История государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 08:42, контрольная работа

Краткое описание

Государственный аппарат — это система управленческих, исполнительно-распорядительных и контролирующих органов, с помощью которых государство выполняет свои основные функции, или государственный аппарат - это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти. Структуру государственного аппарата представлена на рисунке (рис 1)

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 76.17 Кб (Скачать файл)

Государственный аппарат — это система управленческих, исполнительно-распорядительных и контролирующих органов, с помощью которых государство выполняет свои основные функции, или государственный аппарат - это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти. Структуру государственного аппарата представлена на рисунке (рис 1)

Рисунок 1. Структуру государственного аппарата на примере Российской Федерации.

 

Государственный орган (англ. state body) - гражданин или организация, выступающие от имени государства, наделенные государственно-властными полномочиями, уполномоченные государством на осуществление его задач и функций в определенной сфере и действующие в рамках своей компетенции в соответствии с порядком, установленным государством. Государственный орган является самостоятельной, организационно обособленной единицей государственного аппарата, специализированной для осуществления определенной функции и наделенной компетенцией, необходимой для реализации этой функции. Органы государственной власти предназначены для управления государством на разных уровнях. Их принято делить на центральные, региональные и местные.

Государственное управление – осуществляемая на основе законов и других нормативных актов организующая, исполнительная и распорядительная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных формирований, наделенных соответствующими государственно-властными полномочиями.  Государственное управление или управление делами государства вообще осуществляют все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная власть.  Все они реализуют единые цели государства, проводя определенную стратегическую линию внутренней и внешней политики. 

Десятичная система управления – данная система управления имеет территориальный принцип административного деления. Территории делятся на «сотни» и «десятины» и т.д. Руководителям административно-территориальных округов присваиваются звания и титулы «десятских», «сотских» «тысяцких» и т.д.

Дворцово-вотчинная система власти - означает абсолютную власть в пределах вотчины князя, где проживают люди князя, и ограниченную – на другой территории. Князь обладает и судебными полномочиями. Его суд считается лучшим, непредвзятым.

Приказная система управления  - система постоянно действующих центральных государственных учреждений - приказов. Возникла на основе исполнения боярами отдельных государственных функций по поручению (приказу) государя.

Коллегиальная система – это в государственном управлении, такое законоположение, по которому всякое распоряжение, приказание и проч. должно исходить не от единичной власти начальника, но от учреждения, состоящего, по крайней мере, из трех лиц с правом голоса. Или это та система, при которой дела обсуждаются и решаются несколькими лицами сообща по большинству голосов.

Министерская система управления — система государственного управления, при которой исполнительная власть осуществляется единолично в специально создаваемых отраслевых органах – министерствах [http://www.pravoteka.ru/].

 

 

  1. Перечислите факты, свидетельствующие об укреплении великокняжеской власти во второй половине XV- начале XVI в.

 

  1. В годы правления Ивана III (1462-1505 гг.) и его сына Василия III (1505-1533 гг.) к Москве было присоединено большое число русских городов, к крупнейшим из которых относились Новгород (1478 г.), Чернигов (1503 г.), Псков (1510 г.), Смоленск (1514 г.), Рязань (1521 г.). Активно шел в это время процесс перехода мелких удельных князей и бояр на службу к московскому великому князю.
  2. Политика государственной централизации основывалась на ограничении самостоятельности отдельных феодалов и возвышении великокняжеской власти над княжеско-боярской знатью. Бывшие самостоятельными земли и княжества превращались в уезды, для управления которыми назначались великокняжеские наместники. Таким образом, в это время происходили существенные изменения в традиционных устоях феодальной иерархии. И вместе с тем государство оставалось по своему существу феодальным, великокняжеская власть добивалась единства управления в нем чисто феодальными средствами и методами.
  3. Упрочению позиций великого князя и идеологическому утверждению Москвы в качестве новой столицы «всея Руси» содействовала церковь, ставшая в начале XVI в. крупнейшей политической и экономической силой государства. После захвата в 1453 г. Константинополя турками Москва стала претендовать на роль новой столицы православного мира, а московский великий князь на роль преемника византийского императора.
  4. Во всех государственных делах великий князь координировал свои предложения с мнением Боярской думы – совещательным органом. В конце XV в. дума состояла из двух чинов: бояр и окольничих.
  5. Произошли перемены в дворцовой жизни. Был разработан пышный дворцовый чет (этикет), Ивана стали называть «Государем всея Руси». Как символ укрепления единовластия московских государей появились особые знаки великокняжеской власти: шапка Мономаха, бармы (оплечья) и государственный герб – двуглавый орел. Иван III женился на племяннице последнего константинопольского императора Зое (Софье) Палеолог [http://www.istmira.com/istoriya-rossii-xix-vek].

