История Сибирского казачества или введения русского языка в Сибире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 20:52, доклад

Краткое описание

Освоение Сибири – важнейший процесс в развитии российской государственности. В этом историческом процессе можно выделить два важнейших явления, которые определили особенность культуры сибирского региона: это становление сибирского казачества и движение старообрядчества в духовно-религиозном мире Сибири. Начнем с первого явления – это освоения Сибири атаманом Ермаком. Сам Ермак был по одному преданию, был родом с берегов реки Чусовой. Согласно другой версии, являлся уроженцем Качалинской станицы на Дону

Вложенные файлы: 1 файл

Введения русского языка в Сибире.docx

— 28.51 Кб (Скачать файл)

Выполнил:

Студент I курса Экономики ф. ТюмГУ Суровцев Павел Владимирович

 

ИСТОРИЯ СИБИРСКОГО КАЗАЧЕСТВА ИЛИ ВВЕДЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В СИБИРЕ

 

       Освоение Сибири – важнейший процесс в развитии российской государственности. В этом историческом процессе можно выделить два важнейших явления, которые определили особенность культуры сибирского региона: это становление сибирского казачества и движение старообрядчества в духовно-религиозном мире Сибири. Начнем с первого явления – это освоения Сибири атаманом Ермаком. Сам Ермак был по одному преданию, был родом с берегов реки Чусовой. Согласно другой версии, являлся уроженцем Качалинской станицы на Дону. Свое начало освоение Ермаком Сибири берет в 1 сентября 1581 года. В это время состоялся первый поход его дружины на Урал.  После Казаки атамана Ермака (1580-е гг.), сделав первые шаги в освоении бескрайних просторов Сибири, остались верны ей на протяжении всей эпопеи освоения. Несмотря на тяжелейшие условия своего похода, казаки решали, что лучше погибнуть от холода и голода, чем отступить. Лучше проявить храбрость и завоевать для Отечества могущественную Сибирь, заслужив тем самым вечную славу для себя. Для них Сибирь должна была стать частью России, где они будут ее представлять с полным правом и навсегда. Так в среде казаков атамана Ермака появилось чувство государственной ответственности за освоение территории и за жизнь народов, ее населяющих.[7] Огромные просторы завоеванной Сибири, суровый климат накладывал особую миссию на казаков, которая выражалась в преемственности прошлого духовного опыта южного казачьего народа на только что зарождающийся сибирский народ. Они помнили завет отцов "Храни преданное тебе", поэтому добровольно брали на себя ответственность за сохранение наследия славного прошлого из жизни южных казаков до настоящего времени. Большое значение в становлении сибирского казачества имело старообрядчество. Бегущие от мира подвижники старой веры могли выжить только в упорном труде и духовной истовости, в вере. Прежде необжитые земли превращались через какое-то время в образцовые поселения. Благодаря старообрядцам и казакам Сибирь сохраняла традиционные аскетические христианские формы жизни, сохраняла двуперстие, как истинный русский крест, которым крестились все первые русские святые и государи. Именно в Сибири устояла разрушенная в 1649г. соборным уложением русская община. Здесь с новой силой проявилась сплоченность общин разных сословий, не пропустившая в Сибирь крепостнические отношения и наследственное дворянство. Эта сплоченность, восходящая к древним русским православным и казачьим традициям создала совершенно новый тип русского характера с присущими только ему духовно-ценностными и технологическими качествами.[5]

Так сформировался образ нового человека – сибиряка. Сибиряк – это, прежде всего личностный культурно-психологический образ творца и носителя сибирской культуры. Образ русобородого сибиряка-крепыша нес в себе два основных человеческих качества: надежность и природолюбие, основной установкой которого был поиск социального и природного согласия при устройстве жизни.

Таким образом, в истории освоения Сибири сложились две линии: первая – официальная государственная, осуществлявшаяся первоначально силами казачества; вторая, которая возникла в результате борьбы с государственной и церковной властью реформаторов, – старообрядцы.

Обе силы заложили основы сибирской культуры и определили ее специфические черты. Казаки строили остроги и города, укрепляли власть России в регионе, показывая мужество и ответственность воинского духа. Старообрядцы показали особую твердость христианского духа, трудолюбие и ответственность за свои дела.[7]

 

