Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 12:40, контрольная работа
1. Какие просветительские меры были предприняты русской православной церковью на Урале в XIV – XIX вв.?
2. Какой вклад внес В.Н. Татищев в просвещение населения края?
3. Как и кем в XIX-XX вв.решался вопрос о всеобщем начальном обучении?
4. Укажите учебные заведения для нерусских народов Урала.
5. Таблица: Развитие сети учебных заведений Урала в XVIII-XXI вв.
Контрольная работа по истории образования на Урале
В XIV в. миссионер Стефан Пермский создал так называемую древнепермскую азбуку для народа коми (зырян), до того не имевшего своей письменности. С помощью ее на коми язык был переведен ряд богослужебных книг, и велась пропаганда христианства.
В 1718 г./1719 г. при Далматовском монастыре было открыто училище для детей церковнослужителей и монастырских крестьян, преобразованное впоследствии в славяно-латинское.
В 1775 г. казанский епископ Пуцек-Григорович составил на основе кириллической графики первую азбуку и грамматику удмуртского языка. В конце века на удмуртском языке вышло несколько книг, главным образом, богослужебных. Протоиерей пермского Петропавловского собора о. Антоний (Антон Иванович) Попов в 1785 г. составил «Краткой Пермской словарь с российским переводом...».
В 1800 г. в Перми и Уфе были открыты духовные семинарии — средние учебные заведения, призванные готовить из детей священнослужителей кадры для церкви. Далеко не все воспитанники семинарий, особенно в 40—50-х гг., избирали духовную карьеру. Многие становились учителями, чиновниками, продолжали образования в университетах.
После декабристского восстания ретроградская политика в области просвещения проявлялась в усилении религиозной стороны преподавания.
С конца 20-х гг. правительство начинает открывать церковно-приходские училища, особенно много их возникает после 1848 г. К 1860 г. в Пермской губернии их насчитывалось уже 129, преподавание в них находилось лишь на уровне освоения первичной грамоты.
В XIX в. при некоторых приходских училищах стали открываться отделения для девочек, появилось даже несколько женских приходских училищ.
В.Н. Татищев был ярким представителем светского направления педагогической мысли. он одним из первых поставил перед образованием сугубо светские, более того, утилитарные цели, вынося за пределы школьной жизни задачи религиозного, духовно-нравственного воспитания.
С возникновением на Урале горной промышленности появилась и потребность в специалистах горного дела. В.Н. Татищев, прибывший сюда в качестве начальника горных заводов, добился от берг-коллегии разрешения на открытие горнозаводских школ. Первые из них были открыты в 1721 г. при Уктусском и Алапаевском заводах и в г. Кунгуре. В Уктусе и Кунгуре были открыты словесные школы, в которых обучали чтению и письму, и арифметические школы, где учили арифметике, геометрии и основам горного дела, в Алапаевске — только словесная школа. В 1723 г. Кунгурская и Уктусская арифметические школы были переведены в Екатеринбург, положив начало Екатеринбургской горной школе.
В.Н. Татищев также был инициатором открытия русских школ в Башкирии.
В библиотеке, подаренной В.Н. Татищевым школам Екатеринбурга, было свыше 600 томов, собранных им во время поездок за границу, купленных в Берлине, Стокгольме, Гданьске, а также в России. Около половины учащихся получали жалованье, те из школьников, которых «арифметике совершенно обучат», получали его независимо от размера заработной платы отцов.
В качестве первого шага в реформировании школы политические партии и общественно-педагогические организации предлагали введение всеобщего начального обучения. В конце XIX в. вопрос о всеобщем обучении обсуждался в 24 из 34 губернских земств; 20 из них создали фонды организации всеобщего обучения.
