Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 15:11, реферат
Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Культура Древней Греции……………………………………………..5
Глава II. Культура Древнего Рима……………………………………………...12
Глава III. Сравнительная характеристика греческой и римской культуры….16
Заключение……………………………………………………………………...19
Гармония, соразмерность, классические пропорции - вот то, что завораживает нас в античном искусстве и на века определило европейские каноны красоты и совершенства. Чувства порядка и меры -- важнейшие для античности: зло понималось как безмерность, а благо -- как умеренность. "Меру во всем соблюдай!" учил древнегреческий поэт Гесиод. "Ничего слишком!" -- гласила надпись над входом в святилище Аполлона в Дельфах.
Цивилизация эллинизма. В последние десятилетия IV в. до н.э. наступил конец классической культуры античной Эллады. Начало этому положил Восточный поход Александра Македонского (356-323 г.г. до н.э.) и массовый колонизационный поток эллинов во вновь завоеванные земли. Это привело к разрушению полисной демократии. В результате постепенно сложилась новая ступень развития материальной и духовной культуры, форм политической организации и социальных отношений народов Средиземноморья, Передней Азии и прилегающих районов. Распространение и влияние цивилизации эллинизма было чрезвычайно широким: Западная и Восточная Европа, Передняя и Центральная Азия, Северная Африка. Наступила эпоха эллинизма - синтез эллинской и восточной культур. Благодаря этому синтезу возникает общий культурный язык, легший в основу всей последующей истории европейской культуры.
Культура эллинистической
Эти изменения обусловили потребность эллинов разобраться в своем внутреннем мире. Навстречу этой потребности шли новые философские течения: киники, эпикуреизм, стоицизм (философия в Греции всегда считалась не столько предметом изучения, сколько руководительницею жизни). Главным был вопрос: откуда берутся зло и несправедливость в мире и как жить, чтобы сохранить хотя бы моральную, внутреннюю независимость и свободу?
Даже беглое перечисление достижений культуры эллинизма показывает ее непреходящее значение в истории человечества. Эллинизм обогатил мировую цивилизацию новыми открытиями в области научных знаний и изобретательства. Достаточно назвать в этой связи имена Евклида (III в. до н.э.) и Архимеда (ок. 287- 212 до н.э.) В рамках философии зародились и получили развитие социальные утопии, описывающие идеальное общественное устройство. Сокровищница мирового искусства пополнилась такими шедеврами как алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон. Появились общественные здания нового типа: библиотека, мусейон, служивший центром работ и применения научных знаний. Эти и другие достижения культуры, унаследованные позднее Византийской империей, арабами, вошли в золотой фонд общечеловеческой культуры.
Достоинство греческой культуры и
в том, что она открыла человека-
Принято считать, что собственно греческий период античной истории заканчивается падением под натиском римлян г. Коринфа в 146 г. до н. э.
Глава II. Культура Древнего Рима
Древнеримская культура - совокупность достижений в области духовной и материальной культуры Римской республики (V-I вв. до н.э.) и Римской империи (I в. до н.э. - V в. н.э.). Понятие древнеримской культуры в узком смысле слова относится только к культуре римской Италии, а в широком - к культуре объединенного римлянами Средиземноморья.
Древнеримская цивилизация прошла сложный путь развития от культуры римской общины города-государства, впитав культурные традиции Древней Греции, испытав влияние народов древнего Востока. Римская культура стала питательной почвой культуры романо-германских народов Европы. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое.
Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода: царский (VIII - начало VI вв. до н.э.); республиканский (510/509 гг. - 30/27 гг. до н.э.); период империи (30/27 гг. до н.э. - 476 г. н.э.).
Если для греков в духовной жизни главная ценность - человек - гражданин, человек - мера всех вещей, то для римлян - это гражданин - патриот, а сам народ имел особое, богом избранное предназначение. Гражданин должен обладать мужеством, стойкостью, честностью, верностью, достоинством, способностью подчиняться железной дисциплине на войне и власти закона и обычаям предков в мирное время, быть умеренным в образе жизни.
В Риме наивысшего развития для древности достигло рабство. Свободный гражданин считал для себя зазорным быть заподозренным в "рабских пороках" (таких, как ложь и лесть) или "рабских занятиях", включающих здесь, в отличие от Греции, не только ремесло, но и выступление на сцене, сочинение пьес, работу скульптора и живописца. Делами, достойными римлянина, особенно знатного, признавались только политика, война, разработка права.
Науки были приспособлены к практической, политико-правовой, торговой, военной и строительной деятельности. Цицерон, первый философ, оратор, теоретик педагогии и политики, упрекал греков за их увлечение умозрительными науками, в частности математикой, руководствуясь практической пользой, считал правильным ограничить развитие этой науки "надобностями денежных расчетов и земельных межеваний".
Центрами научной деятельности оставались эллинистические и греческие города: Александрия, Пергам, Родос, Афины и, конечно, Рим и Карфаген. Большое значение придавалось в Риме в I-II вв. географическим знаниям и истории. Особенно ценный вклад в развитие этих областей знания внесли географы Страбон (64/63 до н.э. - 23/24 н.э.) и Клавдий Птолемей (после 83 г.- после 161 г.), историки Тацит (ок. 58 г. - ок. 117 г.), Тит Ливии (59 до н.э. - 17 н.э.) и Аппиан (? - 70-е гг. II в.). К этому времени относится деятельность греческого политического деятеля, писателя и философа Луция Сенеки (ок. 4 до н.э.- 65 н.э.), автора "Писем к Луцилию", трагедий "Эдип" и "Медея", а также писателя и историка Плутарха (ок. 45 - ок. 127), многочисленные сочинения которого объединены под условным названием "Моралии".