Православие

10 января 1621 г. обоз сибирского владыки  выехал из Москвы и в первый  сибирский город, Верхотурье, прибыл  лишь 12 марта, где вынужден был  оставаться более двух с половиной  месяцев. Столь длительное путешествие  объясняется отнюдь не трудностями  пути, а иными причинами, которые  преосвященный подробно изложил  в своем письме к патриарху. Дело в том, что священнослужители, направленные с ним «по государеву  указу, а не по доброй воле», числом 59 человек, едва ли не все  или отказались ехать в Сибирь  или разбежались в пути: «попы  ехали все по сторонам, своим  произволом, как кто хотел, для  самовольства и пьянства». Когда  же церковнослужителей собрали  и направили к дожидавшемуся  их владыке, то, «как съехались  они в Верхотурье, то подняли  шум и слезы и вопли с  женами и детьми и говорили  — Бог судит их разлучника, кто разлучил их с домами, родом  и племенем, да и едучи с Верхотурья по всем сибирским городам и в Тобольске тех своих речей не переменили ... говорили непригожие слова про патриарха, а мне бесчестие многое учинили...». В результате в Тобольск преосвященный прибыл лишь 19 июня. Здесь он нашел среди вверенной ему паствы «великое нестроение», которое заключалось в том, что многие русские люди ходят без крестов, едят «всякую скверну» вместе с инородцами, живут «не по закону» с калмыцкими, татарскими и вогульскими женами, кровосмесничают — женятся на сестрах двоюродных и родных, на дочерях своих, «блудом посягают» на своих матерей и дочерей, закладывают жен на сроки, а те люди, у которых они бывают в закладе, живут с ними и «блуд творят беззазорно» до тех пор, пока мужья их обратно не выкупят. К тому же архиепископу стали поступать многочисленные жалобы от сибиряков, в которых они жаловались на отсутствие в их селениях церквей; у других же они и были построены, но стояли «без пения» из-за отсутствия священников; практически повсеместно отсутствовали духовные книги, колокола и пр. Письма обычно заканчивались тем, что младенцы умирают без крещения, взрослые — без покаяния, что некому хоронить, венчать и т. п.

«В 1636 г., 25 июля, в Тобольске явилась одной жене пресвятая Богородица с чудотворцем Николаем, повелевая сказать о своем святом явлении архиепископу, воеводам и всем христолюбивым людям, чтоб во имя ее святого, честнаго и славного знамения, которое было в Новгороде, воздвигнули в Тобольском уезде, в селе Абалак, другую церковь подле Преображения церкви». [1]

Именно это событие, произошедшее через пятьдесят лет после основания первого сибирского города (1586 г.), следует считать третьим этапом духовного освоения Сибири как православной земли. Само знамение верующими людьми было воспринято как покровительство Богородицы над вновь приобретенным краем. (Кроме того, Богородица почитается и как заступница России). В 1642 г. произошло обретение мощей первого сибирского святого — Василия Мангазейского. Хотелось бы подчеркнуть, что это обретение случилось в одном из самых северных пунктов проживания в Сибири русских поселенцев на тот период. В том же году (1642 г.) скончался блаженный Симеон Верхотурский, признанный праведным еще при жизни. Верхотурье — самый западный сибирский город. И, наконец, в 1697 г. скончался старец Далмат (почитающийся как местный святой). Им был основан на берегу Исети монастырь, носящий его имя — один из самых южных сибирских монастырей.

 

Русский язык

Как известно, основную часть переселенцев в Сибирь в XVII-XVIII вв. составляли выходцы с севера Европейской России — Архангельской, Вологодской, Вятской и других земель. Об этом свидетельствуют широко распространенные в Сибири фамилии — Колмогоров, Комогорцев, Устюжанин, Мезенцев, Вологжанин и др. Поэтому и в языке мы больше всего наблюдаем северорусских черт — как в фонетике, так и особенно в лексике. В качестве примера сибирского фонетического диалектизма можно указать на замену гласного Ы на У после Б и М: промусол «промысел», було «было», буват «бывает» и т.п. Эти явления имеют севернорусские параллели и отмечены в ряде говоров Вологодчины и Новгородской земли; зафиксированы они и в берестяных грамотах — следовательно, относятся к временам самостоятельного Новгорода.

В старосибирских диалектах слово одекуй «бисер» происходит, скорее всего, от ненецкого (нг)одяко «ягода». Несомненно от ненцев заимствовано название реки Енисей, а также старинное название эвенков — тунгусы. Этот этноним сначала имел хождение лишь в регионе между Тазовской губой и низовьями Енисея, но в XVII веке распространился по Руси и через русское посредство стал известен в Европе. Общение с тюркскими народами стало основным после похода Ермака и запретов ходить в Сибирь «чрезкаменным путем», т.е. через Северный Урал, как с XII в. ходили новгородцы; однако в ряде случаев трудно установить, в Сибири ли русские восприняли известные в настоящее время тюркизмы — нельзя забывать, что такие слова, как казна, казначей, тамга (от нее таможня), стали известны и распространены на Руси еще в эпоху татаро-монгольского ига.[2]

Первые попытки научного осмысления сибирскотатарского языка относятся к концу XVIII века. Интерес к языку сибирских татар усиливается в связи с необходимостью подготовки миссионерских кадров по обращению сибирских татар в христианство. В конце XVIII в. (1783 г.) вводится преподавание сибирскотатарского языка. Это, по всей вероятности, является одной из причин отторжения сибирскими татарами письменной формы своего родного языка, поскольку он в этой связи становился языком христианизации, что, естественно, негативно воспринималось мусульманским населением.[3]

Для миссионерских целей была проделана важная работа учителем татарского языка Тобольского главного народного училища Иосифом Гигановым. В 1801 году появилась его «Грамматика татарского языка». В 1804 году выходит в свет его вторая книга «Словарь российско-татарский». Под наименованием «татарский» в этом случае имеется ввиду сибирскотатарский. Этот словарь включает в себя больше 10 тысяч слов и выражений. В словаре помещены такие слова, как йыуык «близко», тора «город», кунагөй «гостиница», коток «колодец», сый «честь» и др, а также христианские термины — Индзиль «Евангелие», Индзильче «евангелист» и др.

