История России в 18 - 20 вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 18:24, реферат

Краткое описание

Мы живем в эпоху видимого торжества экономических знаний. Но, столкнувшись с необходимостью анализа той или иной хозяйственной проблемы, нельзя не обратить внимания на то, что изучаемое явление может быть познано лишь в динамике его развития. Ни вопросы кредитования, ни торговые сделки, ни производственные задачи не могут трактоваться в статичной форме, они в ней попросту непредставимы.

Содержание

Введение 3
1. Зарождение капиталистических отношений. Промышленная революция ведущих стран мира (18 – 19 вв.)
2. Мировое хозяйство 1-й половины 20 в. Экономические кризисы
3. Направления реформирования экономики капиталистических стран (2-я половина 20 в.) 10
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 35.84 Кб (Скачать файл)

 Великобританию на  третье. Вслед за последней шла Франция. Пятерку наиболее мощных государств замыкала Россия. Изменение соотношения сил между соперничавшими странами породило стремление к переделу мира.

 

 Социально-экономическое  развитие России на рубеже  веков было весьма противоречивым. В 90-х годах XIX века страна  переживала промышленный подъем, объем промышленного производства  увеличился в 2 раза. Но уже  в 1900

 – 1903 годах вместе с другими капиталистическими странами Россия оказалась в полосе глубокого кризиса.

 

 Первая мировая война  и ее последствия. Вспышку войны  1914-1918 гг. как мирового вооруженного  конфликта определило соотношение  сил, сложившееся в мировом  хозяйстве в предшествующие годы. Соотношение это было таково.

 

| |Место, занимаемое в  мировом хозяйстве |

| | |

|Страна | |

| | | | |

| |По объему в |По экспорту |По размерам |

| |мировом |капитала |колониальных |

| |промышленном | |владений |

| |производстве | | |

|США |1 |4 |4 |

|Германия |2 |3 |3 |

|Великобритания |3 |1 |1 |

|Франция |4 |2 |2 |

 

 Как свидетельствуют  эти цифры, страны, наиболее промышленно  развитые и занимавшие по этому  показателю первые места в  мировом хозяйстве, США и

 Германия, значительно  уступали старинным европейским  государствам

 Великобритании и Франции  по таким сопутствующим индустриальному  могуществу показателям, как экспорт  капитала и колониальные владения.

 

 И наоборот, страны, возглавлявшие  в предыдущем 19 в. мировое промышленное  производство, Великобритания и  Франция, были теперь, перед войной 1914 г., оттеснены на третье и  четвертое места, но являлись  крупнейшими экспортерами капитала  и крупнейшими колониальными  державами.

 

 Война 1914-1918 гг. в экономической  литературе оценивается в 260 млрд долл.. огромная военная задолженность обрушилась на экономику воюющих стран, которые не могли покрывать расходы на войну за счет доходных статей государственного бюджета. В основном это были европейские долги США, ставшим в это время самым богатым мировым кредитором.

 

 Когда летом 1914 г.  вспыхнула мировая война, США  заявили о своем нейтралитете  и формально придерживались его  все годы, однако фактически они  становятся крупным поставщиком  заказов союзников. Во время  войны возрастают их иностранные  инвестиции. Все это сопровождалось  огромным накоплением в стране  золота. Вплоть до 1929 г. США переживают  период процветания. Основой его  послужили итоги Первой мировой войны и та вторая техническая революция, которая, начавшись в конце 19 – начале 20 вв., успешно продолжалась и в послевоенное десятилетие. Главный итог процветания 1920-х гг. состоял в превращении США в ведущую страну мирового хозяйства.

 

 Неуклонно возраставшие  издержки войны привели Германию  к финансовому истощению –  хроническому дефициту государственного  бюджета и громадной внутренней  задолженности. В таких условиях  она стала обязанной репарациями  и выплатой их в золотых марках. В 1923 г. объем промышленного производства

 Германии упал до 40% от уровня 1913 г. Под угрозой  полного истощения оказался золотой  запас страны, и началась чудовищная  инфляция. Все это создало крайне  напряженную социальную обстановку. В результате авторы

 Версальского договора  обсудили вопрос об оказании  Германии экономической помощи. С 1924 г. в страну начинают  поступать крупные займы. Они  помогли

 Германии быстро переоснастить  производство и увеличить выпуск  промышленной продукции. Все это  отнюдь не означало забвения  или вообще отказ авторов версальского  договора от статьи о демилитаризации  Германии. Последняя, формально соглашаясь с этим требованием, в 1920-е гг. использовала ряд обходных путей, не только сохранявших, но и усиливавших ее военный потенциал. Это была та скрытая милитаризация, которая послужила одной из предпосылок наращивания военной мощи гитлеровской Германии в 1930 гг.

