История государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 09:58, контрольная работа

Краткое описание

В древнем Новгороде, в отличие от всех других русских земель была другая форма государства - республика. До 12 столетия Новгород был практически, не отличим от других русских земель. А в 13 веке уже налицо были республиканские порядки. Откуда возникла республика? Изучая этот вопрос, историки натолкнулись на две грамоты, одна датирована 1130 годом, вторая 1148 годом.
Первая начинается весьма торжественно: " Се яз Мстислав Володимир сын, держа Русску землю, в своё княжение повелел есмь сыну своеу Всеволоду отдати Буице святому Георгию... ".

Содержание

Содержание:

Задание 1. Покажите, чем отличалось управление в Новгородской земле от управления в остальных русских княжествах в удельный период? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _4

Задание 2. Составьте схему местного управления в России во второй половине XVI в., покажите, что изменилось в местном управлении? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _5

Задание 3. Назовите виды службы отечеству, которые установила Табель о рангах. Объясните, какой из видов службы считался главным и почему? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _6

Задание 4. Покажите, какие изменения в управлении государством предусматривал манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка»? _ _ _7

Задание 5. Объясните, какую роль сыграли в управлении страной совнархозы? Почему они не дали того эффекта, на который рассчитывало руководство СССР? _ _ _ _ _ _ _ _ _8

Список использованных источников._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 9

Вложенные файлы: 1 файл

ПКЗ «История государственного управления» 2012.DOC

— 73.00 Кб (Скачать файл)

ПКЗ «История государственного управления» 2012


Содержание:

 

Задание 1. Покажите, чем отличалось управление в Новгородской земле  от управления в остальных русских  княжествах в удельный период?  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _4

 

Задание 2. Составьте схему местного управления в России во второй половине  XVI в., покажите, что изменилось  в местном управлении?   _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _5

 

Задание 3. Назовите виды службы отечеству, которые установила Табель о рангах. Объясните, какой из видов службы считался главным и почему? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _6

 

Задание 4. Покажите, какие  изменения  в управлении государством предусматривал манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка»? _ _ _7

 

Задание 5. Объясните, какую роль сыграли  в управлении страной совнархозы? Почему они не дали того эффекта, на который рассчитывало руководство СССР?  _ _ _ _ _ _ _ _ _8

 

Список использованных источников._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1. Покажите, чем отличалось управление в Новгородской земле от управления в остальных русских княжествах в удельный период?

 

В древнем Новгороде, в отличие  от всех других русских земель была другая форма государства - республика. До 12 столетия Новгород был практически, не отличим от других русских земель. А в 13 веке уже налицо были республиканские порядки. Откуда возникла республика? Изучая этот вопрос, историки натолкнулись на две грамоты, одна датирована 1130 годом, вторая 1148 годом.

Первая начинается весьма торжественно: " Се яз Мстислав Володимир сын, держа Русску землю, в своё княжение повелел есмь сыну своеу Всеволоду отдати Буице святому Георгию... ".

Начало другой значительно скромнее: " Се яз князь великий Изяслав  Мстиславич, по благословению епископа Нифонта, испрошав есми у Новгорода святому Пантелеймону землю село Витославиц... ". Сравнивая обе грамоты, видно, что в 1130 году Новгородские князья были полновластны и распоряжались землёй как хотели. В 1148 году они уже были вынуждены просить разрешение на земельные пожалования монастырю " у Новагорода ", то есть у веча. Остаётся только выяснить какие события, происшедшие между этими двумя датами, так круто повернули ситуацию. Таким переворотом учёные с уверенностью считают восстание 1136 года. Во время восстания новгородцы арестовали князя Всеволода Мстиславовича с женой детьми и тёщей и содержали их под стражей семь недель на епископском дворе в детинце, а потом изгнали из города.

В Новгородской судной грамоте упоминаются  все элементы политической системы  Новгорода: вече, посадники, тысяцкие, боярский совет, владыка, князь, и каждому из должностных лиц грамота отводит определенное место в иерархии власти. Власть князя предстает ограниченной: «без посадника ти, княже, суда не судити», то же и с другими. Лишь вече выступает как орган, их объединяющий: «посадники, тысяцкие, бояре, житьи люди, купцы, черные люди, все пять концов, весь государь Великий Новгород на вече на Ярославском дворе» принимают решение.