 

 

 

  1. Дайте сравнительную характеристику преобразованиям в государственном аппарате Александра I и Николая I.

 

В первые годы царствования Александра I произведен ряд преобразований в сфере высшего управления. В 1801 г. был создан Непременный (постоянный) совет (совещательный орган при царе). Состав совета назначался самим императором из числа высших чиновников. Однако идеи преобразований в основном обсуждались в так называемом Негласном комитете (1801 - 1803 гг.). В него вошли представители высшей знати - граф П. Строганов, граф В. Кочубей, польский князь А Чарторыйский, граф Н. Новосильцев. Комитет занимался подготовкой программы освобождения крестьян от крепостной зависимости и реформой государственного строя.

Крестьянский вопрос. Самым сложным для России был крестьянский вопрос. Крепостное право тормозило развитие страны, но дворянство единодушно выступало за его сохранение. Наиболее значимым стал указ " О вольных хлебопашцах" (1803 г.). Практические результаты этого указа были ничтожны (только 47 тыс. крестьян смогли выкупить себе свободу к концу царствования Александра I). Основная причина заключалась не только в нежелании помещиков отпускать своих крестьян, но и в неспособности крестьян заплатить назначенный выкуп. Ряд указов (1804-1805 гг.) ограничил крепостное право в Латвии и Эстонии (Лифляндской и Эстляндской губерниях); указы 1809 г. - отменяли право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за незначительные проступки; разрешали крестьянам с согласия помещиков заниматься торговлей, брать векселя и подряды.

Реформы в области реорганизации государственного устройства включали: министерскую и реформу Сената. В 1802 г. издается указ о правах Сената. Сенат объявлялся верховным органом империи, обладающим высшей административной, судебной и контролирующей властью. В 1802 г. вышел Манифест о замене петровских коллегий министерствами. Началось проведение министерской реформы (1802-1811 гг.), ставшей важнейшей в области государственного управления. Введение первых министерств (военного, морского, финансов, народного просвещения, иностранных и внутренних дел, юстиции, коммерции, императорского двора и уделов) завершило процесс четкого разграничения функций органов исполнительной власти, сменило коллегиальность в управлении на единовластие. Это привело к дальнейшей централизации государственного аппарата, к быстрому росту прослойки бюрократов - чиновников, всецело зависящих от милости царя. Подчинение министров императору способствовало укреплению абсолютизма. Таким образом, введение министерств было осуществлено в интересах самодержавной власти. Для координации деятельности министерств учреждался Комитет министров. Министры вводились в состав Сената. Функции, структура, принципы организации и общий порядок прохождения дел в министерствах четко разграничивались. Новые проекты реформ государственного управления были представлены крупным государственным деятелем - либералом М.М. Сперанским, который с 1807 г. стал главным советником царя по всем делам управления и законодательства. В 1808 г. царь поручил ему руководство комиссией по составлению законов. В 1809 г. М.М. Сперанский представил Александру проект государственных преобразований, предусматривавший поэтапный переход к конституционной монархии ("Введение к Уложению государственных законов"). Предлагал создать выборную Государственную думу с правом обсуждения законодательных проектов, ввести выборные судебные инстанции и создать Государственный совет (как связующее звено между императором и органами центрального и местного управления). Единственным результатом задуманных реформ стало учреждение Государственного совета (в 1810 гг.), которому были приданы совещательные функции при разработке важнейших законов. 17 марта 1812 г. Сперанский был уволен со службы, обвинён в предательстве и выслан в Нижний Новгород под надзор полиции. Таким образом, император завершил попытки проведения глобальных реформ. После Отечественной войны 1812 г. в связи с усилением реакционной тенденции в политике Александра I вопрос о дальнейших реформах в области государственного управления не ставился.

В мае 1815 г. присоединённому к России Царству Польскому была дарована конституция (одна из самых либеральных конституций того времени). Это был первый шаг по пути введения конституционного правления в России. С 1819 г. по поручению императора проводилась работа над созданием проекта будущей российской конституции (авторами проекта стали Н. Н. Новосильцев и П. А. Вяземский). За год документ был закончен ("Государственная Уставная грамота для России"), но так и не увидел свет .

