История Вавилона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 15:14, реферат

Краткое описание

История Вавилона, самого знаменитого города древнего Ближнего Востока, насчитывает почти 2 тысячи лет. Город возник во второй половине 3 тыс. до н.э. в Центральной Месопотамии на берегу Евфрата. Впервые в клинописных текстах он упоминается в правление царей аккадской династии (24-23 вв. до н.э.).
В наши дни этот древний шумерский город Месопотамии, находившийся к юго-западу от современного Багдада, в раскопках существующий с 1898 года, – один из самых известных городов, в котором ныне мало кому будет интересно. Теперь это бедная арабская деревенька Гиллах близ Багдада.
Сохранилось много сугубо вавилонских легенд: о сотворении мира, о потопе, об Иштар – богине плодородия, плотской любви, войны и распри. Самая старая и самая известная легенда – о Гильгамеше, полулегендарном царе г. Урук в Шумере (27–26 вв. до н. э.).

Вложенные файлы: 1 файл

История Вавилона.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

 
История Вавилона, самого знаменитого города древнего Ближнего Востока, насчитывает почти 2 тысячи лет. Город возник во второй половине 3 тыс. до н.э. в Центральной Месопотамии на берегу Евфрата. Впервые в клинописных текстах он упоминается в правление царей аккадской династии (24-23 вв. до н.э.). В самом конце 3 тыс. до н.э. при царях 3 династии Ура Вавилон стал столицей провинции, в которой сидел царский наместник, собиравший подати. 
 
В начале 2 тыс. до н.э. Вавилон, как и большинство других городов Месопотамии, оказался под контролем амореев (древний народ смешанного семитского и индоевропейского происхождения), один из вождей которых основал здесь свою династию (1 вавилонская династия). В правление шестого ее представителя, Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который сумел объединить всю территорию Месопотамии в единое государство, Вавилон впервые стал политическим центром страны и оставался им с тех пор более 1000 лет. Город был провозглашен «вечным обиталищем царственности», а его бог-покровитель Мардук занял одно из центральных мест в общемесопотамском пантеоне.

 (Мардук (аккадское; Амар-уту(к)- шумерское) — бог-покровитель Вавилона, после 18 в. до н.э. верховное божество вавилонского Пантеона. По вавилонскому мифу Мардук, сын бога Эа, избранный царем в совете богов; возглавил их войну с войском первобытных чудовищ и убил предводительницу последних Тиамат («Море»), после чего создал землю, небо и людей для обслуживания богов. Священное животное - Дракон Вавилона.) 
 
Во второй половина 2 тыс. до н.э. с воцарением в Южной Месопотамии новых правящих династий. Вавилон оставался столицей Южной Месопотамии. Город богател, в нем успешно развивались ремесла и торговля, стремительно росло население. Экономический рост отразился и на внешнем облике города: был разработан и осуществлен новый план городской застройки, предпринято строительство новых стен и городских ворот, проложены широкие улицы в центр города для прохождения храмовых процессий. В 14 в. до н.э. Вавилону было предоставлено право самоуправления, его жители были освобождены от государственных повинностей и военного призыва. 
 
Вавилонская школа, э-дубба («дом табличек»), занимала ведущее место в системе образования и сохранения писцовых традиций. Созданный здесь новый культовый эпос о сотворении мира (Энума элиш), закрепил представление о главном боге города Вавилона Мардуке как изначально главном мировом божестве, и о городе Вавилоне как космологическом и теологическом центре мира. Само название города – слово Вавилон (Баб-или) означало «Ворота богов» – отражало его роль как центра мира, места соединения земного и небесного. Эта концепция отразилась в так называемой вавилонской карте мира. Земля изображена на ней как круглый диск, плавающий в океане. В центре – город Вавилон, изображенный в виде прямоугольника. Река Евфрат, пересекающая круг сверху вниз, разделяет город на две части.

