Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 15:42, реферат
Новая дисциплина не является традиционной историей (в ней нет сценариев и картинок конкретных действий, поскольку нас интересуют типологические процессы). Не является она и историей культуры или культурологией (мы не будем углубляться в процессы становления истины, добра, красоты в конкретных явлениях искусства или науки). История мировых цивилизаций - это новая дисциплина, которая своей синтетичностью способна выступать основой гуманитарного образования в целом. Она дает представление о развитии и инвариантные характеристики как отдельных цивилизационных систем, так и общечеловеческой цивилизации.
Цель работы – ознакомиться с древними цивилизациями Китая и Японии.
Введение
1. Цивилизация Китая
1.1 История китайской цивилизации
1.2 Формирование ментальности людей китайской цивилизации
1.3 Даосизм
1.4 Специфика культуры цивилизации Китая
2. Цивилизация Японии
2.1 История японской цивилизации
2.2 Особенности Японской культуры
Список литературы
Интерес к японской цивилизации был всегда высок. Сама же Япония на протяжении всего известного нам исторического периода осознавала себя как периферию цивилизованного мира, и никогда, за исключением последних полутора столетий, не претендовала на роль культурного, политического и военного центра. Потоки информации с континента в Японию из Японии во внешний мир до самого последнего времени не были сопоставимы: Япония всегда выступала как реципиент, а не как донор. Внешний мир тоже воспринимал Японию как периферию
Дважды страна сталкивалась с угрозой иноземного вторжения (ХІІІ в – монголы, ХІХ в. – Запад). На протяжении всей своей истории Япония широко использовала достижение континентальной цивилизации. Но во многом – эта страна особенная. Исторический изоляционизм привел к консервации особенности местного менталитета и стиля жизни, вырабатывая стойкое убеждение в некой особенности Японии, ее культуры, неповторимости, красот японского пейзажа.
Остановимся на периодизации Японии:
1. Палеолит (40,000 – 13,000 лет назад). Антропологический состав населения неясен.
2. Неолит – дзёмон (13,000 тысяч до н.э. – ІІІ в. до н.э.) основная часть населения концентрируется на сев. вост. ч. Хонсю.
3. Бронзово-железный век – яёй (ІІІ в. до н.э. – ІІІ в. н.э.) – назван по типу керамики. Идет миграция с материка (через корейский полуостров) племен алтайской языковой группы, принесших опыт рисосеяния, шелководство, технологию производства бронзы и железа. Смешивание с местным населением привело к появлению протояпонцев.
4. Курганный период – кофун (ІІІ в – ІV в) – идет становление протояпонского государства – Ямато.
5. Период Асука (552 – 646 гг.). Назван по местонахождению резиденции царей. Характерен появлением буддизма, становлением государственности.
6. Ранняя Нара (646 – 710 гг.) – период масштабного заимствования из Китая письменности, чиновной структуры, теории и практики управления.
7. Нара (710 – 794 гг.) – период определен по названию первой постоянной столицы Японии. Появились первые письменные памятники. Обостряется борьба между служилой знатью (выходцы из Китая и Кореи) и племенной аристократией, что ослабило буддизм и укрепило синтоизм.
8. Период Хэйан (794 – 1185 гг.) – резиденция императора до 1858г. В этот период утеряна госмонополия на землю, образуется частные владения аристократов. Прерываются контакты с Китаем и Кореей.
9. Период Камакуры (1185 – 1333 гг.) – назван по ставке военного правителя (Сегун). Самураи установили свое социальное государство, однако император всегда остается верховным жрецом синтоизма. В ХІІІ в. две неудачные попытки вторжения в Японию монголов, что стало мощным толчком к самосознанию японского этноса. Религией самураев становится дзен-буддизм, широко распространен по всей стране.
10. Период Муромати (1392 – 1568). Отмечается рост городов с развитием городской культуры, устанавливаются первые контакты с европейцами через миссионеров.
