Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:49, лекция
Большевики, вчерашние революционеры-подпольщики, придя к власти, не имели ни знаний, ни практического опыта в осуществлении финансово-экономической политики. Их утопические теории о прямом товарном обмене, уничтожении при социализме торговли натолкнулись на тяжелые испытания в управлении огромной и разоренной страной. Уровень их компетентности оказался недостаточным для столь сложной государственной деятельности, как управление промышленностью и денежно-кредитной сферой.
1.Московский финансово-экономический институт НКФ РСФСР (1919 - 1921)
2.Московский промышленно-экономический институт (1919 - 1929)
3.Воссоздание Московского финансово-экономического института НКФ СССР (1930 - 1934)
4.Московский учетно-экономический и Московский кредитно-экономический институты Госбанка СССР (1931 - 1941)
5.Финансово-экономические вузы в годы Великой Отечественной войны
Решения Пленумов ЦК ВКП(б) и ряд постановлений ЦИК и
СНК СССР 1928 – 1930 гг. определили поворот
в политике партии в области профессионального
образования. В 1929 – 1930 гг. репрессии впервые
затронули финансово-экономические вузы.
Была проведена «чистка» аппарата Наркомфина
и профессорско-
Его факультеты и отделения послужили базой для создания новых институтов. Промышленный факультет был преобразован в Московский инженерно-экономический институт, кооперативный факультет послужил основой для организации Московского института потребительской кооперации, а финансовый факультет передавался в ведение НКФ и развертывался в Московский финансово-экономический институт Наркомфина СССР.
С 1930-х гг. начался новый
период в истории отечественного
высшего финансово-
(1930 – 1934)
Эпоха, в которую начинал свою деятельность Московский финансово-экономический институт НКФ СССР, наложила свой отпечаток на все стороны деятельности этого вуза. Кардинальные изменения политического курса ВКП(б), форсированное строительство социализма определили поворот в политике партии по отношению к системе народного образования. Следствием выдвинутого И.В.Сталиным в 1928 г. тезиса об обострении классовой борьбы оказалось то, что финансово-экономическое образование становилось обязательным элементом политики партии, и должно было соответствовать характеру и масштабу поставленных перед страной задач.
Высшее финансово-
В следующем, 1930 г., началась
кредитная реформа, обусловленная
отказом от нэпа и началом форсированного
строительства социализма в СССР.
Московский промышленно-экономический
институт, ведущий вуз финансово-
25 мая 1930 г. начальник планово-экономического управления Наркомфина СССР Д.А.Бутков был назначен директором МФЭИ. Его заместителями стали по административно-хозяйственной части – Е.И.Домбровский, учебно-методической – В.П.Дьяченко, по студенческим делам и производственной практике – И.А.Ляпин. Ответственным секретарем института был назначен О.И.Ратгауз. Все они были преподавателями и сотрудниками закрытого МПЭИ. Новшества в управлении институтом были связаны с политикой ВКП(б), стремлением провести «четкую классовую линию» в науке, особенно экономической. В систему высшего экономического образования внедрялся принцип партийного подбора и расстановки кадров. Отныне структура института утверждалась на коллегии Наркомфина с участием управления кадров.
В ходе создания МФЭИ летом 1930 г. в журнале «Кредит и плановое хозяйство», органе правления Госбанка СССР, была опубликована статья А.А.Левина, начальника кредитно-планового отдела правления Госбанка. Осенью 1930 г. он стал доцентом и руководителем кафедры «Кредитное планирование» МФЭИ. Статья носила программный характер и называлась «Какой нам нужен вуз?». На повестку выносились разнообразные вопросы, в том числе и структура института. В результате в МФЭИ отказались от деления на факультеты и организовали два отделения – финансовое, которое возглавил Г.М.Точильников, и кредитное, которым руководил А.А.Левин. Отделения состояли из кафедр и кабинетов.
В июле 1930 г. было создано шесть кафедр – «Политэкономии и истории экономических учений», «Теории советского хозяйства», «Диалектического материализма и ленинизма», «Экономической географии», «Хозяйственного права» и «Прикладных экономик». Первая волна «чисток» и репрессий против старых специалистов привела к тому, что в институте не хватало квалифицированных преподавателей. Поэтому вместо кафедр организовывались на первых порах кабинеты по дисциплинам – «Счетоведения», «Статистики», «Банковскому и финансовому делу», «Иностранным языкам». Сотрудниками кабинетов стали те, кто работал в них еще в МПЭИ.