Ключом к пониманию римского искусства служат слова римского писателя Юлия Фронтина по поводу девяти грандиозных римских акведуков: "нельзя сравнивать их каменные громады с бесполезными пирамидами Египта или с самыми прославленными, но праздными сооружениями греков". Пафос полезности во имя государства реализован в строительстве городов, форумов (площадей), триумфальных арок (для торжественного въезда победителей), храмов (богам - покровителям Рима), общественных бань (мест для светского общения), цирков и амфитеатров (для развлечения публики) и т.д.
Невозможно отрицать цивилизационную миссию Рима. Римляне были не только народом солдат, но и строителей и устроителей - архитекторов, инженеров, юристов. Вместе с властью Рима к диким дотоле народам Западной Европы приходил порядок акведуков (водопроводов), дорог, латинской школы и римского права.
В эпоху империи достигла своего апогея литература. Среди поэтов наибольшей славы добился Вергилий (70-19 г.г. до н.э.), автор эпической поэмы "Энеида". Совершенной формой стиха обладали Гораций Флакк (65-8 г.г. до н.э.), Овидий Назон (43 г. до н.э.- 18 г. н.э.). Эпоха империи стала поистине золотым веком римской поэзии. Прославились своим мастерством сатирик Юний Ювенал (ок. 60 г. - ок. 127 г.), написавший 16 сатир, писатель Апулей (ок. 124 г. - ?), автор своеобразного фантастического романа "Метаморфозы, или Золотой осел", не потерявшего интереса и у наших современников.
Как особый феномен развития мировой цивилизации следует выделить римское право. Оно включало систему правовых норм, регулирующих имущественные и другие хозяйственные отношения, связанные с правом собственности, правила обеспечения договорных обязательств и ответственности, весьма совершенные нормы о наследовании имущества. Римские юристы делили право на частное, то есть относящееся к "пользе отдельных лиц", и на публичное, относящееся к "состоянию Римского государства".
В непосредственной связи с особенностями
политической жизни развивалось
ораторское искусство. Владение им считалось
важным и наиболее действенным способом
укрепления авторитета в обществе и
завоевания политического успеха. Римское
красноречие достигло своего апогея
в лице Цицерона. Интересны мысли
Цицерона о культуре. Культура для
Цицерона не исчерпывается образованностью,
развитием наук и искусств, заботу
о которых он считает скорее более
характерной для Греции, чем для
Рима. Подлинная культура заключена
для знаменитого оратора в
особом строении жизни, где духовное
состояние человека и общие интересы
государства находятся в
Человек, забывший об интересах общества, и правитель, забывший об интересах граждан, - не римляне, а варвары. Противоположностью варварства является культура, и потому самое главное в Римской республике то, что она - государство культуры.
Глава III. Сравнительная характеристика греческой и римской культуры
Конечно, греческая и римская
культуры очень похожи. Но в тоже
время между этими двумя
Культура Древней Греции
считается колыбелью
Каковы причины, обусловившие такую важную роль древнегреческой культуры? Греция занимала выгодное географическое положение, синтез культурных достижений многих народов населяющих ее территорию, умелое использование ценностей чужих культур. Эти факторы играли большую роль, но их недостаточно.
Для духовности других культур характерно подчинение целям выживания. А греческая культура представляется выше этих целей, она как бы избыточна. В ней преобладало духовное начало. Это и побуждало другие народы подражать грекам, строить свою культуру по их образам.
Характер у древних римлян был иным, чем у греков. Уже само название «римляне», свидетельствовало о превосходстве города над человеком. Мировоззрение римлян было намного прозаичнее, чем у греков. В их манерах чувствовалась обдуманность, но вместе с тем и искусственность
Греки |
Римляне |
1. Спортивные игры, преследующие своей целью славу, известность. |
1. Игры с военно-утилитарными целями, развлечения считались не совсем достойными, даже гладиаторские бои. |
2. Знания. Самоценность, любознательность, созерцательная жизнь, не связанная с утилитарными соображениями. Лучшая форма жизнь, ибо она посвящена познанию и поиску истины высшему виду творческой деятельности. |
2. Философствование –
праздное занятие. Обладали |
3. Оригинальная и богатая мифология. |
3. Заимствовали даже не систематизируя. |
4. Театр. Комедии и трагедии. |
4. Натуралистическое восприятие
жизни, предпочитали цирк. Цель
искусства развлечение и |
5. Мечтатели и теоретики. Занятие отвлеченными проблемами. Ручной труд постыден. Преимущество в науках и искусствах. |
5. Реалисты и практики. Даже заимствуя греческую философию взяли в основном ее практическую часть «учение о нравственности и государстве». Римляне казавшиеся менее интеллектуальными завоевали и эллинов. «Власть над миром». Достигнув цели Рим пришел в упадок. Что породило скепсис и гедонизм. |
6. Не сумели преодолеть
партикуляризм, и полисную |
6. Римляне народ государственный. |
7. Мир – «космос» одушевленное, живое, прекрасное, сферическое тело, населенное богами и людьми. Телесность и пластичность |
7. Мир – государство. Он более чужд человеку. |
8. Пластика. Мир доступен и понятен. |
8. Аллегории и символика. |
9. Полис и космос. |
9. Индивид и государство. |
Заключение
Таким образом, можно сделать
вывод, что древнеримская и