История.основные задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:59, контрольная работа

Краткое описание

2 .Особенности развития культуры эпохи Средневековья Средневековая культура - европейская культура в период с V в. н.э. до XVII в. (условно подразделяется на три этапа: культура раннего Средневековья V-Х1 вв.; средневековая культура XI-XIII вв.; культура позднего Средневековья XIV-XVII вв.). Начало Средневековья совпало с отмиранием эллинско-классической, античной культуры, а конец - с ее возрождением в Новое время.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная №15 по истории.docx

— 22.06 Кб (Скачать файл)

2 .Особенности развития культуры эпохи Средневековья Средневековая культура - европейская культура в период с V в. н.э. до XVII в. (условно подразделяется на три этапа: культура раннего Средневековья V-Х1 вв.; средневековая культура XI-XIII вв.; культура позднего Средневековья XIV-XVII вв.). Начало Средневековья совпало с отмиранием эллинско-классической, античной культуры, а конец - с ее возрождением в Новое время.

 

Материальную основу средневековой  культуры составляли феодальные отношения. Политическая сфера Средневековья  представляла прежде всего господство военного сословия - рыцарства, основанное на сочетании прав на землю с политической властью. С образованием централизованных государств формировались сословия, составляющие социальную структуру средневекового общества - духовенство, дворянство и остальные жители («третье сословие», народ). Духовенство заботилось о душе человека, дворянство (рыцарство) занималось государственными и военными делами, народ - трудился. Общество стало делиться на «тех, кто работает» и «тех, кто воюет». Средневековье — это эпоха многочисленных войн. Только «кре- стовых походов» (1096—1270) официальная история насчитывает восемь.

 

Средневековью свойственно  объединение людей в различные  корпорации: монашеские и рыцарские  ордена, крестьянские общины, тайные общества и т.д. В городах роль таких  корпораций прежде всего играли цехи (объединения ремесленников по профессиям). В цеховой среде выработалось принципиально новое отношение к труду как ценности, возникло принципиально новое представление о труде как даре Божьем.

 

Доминантой духовной жизни  Средневековья являлась религиозность, которая обусловливала роль церкви в качестве важнейшего института  культуры. Церковь выступала и  как светская сила в лице папства, стремившаяся к господству над христианским миром. Задача церкви была достаточно сложна: хранить культуру церковь  могла лишь «обмирщаясь», а развивать  культуру можно было только путем  углубления ее религиозности. Эта противоречивость подчеркнута крупнейшим христианским мыслителем Августином «Блаженным» (354—430) в его работе «О граде Божьем» (413 г.), где он показал историю человечества как извечную борьбу двух градов - Града земного (общности, основанной на мирской государственности, на любви к себе, доведенной до презрения к Богу) и Града Божьего (духовной общности, построенной на любви к Богу, доведенной до презрения к себе). Августин выдвинул мысль, что вера и разум - это лишь два различных вида деятельности одного рода мышления. Поэтому они не исключают, а дополняют друг друга.

 

Однако в XIV в. восторжествовала радикальная мысль, обоснованная Уильямом Оккамом(1285—1349): между верой и  разумом, философией и религией нет и не может быть в принципе ничего общего. А потому они полностью независимы друг от друга и не должны контролировать друг друга.

 

Средневековая наука выступает  как осмысление авторитета данных Библии. Вместе с тем складывается схоластический идеал знания, где высокий статус приобретает рациональное знание и  логическое доказательство, опять же поставленные на службу Богу и церкви. Сближение науки с преподаванием способствовало формированию системы образования (XI-XII вв.). Появляется большое количество переводов с арабского и греческого - книг по математике, астрономии, медицине и т. д. Они становятся стимулом интеллектуального разви- тия. Именно тогда зарождаются высшие школы, а затем и университеты. Первые университеты появились в начале XIII в. (Болонья, Париж, Оксфорд, Монпелье). К 1300 г. в Европе существовало уже 18 университетов, превратившихся в важнейшие культурные центры. Университеты позднего Средневековья строились по Парижскому образцу, с обязательными четырьмя «классическими» факультетами: искусств, теологии, права и медицины.

 

В позднее Средневековье  Европа вышла на стезю технического прогресса: использование водяных  и ветряных мельниц, разработка новых  конструкций подъемников для  строительства храмов, появление  первых машин; изобретены часы, налажено производство бумаги, появились зеркало, очки, проводились медицинские опыты.

 

Менялась и духовная жизнь  общества; художественная литература приобретает светский характер, набирает силу тенденция обращения к земной жизни. Особым явлением стала рыцарская  литература. Развивается эпос, оставивший в наследие такие талантливые  произведения как французская поэма  «Песнь о Роланде» и немецкая - «Песнь о Нибелунгах». Растущее внимание к человеку, его страстям блестяще выражено Данте Алигьери (1265— 1321) в «Божественной комедии». В начале второго тысячелетия происходит синтез романского художественного наследия и христианских основ европейского искусства. Его основным видом до XV столетия стало зодчество, вершиной которого был католический собор. С конца XIII в. ведущим становится рожденный городской европейской жизнью готический стиль.