С начала 20-х гг. Александр I окончательно расстался с реформаторскими либеральными идеями, работа над проектами была свёрнута, интерес к государственным делам утрачен [Дегоев В.В. Александр I и проблема европейского согласия после Венского конгресса // Вопросы истории. - 2002. - № 2].

Годы царствования Николая I расцениваются как "апогей самодержавия".

Главной целью внутренней политики императора стало укрепление и охранение существующего строя. Понимая, необходимость широких преобразований и опасаясь нового революционного всплеска, император провел ряд реформ, которые не затронули основ государственного устройства. Главными направлениями деятельности стали: укрепление самодержавной власти; дальнейшая бюрократизация и централизация страны; работа, направленная на создание полицейского государства. Ключевой проблемой оставался крестьянский вопрос. Понимая необходимость отмены крепостного права, Николай не ставил перед собой задачи его ликвидации.

Государственный Совет потерял значение в решении государственных вопросов; система министерств фактически подменялась Собственной Его Императорского Величества канцелярией (она стала правительственным учреждением и была разделена на отделения - I отделение - личная канцелярия императора, II - кодификация законов, III - отделение ведало политической полицией, IV - управляло благотворительными учреждениями и т.д.

В 1837 - 1841 гг. была проведена реформа государственных крестьян. Она улучшила правовое и материальное положение государственных крестьян, составлявших примерно треть населения. Созданное Министерство государственных имуществ, должно было заботиться об удовлетворении хозяйственных и бытовых нужд подведомственных крестьян. Вместе с тем, реформа усилила бюрократическое давление на государственную деревню и свела к минимуму деятельность крестьянских органов самоуправления (они стали зависеть от местной администрации) [Пресняков А.Е. Российские самодержцы / А. Е. Пресняков; сост. А.Ф. С12].

 

 

 

 

 

  1. Помещик Скворцов, имевший двух сыновей от разных жен, свое недвижимое имущество (три деревни с шестьюстами крестьянских душ) завещал старшему сыну, а младшему выделил две тысячи рублей и драгоценности его матери. После смерти отца, младший сын подал в суд иск, оспаривающий завещание. В своем иске он указал, что одна деревня и 120 душ крестьян являются приданым его матери. Какое решение должен вынести суд на основании Указа о порядке наследования движимых и недвижимых имуществ от 23 марта 1714 г?

 

На основании: пункта 8 Указа о порядке наследования движимых и недвижимых имуществ от 23 марта 1714 г . А у кого будут дети от разных жен,  и за матерьми их  были приданыя поместья и вотчины,  а отец их учинит наследникам одного:  и та воля отеческая на  его  токмо отеческия недвижимыя имения, а в матерьних быть наследником детям их [Хрестоматия по истории государства и права СССР. Под редакцией Ю. П. Титова,О. И. Чистякова].

Решение: суд вынесет решение об удовлетворение иска. И во владение младшего сына будет отдана  деревня и 120 душ крестьян.

 

  1. Владелец солеварен в г. Усолье назначил своего управляющего поверенным на выборах в уездное земское собрание. Однако, по требованию предводителя дворянства,  управляющий был вычеркнут из списка избирателей. Свое требование предводитель уездного дворянства обосновал тем, что владелец солеварен не проживает в Усольском уезде и не имеет права выставлять вместо себя уполномоченного. Правомерны ли действия предводителя дворянства по Положению о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г.?

 

На основание:  пункта 23 из Положению о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г . «В избирательном съезде  уездных  землевладельцев имеют право голоса:… в) назначенные на основании ст.  18-21 (Не могут участвовать в избирательных съездах: а) лица моложе 25 лет;  б) лица, находящиеся под уголовным следствием или судом;  в) лица, опороченные по суду или общественному приговору, и г) иностранцы, не присягнувшие на подданство России.)  поверенные отчастных.  владельцев, а также от разных учреждений, обществ,  компаний и товариществ, владеющих пространством земли или имуществом, указанных в двух предшедших пунктах "а" и "б" сей статьи  [Хрестоматия по истории государства и права СССР. Под редакцией Ю. П. Титова,О. И. Чистякова].

Решение:  Действия   предводителя дворянства были неправомерны. Управляющий мог на основание выше изложенного положения быть в списке избирателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе История государственного управления