Таким образом, юридически высшим органом  власти в Новгороде в отличие от органов управления Руси считалось вече - собрание полноправных жителей города мужского пола. Поэтому оно и приобрело функции законодательства, управления и суда, от него принимали полномочия и были ему подчинены главные носители власти: князь, владыка, посадник и тысяцкий.

В результате переворота 1136 года победили республиканские порядки. Вече превратилось в верховный государственный  орган, появились выборные посадники, а лишённых государственной власти князей стали приглашать в Новгород лишь на роль наёмного военоначальника. Им было запрещено владеть землёй на территории новгородских волостей. Они даже не имели права селиться в городе, и обязаны были жить на Городище.

Эволюция республиканской государственности  сопровождалась угасанием роли городского веча. Одновременно значение городского боярского совета росло. Не раз в истории реальное значение денег (в руках боярства) и власти над народом уничтожало так называемый демократизм. Республиканская государственность претерпела изменения от относительного демократизма до откровенной олигархической системы правления к XV в. (через совет боярства). В XIII в. образовался орган (совет) из представителей пяти концов Новгорода, из состава которого выбирались посадники. Этот совет весьма целенаправленно «играл» интересами народа на вече. Вначале XV в. решения веча уже почти целиком подготавливались советом.

Совет господ имел огромное значение в политической жизни Новгорода. Он состоял из представителей высшего  новгородского класса, имевшего могущественное экономическое влияние на весь город, этот подготовительный совет часто и предрешал выносимые им на вече вопросы, подготовленные им самим ответы.

В результате реформ начала XV в. роль совета еще более повысилась, а  значение веча упало. Новгород становился, похож на олигархические структуры Италии (Венеция, Флоренция).

Задание 2. Составьте схему  местного управления в России во второй половине  XVI в., покажите, что изменилось  в местном управлении?

 

Осознавая необходимость реформирования системы местного управления, правительство, осуществляя мероприятия в этой области, проводит сначала губную, а затем и земскую реформы. Возникшие в ходе преобразований 30-40-х г. г. XVI в. органы губного самоуправления стали важным звеном местного самоуправления вплоть до конца XVIIв., сосредоточив в своих руках всю полноту власти по управлению подведомственной территорией.

Возглавлял губное ведомство губной староста. Центральная власть, возлагая на старост всю ответственность  за проведение карательной политики на местном уровне, вводит определенные цензовые ограничения для занятия этой должности, которые могут быть сведены к следующему: социальная принадлежность, имущественный ценз и ценз грамотности.

Исполнительным аппаратом при  губном старосте была губная изба, которая  являлась своего рода местным присутственным учреждением, в состав которой помимо старосты входили также губные целовальники, дьяки, тюремные сторожа, биричи, палачи. При губной избе находились также городские или сельские полицейские власти: сотские, пятидесятские и десятские.

Мероприятия центральной власти по реформированию системы местного управления: ограничение власти наместников  и волостелей, усиление контроля над  ними со стороны местного общества посредством введения института  «лучших людей». А затем и появление губных учреждений, послужили своего рода подготовительными мероприятиями для ликвидации кормлений на территории всего государства и проведению одного из крупнейших преобразований в период правления Ивана Грозного - земской реформы.

Центром ведения местных дел являлась земская изба, иногда называемая судной. Функционировали земские избы практически повсеместно.

Возглавлял земское ведомство  обычно земский староста, которому подчинялись все выборные, входящие в аппарат земских учреждений. В его компетенцию входило руководство подчиненными, созыв собраний, председательствование на них, назначение перевыборов и обеспечение эффективного функционирования земской избы.

Обычно для полицейского управления в земских округах с этой целью  выбирался сотский, который выполнял, по преимуществу, полицейские функции, ведая полицией безопасности, в его ведении находилась тюрьма и заключенные.

Письменной частью в земской  избе заведовал дьяк. Кроме этого, в состав земских органов могли выбираться денежные сборщики, сторожа, доводчики и др. Кроме постоянного штата земской избы собрание выбирало своих представителей на временные должности, вводимые для решения определенного вопроса, после чего ликвидировались.

Сосредоточение в руках земских  органов всех отраслей местного управления, входивших в то время в круг государственных задач: судебные функции, сбор и доставка податей, административная деятельность, привлечение их к государственным сыскам. Свидетельствовало не только о реальной их власти, но и о том, что эти учреждения являлись опорой центральной власти и занимали важное место в системе местного управления Русского государства.