 

Средневековая культура позднего периода выражает не застывшее навсегда состояние человека и его мира, а живое движение. Такой вывод  можно сделать с учетом исторической длительности мировой культуры.

Задание 1. Охарактеризуйте  основные культурные достижения первобытной  эпохи.

 

Ответ. Самое древнее орудие человека датируется около 2,5 млн. лет  назад. По материалам, из которых люди изготовляли орудия, археологи делят  историю Первобытного мира на каменный, медный, бронзовый и железный века.

 

Каменный век  делится  на древний (палеолит), средний (незолит) и новый (неолит). Приблизительные хронологические границы каменного века – свыше 2 млн. – 4 тыс. лет назад. Палеолит, в свою очередь, подразделяется на три периода: нижний, средний и верхний (или поздний). Каменный век сменил медный (энеолит), длившийся 4–2 тыс. до н.э. Затем наступил бронзовый век (II–начало I тыс. до н.э.), в начале I тыс. до н. э. его сменил железный век.  [1, стр.10]

 

Большая часть истории  человечества приходится на период первобытности. Первобытность — это детство  человечества. В ней находятся  корни и истоки нашей культуры. Я считаю, что основными культурными  достижениями первобытной эпохи  являются:

 

- художественное освоение  мира. Его осознание происходило  стихийно, за каждым понятием  скрывался образ, живое действие. Памятники палеолитического, мезолитического  и охотничьего неолитического  искусства показывают нам, на  чем в тот период сосредоточилось  внимание людей. Роспись и гравюры  на скалах, скульптуры из камня,  глины, дерева, рисунки на сосудах  посвящены исключительно сценам  охоты на промысловых животных;

 

- первые произведения  первобытного изобразительного  искусства. Их принято относить  к Ориньякской культуре, названной по пещере Ориньяк. С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами - так называемые «венеры», по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Одновременно с ними появляются обобщённо-выразительные изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя;

 

- музыкальное начало. В  одном из домов Мезинской стоянки был обнаружен древнейший музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. Он предназначался для воспроизведения шумовых или ритмических звуков;

 

- особая область первобытного  искусства - орнамент. Он применялся  очень широко уже в палеолите.  Ещё в XIX в. На Мезинской палеолитической стоянке (Украина) были найдены вместе с каменными и костяными орудиями, иглами с ушком, украшениями, остатками жилищ и другими находками костяные изделия с искусно нанесённым на них геометрическим орнаментом. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий;

 

-от присвоения готовых  продуктов природы первобытный  человек постепенно переходит  к более сложным формам труда,  наряду с охотой и рыболовством  начинает заниматься земледелием  и скотоводством. В новом каменном  веке появился первый искусственный  материал, изобретённый человеком, - огнеупорная глина. Прежде люди  использовали для своих нужд  то, что давала природа, - камень, дерево, кость;

 

- формировались многие  виды декоративно-прикладного искусства  - керамика, обработка металла. Появились  луки, стрелы, глиняная посуда. На  территории нашей страны первые  металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Они были кованные, - литьё появилось гораздо позднее. На Урале около 5 тыс. лет назад уже делали из меди шилья, ножи, крючки, а около 4 тыс. лет назад - и первые художественные отливки;

 

- культура населения Северного  Кавказа в III тыс. до н. э., в эпоху ранней бронзы, получила  название Майкопской по знаменитому  памятнику, её представляющему, - Майкопскому кургану. В конце  этого периода наравне с бронзовыми  предметами начинают появляться  железные, которые знаменуют собой  начало нового периода;

 

- поздний период первобытного  общества развивались художественные  ремёсла: изготавливались изделия  из бронзы, золота, серебра;

 

- к концу первобытной  эпохи появился новый вид архитектурных  сооружений – крепости. Чаще всего  это сооружения из огромных  грубо отесанных камней, которые  сохранились во многих местах  Европы и Кавказа. А в средней,  лесной полосе Европы со второй  половины I тыс. до н.э. распространились  поселения и погребения [2, стр.10];

 

- Религия в первобытности.  К древнейшим по своему происхождению  формам религии относятся: магия,  фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ.

 

Тридцать тысяч лет  архаической культуры не исчезли. Нам  в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных  культов. Пережитки первобытных  верований ведь не случайно сохранились  во всех религиях, а также традициях  и быту народов мира. Искусство  первобытной эпохи послужило  основой для дальнейшего развития мирового искусства. Это наивная, во многом ограниченная и в то же время  разнообразная, охватывающая с каждым шагом челове­чества все больше сторон, развивающаяся и во времени, и в простран­стве культура. [3, стр.10]

 


Информация о работе История.основные задачи