11. Период Эдо (1603-1867 гг.) – основатель сегуната Токугава Изясу – вывел Японию из гражданской войны, объединил страну, изгнал европейцев с их христианством, перекрыл все контакты страны с внешним миром. Начинается бурный рост городов, экономики, населения для которого официальной религией стало неоконфуцианство.
12. Период Мейдзи (1868 – 1911 гг.) – «Светлое правление». Япония под давлением Запада проводит широкомасштабные реформы под идеей возвращения к правопорядку древности. Бурное промышленное развитие при сохранении национальной аутентичности сопровождается военной экспансией в Китае и Кореи.
Современная Япония – страна образованная тысячами островов, самые крупные 4 – Хонсю, Кусю, Сикоку, Хоккайдо. А. Тойнби отмечал, что для любой нации было бы ошибкой пытаться создать «национальную культуру абсолютно свободную от какого – либо зарубежного влияния». Японцы уверены, что они совершенно особые люди, отделенные от всего мира. Они взросли на почве беспрецедентной изоляции, в которой оказалась Япония с ХVII в. – периода Токугавы, когда под страхом смертной казни были запрещены все поездки за рубеж. Затворницей Япония пробыла более 2-х веков, до 1853 г., когда командор Мэтью Пери подошел на семи черных кораблях к берегам Японии и потребовал открыть свои порты для торговли с внешним миром. Японцы до сих пор чувствуют себя неуютно среди иностранцев.
Япония открыла двери миру, однако всегда поддерживает свою однородность – культуры, национальность, духовную. Даже сегодня в национальном плане Япония остается одной из наиболее «чистых» стран.
Непрерывно приспосабливаться к изменяющимся условиям мирового рынка, находится в состоянии нововведенческого конвейера – удивительная способность японцев.
Другое важное качество японцев – их целеустремленность. Успех зависит не от способностей, а от усердия в достижении целей, несмотря на препятствия и неудачи. Отношения внутри фирм, между государством и частным сектором, просто между людьми является менее конфликтными. В Японии всего 12 тыс. юристов, т.е. один юрист обслуживает в 25 раз больше жителей, чем его коллега в США.
Среди деловых людей большое значение имеют личные отношения и взаимные обязательства. Японские компании рассматривают контракт как основу для налаживания отношений, они больше озадачены выработкой согласия, они считают, что можно одновременно и конкурировать и сотрудничать.
Часть философии, часть образа жизни японцев – качество и эффективность. «Качество – это состояние сознания, производительность – способ добродетельного поведения. Эти философские воззрения нашли прекрасное воплощение через координирующее нововведение в управление – создания Японского центра производительности (ЯЦП) и премии за качество им. Демпинга.
По решению парламента, в марте 1955 г. Был создан центр, правительство США предоставило ему техническую помощь на сумму 6,4 млн. дол. Свою деятельность ЯЦП начал с подготовки специалистов за рубежом. Взрывной рост производства в Японии, начавшийся с 1950 г., не имеет себе равных в истории. До 50-х г. Марка «Сделано в Японии» означала для покупателей всего мира низкое качество и в Японии начали реализацию национальной программы повышения качества. Профессор Эдвард Деминг из США, прочел серию лекций по проблемам повышения качества группе из 340 японских инженеров, руководителей заводов, а высшее руководство 50 ведущих фирм было приглашено на специальную сессию.
Деминг сообщил, что 2 года потребуется, чтобы идеи качества, точности были восприняты японцами, еще 5 лет – чтобы идеи воплотились в жизнь. А чтобы разрушить плохую репутацию японских товаров, времени пройдет значительно больше.
Сегодня Япония – признанный лидер качества. Японские фирмы, чтобы выдержать жесткую конкуренцию, передислоцировали производственные мощности в др. страны.