В результате земской реформы на многих территориях государства  вместо наместников и волостелей на местном уровне были созданы органы земского самоуправления, действовавшие на принципах, соответствующих новой форме правления Русского государства - сословно-представительной монархии. Вместо назначаемых царской властью кормленщиков, возглавлявших наместничества и волостельства, в соответствии с уставными грамотами земского самоуправления, вводятся выборные земские представители от местных миров, избирались которые всеми категориями населения (за исключением служащего класса) на земских собраниях: волостных и посадских сходах или всеуездных советах.

 

Задание 3. Назовите виды службы отечеству, которые установила Табель о рангах. Объясните, какой  из видов службы считался главным  и почему?

 

24 января 1722 г. Петр I утвердил  « Табель   о   рангах  всех  чинов воинских, статских  и   придворных…», которая стала действенным инструментом осуществления административной реформы в России. Отныне каждый человек, поступавший на государственную службу, должен был пройти все ее ступеньки, начиная с выслуги низшего классного чина. Это обеспечивало как замещение всех должностей, так  и  постепенное получение чиновниками необходимого опыта.

В Табели о рангах впервые в истории  России государственная служба четко  разделялась на военную и гражданскую (статскую и придворную).

Основу чиновничества в те годы, естественно, составляли дворяне, в большинстве своем владевшие имениями  и неплохо обеспеченные в материальном отношении. Поэтому жалованье чиновникам платили невысокое, полагая, что зависимость государственного служащего от получаемого им жалованья, не позволяет ему высказывать независимые суждения  и действовать достаточно свободно.

В Табеле  о   рангах  все  чины воинской, гражданской  и  придворной  службы  подразделялись на 14 классов, каждый из которых должен был соответствовать  определенной должности. На практике, однако, допускались отклонения от этого правила: по различным причинам чиновник мог иметь чин более высокого или более низкого класса, чем это полагалось бы по должности.

Было установлено старшинство  военной  службы  над гражданской  и  придворной, то есть среди чинов одного класса старшим  считался  военный.

Примечательно, что в  Табель   о   рангах  были включены кавалеры ордена святого Андрея Первозванного, что соответствовало  европейской практике, но было исключением  из русских традиций. Они были отнесены к III классу, где значились генерал-лейтенанты  и  тайные советники.

Для лиц недворянского звания выслуга чина позволяла получить  и  дворянство. При Петре I потомственное дворянство на военной службе давал уже чин XIV класса, на гражданской службе – чин VIII класса, а чины XIV – VII классов давали только личное дворянство. Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских  и  даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном - переходе в высшее дворянское сословие.

Однако постепенно нарастал приток на государственную службу не дворян  и, соответственно, повышался класс чина, дававшего дворянство. С 9 декабря 1856 г. на военной службе право на потомственное дворянство стал давать чин VI класса, а на личное дворянство – XIV класса. На гражданской службе право на потомственное дворянство приобреталось по достижении чина IV класса, личное дворянство приносили чины V – IX классов, а личное почетное гражданство – чины Х – XIV классов. Эти правила сохранились до 1917 г.

Этот учредительный акт реформированного русского чиновничества ставил бюрократическую  иерархию, заслуги  и  выслуги на место аристократической иерархии породы, родословной книги.

Табель о рангах впервые сформировала в России единую государственную  службу, включающую военную, гражданскую, придворную. При этом все обязаны  были служить императору, и даже придворная служба, вызванная исключительно потребностями императора и членами его семьи, рассматривалась в качестве службы Отечеству. Формирование единой государственной службы способствовало укреплению Российского государства, стало условием и фактором ее дальнейшего существования, укрепления и развития. Табель о рангах была попыткой преодоления стереотипов родовой аристократии и местничества. На смену иерархии званий, основанной на знатности происхождения (как это было в XVI – XVII в.в.), вводилась иерархия в зависимости от личной выслуги, служебных заслуг, знаний человека.

 

 

Задание 4. Покажите, какие  изменения  в управлении государством предусматривал манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка»?

 

В течение всего 1905 г. правительство не могло взять инициативу в свои руки и тащилось в хвосте событий, хотя полиции удалось провести удачные операции по пресечению подготовки «революционных партий» к восстанию. Труднее было справиться с забастовочным движением. «Революционные» партии умело проводили антигосударственную агитацию и имели договоренность о совместных действиях против правительства. Встал вопрос о созыве более широкого представительного парламента, но прежде нужно было предоставить политические права населению России.

Информация о работе История государственного управления