Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 12:22, курсовая работа
Изучение и изложение государство кангюй и усунов целесообразно начинать с изучения роли сакских племен в истории в целом, в истории Казахстана, в частности. В первом тысячелетии до нашей эры на территории Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока сформировались государства Ассирия и Мидия. В VI в. на смену Мидийской державе приходит государство Ахамейидов. Основателем его явился Кир (второй), который в 550 г. до н. э. создал огромную державу. В состав Ахаменидского государства в промежутке 530 —522 гг. до н. э. входили Парфия, Хорезм, Бактрия, Согдиана, Сака. Так написано в Бехистунской надписи, высеченной по приказу царя Дария. Кто же такие были саки? Севернее бактрийцев, согдианцев и хорезмийцев, на степных просторах Казахстана, согласно сведениям древних источников, в частности Авесты, обитали кочевые «туры с быстрыми конями». Туры в персидских источниках именуются саками, что значит «могучие мужи».
1. Введение
2. Особенная часть
2.1. Государство кангюй и усунов.
2.2. Казахские ханы
2.2.1. Керей хан и Жанибек хан
2.2.2. Касым хан
2.2.3. Есим хан
2.2.4. Жангир хан
2.2.5. Тауке хан
2.2.6. Абылай хан
3. Заключение
Список литературы
2.2. Казахские ханы.
2.2.1. Керей хан и Жанибек хан.
В настоящее время существует две версии происхождения династии первых казахских ханов. По одной из них они происходили из Орда-Эджена, по другой — они являлись потомками тринадцатого сына Джучи-хана — Тука-Тимура. К примеру, Махмуд ибн Вали в «Бахр ал-асрар» называет Керея и Жанибека потомками Тука-Тимура.
Во второй половине 1450-х годов часть кочевого населения во главе с султанами Жанибеком и Кереем отделилась от правившего в Дешт-и-Кыпчаке шайбанида Абу-л-хайра и откочевала в Могулистан, обосновавшись в долинах рек Чу и Козы-Баши. Хан Могулистана вступил в союз с ними, рассчитывая на их поддержку в борьбе со своими противниками. Около 200 тысяч кочевников, страдавших от бесконечных феодальных усобиц и войн, сгруппировались вокруг Жанибек-хана и Керей-хана, власть которых настолько окрепла, что вызвала опасение у Абу-л-хаира, предпринявшего в 1468 году военный поход в Могулистан, но скоропостижно умершего в пути. Откочёвка казахов Керея и Жанибека явилась важным звеном в цепи событий, способствовавших образованию Казахского ханства. Первое упоминание об откочёвке встречается в «Тарих-и-Рашиди» Мухаммада Хайдара, откуда оно перешло во многие другие произведения («Хабиб ас-сийар» Хондемира, «Хафт Иклим» Амин Ахмада рази, «Бахр ал-асрар» Махмуда ибн Вали и другие). Мухаммад Хайдар в «Тарих-и-Рашиди» пишет:
«В то время в Дашт-и-Кипчаке владычествовал Абу-л-Хайр-хан. Он причинял много беспокойства султанам джучидского происхождения. Джанибек-хан и Кирай-хан бежали от него в Могулистан. Исан-Буга-хан охотно принял их и предоставил им округ Чу и Козы-Баши, который составляет западную окраину Могулистана. В то время, как они благоденствовали там, узбекский улус после смерти Абу-л-Хайр-хана пришёл в расстройство; в нём начались большие неурядицы. Большая часть его подданных откочевала к Кирай-хану и Джанибек-хану, так что число собравшихся около них людей достигло двухсот тысяч человек. За ними утвердилось название узбеки-казахи узбак-казак. Начало правления казахских султанов с восемьсот семидесятого года».
В 1468 году Абу-л-хаир скончался, и верховную власть унаследовал его сын Шейх-Хайдар-хан, а все противники Абу-л-Хаира объединились и начали против него активную борьбу, в связи с чем правление Шейх-Хайдар-хана было недолгим. После убийства Шейх-Хайдара Сибирским ханом Ибаком верховную власть в восточном Деште получил Керей, который назначил правителем западного крыла своего брата Жанибека. В это время к казахам примыкало всё больше людей, их численность росла, параллельно расширялся район их кочевий. Численность их сторонников достигла 200 тысяч человек.
Благодаря их откочёвке сформировалось современное название казахской народности, с конца XV века термин «қазақ» (казах) приобретает политический характер, употребляясь для обозначения отдельных феодальных владений, созданных Кереем и Жанибеком, а с начала XVI века, после откочёвки части племён с современной территории Казахстана во главе с Шайбани-ханом в Мавераннахр термин «қазақ» начинает приобретать этнический характер.
В научной литературе отсутствует единое мнение по поводу откочёвки Керея и Жанибека, а также по вопросам места и возникновения Казахского ханства. Так, ряд авторов писали, что Казахское ханство образовалось на рубеже XV—XVI веков, что откочёвка Керея и Жанибека и выделение ряда феодальных владений под их руководством являлась лишь эпизодом в формировании Казахского ханства.