На протяжении своей длительной истории Вавилон пережил много тяжелых испытаний. Наиболее трагические для города события произошли в 689 г. до н.э., когда ассирийский царь Синаххериб, разгневанный неповиновением вавилонян, приказал разрушить город и стереть его с лица земли. Тот Вавилон, который стал известен в 20 в. после археологических раскопок Р. Кольдевея, это совершенно новый город, возникший в ходе длительного процесса строительства и реконструкции, начавшегося после смерти Синаххериба и достигшего своей кульминации в правление вавилонского царя Набушаднеццара 2, библейского Навуходоносора. 
 
Его царствование (604-562 гг до н.э.) было временем величайшего экономического и культурного подъема страны. Военные успехи Вавилонии, границы которой простирались в это время от Египта до Ирана, обеспечили ей политическую стабильность, и способствовали постоянному притоку в столицу огромных материальных богатств. Это позволило осуществить грандиозную программу по реконструкции города Вавилона, превратившегося в правление Навуходоносора в самый большой и богатый город на Ближнем Востоке.  
 
Город представлял собой в плане правильный прямоугольник со сторонами 27х16 км, раскинувшийся на двух берегах Евфрата. На левом берегу располагался так называемый Старый город, застроенный богатыми частными и общественными зданиями. В Новом городе на правом берегу реки, по-видимому, обитали простые горожане. Правый берег сообщался с левым посредством огромного каменного моста, державшегося на семи сваях из обожженного кирпича, скрепленного асфальтом. Длинные прямые улицы тянулись через весь город и делили его на прямоугольные кварталы. 
 
В центре Старого города в главном городском квартале располагались 14 храмов, в том числе главный храм Вавилона, храм Мардука (Эсагила), и семиступенчатая культовая башня (зиккурат) или Вавилонская. Зиккурат – архитектурная модель Горы (шум. Кур). Стояла эта девяностометровая башня на древней равнинной земле Сеннаар (шум. Шумер) с IV тыс. до н. э. Строили ее потомки Ноя, вернее, – Хама. Основание башни – 90 х 90 м. Нижний ярус имел высоту 33 м. Возведена за один год. По меркам Геродотовых времен башня была “до небес” – другой такой постройки мир не видывал. Правда, великий историк ошибся в числе ярусов башни: их было не 8, а 7 – священное число. Ассирийцам и шумерам было известно семь небесных тел, движущихся по расчисленным орбитам, в том числе Луна и Земля.

Наша неделя потому и насчитывает 7 (а не 8 или 9) дней, что мы до сих пор придерживаемся введенного древними счета. Чудес света тоже было семь.

                                                                                             

  В северо-западной части Старого города располагалась главная резиденция Навуходоносора, так называемый Южный дворец. Он представлял собой гигантский комплекс из пяти огромных дворов, окруженных анфиладами комнат и отдельными зданиями. К самому главному, третьему двору (60х55 м), примыкал знаменитый тронный зал Навуходоносора площадью около 900 кв. м. Стены этого зала были украшены рельефами из цветного глазурованного кирпича, на которых на ярко синем фоне были изображены гигантские «древа жизни», а снизу – фигуры шагающих львов.

 

Улицы жилых кварталов были совсем узкими, до 4 м, чтобы создавать защиту от солнца. Важнейшие здания стояли в старой части. Основной магистралью была Дорога Процессий богини Иштар – Аибуршабу (шириной примерно 7,5 м), соединявшая главный храм – храм верховного божества местного пантеона Мардука, – Эсагилу – с северными воротами Иштар. На стенах, сложенных из больших кирпичей на смоляном цементе, высилось 250 башен. Город был окружен со всех сторон глубоким рвом. Было в нем 676 квадратных площадей, окруженных жильем и садами.