В 1904 г. на реформу образования были выделены государственные субсидии, но она была отложена из-за начавшейся войны с Японией. Первая Государственная дума приняла законопроект о введении в течение 10 лет всеобщего начального обучения (1906г), который не был одобрен Государственным советом. В 1907 г. Вторая Государственная дума рассмотрела правительственный проект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи», основные положения которого вошли в закон 1908 г. о дополнительных ассигнованиях на нужды начального народного образования. Согласно этому закону города и земства стали получать некоторые суммы под реализацию планов всеобщего обучения. Законом 1908 г. предполагалось ввести обязательное начальное бесплатное обучение для детей с 8 до 12 лет в десятилетний срок.
Вопрос о всеобщем обучении вновь обсуждался в Третьей Государственной Думе. Законопроект 1911 г., подготовленный на основе проектов Министерства народного просвещения, партии кадетов, Лиги народного образования, предусматривал реальные шаги по демократизации и повышению качества начального образования, но не прошел в Государственном совете. Законопроектом предполагалось расширить программу начальной школы, учитывая при этом этнические, религиозные и бытовые особенности населения, улучшить правовое и финансовое положение учителей, дать возможность проявлять инициативу педагогам, земствам в деле развития народного образования. Последний в истории дореволюционной России проект о введении всеобщего обучения, повторявший многие положения проекта 1911 г., был внесен в Думу министром просвещения П. Н. Игнатьевым, однако его обсуждение не было доведено до конца в связи с революционными событиями
В 1738 г. в Уфе была создана школа «для обучения иноверцев русскому языку». Создание таких школ имело целью воспитание башкирской и татарской молодежи в духе преданности самодержавию, но объективно они играли прогрессивную роль, поскольку распространяли грамотность среди нерусских народов. Небольшое количество удмуртских детей обучалось в так называемых новокрещенских школах.
В первой половине XIX в. развивается и сеть мусульманских духовных школ — мектебе и медресе. К середине столетия в Башкирии их насчитывалось уже более 300. Открывались и школы других типов. В 1822 г. в Оренбурге открылось военное училище, преобразованное впоследствии в Неплюевский кадетский корпус, в котором обучались и дети башкирской, татарской и казахской знати. Открывают свои школы министерство государственных имуществ, удельное ведомство. Казачье войско открывает начальные гарнизонные школы и войсковые училища почти во всех крепостях и укреплениях. Некоторое количество школ создается на частных горных заводах и в помещичьих имениях Демидовых, Строгановых, Лазаревых и др. В них обучались дети крепостных служителей и мастеровых, педагогами, бывшими в большинстве также крепостными. Перед своими школами владельцы ставили весьма ограниченные задачи обслуживания вотчин. «Образование народа необходимо для совершенства механических искусств»,— так писал автор «Краткой истории Нижне-Тагильских заводов», составленной в 1837 г.
Проводя политику русификации, царское правительство стремилось направить его образование по желательному для себя пути, который определяли «Правила о мерах к образованию населяющих Россию инородцев», изданные в 1870 г. В них утверждалось: «Конечной целью образования всех инородцев, живущих в пределах нашего отечества, бесспорно, должно быть обрусение и слияние их с русским народом». В марийских, мордовских, чувашских школах на Урале обучение строилось по системе, разработанной ярым реакционером профессором Казанской духовной академии Н.И. Ильминским, по которой в основу воспитания полагались догматы церкви и проповедь православия. Появились первые учебники на коми-пермяцком языке (букварь Е.Е. Попова и др.). Русско-башкирские и русско-татарские школы, усиленно насаждавшиеся царизмом во второй половине XIX в., преподавание в которых велось только на русском языке, тоже способствовали распространению русской грамоты, но усиленная русификаторская политика в Башкирии вызывала сопротивление введению этих школ.
В распространении знаний среди нерусского населения Урала видную роль играли русско-инородческие школы. К 1915 г. в Пермской губернии было 185, в Оренбургской – 88, а в Уфимской – 605 таких школ. По сравнению с 1894 г. в 1,7 раза возросло количество мусульманских училищ – мектебе и медресе.
