Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 01:44, шпаргалка
. Жизнь и занятия древнейших людей на территории Беларуси
Первобытный строй на территории Беларуси делится учеными на три периода: каменный, бронзовый, железный века. -Первобытный человек
Кревская уния — соглашение об объединенииВКЛ
и Польского королевства — была заключена
в 1385 г. в замке
Крево (теперь деревня в Сморгонском районе
Гродненской
области). Согласно условиям унии Ягайло
дал обещание «на
вечные времена присоединить свои земли, литовские и рус-
ские, к Короне Польской». Под «русскими»
подразумевались
в первую очередь земли Беларуси и частично
Украины.
Одним из персональных условий унии стало требование крупных польских феодалов, чтобы великий князь литовский, 34-летний Ягайло, женился на дочери польского короля 13-летней Ядвиге. В следующем году условия унии были выполнены. Ягайло принял католичество, получил имя Владислав II, женился на польской королеве Ядвиге и был коронован. Он был польским королем в 1386—1434 гг. и остался великим князем литовским.
Династический брак Ягайло означал включение ВКЛ в состав Польского королевства. Приняв католичество, он издал привилей — грамоту (государственный документ), дававшую дополнительные права и вольности феодалам католического вероисповедания. Привилей не распространялся на православных феодалов. Ягайло, в отличие от своего деда, стремился сделать католическую церковь главенствующей в ВКЛ, что вызвало недовольство православной части па-селения.
3. Заключение Кревской унии имело как положительные, так и отрицательные последствия. Союз двух государств значительно укрепил их обороноспособность. Он содействовал росту культурных и иных связей между ними, а также с другими государствами Западной Европы. В ВКЛ наряду с православными белорусами, украинцами и русскими появились католики-литовцы, католики-белорусы и поляки. Однако с Кревской унии начались и отрицательные явления, связанные с окатоличиванием белорусского народа. Князь литовский и король польский вместе с католическим духовенством активно поддерживали католическую шляхту (дворянство), роль которой возросла. Польская сторона требовала от Витовта выполнения условий унии о полном объединении ВКЛ и Польши, против чего он выступал.
На белорусских землях началась активная борьба против окатоличивания. В такой ситуации Ягайло тяжело было одновременно удерживать власть в Польском королевстве и сохранять ее за собой в ВКЛ. Между Ягайло и Витовтом развернулась междоусобная борьба, завершившаяся заключением в 1392 г. Островского соглашения о власти в княжестве. Ягайло передал власть в ВКЛ Витовту, ставшему великим князем литовским.
9. Культура Беларусии в Х-Х111 вв.
Распространение христианской веры на белорусских землях началось с X в. Христианство в течение нескольких столетий распространялось в соперничестве с язычеством (многобожием). С IX по XIII в. они существовали вместе, так как язычество имело глубокие древние корни.
В Полоцком княжестве развивалась письменн
С первой половины X в. берет начало летописание — запись событий по годам (летам) в хронологической последовательности. В начале XII в. монахом Нестором была создана «Повесть временных лет» — летопись, содержащая сведения о Рогволоде, Рогнеде, Изяславс, Всеславе Чародее, о битве на Немиге и других событиях из жизни восточных славян. Самой ранней рукописной книгой на территории Беларуси является созданное в X в. Туровскос евангелие, украшенное заставками — большразноцветными буквами. Материалом для рукописных книг в те времена служил пергамент — специально выделанная кожа телят. Обложкой были две дощечки, обтянутые кожей, а закрывалась книга с помощью пряжки.
