История Земских соборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Одна из ярких особенностей государственного строя Московской Руси второй половины XVI в. – XVII в. заключалась в расширении механизма государства за счет образования в его составе такого специфического органа государственной власти, как Земский собор, выступавший в качестве высшего органа народного представительства при Государе. Земский собор также представлял собой совещание Царя с церковными иерархами, членами Боярской думы, высшими должностными лицами и делегатами от служилого и тяглого населения с целью совместного рассмотрения и разрешения наиболее важных проблем внутренней и внешней политики. За время своего существования, с 1549 по 1684 гг. было созвано около пятидесяти семи Соборов

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Определение понятия «Земский Собор»………………………………………5
1.1 Состав Земских Соборов…………………………………………………6
1.2 Классификация Земских Соборов……………………………………….8
Земские Соборы………………………………………………………...............11
2.1 Периодизация истории Земских Соборов…………………………….12
2.2 Земский собор 1549 г……………………………………………………..13
2.3 Стоглавый собор 1551 г..............................................................................14
2.4 Земский собор 1566 г. о продолжении войны с Польско-Литовским государством…………………………………………………………………..15
2.5 Прекращение и возобновление деятельности земских соборов……….16
Заключение………………………………………………………………………….19
Список использованных источников…………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 52.50 Кб (Скачать файл)

Третий период. 1610—1613 гг. Земский собор при ополчениях превращается в верховный орган власти (и законодательной, и исполнительной), решающий вопросы внутренней и внешней политики, соборное уложение. Именно в этот период времени земский собор играл наиболее важную и существенную роль в общественной жизни России.

Четвертый период. Земские  соборы в первое десятилетие правления  Михаила Федоровича  1613—1622 гг. Собор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царской власти. Решает текущие  финансовые и административные вопросы. Царская власть стремится опереться на земские соборы при проведении финансовых мероприятий: сбор пятинных денег, восстановление подорванного хозяйства, ликвидация последствий интервенции и предотвращении новой агрессии со стороны Польши. С 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632 года.

Пятый период. 1632—1653 гг. Соборы собираются сравнительно редко, но для решения важных вопросов как внутренней политики: составление Уложения, восстание в Пскове, так и внешней: русско-польские и русско-крымские отношения, присоединение Украины, вопрос об Азове. В этот период активизируются выступления сословных групп, предъявляющих требования правительству, не столько посредством земских соборов, сколько через подаваемые челобитные.

Шестой период. 1653—1684. Значение земских соборов снижается (небольшой  взлёт наблюдался в 80-х годах). Последний  собор в полном составе собирался  в 1653 г. по вопросу о принятии Запорожского Войска в состав Московского государства.

 

 

2.2 Земский собор 1549г

Первым земским собором надо считать совещание, созванное Иваном Грозным в феврале 1549 г. Совещание продолжалось два дня и прошло достаточно напряженно. Были три выступления царя, выступление бояр, состоялось заседание боярской думы, принявшей указ о неподсудности (кроме как по крупным уголовным делам) детей боярских наместникам. Целью этого Собора являлось нахождение компромисса между дворянством, поддерживающим государство, и наиболее сознательной частью боярства. Собор имел большое значение для политики, но его роль состоит еще и в том, что он открыл «новую страницу» в системе управления государством. Советником царя по важнейшим вопросам становится не Боярская дума, а всесословный Земский собор. Данный собор вошел в историю как «собор примирения».

Об этом соборе сохранились прямые сведения в Продолжение Хронографа [6]. Из него видно, что  последовательность выступлений на соборе была такая:

1) обвинения Грозного в адрес бояр;

2) «челобитье» бояр;

3) прощение бояр царем и «пожалование» их.

Собор середины XVI в. относится к решающему моменту в истории России, когда началось проведение крупных реформ, направленных к укреплению государственного аппарата, когда определился активный курс внешней политики на востоке.

 

2.3 Стоглавый собор 1551 г.

Процесс усиления государственной  власти неизбежно вновь выдвигал вопрос о положении церкви в государстве. Царская власть, источники доходов  которой были немногочисленными, а  расходы велики, с завистью смотрела на богатства церквей и монастырей.

На совещании молодого царя с  митрополитом Макарием в сентябре 1550 г. была достигнута договоренность: монастырям запрещалось основывать новые слободы в городе, а в старых- ставить новые дворы. Посадские люди, бежавшие от тягла в монастырские слободы, кроме того, “выводились” назад. Это было продиктовано потребностями государственной казны.

