История Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 13:32, контрольная работа

Краткое описание

На рубеже первой — второй четвертей II тысячелетия до нашей эры в евразийских степях была изобретена бронза. Археологические памятники племен Казахстана эпохи бронзы относятся к андроновской культуре, названной так по месту первых раскопок могильника у села Андроново под городом Ачинском в Южной Сибири. Они были проведены в 1913 году Б.В. Андриановым. Таким образом, история изучения андроновской культурной общности насчитывает почти девяносто лет. За это время получены богатые данные о материальной и духовной жизни одного из крупнейших культурно-исторических образований Евразии.

Содержание

1. Андроновская культура. Формирование основ кочевничества
2. Депортация народов в Казахстан
3. Реформы К. Касымова

Вложенные файлы: 1 файл

история казахстана.docx

— 41.26 Кб (Скачать файл)

БИЛЕТ №2

 

ПЛАН:

 

  1. Андроновская культура. Формирование основ кочевничества

 

  1. Депортация народов в Казахстан

 

  1. Реформы К. Касымова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Андроновская культура. Формирование основ кочевничества

На рубеже первой — второй четвертей II тысячелетия  до нашей эры в евразийских  степях была изобретена бронза. Археологические  памятники племен Казахстана эпохи  бронзы относятся к андроновской культуре, названной так по месту  первых раскопок могильника у села Андроново под городом Ачинском в Южной Сибири. Они были проведены в 1913 году Б.В. Андриановым. Таким образом, история изучения андроновской культурной общности насчитывает почти девяносто лет. За это время получены богатые данные о материальной и духовной жизни одного из крупнейших культурно-исторических образований Евразии. Эти данные позволили выработать общие точки зрения о хозяйственной жизни, о металлургии, производстве керамики, быте и общественном устройстве племен андроновской культуры. Зона ее распространения охватывала обширное пространство Южной Сибири, Казахстан, прилегающие районы Урала, Среднюю Азию. Один из основных центров андроновской культуры находился на территории Казахстана.

Андроновцы — это родственные по происхождению, антропологическому, лингвистическому складу, по хозяйственной и культурной жизни племена. Территорию Казахстана заселяли племена Андроновской культуры, названные так по имени деревни Андроново в Минусинской котловине. Как свидетельствуют археологические данные, андроновцы в подавляющем большинстве вели оседлый образ жизни. Андроновцы занимались ткачеством, выделкой кож, изготовлением орудий из металла и кости. Древние ювелиры делали украшения из раковин, медных пластинок, клыков диких животных. Поля андроновцы обрабатывали каменными мотыгами, хлеб жали бронзовыми серпами. Траву и кустарник выкашивали серпами и косами. Из бронзы отливали ножи, кинжалы, наконечники стрел и копий.Их поселки располагались по берегам рек с широкими пойменными лугами. Андроновцы занимались так же скотоводством и земледелием с преобладанием пастушеского скотоводства. Признаком андроновской культуры является своеобразный погребальный обряд с трупо-ложением на боку в скорченном состоянии в “ящиках” из каменных плит или в прямоугольных грунтовых ямах с погребальными сооружениями в виде каменных оград различных конфигураций — прямоугольной, круглой, овальной форм, или курганных насыпей. Иногда труп сжигали. Следующим признаком андроновской культуры было изготовление посуды ручной лепки, которая в отличие от предшествующей круглодонной, была плоскодонной со сложным геометрическим орнаментом, наносившимся гребенчатым или гладким штампом. И, наконец, андроновскую культуру отличали специфической формы металлические украшения. Это серьги из золотого листа, свернутые в полтора оборота, украшения головного убора и одежды в виде “очковидных” и “лапчатых” подвесок, браслеты со спирально закрученными концами. Андроновская культура делится на три периода: ранняя бронза — XVIII-XIV века до нашей эры, средняя — XV-XII века до нашей эры, поздняя — XII— начало VHI века до нашей эры.