Распространению письменности содействовали религиозно-просветительские деятели XII в. Осознанный жизненный выбор сделала в 12-летнем возрасте Предслава — дочь полоцкого князя, внучка знаменитого Всеслава Чародея. О ее жизненном пути и деятельности рассказывается в житии. Узнав о намерении отца обручить ее с будущим мужем-княжичем, она выбрала служение Богу и убежала из дому в женский монастырь, где получила имя Ефросинья. Позже она основала женский и мужской монастыри, где переписывались церковные книги. Дело это в то время было очень трудным, на переписывание одной книги обычно требовалась вся жизнь. На склоне лет Ефросинья совершила религиозный подвиг — отправилась в далекое и трудное паломничество в Святую землю (Иерусалим), где и скончалась. Ефросинья Полоцкая — первая женщина среди восточных славян, провозглашенная православной церковью святой. Верующие считают ее небесной заступницей белорусской земли и каждый год 5 июня чтят день ее памяти.
Выдающимся религиозным
4. Выдающимся памятником
При строительстве собора использовался плоский кирпич — плинфа. Внутренняя поверхность храма была украшена фресками — росписью водяными красками по свежей штукатурке. За свою историю Полоцкая София несколько раз разрушалась, перестраивалась и дошла до нас в значительно измененном виде. В течение XII в. в Полоцке было возведено 10 каменных однокупольных культовых зданий. Одним из них стала Спасо-Ефросиньевская церковь, построенная по просьбе Ефросиньи Полоцкой зодчим Иоанном (Иваном) за 30 недель. В этой церкви хранятся мощи (останки) Святой Ефросиньи Полоцкой.
До наших дней частично сохранилась Коложская {Борисоглебская) церковь, построенная в XII в. в Гродно. Стены церкви украшены вставками из цветного полированного камня и керамическими плитками, образующими определенный рисунок. Особенностью церкви является большое количество голосников — глиняных кувшинов, вмурованных в стены для того, чтобы было хорошо слышно молитву и голос священника,
Памятником оборонного зодчества является пятиярусная, высотой около 30 м, Каменецкая башня, возведенная в XIII в. на Брестчине из желтого и коричневого кирпича. 5. Шедевром древнего искусства является шестиконечный крест, созданный в технике перегородчатой эмали мастером Бошей (в крещении Лазарем) по заказу Ефросиньи Полоцкой в 1161 г. Крест изготовлен из кипарисового дерева. Его поверхность выложена золотыми, а стороны — серебряными пластинами с выбитыми на них надписями кириллицей. Па золотых пластинах разноцветными эмалями изображены святые. В кресте содержались частички дерева с креста, на котором был распят Иисус Христос, мощи святых. Восстановленный в XX в. образ Креста Ефросиньи Полоцкой считается христианской реликвией белорусов.
10.Формирование белоруской народности вХIV _ XVI вв.
Формирование белорусской
экономических связей между регионами
страны. ВКЛ 1588 г.
Свою роль в становлении белорусской
народности сыграло православие. Абсолютное
большинство восточнославянского населения
в ВКЛ составляли православные верующие.
(После заключения между ВКЛ и Польшей
Кревской унии 1385 г. православная церковь
в ВКЛ была лишена прежних правНЯгайло
стремился сделать католическую церковь
главенствующей в ВКЛ. ВКЛ стало первым
государством в Средневековой Европе,
в которой законодательно было закреплено
равенство православной и католической
церкви.
Признаком формирования народности стало складывание в XIV—XV вв. особенностей белорусского языка на основе среднебелорусской (минско-молодеченской) группы диалектов. Среди звуковых изменений особенно заметным стало «дзеканье», «цеканье», твердое произношение звука «р», «аканье», «яканье». Старобелорусский язык получил государственный статус языка официального делопроизводства в ВКЛ./
О формировании белорусской народности свидетельствовало употребление населением самоназваний. Названия русины и белорусцы больше относились к территории Подвинья и Поднепровья. 'Название литвины — к территории верховьев Немана1(современная Гродненская область). Более позднее название полешуки — Полесья (территория Брестской и Гомельской областей). Такие названия являлись элементами этнического самосознания белорусского народа.