К началу 1931 г. в МФЭИ существовало уже 17 кафедр, в том числе «Деньги и кредит», «Статистика», «Счетные дисциплины», «Финансы», «Финансовое планирование», «Местные финансы», «Кредитная система и кредитное планирование», «Операционная техника и учет в кредитных учреждениях», «Военные науки и физкультура». Новшеством было создание кафедры «Математики» и кафедры «Экономики и финансов района», ставшей центром изучения всего местного хозяйства и его финансирования. Руководить кафедрой был назначен Н.Н.Ровинский.
К руководству кафедрами и чтению лекций в МФЭИ в 1930-1934 гг. привлекались крупные ученые-экономисты, а также ведущие сотрудники Наркомфина СССР и РСФСР, Госбанка СССР. Среди них были – В.К.Островитянов, впоследствии академик и вице-президент АН СССР, И.А.Трахтенберг, будущий академик АН СССР, Г.Я.Сокольников, нарком финансов СССР в 1922-1926 гг., Д.А.Бутков, начальник планово-экономического управления Наркомфина СССР, Г.И.Болдырев, начальник планово-экономического управления Наркомфина РСФСР, Л.Н.Юровский, декан финансового факультета МПЭИ, начальник валютного и планово-экономического отделов, член коллегии Наркомфина СССР, Д.А.Лоевецкий, заместитель начальника валютного отдела Наркомфина СССР, А.А.Левин, начальник кредитно-планового отдела правления Госбанка СССР, Н.Н.Любимов, заместитель руководителя сектора валютных и международных расчетов Наркомфина СССР, К.К.Аболин, начальник главного управления гострудсберкасс Госбанка СССР.
В 1930 – 1931 гг. в институте еще работали профессора, начинавшие свою педагогическую деятельность в Александровском коммерческом училище, Московском коммерческом институте, Московском финансово-экономическом институте Наркомфина РСФСР, Московском промышленно-экономическом институте – Н.А.Дубровский, Н.Г.Петров, В.В.Лозовский, А.А.Соколов, Р.Е.Розенберг, Л.Н.Литошенко, К.К.Лупандин, Е.И.Домбровский, Н.А.Кипарисов, Р.Я.Вейцман, К.К.Шмаков, И.В.Шмелев, Н.А.Падейский. Преподавали они в МФЭИ недолго. Почти все они в 1930-х гг. были репрессированы, попали в лагеря или ссылки, многие погибли.
В декабре 1930 г. управление
институтом было переведено на систему секторов, в числе
которых важнейшим стал сектор кадров,
отвечавший за комплектование профессорско-
Перед учебно-методическим сектором МФЭИ стояли непростые задачи. Должны были завершить учебу студенты второго и третьего курсов финансового факультета МПЭИ. Кроме того, предстояло сформировать первый курс МФЭИ. В сентябре 1930 г. в институт поступило около 300 человек. В 1931 г. – 350. Всего с учетом студентов второго и третьего курсов МПЭИ и рабфака в институте в 1931 г. одновременно обучалось 900 человек. В следующие годы в МФЭИ насчитывалось от 700 до 850 человек. Это был предел пропускной способности нового вуза. Почти столько же студентов обучалось в МПЭИ в 1920-е гг. За время существования МФЭИ было проведено пять наборов студентов, а также завершили учебу студенты второго и третьего курсов финансового факультета МПЭИ.
В 1930 г. старшие курсы приступили к занятиям вовремя – 1 сентября, а учебный год для первокурсников начался с опозданием – 29 сентября. Впоследствии набор студентов осуществлялся не только в сентябре, но и в начале второго семестра, в феврале, по мере выпуска студентов, прошедших обучение в течение 7 семестров.
Развертывавшееся
В МФЭИ была введена новая система контроля успеваемости студентов. Зачетная и экзаменационная сессии отменялись. Оценка успеваемости проводилась на основе посещаемости лекций, практических и лабораторных занятий, а также активности на них студентов. Как вспоминал один из выпускников, в МФЭИ, как и в других вузах, существовал так называемый бригадный метод обучения. Окончательный результат по тому или иному предмету определялся на основе отчета бригадира, отвечавшего за всю студенческую бригаду. Участие представителей кафедр заключалось лишь в выставлении общей оценки. Это привело к снижению качества обучения, и через несколько лет во всех вузах, в том числе и МФЭИ, вернулись к испытанной временем системе зачетов и экзаменов. Другой серьезной проблемой в организации учебного процесса были массовые нарушения учебной дисциплины. Главным образом это были пропуски занятий – многие студенты вынуждены были работать, стипендий не хватало на жизнь. Приказом директора МФЭИ Д.А.Буткова запрещалось сочетать учебу в институте и работу под угрозой исключения. За прогулы полагались разные взыскания, вплоть до исключения.