В Центральном Казахстане обнаружено свыше 30 поселений и более 150 могильников андроновской культуры. Здесь ранний этап — нуринский, названный по находкам в долине реки Нура. Средний — атасуский, получивший свое название по группе могильников в долине реки Атасу. Поздний — бегазы-дандыбаевский — по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и в урочище Бегазы в Северном Прибалхашье. В Северном Казахстане известны памятники ранней бронзы в районе Петропавловска. В то время стали появляться поселения, которые можно считать предшественниками городов. Примерами протогородов бронзового века на территории Казахстана могут служить поселения Аркаим, Кент и др. Они имеют своеобразную застройку, инфраструктуру: оборонительные сооружения, водоснабжение, святилища, развитое ремесло. Широко известным уникальным археологическим памятником эпохи бронзы (XVIII—XVI вв. до н.э.) в евразийских степях является укрепленное поселение Аркаим — это одновременно и храм, и крепость, и ремесленный центр, и жилой поселок. Его очертания на снимках сверху выглядят в виде круга, часть которого размыкается, — это главный вход в город; внутри большого круга — еще один круг. Общая площадь памятника составляет 20 тыс. м2. На современной степной поверхности прослеживается обводной ров, за ним два кольца земляных валов, центральная площадь. Валы — это остатки оборонительных стен, сложенных из грунта, сырцовых блоков и дерева. Внутри каждого кольца расположены жилища, построенные из бревен. В хозяйственных постройках дворов и домов — очаги, колодцы, ямы, металлургические печи. Всего на территории поселения найдено 60 жилищ, коллекции изделий из керамики, кости и камня, металлические орудия труда и предметы, связанные с металлургией. Таким образом, андроновцы жили в оседлых поселениях по берегам рек; поселки были окружены глубоким рвом и валом с частоколом. В поселениях насчитывалось от 10 до 20 больших полуземлянок в виде деревянных срубов, заглубленных в землю на 1-1,5 м, площадью от 25 до 150 м2. Крыши были двускатные или пирамидальной формы с отверстиями для дыма и света, они поддерживались столбами. В доме жила большая семья от 30 до 50 человек, а поселок, прилегающие пашни, пастбища, кладбище принадлежали одному роду.Преобладающим видом занятий андроновцев было скотоводство, а основной пищей — молочные продукты. Мясная пища андроновцев на 60-70% состояла из говядины, на 10 — из баранины, на 20-30 — из конины. Главным достоянием их были табуны коней. Но прилегающие к поселению пастбища постепенно истощались, и андроновцы каждые 20-25 лет переселялись на новые земли. Начиная с XV в. до н. э., со средней бронзы, появились неукрепленные поселки, тогда же возникла форма скотоводства — отгонная. Пастухи весной угоняли часть стада на дальние пастбища или горные луга, перекочевывали вместе со стадом и лишь осенью возвращались в поселок. В период средней бронзы изменились домостроительство, организация поселений. Примером бытового комплекса является поселение Тасты-Бутак в Западном Казахстане. Здесь открыты десятки поселений и могильников данного периода. В Восточном Казахстане подобные памятники андроновской культуры найдены в долинах Иртыша, Бухтармы, Курчума на Алтае и Тарба-гатае. На юге Казахстана и в Семиречье обнаружены скопления наскальных рисунков Тамгалы и Каратау. Это выбитые на гладких поверхностях скал изображения животных, солнцеликих людей, колесниц.

Племена бронзового века образовали исходный культурный пласт, на основе которого происходило  формирование культуры ранних кочевников. Основным занятием людей были пастушеское  скотоводство и мотыжное земледелие. В скотоводстве постепенно изменялся  состав стада, увеличивалась доля животных, приспособленных к кочевому образу, таких как лошади, овцы, верблюды. Например, в период поздней бронзы доля коней в стаде увеличилась  с 14 до 36%. Культура андроновцев становится культурой коневодов. Также по мере роста подвижности хозяйства племен того периода заметно возрастает поголовье двугорбых верблюдов — бактрианов. Получило распространение отгонное скотоводство, как переходное к кочевому. На дальних пастбищах пастухи сооружали из жердей легкие каркасные жилища со стенами из циновок — предшественники юрт. Появились и войлочные кибитки, приспособленные для кочевья, установленные на четырехколесных телегах. В конце II — начале I тысячелетия до нашей эры климат менялся в сторону потепления и сухости. Большинство населения переходит к кочевому скотоводству.Важную роль в жизни племен того времени играла металлургия. Сырьем для изготовления орудий труда и оружия была бронза — сплав меди и олова, иногда сурьмы, мышьяка, свинца. Она отличалась твердостью, низкой температурой плавления, красивым золотистым цветом. Центрами древней металлургии были Центральный и Восточный Казахстан. Медь в основном добывали в районе Жезказгана, Зыряновска, Карчиги, Джалтыра, Ащилы, Уро-Тобе, Кушикбая; олово — в районе гор Атасу, Калбинского и Нарымского хребтов; золото — в районе Степняка, Казанчункура, Баладжала, Акджала и др. Подсчеты специалистов показывают, что добыча медных руд и олова в древности здесь достигала огромных размеров. Например, в районе Жезказ-гана объем выплавленной меди составлял около 100 тыс. тонн. На Успенском медном руднике было вынуто 200 тыс. тонн руды. Добыча олова достигала 130 тонн. Вот как описывал Жезказган, как древний металлургический центр, основоположник казахстанской археологии А.Х. Маргулан, чье имя носит Институт археологии: “В 1930-х годах было доказано большое историческое значение Джезказгана как одного из важнейших центров древней металлургии. Об этом писал К.И. Сатпаев (в кн.: Большой Джезказган. Алма-Ата, 1961.С. 5), его высказывания были подтверждены археологическими раскопками, проведенными после Второй мировой войны.

