История как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:42, реферат

Краткое описание

Тема нашей работы довольно актуальна, и таковой будет всегда, так как миропонимание каждого поколения индивидуально, и к изучению истории каждое из них подходит со своими методами и принципами.
Цели нашей работы: понять научность истории и выявить ее роль в развитии общества.
Для достижения поставленных целей были поставлены следующие задачи: изучить функции исторического познания, принципы и методы изучения истории, проследить этапы развития исторической науки. А для всего этого изучить научные исторические труды различных авторов.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………3
2. Предмет и функции исторического познания……………………………6
3. Принципы, методы и источники изучения истории……………………..9
4. Этапы развития исторической науки……………………………………14
5. Периодизация мировой истории…………………………………………16
6. Заключение………………………………………………………………..17
7. Список литературы……………………………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

Беляева.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

Классификация исторических источников также является дискуссионной проблемой. Существует несколько типологических подходов – источники могут классифицироваться по жанру, по массовости, по времени  и месту возникновения, по осознанности и намеренности создания и т.д. Наиболее употребительной является классификация по форме кодирования и хранения информации. В самом общем виде она делит источники на письменные и неписьменные, при более подробной типологизации выделяются источники письменные, вещественные, изобразительные, лингвистические, устные, этнографические, фонодокументы и фотокинодокументы.

Количество  потенциальных исторических источников в широком смысле безгранично. Однако при изучении различных исторических периодов численность их оказывается далеко не одинаковой. Наименьшее число памятников, как правило, доходит до нас от первобытной эпохи и эпохи древности. В последующие века, по мере развития общественных отношений и технологий, источниковая база заметно расширяется и дифференцируется. Также для разных периодов различна роль разных групп источников. Важнейшим водоразделом в этом смысле можно считать изобретение письменности и появление письменных источников. Письменные источники традиционно составляют основу исторической науки. Они имеют свою видовую классификацию – например, могут быть разделены на источники нарративные, т.е. описательные, повествовательные (к ним относятся хроники и летописи, биографии и жития, мемуары и дневники, публицистика и частная переписка) и источники документальные или актовые (памятники права, международные договоры, деловая документация, официальная переписка и др.).

В ходе исследования все исторические источники подлежат исторической критике. Основными её задачами являются, во-первых, выяснение значения источника как такового, во-вторых, анализ содержащихся в нем сведений. Источником как таковым занимается первичная критика, исследующая процесс происхождения источника (автор, место, время, условия и цель создания, связи с другими источниками) и имеющая главной целью установление подлинности источника. Важным её элементом является внешняя критика, то есть внешнее описание источника, включающее в себя подробное рассмотрение материала, формы, размера и прочих физических особенностей. Вторичная критика источника подразумевает критику его показаний и выяснение достоверности (т.е. достаточной степени соответствия явления и его отображения в источнике) сообщаемых в нём сведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы развития исторической науки

Превращение исторических знаний в историческую науку осуществлялось в течении длительного времени. Сейчас в развитии исторической науки выделяют следующие наиболее важные этапы.

  1. Исторические представления Древнего мира. Сначала историческая мысль развивалась в виде сказаний и мифов. Особенностью мифологического мышления был исторический пессимизм – «то, что было раньше, - лучше, чем сейчас». Кроме того, мифологическое мышление связывало ход истории с деяниями богов: все подчиняется воли божества.

Также важную роль придавали культу прошлого. Так, в Китае при

каждом правителе  находился историограф. Ко II в. до н. э. появилось множество летописей,  что оказало весомое влияние на развитие исторической науки в Китае.

  1. Историческая мысль эпохи Средневековья развивалась под влияние церковно-религиозной идеологии, поэтому в сочинениях исторический процесс общественного развития трактовался идеалистически. Ведущей исторической концепцией стала концепция провиденциализма (по воле провидения), разработанная Августином Блаженным (354-430).

В средневековой России в начале XII века было создано выдающееся произведение «Повесть временных лет», автор которого монах Киево-Печерского монастыря Нестор.

  1. В эпоху Нового времени некоторые историки и философы пытались объяснить причинно-следственные связи материального мира исходя из него самого. Однако для воззрений ученых этого времени характерен дуализм: подходя к явлениям природы материалистически, в изучении истории придерживались идеализма, объясняя ход исторического процесса как «воли Бога».

Огромное значение в развитии исторической науки имело утверждение в XIX веке исторического метода познания (принципа историзма) и появление марксизма.

  1. Бурное развитие получила историческая наука в Новейшее время. Разработаны различные концепции исторического развития. Наиболее виные деятели: А. Тойнби, У. Ростоу, М. Вебер, А. Тофлер, Ф. Платонов, М. Покровский, Е. Тарле, В. Струве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Периодизация мировой  истории

Одной из самых  важных проблем исторической науки  считается проблема периодизации развития человеческого общества. Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу разделения времени на  этапы должны быть положены решающие факторы, одинаковые для всех стран или для большинства ведущих государств.

Со времени  развития исторической науки ученые разработали множество различных  вариантов периодизации развития общества. На сегодняшний день процесс периодизации мировой истории состоит из двух принципов: для начальных  периодов становления человеческого общества основным параметром  является материал, из которого древние люди делали основные орудия труда и технологии их изготовления. Так в историю вошли такие понятия, как "Каменный век", "Меднокаменный век", "Бронзовый век" и "Железный век".

С появлением  письменности (приблизительно 5000 лет  тому назад)  стали  возникать  другие основания для периодизации. Для этого историки  стали использовать время существования различных цивилизаций и государств, которые вели в свою очередь свой счет времени.

Итак, на сегодняшний  день мировую историю принято  разделять на четыре основных периода:

  1. Древний мир (период, когда человек выделился из животного мира около 2 млн. лет тому назад и до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.).
  2. Средние века (период от падения Западной Римской империи до начала эпох Возрождения XVI в.).
  3. Новое время (от эпохи Возрождения до 1918 г. - окончание первой мировой войны).
  4. Новейшее время (с 1919 г. до наших дней).

Заключение

Таким образом, в заключение можно сказать, что  история – это наука, и довольно точная наука. Она не терпит недомолвок, приближенности и небрежного отношения к себе.

История необходима человеку не только в совершенствовании себя и развитии своего духовного мира, но и в понимании и осознании своей роли в этом мире. В.О. Ключевский писал: «Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в этот мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу».

Также в заключение можно сказать, что с поставленными  целями и задачами мы справились, изучены и исследованы основные принципы, методы изучения исторической науки, прослежены варианты периодизации истории, выделены основные этапы развития науки.

Что же касается самого предмета изучения, то процесс  развития исторической науки не остановлен, так как не остановлена жизнь на Земле, не прекращен процесс развития человеческого общества, и наука до сих пор претерпевает изменения.

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Всемирная история: Учебник для вузов/Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. – с. 3-9
  2. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – Брянск: Курсив, 1996. – с. 6-23
  3. История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций/Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – с. 8-9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе История как наука