  
Вавилон был огромным городом, с населением около 200 000 человек. Здесь вместе с вавилонянами мирно уживались люди разных языков и культур. Многие из них приехали сюда или были привезены насильно как пленники со всех концов огромной Вавилонской империи и даже из-за ее пределов (мидийцы, эламитяне, египтяне, иудеи). Они продолжали говорить на своих родных языках («смешение языков») и носили традиционную одежду. Отзывы, которые Вавилон получил в Библии, далеки от восторгов, поскольку они связаны с воспоминаниями о конфликтах Израиля и Иудеи с Вавилонией и гибелью Иудейского царства.  
После завоевания Вавилона персами в 539 г. город еще долго сохранял свой статус столицы. Только в 479 г. после подавления очередного восстания вавилонян против персов персидский царь Ксеркс лишил город самостоятельности. С этого времени Вавилон полностью утратил значение важнейшего культового центра, хотя хозяйственная жизнь в городе продолжалась. Между 470 и 460 гг. до н.э. Вавилон посетил Геродот, который оставил подробное описание его достопримечательностей, назвав его «не только очень большим, но и самым красивым» из всех, известных ему городов. В конце 4 в. до н.э. большая часть жителей Вавилона была переселена в новую столицу, Селевкию-на-Тигре. На месте огромного города осталось небольшое бедное поселение. После завоевания страны арабами в 624 г. исчезло и оно. Вскоре и само место, где находился древний Вавилон, было забыто. 

В наши дни этот древний шумерский город Месопотамии, находившийся к юго-западу от современного Багдада, в раскопках существующий с 1898 года, – один из самых известных городов, в котором ныне мало кому будет интересно. Теперь это бедная арабская деревенька Гиллах близ Багдада.

Сохранилось много сугубо вавилонских легенд: о сотворении мира, о потопе, об Иштар – богине плодородия, плотской любви, войны и распри. Самая старая и самая известная легенда – о Гильгамеше, полулегендарном царе г. Урук в Шумере (27–26 вв. до н. э.).

Интересен такой сюжет. У  одного ассирийского пастуха – смотрителя царских стад Симмаса – была дочь. Звали ее Семирамида (ассир. Шаммурамат). Начальник царских войск – Оанн – увидел ее, влюбился, женился, взял в поход. Чтобы ее не узнали, она выдумала наряд, скрывавший тело: шаровары, куртку, шапку – с тех пор это одеяние стало на Востоке общим для лиц обоего пола. Однако ассирийский царь – Нин – узнал в Семирамиде женщину, тоже влюбился и сказал Оанну: отдай! Тот не смел ослушаться, закололся мечом, а Семирамида стала царицей. Мужа-царя она не любила. Однажды Семирамида попросила его исполнить одну просьбу: на день уступить царство. Царь вручил супруге скипетр и посадил на трон. Она призвала стражу и приказала царя казнить. Ее послушались (Элиан. Пёстрые рассказы VII 1).

Так Семирамида стала владычицей Азии. Сын Семирамиды и Нина – Ниний, выросши, затеял против коварной матери заговор. Но она была женщиной мудрой, и добровольно уступила сыну трон, а сама, став горлицей, улетела из дворца со стаей. С того часа почитали ее богиней, а голубь стал священной птицей.

Чтобы не жить в  ассирийской столице, Ниневии, Семирамида выстроила новую столицу – Вавилон. По данной легенде произошло это в конце 9 века до н.э..Стены Вавилона были втрое выше ниневийских, проехать по ним могла квадрига лошадей. Через Евфрат был устроен мост на каменных столбах (“цементом” служили железо и свинец). Чтобы их воздвигнуть, воду отвели в большой пруд. На берегу стояло два царских дворца, каждый за тройной стеной. Рядом — холм, на его склоне – висячие сады, раскинутые как бы на ступенях исполинской лестницы. Правда, созданы они были в 6 в. до н. э., и традиция связывает их сооружение с именем царицы Семирамиды ошибочно. С вершины холма был виден Вавилон – город, похожий на страну.

Таким, видно, его и лицезрел Моисей, предложивший другую версию возникновения  Вавилона. По этой легенде разгневанный человечьей дерзостью Господь “смешал языки” (т.е. люди перестали понимать друг друга) и рассеял, то есть расселил по земле. Так закончилась тихая, райская, допотопная история, и началась суетная современная – мыслью и преданием осязаемая. Недаром вавилонское столпотворение – синоним суматохи и беспорядка.

“Сойдем же, и смешаем  там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял  их Господь оттуда по всей земле; и  они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле”.( Б иблия)

 


Информация о работе История Вавилона