Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 17:18, реферат
ХIХ век по праву считают «веком исторической революции», это было время, когда закладывались основы современной теории и методологии истории. Вплоть до середины ХIХ в. история рассматривалась как одна из отраслей литературы, и только благодаря усилиям таких выдающихся философов как И.Т. Гердер, Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, О. Конт, Л. Ранке и др. изменилось отношение к истории, за ней признали право называться наукой.
Таким образом, для Ницше настоящий историк должен быть, прежде всего, художником. Причем, так как равное познается равным, иначе всегда есть опасность принизить прошлое до своего уровня, история должна писаться испытанными и выдающимися умами. Для философа тот, кто не пережил некоторых вещей шире и глубже всех, не сумеет растолковать чего-либо из великого и возвышенного в прошлом. В результате, он делит историков на две категории: мастеров, которые обладают способностью широкого обобщения, могут «перечеканивать общеизвестное в нечто неслыханное и провозглашать общее положение в такой простой и глубокой форме, что при этом простота не замечается из-за глубины и глубина из-за простоты», и работников, которые подвозят материал, складывают его в кучи и сортируют его.
Из всего этого можно сделать вывод, что основным аргументом Фридриха Ницше против превращения истории в науку, является то, что она должна служить жизни, удовлетворять моральные и психологические потребности человека, а, следовательно, изменяться, приспосабливаясь к нуждам современности. К тому же, история по сути своей субъективна, так как зависит от взглядов историка, степени его владения материалом и других факторов. Также философ доказывает необходимость иллюзий в жизни человека, которые придадут завершенность его картине мира. Фактически, по мнению Ницше, историк является художником, который, доверяясь своему таланту и интуиции, создает не научную работу, а произведение искусства.
Но доводы Ницше все-таки не являются достаточным основанием для того, чтобы считать историю искусством. История действительно не может существовать в отрыве от жизни и должна соответствовать потребностям людей, но это не отменяет необходимости научного подхода к подбору материала, анализа источников, синтеза, которые позволяют проверить достоверность имеющихся данных о событиях и установить связь между отдельными фактами. Как отмечает В.Ф. Коломийцев: «Осуществляемая исследователем «историческая реконструкция» требует от него известного воображения, что сближает его труд с писательским, но в любом случае история допускает лишь домысел, а не вымысел. Необходимым компонентом исторического метода является правильно понятая интуиция, - не идеалистически трактуемая врожденная способность познания, а приобретенное чутье исследователя, угадывающего истину на основе большого собственного опыта и фактических знаний»16.
Подобные же соображения высказывает известный русский теоретик методологии истории А.С. Лаппо-Данилевский. Признавая необходимость творческого воображения, он считал все-таки необходимым соблюдение в истории всех требований научного подхода: «В связи с интуитивным творчеством и его факторами, некоторые охотно ссылаются на еще более сложное состояние сознания, а именно на «чутье» ученого, будто бы заменяющее ему методологическое мышление; но чутье исследователя, кроме того, основано на известной «сноровке», которая, в свою очередь, уже опирается на методологическое правильное мышление; то же можно сказать и про «чутье» историка: он приобретает его благодаря известной «сноровке» в понимании более или менее значительной части доступного ему материала, лишь предварительно методически изучивши остальную его часть, и таким образом получает возможность построить гипотезу, которая, разумеется, сама нуждается в методологическом контроле»17.
Иллюзии, мифы могут
приносить как пользу человеку, так
и вред. Причем, вред часто превышает
пользу. Прогрессу в истории
Фридриху Ницше принадлежит заслуга в том, что он обратил внимание на моральную сторону истории, на то, как она влияет на мировоззрение человека. Но, признавая значение истории в жизни людей, он делает из этого свои выводы. Исходя из того, что объективной истины не существует, Ницше предлагает использовать историю в «позитивных» целях, предлагая людям не научную, а «полезную» для жизни картину мира. Причем, он не учитывает того, что понятие «пользы» также очень субъективно и относительно.
В своих рассуждениях Фридрих Ницше руководствуется страхом перед непредсказуемым будущим, страхом, что в море информации человек потеряет себя. Действительно, современный человек сможет получить целостную картину мира, только замкнувшись в рамках определенной идеологии или концепции, которая, скорей всего, не сможет вместить в себя всего разнообразия мира. Сейчас в науке это получило отражение в процессе самоограничения ученых рамками определенной проблемы, исходя из философии постмодернизма, которая ставит под сомнение способность человеческого разума систематизировать все явления мира в рамках какой-либо теоретической схемы. Но, и это не является поводом для прекращения попыток создать единую систему, которая позволит получить максимально объективное представление об окружающем. Наоборот это должно служить импульсом для продолжения познания мира.
Таким образом, интуиция не отменяет научный подход, а иллюзии не должны служить защитой от реальности.