Однако такие компромиссные  меры не удовлетворили государственную  власть. В январе-феврале 1551 г. был собран церковный собор, на котором были зачитаны царские вопросы, составленные Сильвестром и проникнутые нестяжательским духом. Ответы на них составили сто глав приговора собора, получившего название Стоглавого, или Стоглава. Царя и его окружение волновало, “достойно ли монастырям приобретать земли, получать различные льготные грамоты. По решению собора прекратилось царское 
вспомоществование монастырям, имеющим села и другие владения. Стоглав запретил из монастырской казны давать деньги в “рост” и хлеб в “насп”, т.е. – под проценты, чем лишил монастыри постоянного дохода.

Ряд участников Стоглавого собора (иосифляне) встретили программу, изложенную в  царских вопросах, ожесточенным сопротивлением.

Программу царских реформ, намеченных Избранной Радой, в наиболее существенных пунктах Стоглавый собор отклонил. Гнев Ивана IV обрушился на наиболее видных представителей иосифлян. 11 мая 1551 г. (т.е. через несколько дней после  завершения собора) была запрещена  покупка монастырями вотчинных  земель “без доклада” царю. У монастырей отбирались все земли бояр, переданные ими туда в малолетство Ивана (с 1533 г.). Тем самым был установлен контроль царской власти над движением  церковных земельных фондов, хотя сами по себе владения остались в руках  у церкви. Церковь сохраняла свои владения и после 1551 г.

Вместе с тем, были проведены  преобразования во внутренней жизни  церкви. Утверждался созданный ранее  пантеон общерусских святых, унифицировался ряд церковных обрядов. Были приняты  также меры по искоренению безнравственности духовного сословия.

 

 

2.4 Земский собор 1566 г. (О продолжении войны с Польско-Литовским государством)

Учреждение опричнины было для  Грозного шагом к укреплению самодержавия. Узаконив начала сословно-представительной монархии в земщине, он тем самым добился признания для себя со стороны представителей сословий неограниченной власти в опричнине. Другими словами, сословно-представительная монархия расчищала путь к абсолютизму.

Но и в дальнейшем Грозный  не смог обойтись без помощи сословных  учреждений. В 60-х годах XVI в. в условиях сложной внешней политики, проводимой Русским государством, и напряженной Ливонской войны правительство обращается к земскому собору по вопросам, касающимся международных отношений. В июне 1566 г. в Москве был созван земский собор о войне и мире с Польско-Литовским государством. Собору предшествовали дипломатические переговоры, ведшиеся боярской думой и ее специальной комиссией с прибывшими в Москву литовскими послами Ю. А. Хоткевичем, Ю. В. Тишкевичем  и др.  Во время переговоров разбирались территориальные споры Литвы и России об украинских и белорусских городах, городах в Ливонии; удовлетворением своих претензий каждая из сторон обусловливала согласие на перемирие. Специально речь шла о русско-литовской границе в пределах Полоцкого повета. На протяжении 9—25 июня между представителями сторон происходил обмен мнениями, но договоренность достигнута не была. Проблема русско-литовских отношений: отказ России поступиться частью полоцкой территории в пользу Литвы и право Русского государства на Ливонию.

  28 июня 1566 г. собрался земский собор для обсуждения спорных вопросов.

В Соборе участвовало 374 человека. Участники собора были разбиты на восемь групп:

1) духовенство,

2) боярская дума,

3) дворяне первой статьи,

4) дворяне и дети боярские  второй статьи,

5) торопецкие помещики,

6) луцкие помещики,

7) дьяки и приказные люди,

8) гости, купцы (москвичи и  смольняне).

По этим группам собирались мнения.

 

 

2.5 Прекращение и возобновление деятельности земских соборов

Перерыв в деятельности земских соборов после 1622 г. (примерно на десятилетие) объясняется тем, что разорение, причиненное стране Смутой, постепенно изживалось, основные очаги крестьянского и казацкого движения были хотя бы на время потушены, дворянство добилось от правительства ряда земельных пожалований и усиления крепостничества, в ответ на требования посадских людей начались сыски закладчиков, было несколько исправлено еще недавно бедственное положение с государственными финансами, восстанавливался ослабленный в годы гражданской войны и иностранной интервенции аппарат власти, заметно упрочилось внешнеполитическое положение Русского государства. В таких условиях правительство уже переставало испытывать потребность в земском соборе как постоянно действующем органе.

Земские соборы возобновили свою деятельность с начала 30-х годов XVII в. Это было связано с осложнением внутриполитической обстановки в стране и ухудшением ее внешнеполитического положения. В 1632—1634 гг. опять разразилась война между Россией и Польшей. Русская армия под предводительством М. Б. Шеина была брошена под Смоленск. Международные отношения складывались неблагоприятно для позиции Русского государства в этой войне. Расстраивался его союз со Швецией против Речи Посполитой. Нападения на русские границы крымских татар отвлекали военные силы России от сосредоточения всего внимания на задачах, стоявших перед смоленским фронтом.