«01» июня 2010 года в Астане возле музея первого президента Казахстана с участием Н. А. Назарбаева был открыт памятник ханам Керею и Жанибеку скульптора Рената Абенова. Общая высота памятника от основания до венца знамени составляет 12 м, высота фигуры Жанибек хана в полный рост — 5,25 м, с плинтом 5,45 м. Высота восседающей фигуры Керей-хана — 4 м. Вес памятника — 16,2 тонны.
2.2.2. Касым хан. |
Касым хан (родился приблизительно в 1445 г., умер в 1518 г.) - казахский хан, сын одного из основателей Казахского ханства Жанибек хана. Сведений о внутренней и внешней политике, методах государственного управления Касым хана сохранилось очень мало.
Реальное усиление личной власти Касым хана приходится на начало XVI в. Мирза Хайдар связал время усиления Касым султана со смертью его брата Адик султана, последовавшей вскоре после захвате Шейбани ханом Ташкента в 1503 г.
Несмотря на то, что реальная власть в ханстве фактически находилась в его руках, Касым султан как дальновидный политик был осторожен, умел выжидать там, где, как казалось, положение позволяет ускорить решение вопроса.
После восшествия Касыма на
ханский престол наиболее активным
противником в регионе
Касым хан, в свою очередь, как и Шейбани, видел в при сырдарьинских городах экономическую и военную опору своей власти над населением кочевых районов. Касым хан постоянно тревожил Шейбанидов в пограничных районах Туркестана и Ташкента. В ответ на его продвижение в Туркестан зимой 1510 г. Шейбани хан предпринял наступление на улус Касым хана, находившийся в предгорьях Улытау. Этот поход оказался неудачным и окончился полным его разгромом, после которого Шейбани хан вынужден был вернуться в Мавераннахр. Гибель Шейбани хана в конце 1510 г. и последовавшая за этим борьба правителей узбеков Шейбанидов с Тимуридом Бабуром отвлекли внимание постоянных соперников казахов от Туркестана. Касым хан не преминул воспользоваться этими обстоятельствами для укрепления своей власти над Южным Казахстаном. Вскоре под власть казахского хана перешел самый крупный город Присыдарьи - Сайрам. Он предпринял попытку овладеть Ташкентом.
После того, как в 1511 г. Касым хан пришел к власти, Казахское ханство стало называться Касымовским ханством. Во втором десятилетии XVI в. Касым хан окончательно утвердил свое господство над обширными степными пространствами казахской территории. При нем Казахское ханство, получив дальнейшее развитие и усилив политическое влияние, превратилось в сильное и централизованное государство. По свидетельствам отечественных историков, в тот период происходит расширение территории ханства до почти полного ее совпадения с этническими границами расселения казахов.
Численность населения Казахского ханства превышала 1 миллион человек. Свою известность и политическую мощь на европейской арене Казахское ханство получило именно во время правления Касым хана. Первым крупным государством, установившим свои дипломатические отношения с Казахским ханством, было Московское государство. Именно в это время казахи стали известны в Западной Европе как отдельная этническая общность.
По данным поздних авторов аль-Гаффари, Хасан бека Румлу и др. Касым хан умер в 930 году хиджры, т.е. в 1523-1524 гг. По словам автора нач. XVII в. Кыдыргали Косын улы Жалайри, Касым хан скончался в г. Сарайчике, на берегу р.Урал. Похоронили его в древнем пантеоне золотоордынских ханов.
Известны имена двух сыновей Касым хана - Мамаш и Хакназар. Оба были ханами.
Касым хан, по отзывам современников - Бинаи, Ибн Рузбихана, Бабура, Мирзы Хайдара - любил и был хорошим знатоком лошадей, отличался военным талантом и способностью вести за собой. Народные предания казахов связывают с именем Касым хана создание узаконений, известных как "Касым ханнын каска жолы" (Чистая дорога хана Касыма), которые никогда не были записаны и до нас не дошли.
2.2.3. Есим хан.
Есим хан - один из выдающихся политических деятелей второй половины XVI и первой половины XVII вв. Он смог нейтрализовать внешнюю угрозу и объединить казахские племена в крайне тяжелые годы национальной истории, превратив Казахское ханство в сильное централизованное государство.
За проявленное мужество и полководческий талант в народе его прозвали "Есенгей бойлы Ер Есiм" (Мужественный Есим).
Согласно историческим сведениям, Есим был сыном Шигай хана и отличался от прочих политиков тем, что умел ставить интересы государства над личными: жертвовать репутацией, авторитетом ради определенных стратегических целей; идти на компромисс; выжидать и наносить неожиданные удары.
В конце XVI в. внешнеполитическое положение Казахского ханства заметно усложнилось. Борьба с бухарскими ханами за право владения при сырдарьинскими городами, в частности, Ташкентом, продолжалась с переменным успехом. В этих условиях для обеспечения безопасности государства необходимо было сконсолидировать общество для недопущения раскола. В последние годы правления Шигай хана доверие и уважение к власти среди простого населения упала. Уже в момент правления Шигай хана Есим показал себя искусным политиком и завоевал немалый интерес, поскольку был посажен на престол сразу осенью 1598 г.