В отраслевой прессе того времени – «Финансовые проблемы планового хозяйства», «Кредит и плановое хозяйство», «В помощь финансовому работнику» – выдвигалась задача «орабочения» финансового аппарата. Сфабрикованные органами НКВД дела о «вредительстве» интеллигенции в промышленности стали поводом для окончательного утверждения принципа классового набора студентов. В 1930 г. в МФЭИ создан рабфак, имевший дневное и вечернее отделения. Начальником стал М.М.Марин, преподававший на рабфаке политическую грамоту. Осенью 1930 г. было набрано 245 человек: 190 рабочих, 25 крестьян, 20 служащих и 10 батраков. Членами ВКП(б) было 90 рабфаковцев, а комсомольцами – 61. Одновременно с развертыванием рабфака в институте шла «чистка», изгонялись «классово чуждые» по происхождению студенты – дети бывших лавочников, торговцев, священников, а также крестьян, не соглашавшихся вступать в колхозы.
По указанию ЦК ВКП(б) в 1930-е гг. для полного «орабочения» студенчества мобилизовывались коммунисты-парттысячники. Д.А.Бутков и В.П.Дьяченко, участвуя во Всесоюзном совещании по финансовому образованию в 1931г., выступая в отраслевых журналах, поддерживали линию на обеспечение «классово выдержанного состава учащихся» в МФЭИ. В 1930 г. в вуз было принято 150 человек из числа 500 мобилизованных парттысячников для учебы в финансово-экономических институтах страны.
Мобилизация парттысячников продолжалась и в следующие годы. В 1931 г. в их числе в МФЭИ поступил А.Г.Зверев, в будущем министр финансов СССР на протяжении более чем двадцати лет. В своих записках А.Г.Зверев рассказывает о времени учебы в МФЭИ, приводит немало любопытных подробностей студенческого быта, вспоминает своих преподавателей – В.П.Дьяченко, Н.Н.Любимова, К.Н.Плотникова. Важным этапом в жизни А.Г.Зверева стало его избрание секретарем партийной организации института, членом бюро Бауманского райкома ВКП(б), а затем – начальником Бауманского райфинотдела еще в то время, когда он учился в МФЭИ.
Еще одним направлением в деле ускоренной подготовки финансовых работников стала производственная практика в летний семестр. Она, как правило, проходила на московских и подмосковных предприятиях, в учреждениях и отделениях сберкасс. Н.Н.Ровинский выступил в журнале «Финансы и плановое хозяйство» с обстоятельным обзором проблем производственной практики студентов МФЭИ. Главное, отметил он, «производственное обучение должно стать одним из основных звеньев учебного процесса, органически увязанным с учебным планом, а не механически лишь в него включенным». Организация производственной практики тесно связывалась с распределением студентов, оканчивавших МФЭИ. Этот вопрос решало не руководство института, а управление кадров Наркомфина и правления Госбанка. Выпускников финансового отделения распределяли в райфо не только Москвы и Московской области, но и по всей стране – в Белоруссию, Поволжье, Закавказье, Сибирь, Урал, Башкирию, Бурятию, Чувашию, Казахстан, Туркмению, Таджикистан, Узбекистан, Якутию, Дальний Восток. Некоторые выпускники, уже работавшие в центральном аппарате, оставались на прежней службе или «выдвигались» в аспирантуру на научную работу. Окончившие кредитное отделение МФЭИ, распределялись в систему Госбанка СССР и также направлялись в аспирантуру института.
Учебно-методический сектор, во главе которого стоял В.П.Дьяченко, отвечал за подготовку учебных планов, программ, пособий и учебников, разработку методики проведения занятий. В 1930-е гг. произошло окончательное разделение науки по классовому признаку на буржуазную и социалистическую, и все прежние учебные пособия изымались из обихода. Для создания «классово выдержанных» учебников при учебно-методическом секторе был организован учебно-методический совет. Он состоял из четырех секций – социально-экономической, учетно-счетной, кредитно-денежной и финансовой – в соответствии с теми специальностями, по которым готовились выпускники МФЭИ.