Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 20:32, реферат
Социально-экономическое развитие России в конце XIX - начале ХХ века
Особенности российского капитализма:
Признаки монополистического капитализма (империализма):
Создание транснациональных корпораций (международных монополий).
Общественное движение в конце XIX - начале ХХ века
Война обусловила падение авторитета самодержавия. Этому способствовало также наличие рядом с императорской семьей одиозной фигуры «старца» – Григория Распутина. Понимая это, представители правящей элиты (Юсупов и Пуришкевич) пошли в декабре 1916 г. на его убийство. Однако это уже не могло спасти самодержавие.
Культура начала ХХ века
Крупнейшие достижения начала века в области естественных наук связаны с именами физика П.Н. Лебедева (экспери¬ментально доказал существование давления света, заложив основы разработки теории относительности, квантовой теории и астрофизики), физиолога И.П. Павлова (создал учение об условных рефлексах, первым из русских ученых был удостоен Нобелевской премии), основоположника теоретической космонавтики К.Э. Циолковского, И.И. Мечникова (удостоен Нобелевской премии в 1908 г. за исследование проблем иммунологии и инфекционных заболеваний), ученого-энциклопедиста В.И. Вернадского (заложил основы новых наук — биохимии, биогеохимии, радиогеологии).
Значительный вклад в развитие философской мысли внесли Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский, П.Б. Струве. В 1909 г. вышел в свет сборник их статей - «Вехи», в котором они размышляли о возможности и необходимости революции в России и о роли в ней русской интеллигенции.
Завершили работу над своими курсами лекций крупней¬шие историки начала века: В.О. Ключевский («Курс русской истории»), П.Н. Милюков («Очерки по истории русской куль¬туры»), С.Ф. Платонов, М.Н. Покровский.
Популярные издательства А.С. Суворина и И.Д. Сытина выпускали учебную, художественную и научно-популярную литературу по доступным ценам.
Кризисные явления заметно проявляются в русской литературе, в которой, как и в духовной культуре вообще, господствует декаданс (настроение общего упадка и уныния).
Мастера реалистического направления – И.А. Бунин, А.И. Куприн, А. М. Горький – создают великолепные по форме произведения, которые, однако, становятся все более мрачными и тревожными по содержанию.
В конце XIX в. в русской литературе возникают модернистские течения, враждебные реализму, – символизм (Д. Мережковский, В. Брюсов, А. Блок, А. Белый, З. Гиппиус) и акмеизм (А. Ахматова, С. Городецкий, Н. Гумилев) и т.д. Поэты и прозаики этих направлений стремились уйти в своих произведениях от беспросветной реальности к абстрактным символам или экзотике дальних стран.
Новации в театральном искусстве связаны с открытием в 1898 г. Московского Художественного театра, созданного по инициативе К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Здесь впервые осуществилась на практике система режиссуры Станиславского. С 1907 г. русские театральные сезоны в Париже начал организовывать С.П. Дягилев, ставший одним из популяризаторов русского балетного искусства. Выдающимися мастерами оперного искусства были Ф.И. Шаляпин и Л.И. Собинов.
В эти годы берет свое начало русский кинематограф. Первым русским кинопредпринимателем был А. А. Ханжонков, первыми игровыми отечественными кинофильмами — «Пиковая дама» и «Отец Сергий» режиссера Я. А. Протазанова.
С конца XIX в. влияние модернизма заметно проявляется в русской живописи – в полотнах В.А. Серова, К.А. Коровина, М.А. Врубеля («Демон», «Пан»). Движение передвижников в это время переживало глубокий кризис, и вполне закономерным было появление в 1898 г. нового художественного объединения «Мир искусства». Его члены (А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Л.С. Бакст), отказываясь от реалистического воспроизведения действительности, призывали стремиться к «чистой красоте» – совершенству формы, изящной условности, высоким вневременным идеалам. Позже часть мирискусников вышла из этой организации и, объединившись с бывшими передвижниками, учредила в 1903 г. «Союз русских художников» (И. Э. Грабарь, К. Ф. Юон, А. А. Рылов).
Отход от старых традиций в сторону эстетической утонченности, поиски новых форм, были характерны и для русской музыки XIX -начала XX в. Особенно ярко эти поиски проявились в творчестве А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова, И.В. Стравинского.
В архитектуре начала XX в. самым ярким явлением стал стиль модерн, который предполагал максимальную декоративность – широкое использование фресок, мозаики, керамики, скульптуры и т.д. Среди множества талантливых архитекторов, творивших в этом стиле, особенно выделяются Ф.О. Шехтель (особняк Рябушинского, здание Ярославского вокзала в Москве), Ф. И. Лидваль (здание Азовско-Донского банка), В.М. Васнецов (здание Третьяковской галереи).