Заключение
Основной целью эссе Фридриха Ницше «О пользе и вреде истории для жизни» является доказать, что история по своему происхождению, характеру и назначению ближе к искусству, чем к науке, и, что требование к ней стать наукой является вредным для жизни.
Ницше аргументирует
свою точку зрения тем, что, источник
происхождения истории
Все эти особенности
истории делают, по мнению Ницше, невозможным
и даже вредным для жизни людей
требование к истории стать наукой.
Если история станет независимой
от жизни наукой, то любая концепция,
построенная с соблюдением
Чтобы этого не произошло, история, по мнению Ницше, не должна ни в коем случае превращаться в науку и терять связь с жизнью. История должна писаться на основе жизненных потребностей человека, проповедовать позитивные ценности, побуждать людей к великим свершениям. Основной ее задачей должно стать не познание истины, а воспитание человечества. В деле же воспитания , по мнению философа, достоверность, правда не нужны, сгодится и миф, если он содержит в себе проповедь позитивных ценностей.
Но, здесь сразу встает вопрос, кто будет определять «позитивность» этих ценностей. Мир меняется, наука идет вперед, меняется и сам человек. Позитивные когда-то ценности утрачивают свой первоначальный смысл. Даже понимание «вечных» ценностей, таких как, любовь, Родина, дружба, семья, изменяется и уже не может служить опорой в изменчивом мире. На определенном этапе миф уже не может удовлетворить человеческий разум, человеку требуется более достоверное знание, основанное не на интуиции и позитивных ценностях, а на реальных фактах. Именно поэтому к истории стали предъявлять требование стать достоверной наукой. В XIX веке это нашло свое отражение в преклонении позитивистов перед фактами, изложенными в источниках. Они еще не затрудняли себя проверкой достоверности изложенной в источниках информации, принимая все написанное в них за объективную правду. Но, благодаря позитивистам, делаются первые шаги в сторону разработки методов работы с источниками, отрабатываются приемы критики и анализа полученных в источниках данных. В ХХ веке источниковедение сделало значительный шаг вперед и теперь включает в себе как внешнюю, так и внутреннюю критику документов, сравнительно-исторический подход. Только данные, прошедшие тщательную проверку методами источниковедения, могут считаться достоверными и стать материалом для работы историков. При интерпретации полученных данных историку, действительно, требуются не только профессиональные навыки, знание периода, но и интуиция, жизненный опыт, умение связно и логично изложить свою точку зрения. Но, это еще не делает историю искусством, требование научности всегда остается.
2 Галеви Д., Трубецкой Е. Фридрих Ницше. М.: Эксмо, 2003
Левит К. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века. СПб.: Владимир Даль, 2002;
Юнгер Ф. Ницше. М.: Праксис, 2001.
3 Философия истории: Учеб. пособие /Под ред. Панарина А.С. - М.: Гардарики, 2001;
Философский словарь /Под ред. Фролова И.Т. – М.: Республика, 2001.
4 Коломийцев В.Ф. Методология истории (От источника к исследованию). М.: РОССПЭН, 2001;
Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М.: Весь мир, 2000;
5 Блауберг И.И. Философия жизни / Философский словарь /Под ред. Фролова И.Т. – М., 2001.
С. 606-608.
6 Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни.- М.: АСТ, 2008 С. 384.
7 Там же.
8 Там же. С .178.
9 Там же. С. 183-184.
10 Там же. С. 179.
11 Коукер К. Сумерки Запада. М., 2000. С. 40.
12 Там же. С. 199.
13 Ницше Ф. Указ. соч. С. 195.
14 Там же. С. 196-197.
15 Философия истории: Учеб. пособие /Под ред. Панарина А.С. – М., 2001. С. 177.
16 Коломийцев В.Ф. Методология истории. С. 36.
17 Цит. по Коломийцев В.Ф. Методология истории. С. 36.
18 Ницше Ф. Указ. соч. С. 205.
19 Там же. С. 209.
20 Ильенков Э.В. Гегель / Философский словарь /Под ред. Фролова И.Т. С. 113-115
21 Юнгер Ф. Ницше. М., 2001. С. 197-198.
22 Ницше Ф. Указ. соч . С. 209.Там же.
23 Там же. С. 210.
24 Там же.
25 Соловьев В. Гартман (Эдуард) /Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон. Биографии: В 12 т. М., 1993. Т.3. С. 659-661.
26 Ницше Ф. Указ. соч . С. 214.
27 Юнгер Ф. Ницше. М., 2001. С.198.
28 Данто А. Ницше как философ. М., 2000. С.239.
29 Там же. С. 219.
30 Там же. С. 221.
31 Цит. по Коломийцев В.Ф. Методология истории. С. 16-17.
24