В первые годы своего правления Есим хан в основном боролся со своими политическими оппонентами.
В 1611 г. Есим хан, собрав пятитысячное войско, устанавливает контроль над Ташкентом, Туркестаном, Сыгнаком и Сузаком. Но успехи оказываются временными.
В 1613 г. он вновь, несмотря на сопротивление бухарских ханов, берет реванш и занимает Ташкент. Бухарские ханы были уведомлены о сложности внутриполитической ситуации в Казахском ханстве, которая заключалась в сепаратистских устремлениях отдельных султанов, в частности, Турсун султана. Особенность политических взглядов Есима и Турсуна была в том, что для последнего власть являлась самоцелью, а не средством для достижения каких-либо задач. Бухарский хан, как пишут Кляшторный и Султанов, специалисты по средневековой истории Центральной Азии, одобрил захват Турсуном ханской власти. Однако, узурпация ханской власти Турсуном не решила комплекса проблем, стоящих перед государством, поскольку амбициозный султан не обладал столь необходимым авторитетом для борьбы с сепаратистскими тенденциями внутри страны. Более того, он, нарушив соглашения, начинает набеги на Мавераннахр.
Тем временем Есим, удалившись в пределы Моголистана, втягивается в политические интриги чагатаидского дворца. Он объединяет вокруг себя некоторые кыргызские племена, устанавливает союзнические отношения с правителем Чалыша и Турфана Абд ар-Рахим ханом, который, объединив усилия с Есимом, несколько раз пытается отбить у правителя Моголии Апакхана город Аксу. Казахский султан прекрасно разбирался в тонкостях восточной политики, что и было его основным преимуществом, поскольку многие соперники Есима полагались в основном либо на военную силу, либо на политическую поддержку, тогда как он предпочитал совершать взвешенные, обдуманные со всех сторон ходы, полагаясь на ум и холодный расчет.
Несмотря на усилия Есима по улучшению отношений с Турсуном, столкновение интересов становится неизбежным. После очередного факта вероломства Есим решительно вступает в новую фазу открытой борьбы.
Все началось с того, что Турсун внезапно устраивает набег на ставку Есима в Туркестане, в то время, когда последний, собрав войско, отправился покорять беспокойных калмаков. Однако для Турсуна этот поход стал последним. В конце концов приближенные Турсуна умертвляют его.
Разобравшись с политическим оппонентами, Есим приказывает перебить всех представителей рода каган, которые активно поддерживали узурпатора ханской власти - султана Турсуна. Массовое уничтожение целого рода по воле одного человека явилось одним из страшных эпизодов средневековой истории казахов.
Отправив голову Турсуна к Имамкули, Есим в ответ получает грамоту о том, что бразды правления над некоторыми присырдарьинскими городами передаются ему. Таким образом, Есим возвращает себе титул хана всех казахов.
Возвращение Есима на политический Олимп является необычным фактом в истории Казахстана. Более того, в истории других азиатских стран тоже мало подобных примеров, когда изгнанный вождь вновь становится руководителем государства. Это странно, потому что на Востоке принципы организации власти совсем иные, чем на Западе. В казахском обществе доминировали политические ценности, не характерные ни для западных, ни для восточных обществ и возвращение Есим хана следует рассматривать как результат его собственных усилий и акт признания его политической воли.
Вновь приняв на себя обязанности верховного хана, Есим прежде всего поспешил обезопасить страну от набегов ойратских племен, поскольку многие султаны игнорировали их мощь. Именно благодаря политической дальновидности Есим хана казахские племена смогли нанести ойратам упреждающий удар. Несмотря на переменные успехи в войне с ойратами, Есим все же смог на некоторое время подчинить ойратские племена. Он убеждается, что победу можно одержать лишь в том случае, если все казахские племена будут едины в замыслах и действиях. Поэтому в последние годы своей жизни Есим хан не переставал бороться с сепаратистскими тенденциями внутри страны и даже создал уложение, известное в народных преданиях как "Есим салган ескi жол".
Главной целью Есима было построение единого государства с централизованной формой правления: объединение всех казахских племен во имя общего процветания.
Созданные им законы впоследствии стали основой для "Семи уложений" хана Тауке. Умер Есим хан в 1628 г. и был похоронен в Туркестане, где над его могилой был воздвигнут мавзолей.
2.2.4. Жангир хан.
Салкам Жангир хан — видный государственный деятель и выдающийся полководец. Преемник Есим хана на ханском престоле. Еще при жизни Жангира за проявленное мужество народ прозвал «Салкам Жәңгiр» (Внушительный). Как свидетельствуют историки, для Жангира были характерны такие качества как решительность, упорство, стойкость и готовность к самопожертвованию. Именно эти качества поставили его в один ряд с именем отца и спасли казахские племена от междоусобных войн и внешней угрозы физического уничтожения. Точная дата провозглашения Жангира ханом не установлена. Нет и достоверных данных о годе его рождения. По некоторым данным, он был поднят на белой кошме сразу после смерти отца в 1628 году, однако его долго не признавали в качестве верховного хана казахов. В какой-то мере он повторил судьбу своего отца, возвратив титул хана после отрешения от реальной власти.