В 1802 году в Санкт-Петербурге издаётся «Букварь арабского и татарского письма» учителя Саусканской школы Ният-Баки Атнометова в качестве учебного пособия для учащихся начальных классов сибирскотатарских школ. Ценность этой книги заключается в том, что она была первой попыткой составления учебника на родном языке сибирских татар.

В вопросе соотношения сибирскотатарского языка с татарским литературным языком у учёных нет единого мнения. В этом направлении существует две тенденции. Первая основывается на утверждении, что сибирские татары являются носителями восточного диалекта татарского языка. Сторонниками этого взгляда являются ученые-лингвисты Г. Х. Ахатов, Л. Заляй, М. З. Закиев, Д. Г. Тумашева и их последователи.

Несколько иная позиция у тех, кто рассматривает язык сибирских татар вне связи с татарским или каким-либо другим языком. Среди них А. П. Дульзон, Н. А. Томилов, Ф. Т. Валеев и др. Эти учёные на основе этнологических и лингвистических исследований утверждают, что сибирскотатарский язык — совершенно самостоятельный тюркский язык. Г.Х. Ахатов на основе собственных более комплексных исследований также выявил, что язык сибирских татар является одним из древнейших тюркских языков, диалектно дифференцированный на два самостоятельных диалекта татарского языка: западносибирский и восточносибирский (диалекты татарского языка - ввиду того, что сибирские татары на период его исследований не имели собственной письменности и пользовались письменностью казанских татар).

История сибирских татар… вплотную была связана с Аму-Дарьёй (Средняя Азия). Экономические, производственные отношения, уклад жизни, а особенно культура народов Прииртышья и народов, населяющих низовья Аму-Дарьи, в средние века были едины. Духовное воздействие Бухары и Самарканда на сибирских татар оказалось весомым в конце XIV — начале XV в. Единство культурных устремлений было достигнуто благодаря влиянию суфийского мировоззрения. До конца XIX в. утвердился единый литературный тюркский язык на карлуко-кипчакской основе и на Иртыше, и в Приуралье, и в Поволжье. Т.е до XIX в. литературным языком сибирских татар был среднеазиатский тюрки.[2]

Развитие капитализма (третья треть XIX в.) способствовало повышению требований к системе образования. В тюркско-мусульманской среде возникает новая система народного образования — джадидизм. Помимо предметов религиозного характера по новой системе в медресе необходимо было преподавание светских предметов. Поэтому нужны были новые, более подготовленные кадры учителей, которых приглашали из Казани. Туда же сибирские татары направляли на обучение кадры будущих учителей из числа сибирских татар. Известно, что казанские татары были грамотными тюрками (большая плотность населения на территориях их проживания, малоземелье, заставляли осваивать профессии интеллектуального и творческого профиля — учителей, писателей, поэтов, музыкантов) и, поэтому, играли роль просветителей тюрков Казахстана, Западной Сибири. К тому же на языке сибирских татар в начале XIX в. православными миссионерами стали издаваться учебники и словари.[3]

Со времени проникновения в Сибирь ислама и до 20-х гг. XX в. сибирские татары, как и все мусульманские народы, пользовались письменностью, основанной на арабской графике, которая в 1928 году была заменена латиницей, а в 1939 г. — кириллицей.

        Но и это не все. Так же важную роль в развитие Русского языка в Сибири сыграли государственных преступников. На время главными гос. преступниками считались Декабристы. Большинство деятелей декабризма - отличал энциклопедический интерес к науке, литературе, искусствам.[6] Попытка декабристов преобразовать Россию революционным путём была оборвана трагическим разгромом восстания на Сенатской площади. Им не суждено было реализовать грандиозные планы переустройства России, воплотить свои замыслы в жизнь. Но эта борьба дала важные результаты. Декабристы разбудили лучшие умы России, ее лучшие интеллектуальные силы. Бурные двадцатые и тридцатые годы XIX столетия не прошли бесследно для Сибири. Годы массовой политической ссылки, - они несли особое значение в жизни сибирского общества. Исходя из своих общих взглядов на Сибирь и программы ее развития, декабристы ставили целью показать населению, Сибири и русскому правительству, что же может дать этот богатый край при разумной и рациональной разработке его богатств и в каком направлении нужно их использовать, какие отрасли народного хозяйства развивать, чтобы поднять производительные силы края, от которых зависит улучшение материального положения трудящихся масс Сибири. Что нужно сделать, чтобы Сибирь могла сравниться и стать такой же развитой в экономическом и политическом отношении: страной, как Соединенные Штаты Америки. Они всячески пытались облегчить жизнь крестьянам. Возводили первые школы. [4]

Информация о работе История Сибирского казачества или введения русского языка в Сибире