 

 По сравнению с Германией,  быстро оправлявшейся с помощью  экономических планов помощи, послевоенная  экономика других стран Западной  Европы, особенно таких довоенных  ее столпов, как Англия и  Франция, с трудом одолевала  переход к послевоенной стабилизации. Обе страны вышли из войны  победительницами и выговорили  в свою пользу целый ряд  положений

 Версальского мирного  договора. Вместе с тем они  понесли большие материальные  потери и в значительной степени  утратили свои прежние позиции  в мировом хозяйстве. Выигрыш  Англии как победительницы состоял,  прежде всего, в приумножении  ее колониального богатства. Однако 1920-е гг. стали периодом хронического  застоя для Англии, ее промышленность  к концу десятилетия достигла  уровня 1913 г. Утрачивалось прежнее  лидерство Англии на мировых  денежном и товарном рынках.

 

 Несколько иным, но  тоже сложным и противоречивым  было в 1920-х гг. экономическое  положение Франции. Очень велик оказался материальный ущерб, нанесенный стране в ходе военных действий, особенно в северо-восточных районах, повергшихся длительной оккупации немецкими войсками. Ухудшилось положение Франции на мировом денежном рынке. Из крупнейшего после Англии довоенного экспортера капитала страна превратилась в должника и еще долго не могла расплатиться с этим долгом. Тем не менее, в связи с поражением

 Германии и получением  репараций началось довольно  быстрое восстановление промышленности, и на протяжении 20-х гг. объем  выпускаемой продукции увеличился  примерно на 40% по сравнению с  1913 г. В целом главным событием  в экономической жизни послевоенной  Франции явилась смена ее прежней  аграрно- индустриальной хозяйственной структуры новой индустриально-аграрной структурой, хотя в ранг высокоразвитых индустриальных государств Франция тогда не входила. Однако стабилизация французской экономики была неустойчивой и не всеобъемлющей. В отличие от Англии Франция не восстановила размен банкнот по довоенному золотому паритету: в стране была проведена скрытая девальвация. В результате Франция конца 20-х гг. была страной острой социальной напряженности. Поэтому и мировой экономический кризис 1929-1933 гг. оказался здесь наиболее затяжным и сопровождался значительными социальными переменами.

 

 «Великая депрессия». Мировой экономический кризис  прервал относительную стабилизацию  Запада 1920-х гг. Прежние кризисы  парализовали в основном какую-нибудь  одну сферу экономики, например, в 1900-1902 гг. Катастрофа разразилась  главным образом в тяжелой  промышленности, а другие сферы  были задеты лишь попутно, в  гораздо меньших масштабах. Мировой  экономический кризис 1929-1933 гг. Впервые  разразился во всех сферах  мирового хозяйства.

 Падение производства  и сокращение ВВП продолжалось  не менее четырех лет.

 Начало экономическому  кризису положили массовые банкротства  американских коммерческих банков, т.к. их деятельность не подлежала  тогда какому-либо регулированию  со стороны федеральных органов.  Это незамедлительно сказалось  на промышленности, а переплетение  кризиса в промышленности с  кризисом в аграрной сфере  многократно усугубило трудности  рыночной реализации.

 

 Вслед за США экономический  кризис поразил и все другие  развитые страны. В

 Англии, едва достигшей  к этому времени довоенного  уровня развития, наступила полоса  длительного упадка, продолжавшаяся  до 1934 г. Франция подверглась экономическому  кризису позже других стран,  в 1930 г., но здесь он оказался  особенно затяжным, продолжался  до 1936 г. В Германии экономический  кризис снял то оживление промышленности, которое было достигнуто в 1920-е гг. в условиях экономической помощи со стороны других стран. Экономический кризис сопровождался крушением золотых стандартов по следующим причинам: из-за массовых натисков вкладчиков на банки с требованием размена банкнот, приводивших к сокращению золотых запасов; из- за сократившихся оборотов внешней торговли, оплачивавшейся ранее в твердой валюте; из-за краха долгосрочного международного кредита, когда многие государства прекратили платежи по внешним займам. В результате почти во всех странах произошла девальвация банкнот, уменьшилось их золотое содержание. Общим процессом стала инфляция.

 

 В таких условиях  борьба с кризисом в США  началась со спасения банковской  системы. Ф. Рузвельт объявил  семидневные «банковские каникулы»,  закрыл на это время все  банки страны, а вслед за этим  появились законы о банках, об  увеличении их ликвидности и  о гарантиях вкладчиков. Одной  из важнейших мер

 «Нового курса» явилось  начатое им государственное регулирование  фондового рынка. В 1933 г. Рузвельт  осуществил огосударствление золотого  запаса, весь золотой запас был  перемещен в Федеральный банк.

 

 Одной из мер по  восстановлению промышленности  явилось ее частичное огосударствление. Кроме того, были разработаны  так называемые «Кодексы честной  конкуренции», предусматривавшие определенные  размеры производства, рынки сбыта,  уровень цен. Меры по социальной  защите выразились в организации  общественных работ.