Структура образования в конце XIX -начале XX века оставалась неизменной и включала в себя в качестве составляющих элементов 3 типа учебных заведений: мектебе и русско-инородческие школы, дававшие начальное образование, и медресе, дававшее среднее образование. Выпускники начальных школ не всегда продолжали образование в медресе. Однако для получения образования в медресе надо было иметь начальное образование в мектебе, что говорило о связи между этими двумя звеньями образовательной цепи. Определенное количество детей мусульман обучалось также в учебных заведениях иных типов — гимназиях, городских и реальных училищах и т. д. Количество этих детей было крайне невелико, так как большинство родителей-мусульман, опасаясь христианизации своих детей, не пускали их учиться в русскоязычные государственные учебные заведения.
Начиная со второй половины XIX века царское правительство стало насаждать новые миссионерские школы с преподаванием в них на родном языке учащихся по системе Николая Ивановича Ильминского (1822—1891).
Основным типом учебных заведений, через которые осуществлялась система Ильминского, ялялись так называемые «братские» школы, открытие которых началось с 1863 года. Обычно двухгодичное обучение в этих школах шло на родном языке учащихся и носило религиозный характер.
Наибольшего развития «братские» школы достигли в конце XIX века в Поволжье, где число их дошло до 150, с количеством в них 5 тысяч учащихся. С развитием к тому времени сети земских и министерских школ религиозно-«братские» школы начинают претерпевать изменения и вливаться в общеземскую школьную сеть: к 1917 году число этих школ упало до 59.
Хронология |
Начальное обучение |
Конфессиональные учебные заведения |
Среднее образование |
Профессиональное обучение |
Женское образование |
Учреждения высшего образования |
1-я пол. XVIII в. |
- цифирные школы; - словесные школы; - школы для детей ссыльных; |
- мектебе и медресы – мусульманские школы; - училище для детей - церковно-приходские школы; |
- арифметические школы - немецкие и латинские школы |
горнозаводские школы, к 37 году горнозаводских школ было уже 10 |
||
2-я пол. XVIII в. |
- словесные школы |
- мектебе и медресы; - церковно-приходские школы; - Школа для иноверцев - новокрещенские школы |
-арифметические школы; |
- главные и малые народные училища; - горнозаводские школы - 50-е г. - частная шк на демидовском Нижне-Тагильском заводе |
||
1-я пол. XIX в. |
- приходские училища; - начальные гарнизонные школы; - заводские школы; |
- мектебе и медресы; - приходские училища; - духовные семинарии; |
- уездные училища; - частные школы; - воскресные школы для взрослых; |
- гимназии; - военные училища; - горнозаводские школы |
- девичьи училища; - пансионы; - женские приходские училища; - женские училища и гимназии; |
|
2-я пол. XIX в. |
- земские школы; - войсковые школы; - министерские школы; - церковно-приходские школы. |
- мектебе и медресы; - приходские училища; - духовные семинарии; - епархиальные училища |
- воскресные и повторительные школы; - уездные двуклассные училища; |
- гимназии; - реальные училища; - технические училища; - школа ветеринарных фельдшеров; |
- девичьи училища; - пансионы; - женские приходские училища; - женские прогимназии и гимназии; -учительский институт; -епархиальные училища. |
|
XX в. |
- земские школы; - войсковые школы; - министерские школы; - церковно-приходские школы; - ведомственные школы. |
- мектебе и медресы; - приходские училища; - духовные семинарии; - епархиальные училища |
- средние общеобразовательные школы |
частные и узкоспециализированные учебные заведения: -коммерческих, - железнодорожных, - бухгалтерских, - фельдшерских училищ, - учительских курсов, - училища для слепых (Пермь). |
- девичьи училища; - пансионы; - женские приходские училища; - женские прогимназии и |
- появление университетов; - институты; - консерватория; |