Основным объектом исследования было городище Милыкудук, расположенное в обширном логе в километре на юго-восток от рудника Джезказган. О его существовании прежде не знали. Оно был открыто К.И. Сатпаевым. Милыкудук сохранил мощный пласт культурного наслоения, идущий с эпохи бронзы до позднего средневековья и свидетельствующий о производственной деятельности человека по добыче руды, плавке меди, олова, железа, золота, серебра, а также их переработке. Древние выработки и отвалы Жезказгана весьма грандиозны. По подсчету геолога С.Х. Болла из разносов Жезказгана было добыто свыше миллиона тонн богатых окисленных руд, содержавших десятки тысяч тонн меди”.Руду добывали простым “кайлованием”. Пробиваясь к рудоносным жилам использовали также метод огневой проходки, если были плотные породы: на их поверхности разводили костер, а затем поливали водой. Древние горняки прорывали штольни, крепили кровлю. Плавили руду в печах типа горна. Для плавки применяли древесный уголь, в качестве флюса использовались кварц, охра. Медную и оловянную руду плавили отдельно, а уже при отливке того или иного предмета добавляли олово в медь. Пропорцию четко регулировали в зависимости от назначения изготавливаемого предмета: для ударных орудий в медь добавлялось около 4% олова, для рубящих и режущих — от 5 до 9%, для колющих — от 9 до 12% олова и выше.В эпоху бронзы развивались ремесла, ткачество, изготавливалась керамическая посуда ручной лепкой, ленточной техникой, формовалась на болванках; посуда лощилась, орнаментировалась, обжигалась. Изготавливалось оружие: стрелы с бронзовыми наконечниками в форме листа, наконечники копий, топоры, бронзовые кинжалы. Произошли заметные изменения в организации общественной жизни. Материнский род сменился отцовским. Первобытнообщинные отношения постепенно разлагались, усиливалась имущественная дифференциация. Об этом свидетельствуют погребения андроновцев, одни из которых были сооружены в виде больших курганов, где вместе с покойным находились богатое оружие, украшения. Но были и бедные погребения, в которые помещали глиняные горшки, скромные украшения, части жертвенных животных.По своему антропологическому складу андроновцы были представителями европеоидной расы — широколицые, с открытыми глазами, развитым надпереносьем, резко выступающим носом. Большинство ученых считает, что андроновская культура образовалась на основе естественного развития местных племен эпохи неолита и энеолита. Существуют различные версии относительно определения этнической принадлежности андроновцев. По одной из них, они принадлежали к финно-угорской этнической группе. В последние годы выдвигается гипотеза о тюркоязычности андроновских племен. Однако наиболее аргументированным и утвердившимся положением является их индоиранская, арийская принадлежность. Это подтверждается анализом древнейших письменных источников, данных антропологии, лингвистических исследований, топонимики, ономастики, археологических материалов. Андроновцы поклонялись небу, солнцу, священному огню, верили в загробную жизнь; у них существовал культ предков, появился обычай поминок, ритуал жертвоприношения; главным жертвенным животным являлся конь. Возник обычай запрета — “табу”. Были достаточно развиты религиозные представления.

Депортация  народов  в Казахстан

Начало 30-х гг. — одна из самых страшных страниц в истории  нашей республики. Последствия голода еще долгие годы будут сказываться  на демографической структуре казахстанского и прежде всего казахского населения. Численность казахского народа на уровне 1926 г. восстановилась, по подсчетам  казахстанских демографов, лишь к  концу 1966 г. Демографическая катастрофа начала 30-х гг. коренным образом изменила этнодемографическую ситуацию в Казахстане и на долгие годы превратила казахов в этническое меньшинство на своей исторической территории.

