История Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 19:34, реферат

Краткое описание

Существует несколько концепций возникновения человека на земле. Это: религиозная, вмешательство на землю не земной цивилизации и эволюционная. Религиозная концепция утверждает, что появление живых организмов можно объяснить только появлением Бога. Христиане утверждают, что Бог сотворил человека по своему образу и подобию. что бы он был выражением его во Вселенной и на Земле.

Вложенные файлы: 1 файл

История Беларуси.docx

— 40.01 Кб (Скачать файл)

История Беларуси

1.Наука и религия  о происхождении человека на  земле : основные концепции

 

Существует несколько  концепций возникновения человека на земле. Это: религиозная, вмешательство  на землю не земной цивилизации и  эволюционная. Религиозная концепция  утверждает, что появление живых  организмов можно объяснить только появлением Бога. Христиане утверждают, что Бог сотворил человека по своему образу и подобию. что бы он был  выражением его во Вселенной и  на Земле. Христиане трактуют сотворение мира, как акт свободной воли. Мир создается из ничего за 6 дней. Венец творения – человек. Только человека, Бог создал, по своему образу и подобию. Это значит, что Бог  наделил человека разумом и свободой выбора, между добром и злом. Первый человек – Адам. Главный источник в христианстве – Библия. Вторая версия. Принято, что Бог создал человека, а потом из его ребра Еву. По другой версии, что Бог одновременно создал Адама и Еву из праха, и  вдохнул в них жизнь. В исламе картина сотворения мира очень похожа на Библейскую. В Коране говорится, что Аллах создал первого человека из кусочка звонкой глины. А всех остальных из капли воды и вдохнул  жизнь. Христианство возникает в I веке нашей эры. Эволюционная концепция (является доминирующей) утверждает, что  человек произошёл из животного  мира. Базируется на учении Ч.Дарвин. Согласно эволюционной концепции около 4 млн. лет назад в Африке жили существа, которые отличались от других животных тем, что они преимущественно  передвигались на задних конечностях. Этот тип предков получил название – австралопитеки (Южные обезьяны). Однако при росте 125,они имели  объём мозга больше, чем у обезьяны, где-то 550-600 см кубических. Прямая походка  предков человека, освободила передние конечности для более сложной  деятельности (руки). Около 2-3 млн. лет  назад в Африке жило человекоподобное существо, которое отличалось от других более развитыми передними конечностями и развитым мозгом (объёмом 680 см кубических). Они имели способность постоянно  и целенаправленно делать орудие труда и пользоваться ими. Это  существо получило название – homohabilis (человек  умелый). Изготавливал ручное рубило (2,5 млн. лет назад).Homoerectus (человек прямостоящий) появился около 1 млн. лет назад. Рост более 150 см. руки короткие, практически, как у современного человека. Изготавливал более совершенные орудия труда. В рационе появилось больше мяса. Был падальщиком. Более 500 тыс. лет  назад человек прямостоящий расселился на другие территории. Останки обнаружились в Китае, Таиланде, о-ве Ява. В новых  условиях стали появляться новые  подвиды, но все они вымерли около 300 тыс. лет назад, за исключением  двух видов: неандертальцев и кроманьонцев. Неандертальцы вымерли около 25 тыс. лет назад, выжил кроманьонец. Возраст  кроманьонца около 35 тыс. лет.

 

2.«Общественно-экономическая  формация» и «цивилизация»: сущность  и основные характеристики

 

Одной из главных проблем  истории как науки является периодизация истории развития человеческого  общества, т.е. установление хронологической  последовательности этапов в общественном развитии. В основу этих этапов должны быть положены общественные факты народов, стран в этот период.

Существует множество  вариантов периодизации. Два из них: формационный и цивилизационный.

Формационный был разработан Марксом и Энгельсом. Это смена  общественно – экономической  формации.

Маркс выделил 5 этапов:

*Первобытнообщинный

*Рабовладельческий

*Феодалистический 

*Капиталистический

*Коммунистический

Общественно экономическая  формация – это историческая ступень  развития человеческого общества, основанная на определенном способе производства, со своим базисом и надстройкой.

Маркс и Энгельс считали, что в основе развития общества, лежит трудовая деятельность людей, направленная на удовлетворение материальных потребностей. В процессе удовлетворения этих потребностей люди вступают в  взаимоотношения друг с другом и  с природой. Всё это составляет общественное бытиё людей. Марксизм считает что общественное бытиё  определяет общественное сознание, т.е. духовную жизнь общества. В основе общественного бытия лежат производственные силы – это средства производства (предметы труда и орудие труда) и  люди обладающие знаниями, трудовыми  навыками. Производственные отношения  – это отношения между людьми в процессе производства. Главное, вопрос о собственности, что определяет место человека в системе производства (т.е. владелец = управленец, производитель).Базис  – это экономический строй  общества, представленный совокупностью  производственных отношений и производственных сил или способ производства.

Надстройка – это совокупность общественных взглядов, идей, теорий, политических, юридических, нравственных отношений, а так же учреждений и организаций, созданных в соответствии с этими  взглядами и идеями. Т.е. по Марксу базис определяет надстройку. Производственные силы = Производственным отношениям Цивилизационный  подход основан на выявлении схожих черт политической, духовной, культурной, географической среды и исторических особенностях.

