовали новым условиям и задачам приказная система, сложившаяся при Боярской думе. Возникшие в разное время приказы сильно различались по своему характеру и функциям. Распоряжения и указы приказов зачастую противоречили друг другу, создавая невообразимую путаницу и надолго задерживая решение неотложных вопросов.
Взамен устаревшей системе приказов в 1717-1718 гг. было создано 12 коллегий.
Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Четкое распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении – все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.
К выработке регламентов были привлечены иностранные правоведы, был учтен опыт государственных учреждений Швеции и Дании.
Последующее развитие принципа чиновной, бюрократической выслуги нашло отражение в петровской "Табели о рангах" (1722).
Принятие "Табели о рангах" свидетельствовало о том, что бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило начало аристократическое. Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе. Признаком бюрократии как системы управления являются вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции. Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными – его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.
Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификации определялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой.
В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения. Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу.
Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с канцелярией при нем. Провинции, в свою очередь, делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. Некоторое время в царствование Петра уездная администрация была заменена выборным земским комиссаром из местных дворян или отставных офицеров. Его функции ограничивались сбором подушной подати, наблюдением за выполнением казенных повинностей, задержанием беглых крестьян. Подчинялся земский комиссар провинциальной канцелярии. В 1713 г. местному дворянству было предоставлено выбирать по 8-12 ландратов (советников от дворян уезда) в помощь губернатору, а после введения подушной подати были созданы полковые дистрикты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.
В итоге административных преобразований
в России было завершено оформление
абсолютной монархии. Царь получил
возможность неограниченно и
бесконтрольно управлять
3. Внешняя политика Петра I.
Война была главным движущимся рычагом преобразований, а военная реформа – её начальным моментом. Армия и флот являлись главной заботой Петра на протяжение всей его жизни. По его инициативе, на основе использования Западно-Европейского опыта, были созданы регулярная армия и первых в истории России военно-морской флот, Открыты военные учебные заведения (навигационная, артилерийская, инженерная школы),принято военное законодательство, утверждены органы управления, армией и флотом. Особое внимание Пётр уделял вооружению армии и флота, военному искусству.