В 30-х гг. началось расширение промышленной и продовольственной базы в восточных  районах СССР, что потребовало  перемещения трудовых резервов с  Запада на Восток. В Казахстане еще  сказывались Следствия голода. Резко  сократилось число сельского  трудоспособного населения. Площади  были огромными, урожай убирать не успели. Вследствие этого с начала 30-х  гг. постепенно нарастает миграционный прирост населения в связи  с социалистическими преобразованиями в сельском хозяйстве и промышленности. Коллективизация Индустриализация привели к постепенному росту "европейского" населения и уменьшению доли казахского населения в Казахстане. В период массовых политических репрессий необоснованные карательные меры применялись не только по отношению к отдельным лицам, к представителям социальных групп, классов, религий, но и к отдельным народам по принципу коллективной ответственности за национальную принадлежность. В отношении отдельных народов тоталитарный режим применяет такой вид политических репрессий, как депортация — массовое насильственное выселение. Депортированные народы испытали на себе совокупность репрессий, о которых говорится в Законе Республики Казахстан от 14 апреля 1993 года “О реабилитации жертв массовых политических репрессий”. В частности, это различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам в виде лишения свободы, выселения из мест проживания, направление в ссылку, высылка на спецпоселение, привлечение к принудительному труду в условиях ограничения свободы, лишение и ограничение прав и свобод, определение народов по национальному признаку опасными для государства. Здесь уместно будет, например, привести такой документ, весьма характерный в плане рассматриваемого вопроса. Это донесение районного начальника НКВД, в котором дословно говорится следующее: “В связи с войной СССР с фашистской Германией, имеющиеся в нашем распоряжении материалы говорят о том, что антисоветски настроенные элементы распространяют разные провокационные слухи среди населения.

По району имеется антисоветски настроенных элементов: бывших участников бандитских восстаний — 93 человека, 936 корейцев, немцы”10.

Например, в постановлении  СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 21 августа 1937 года о переселении дальневосточных  корейцев говорилось, что это осуществляется “в целях пресечения проникновения  японского шпионажа в край”, то есть автоматически все корейцы Дальнего Востока по принципу национальной принадлежности признавались потенциально японскими  шпионами и потому социально-опасными. А в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года “О переселении  немцев, проживающих в районах  Поволжья” говорится, что из числа  немцев “имеются тысячи диверсантов  и шпионов, которые по сигналу  из Германии должны произвести взрывы”, то есть действия против СССР.

Всего в СССР в годы массовых репрессий было депортировано более 3 млн. человек. Местами их спецпоселений стали районы Севера, Сибири, Урала, Средней Азии и Казахстана. Но территория Казахстана оказалась наиболее заселенной спецпоселенцами и в данном случае она была сравнима только с Сибирью. В докладе Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева на IV сессии Ассамблеи народов Казахстана названа цифра 1 млн. 200 тыс. депортированных. Так, в Казахстан было насильственно переселено и размещено 38% немцев, 83% чеченцев и ингушей, 59% корейцев, 58% карачаевцев, 55% балкарцев, 76% греков, 62% курдов и др. Депортированных вселяли практически во все области Казахстана, при этом соблюдалась следующая установка НКВД: “Неблагонадежные народы”, согласно секретным распоряжениям, предписывалось “не селить в приграничные районы с целью исключения возможных контактов с агентами зарубежных разведок”; “селить в местах, удаленных от железной дороги, для предупреждения возможных побегов”; “селить компактными группами для организации контроля”. Спецпоселенцы должны были систематически отмечаться в комендатурах. Неизмеримы страдания тех, кто пережил стресс насильственного переселения. На местах прежнего жительства ими было брошено все. Сотни тысяч представителей так называемых “неблагонадежных народов”, включая стариков, женщин и детей, везли в скотных и товарных вагонах. Заподозренных в малейшем несогласии с чем-либо, репрессировали на местах выселения, в поездах в пути следования, в местах прибытия. В Казахстане переселенцев размещали в клубах, брошенных мечетях, конюшнях, свинарниках, сараях, складах, а оставленные под открытым небом рыли для себя землянки. Среди спец-переселенцев свирепствовали эпидемические заболевания: брюшной и сыпной тиф, дизентерия, корь, широкое распространение получила цинга, завшивленность, наблюдались вспышки чумы и холеры. Резкая смена климата, ужасные жилищно-бытовые условия, скудное питание, антисанитария несли новые и новые потери среди депортированных. Даже сами работники НКВД в своих докладных записках с мест писали: “Считаем такое явление совершенно недопустимым, граничащим с преступлением”. Есть также сообщения о том, что таких условий не выдерживали даже лошади, и работники НКВД просили прислать для работы более выносливых животных — волов.

Информация о работе История Казахстана