Новые индустриальные страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Ю. Корея, Тайвань, Сингапур) стали серьезными конкурентами Японии. Японцы своевременно перестраиваются. Бассейн Тихого океана постепенно отбирает у Запада роль локомотива мировой экономики. Этот процесс может завершиться к 2010 г. Западная Европа находится на пороге очередного спада из «семерки» наиболее развитых индустриальных держав только США имеют удовлетворительные темпы экономического роста.
цивилизация китайский японский даосизм
2.2 Особенности японской культуры
Теснота добровольного проживания (основная часть населения проживает на восточном побережье страны в гигантском мегаполисе) способствует формированию специфического взгляда на мир. Теснота проживания определила общую тенденцию к миниатюризации, которая присутствует во всех областях жизнедеятельности.
Если характеризовать японскую культуру через зрительный код, то ее можно назвать близорукой, философское, абстрактное мышление – дело не японцев.
Японское культурное пространство не имеет тенденций к расширению. Отсюда, имея прекрасных полководцев и дисциплинированных и мужественных солдат, Япония не смогла расширить свою территорию. Легкость, с которой японцы овладели цивилизованными достижениями Запада, объясняется тем, что шкала измерений у них с удивительно малой ценой деления.
Точный глазомер, умение оперировать в малом пространстве, приводит его в высокоупорядоченное состояние способствовали скорому усвоению высоких технологий.
Основой японского менталитета всегда оставался синтоизм. Обладая высоким средним уровнем образованности, развитой индивидуальной рефлексией японцы известны своими коллективными формами поведения. Речь идет о свободном и осознанном выборе японцев в отказе от индивидуальной свободы ради общественных целей и интересов.
Синто (буквально «путь богов») – религиозная система, сформировавшаяся в 8 веке. Суть, во-первых, развитый культ предков, во-вторых, природных божеств.
При изучении японского искусства нужно иметь в виду, что с самого начала проникновения буддизма в Японию ввозились в готовом виде образцы буддийской иконографии.
Мастера не изображали обнаженного тела, человеческая красота мыслилась в плане пассивного созерцательного и возвышенного спокойствия, женственности и утонченности. Отсюда удлиненные пропорции, легкие и плавные линии тела, спокойные позы. Авторства древних полотен установить трудно, т.к. живописцы разделялись на мастеров грунтовки, мастеров эскизов, и раскрашивающих контур. Дальневосточной живописи не известна техника масляная, она выполнена или монохромной тушью или сочетанием черной туши и темперы (чистой либо с добавление восковой краски, или туши с водяными красками).
В китайской живописи главную роль играет линия, контур, полное отсутствие светотени. Из Китая были заимствованы не только техника, но и сам типаж, сюжет, композиция.
Зарождение японского театра относится к 7 – 8 вв. Уходя корнями в глубокую древность, театр к началу ХХІ в. сохраняет древние традиции (самое древнее представление кагура – миф о богине Амэ-но Удзуме; Гигаку - танцевальная драма, заимствованная из Индии, исполнялась как ритуальный танец перед Буддой). В VІ в. танцевальная драма появляется в Японии одновременно с театральными масками. Ныне в Японии коллекция древних театральных масок не имеет равных в мире.
Существовала и другая форма театрального представления – бугаку (буквально «и танец и музыка»).
Японские музыковеды считают, что музыкальный лад древних японцев родственен музыкальному ладу айнов, тунгусов и других народностей. Дальний Восток и сегодня, несмотря на экономические реалии начала ХХІ в., национальная японская культура обладает мощными механизмами самосохранения.
Список литературы
1. Древние цивилизации./ Под ред. Г.М. Бонгард-Левина – М., 2009.
2. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. – М., 2002.
3. Меллприт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. – М., 2002.
4. Моисеева Л.А. История цивилизаций. – Ростов на Дону, 2000.
5. Павленко Ю.В. Історія цивілізацій. - Київ: Либідь, 2009.
6. Павленко Ю.П. Человек и власть на Востоке // Феномен восточного деспотизма. – М., 1993.
7. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 2002.
8. Яковец Ю.З. У истоков новой цивилизации. – М., 2001.