 

 Великобритания в целях  смягчения кризиса изменила характер  своих внешнеэкономических связей. Главной антикризисной мерой явился отказ от традиционно проводившейся с начала 19 в. политики фритредерства и переход к политике протекционизма.

 

 Во Франции была  проведена частичная национализация  военной промышленности, установлен  контроль над деятельностью Французского  банка, запрещена распродажа за  долги собственности мелких торговцев  и ремесленников, для рабочих,  занятых в крупной промышленности, было осуществлено некоторое  повышение заработной платы и  введена 40-часовая рабочая неделя.

 

 Милитаризация германской  экономики. В 1933 г. в Германии  начала создаваться тоталитарная  система управления экономикой. Значительно усилился государственный  сектор экономики. Источником  послужила конфискация предприятий  и денежных средств у собственников  «неарийского происхождения», главным  образом – евреев. В частном  секторе свободный рынок тоже  перестал служить регулятором  экономического процесса. Его заменил  жестко централизованный хозяйственный  механизм, на основе которого  решались все вопросы объемов  производства, ассортимента продукции,  товарных цен. С каждым годом  все отчетливее вырисовывалась  военная ориентация промышленного  производства Германии. На протяжении 1930-х гг. из-за безудержной эмиссии  рейхсмарка стремительно обесценивалась. И кредиты промышленности, и ссуды государству предоставлялись именно в такой обесцененной валюте. Широко использовался в качестве источника финансирования и кредитования также выпуск фиктивных денежных знаков, так называемых «мефо-векселей» и налоговых ордеров». Они не имели никакого обеспечения, но гарантировались государством и в обязательном порядке должны были приниматься банками.

 Германия уже в 1930-х  гг. неминуемо приближалась к  той финансовой катастрофе, которую  принесла война. Тем не менее,  меры по милитаризации экономики  позволили Германии справиться  с экономическим кризисом.

 

3. Направления реформирования  экономики капиталистических стран  (вторая половина 20 в.)

 

 В результате Второй мировой войны союзники понесли огромные потери. Если

 Первая мировая война  стоила (всем странам) 200 млрд долл., то вторая потребовала затрат в 3 трлн 300 млрд долл. Во время войны произошел крах колониальной системы, оказавший влияние на историю мировой экономики послевоенных лет.

 

 Смешанная экономика  послевоенных лет. Послевоенный  период подтвердил способность  капиталистического хозяйства к  экономическому росту. Именно  в рамках этого хозяйства происходило  освоение НТР, повышалась экономическая  эффективность производства. Особенностью  послевоенного сектора явилось  создание государственного сектора  экономики. Это было обусловлено  двумя обстоятельствами:

 

. материальными потерями, разрушениями военных лет; государство  должно было включиться в процесс  восстановления, способствуя своим  участием увеличению объемов  производства и занятости населения;

 

. начавшейся структурной  перестройкой экономики; участие  государства как предпринимателя  и как регулирующего органа, должно  было ускорить этот процесс.

 

 В результате в 1950-1960-х  гг. во всех развитых странах  складывается смешанная экономика.  Во многих странах Западной  Европы был принят так называемый  неоэтатистский вариант смешанной экономики. Его характерные черты: национализация как главный путь образования государственного сектора, широкое воздействие государства на частное предпринимательство с целью ускорения его научно-технической перестройки и не менее широкий диапазон решаемых государством социальных задач. Страной-лидером названного варианта была Франция. Во второй половине 1940-х гг. во Франции под прямой контроль государства перешли энергоресурсы, сферы страхования, четыре самых крупных депозитных банка, несколько крупных промышленных фирм. Бывшим собственникам национализированных предприятий выплачивалась крупная компенсация, а для управления был полностью сохранен прежний опытный кадровый состав. Краеугольным камнем французской модели экономики стало государственное планирование.

 

 В Великобритании первые  акты послевоенного правительства  относились к социальной сфере,  была установлена прогрессивная  шкала налогообложения, пересмотрены  налоги на наследуемое имущество  и т.п. Только с приходом  к власти в 1946 г. лейбористкой  партии было признано, что программа  обеспечения полной занятости  требует проведения национализации. Однако общая долгосрочная промышленная  политика не сложилась. Она  не проводилась даже применительно  к национализированным отраслям, где все ведающие ими управления  действовали автономно, не руководствуясь  какими-либо задачами общегосударственного  значения. В 1960-х гг. премьер-министр  Г. Макмиллан выдвинул идею  индикативного планирования. Тем  не менее, государство не оказывало  поддержки предприятиям, участвовавшим  в планировании. США и ФРГ отличало  отсутствие политики национализации  и системы общегосударственного  планирования.

Информация о работе История России в 18 - 20 вв