Формирование белорусской
2. У современных историков существуют разные версии относительно происхождения названия «Белая Русь». Одни связывают название со стороной света: белый цвет означал восток. Другие — с тем, что население Беларуси носило белые полотняные одежды, имело светлые волосы, белый цвет кожи. Третьи — с религиозной ситуацией: белая — значит православная, «чистая» в отличие от язычества («поганства»). Четвертые — с внешнеполитическими обстоятельствами: часть территории Беларуси, которая не была захвачена ни крестоносцами, ни ордынцами, оставалась вольной, свободной. Так, один из исторических источников под 1282 г. называет Полоцк крепостью Белой Руси. Более вероятно мнение о том, что название «Белая Русь» означало своеобразное «привилегированное» положение некоторых восточных земель Беларуси (Полоцкой и Витебской) в составе ВКЛ.
12.Люблинская уния и
Люблинская уния. 10 января 1569 г. начался Люблинский сейм, который продолжался почти шесть месяцев. Каждая из сторон вносила свои предложения, которые не принимались другой стороной. Польская шляхта особенно настаивала на принятии тех статей, которые фактически ставили ВКЛ в зависимое положение от Польши. Когда послы Великого княжества Литовского увидели угрозу принудительного заключения унии на неприемлемых для них условиях, 1 марта 1569 г. они покинули Люблин. Тогда польские феодалы, использовав тяжелое внешнеполитическое положение ВКЛ, добились от Сигизмунда Августа подписания указа о присоединении к Королевству Польскому Подляшья, Волыни, Подолья и Киевшины. Хотя эти акты и были противозаконны, ВКЛ в данной ситуации не могло пойти на военный конфликт с Польшей.
Территория княжества сузилась до границ Беларуси и Литвы. При этом на значительной ее части хозяйствовали московские войска. В таких условиях представители ВКЛ вынуждены были вновь сесть за стол переговоров.
1 июля 1569 г. был подписан акт Люблинской унии. Согласно условий унии создавалось новое государство - Речь Посполитая, «в которой оба народа объединяются в один народ и одну державу». Высшим ее органом становился общий сейм, который мог собираться только на территории Польши. Отдельные сеймы как для королевства, так и для ВКЛ не предусматривались. Функции короля польского и великого князя литовского теперь должны были совмещаться одним монархом. К вопросам общей компетенции относилась внешняя политика. Независимо от места проживания разрешалось свободное приобретение земельной собственности на всей территории Речи Посполитой. Все ранее принятые законы и акты, которые были направлены против одной из частей новой державы, должны быть упразднены.
Новое государство под названием Речь Посполитая, что в переводе с польского означает «общее дело» — то же, что и республика, представляло собой союз ВКЛ и Польского королевства. Более ранней попыткой подобного союза (государственно-политической унии) историки считают Кревское соглашение (унию) 1385 г. Новое многоэтническое образование возникло 1 июля 1569 г. в результате Люблинской унии и просуществовало до конца XVIII в.
Причины объединения Польши и ВКЛ в составе Речи Посполитой:
тяжелое внешнеполитическое положение ВКЛ в связи с Ливонской войной 1558—1583 гг., которую вел за выход к Балтийскому морю московский царь Иван IV. Он считал белорусские земли своей вотчиной и стремился «вернуть» их в состав Московского государства; стремление господствующего сословия ВКЛ — шляхты (мелких и средних феодалов) — к приобретению шляхетских вольностей, которыми обладало шляхетское сословие в Самой Польше. К голосу многочисленной шляхты на заседаниях сейма ВКЛ никто не прислушивался. Такого не было в соседней Польше, где шляхетские права (вольности) позволяли шляхте активно участвовать в политике. Они предусматривали равенство шляхты перед законом, свободные выборы короля, право шляхты на протест, свободу голоса, неприкосновенность личности шляхтича и его владений (поместья);
желание многочисленной (примерно в 2 раза превосходя-шей по количеству, чем в ВКЛ) польской шляхты подчинить ВКЛ в качестве богатого придатка Польши и получить для себя новые земли и должности;
расчет верхушки католической церкви через Польшу, где господствующее положение занимало католичество, расширить влияние католицизма на восток — на белорусские, украинские, русские земли.