Цивилизация – это высший на сегодняшний день этап единой социокультурной  эволюции человечества в противовес предшествующему варварству. Критерием  цивилизации служит уровень развития социальных отношений.1. Замена кровнородственных  связей, варварского общества, на более  широкие, т.е. общество строит свои отношения  не на основе кровного родства или  соседских связей, а на основе экономических, политических, социально - духовных связей большой массы людей.2. Появление  государственности и профессиональной группы управленцев, т.е. появление  учреждений и организаций, которые  проявляют публичную власть, взимают  налоги, появляется территория, на которой  проявляется публичная власть, в  отличие от варварства. 3. Регулятором  отношений между людьми, является не столько традиции и обычаи, а  сколько фиксированное (письменное) право.4. Переход от коллективной общественной собственности к не коллективной, как основа общественных отношений. Когда происходит закрепление прав собственности в распоряжении средствами производства и результатами труда.5. Появление социально классовой структуры общества. Социальная структура – это деление общества по признакам ( богатые, бедные, занимающиеся ремеслом, сельским хозяйством и т.д.)

 

3.Основные черты  развития цивилизаций Древнего  востока и Античности

 

С конца 4 тыс. до н.э. в истории  человечества наступает новый этап – появление первых цивилизаций. Важнейшей чертой является появление  государств. Появление древнего мира (4 тыс. до н.э. – середина 1 тыс. н.э.) включает историю стран Древнего Востока  и Античности ( древней Греции и  Рима). Первое государство появляется 4 тыс. лет до н.э. в Южной Месопотамии (Шумер).

Особенности древневосточных  цивилизаций:1.Традиционализм, т.е. традиционные образцы поведения и деятельности людей, вобравшие в себя опыт предков. Социальные, политические, культурные изменения происходят очень медленно. И многие поколения существуют в  одних и тех же условиях. Отсутствовал конфликт «Отцов и детей».2. Коллективизм, как основа общественной жизни. Личные интересы подчинены общественным. Основная ячейка общества – община, которая  определяет и контролирует все стороны  деятельности человека. Вне общины человек не мог существовать.3.Восточная  деспотия, как основная форма социально-политического  устройства общества. Во главе государства  деспот, фараон, правитель, обладающий всей полнотой власти. В восточной  цивилизации не существует гарантий личных прав человека.

4. 2 вида собственности  на землю: 1) общинная – принадлежит  общине; 2) государственная, но верховным  собственником всей земли было  государство во главе деспота.5. Патриархальное рабство. Раб –  человек ограниченный в правах.

Античность1. Классическое рабство. Раб не человек, а предмет собственности, вещь, принадлежащая свободному человеку.2. Основная форма политической организации  общества – это полис (город, государство  в древней Греции и гражданская  община в отдельный период древнего Рима). Полис – это город-государство, в котором свободные граждане имели равные политические права  не зависимо от их имущественного положения. Верховный орган власти - верховное  собрание.3. Зарождение частной собственности. Не классическая частная собственность, а античный вариант. В античности верховным собственником земли  являлась община. Семья имела надел  земли, который нельзя было продавать.

4. Демократическая форма  правления. Впервые появляется  демократия и принцип защищенности. Имели право требовать минимум  для существования. Появляются  права человека, выборы.

 

5.Белорусские  земли в период первобытности

 

Первобытнообщинный строй - первый этап в развитии человечества занимает период времени с момента  появления человека около 4 млн лет  назад до середины I тысячелетия  н. э. В зависимости от материала, из которого изготавливались орудия труда, установилось деление первобытной  эпохи:

- каменный - приблизительно 4 млн лет назад;- бронзовый - 111-1 тысячелетие до н. э.;- железный - I тысячелетие до н. э. - сер. 1 тысячелетия  н. э.

В свою очередь каменный век включает в себя палеолит (древнекаменный век), мезолит (средне- каменный век) и  неолит (новый каменный век).К основным чертам первобытного строя следует  отнести зависимость людей от природных условий. Вся жизнь  первобытного человека проходила в  борьбе за выживание, что стимулировало  появление новых орудии труда  и новых видов хозяйственной  деятельности. Во-2, всеобщность и  обязательность труда. В-3, для первобытной  эпохи характерно коллективное присвоение природных ресурсов и результатов  производства. В развитии первобытного хозяйства принято выделять два  основных этапа- присваивающее и  производящее хозяйство. Присваивающее  хозяйство (собирательство, охота, рыболовство) совпадает с периодом палеолита  и мезолита. В этот период человек  овладел огнем. В мезолите человек  создал лук со стрелами, каменный топор  с деревянной ручкой. С эпохой неолита  связан один из важнейших технических  переворотов древности - переход  к производящему хозяйству, в  котором основными видами хозяйственной  деятельности становятся земледелие и  скотоводство (неолитическая революция).Это  означает первое общественное разделение труда (деление племен на земледельческие  и скотоводческие), что способствовало прогрессу в развитии производительных сил. В неолите человек уже  использовал ткацкий станок, гончарный  круг. В IV тыс. до н. э. на Востоке было изобретено колесо, появились первые колесные повозки с использованием тягловой силы животных. Земледелие было распространено очень неравномерно. Занятие скотоводством и земледелием  усилили роль мужчины в производстве. Начался переход от матриархата  к патриархату. Использование железа не только дальнейшему развитию земледелия и животноводства, но и зарождению ремесленного производства как самостоятельного вида деятельности. Отделение ремесла  от земледелия означает второе общественное разделение труда.