Внутри страны было неспокойно. Снова выявились социальные противоречия: между боярами и рядовыми служилыми людьми, между феодалами и посадом. Сословные требования становились определеннее и настойчивее. В то же время опять вылился наружу основной классовый антагонизм4 между землевладельцами и крепостными крестьянами, поддерживаемыми городским плебсом5.

Такова была обстановка, в которой действовали соборы начала 30-х годов XVII века.

Таким образом, за 135 лет своего существования (1549–1684) было созвано 57 соборов. До 1598 все соборы были совещательными, после смерти царя Федора Ивановича стали созываться избирательные соборы. Периодизацию земских соборов можно разделить на 6 периодов: 1549-1584гг., 1584-1610гг., 1610-1613гг., 1613-1622гг. ( с 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632года), 1632-1653гг.,1653-1684гг. Компетенция земских соборов была весьма обширна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Задачи, поставленные перед  курсовой работой, удалось выполнить. В ходе выполнения работы была исследована  история Земских соборов, проведена  их классификация и периодизация истории.

 Изучение литературы и написание работы помогло лучше понять процессы формирования государственно-правовых отношений в период XVI — XVII в.

 В процессе подготовки  работы были изучены труды  В. О. Ключевского, Л. В.Черепнина,  М. Н. Тихомирова, указанные в  списке литературы.

Подведем итоги изученного, земские соборы– высшие сословно-представительные учреждения с законосовещательными функциями, собрания представителей городского, областного, торгового и служилого класса, являвшиеся по призыву московского правительства для разрешения важнейших административных и политических дел в середине 16–17 вв. Включали членов Освященного собора (архиепископов, епископов и других во главе с митрополитом, а с 1589 – с патриархом, то есть сановитого духовенства), Боярской думы и думных дьяков, «государева двора», выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан. По способу созыва земские соборы подразделялись на: созванные царем; созванные царем по инициативе сословий ; созванные сословиями или по инициативе сословий в отсутствие царя; избирательные на царство.

Появление земских соборов  было результатом объединения русских  земель в единое государство в  конце 15 начале 16 вв., ослабления влияния  на центральную власть княжеско-боярской аристократии, роста политического  значения дворянства и верхов посада.

За 135 лет своего существования (1549–1684) было созвано 57 соборов. До 1598 все  соборы были совещательными, после  смерти царя Федора Ивановича стали созываться избирательные соборы. Периодизацию земских соборов можно разделить на 6 периодов: 1549-1584гг., 1584-1610гг., 1610-1613гг., 1613-1622гг. ( с 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632года), 1632-1653гг.,1653-1684гг. Компетенция земских соборов была весьма обширна.

Прекратили свою деятельность Земские соборы в 1684г с приходом к власти Алексея Михайловича  и укреплением его единодержавия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Верещагин, А.Н. Земский вопрос в России (политико-правовые аспекты). – М., 2002. 
  2. В. О. Ключевский.«Состав представительств на земских соборах»
  3. И. Беляев. «Земские соборы на Руси» (Речи и отчет Моск. унив. 1867 г.).
  4. И. Жданов. «Церковно-Земский собор 1551 г.» и «Материалы по истории Стоглавого собора» (Собр. сочин., т. I). 
  5. Л.В.Черепнин. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв. Москва. Наука,1978.
  6. Л.В.Черепнин. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв. Москва. Наука,1978,стр.62
  7. Рожнов А.А. Земские соборы Московской Руси: правовая характеристика и значение. 2007г
  8. Тихомиров М. Н. Сословно-представительные учреждения (земские соборы) в России 16 в. // Вопросы истории. 1958. №5
  9. ru.wikipedia.org/wiki/Земский собор
  10. slovari.yandex.ru/книги/БСЭ/Земские соборы

 

 

 

 

 

 

1 Земские соборы – центральное сословно-представительное учреждение России в середине 16-17 века ( см. ru.wikipedia.org/wiki/Земский собор)

2 Призывная грамота- документ, которым царь созывал земские соборы, оправляя ее должностным лицам. В грамоте содержались вопросы повестки дня, количество выборных.

3 Гулящие люди- в России 16 — нач. 18 вв. общее название вольноотпущенных холопов, беглых крестьян, посадских людей и др. лиц без определенных занятий и местожительства.

4Антагонизм -соперничество, характеризующееся острой борьбой враждебных сил, тенденций.

Информация о работе История Земских соборов