Заселение территории Беларуси первобытными людьми происходило в  промежуток времени 100-35 тыс. лет до н. э. Самые известные стоянки  первобытных людей -деревня Бердыж Чечерского района и Юровичи Калинковичского  района. Население в палеолите  было немногочисленным. На каждой стоянке  в среднем жило по 25 человек. Условия  для жизни были тяжелые. На севере Беларуси стоял ледник, климат был  арктический, растительность бедная. Приблизительно 10-8 тыс. лет до н. э. закончился ледниковый период. В мезолите произошло полное заселение человеком территории Беларуси. Основные орудия труда изготавливались  из кремня, кости и дерева. Примитивное  земледелие и скотоводство на белорусских  землях появилось уже в неолите, а повсеместное распространение  получили в эпоху бронзы с приходом на территорию Беларуси балтских племен. Первоначально земледелие было подсечно-огневое. Наиболее ранними зерновыми культурами считаются пшеница, лен, просо. Чуть позже стали сеять ячмень, бобовые  и корнеплодные растения. Рост численности  населения, значительный прогресс в  изготовлении орудий труда, особенно с  началом железного века, явились  объективными предпосылками появления  более интенсивной системы земледелия - пашенного, которое появилось на территории Беларуси в раннем железном веке. Землю обрабатывали с помощью  деревянного рала, предшественника  сохи и плуга, и тягловой силы животных (быка и коня). Племена, проживавшие  на территории Беларуси, научились  добывать железо и изготавливать из него различные орудия труда - топоры, мотыги, серпы, косы в VII в. до н. э. Использование железа способствовало не только дальнейшему развитию земледелия и животноводства, которые стали больше давать продуктов питания и сельскохозяйственного сырья, но и зарождению ремесленного производства - кузнечному, обработке дерева, кожи, кости, ткачеству, ювелирному и др.

Совершенствование орудий труда, накопление агротехнических знаний, рост производительности труда привели  к разложению первобытнообщинного  строя в VI—VIII вв. н. э. В этот период ремесло окончательно отделилось от земледелия, а основной экономической  ячейкой общества становится семья. Процесс разложения первобытного строя  по времени совпал с заселением территории Беларуси славянскими племенами.

 

6. Основные категории  этногенеза. Доиндоевропейский и  балтский этапы этнической истории  Беларуси

 

Этногенез - происхождение  народа, процесс его становления  и формирования. Он начинается с  различных перемещений народа. Этническая история – процесс развития этноса до настоящего времени, в случае, если народ не исчез. Этногенез – начальная  стадия этнической истории. Этнос (от греч. “народ”) – устойчивая общность людей, которых объединяет общая история, язык, культура, родина (этническая территория). Этническое самосознание – это как  сам себя человек ощущает.

3 стадии развития этноса:1) племя – это этническая общность  людей с неразвитой соц. Структурой, которая возникает на стадии  разложения первобытного обществ.2) народность – это этно- социальная  общность людей с государством  в период феодализма и рабовладения. Отличительная черта – это  слабость культурно-экономических  связей и неопределенность этнического  самосознания.3) нация – это этно- социальная общность людей, характеризующаяся  высшей ступенью консолидации  общества.

Существовало 3 периода становления  этнической истории:1.доиндоевропейский  – 100 – 400 тысяч лет до нашей эры. Первые стоянки – 26-23 тысячи лет  до н.э- деревне Бердыж и Юровичи. Было нарочанское обледенение и  поозерское обледенение.2.Балтский – 3-2 тысячи лет до нашей эры. Появляются индоевропейцы. Они называются балтами. Прародина- территория на которой сформировался  определенный этнос. Прородина индоевропейцев – граница Армении и Турции. 6-4 тыс. До н.э – индоевропейцы  на нашей территории. 4-3 тысячелетие  – они начинают расселяться. Часть  идет в Азию. Формируются азиатские  индоевропейские народы (индийцы, таджики, пуштуны, курды). Другая часть идет на северное Причерноморье – западные индоевропейцы. Они поделились на: славян, германцев, балтов, кельтов и италиков.

Прародина балтов – среднее  течение Днепра (Киевщина).

 

7. Виды этнических  процессов. Славянский этап этнической  истории Беларуси

 

Виды этнических процессов: 1.миграция, 2.консалидация, 3.миксация, 4.ассимиляция, 5.аккультурация, 6.геноцид

Славянский этап - дунайская  версия прородины славян – верховье реки Дунай. Монарх Дунай. В середине 1го тысячелетия – начинают переселяться. Укранская Вальнь и Бел. Полесье  – 1е земли славян.

Информация о работе История Беларуси