История политических и правовых учений Герцена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 18:06, лекция

Краткое описание

Эпоха. Восстание 14 декабря 1825 г., направленное на свержение самодержавия и отмену крепостного права, закончилось поражением: по форме правления Россия осталась абсолютной монархией, сохранился и институт крепостного права. Идеологию такого государства лаконично выразил министр просвещения граф С.С. Уваров: «самодержавие, православие, народность».

Вложенные файлы: 1 файл

Герцен.docx

— 31.21 Кб (Скачать файл)

Политико-правовая идеология «русского  социализма». А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский

Эпоха. Восстание 14 декабря 1825 г., направленное на свержение самодержавия и отмену крепостного права, закончилось поражением: по форме правления Россия осталась абсолютной монархией, сохранился и институт крепостного права. Идеологию такого государства лаконично выразил министр просвещения граф С.С. Уваров: «самодержавие, православие, народность».

Наряду с официальной  идеологией государства сформировалось либеральное направление политической и правовой мысли

Кроме официальной идеологии  государства, либеральных теорий «западников» и «славянофилов» сформировалось еще одно, третье направление политической и правовой мысли — теория «русского социализма (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский).

 

Герцен Александр Иванович (1812-1870) — русский мыслитель, критик русского самодержавия и законодательства, основоположник теории «русского социализма».

Биография. Родился в Москве 25 марта (6 апреля) 1812 г. Его отцом был богатый помещик Иван Алексеевич Яковлев, матерью — уроженка Штутгарта, дочь мелкого чиновника 17-летняя Генриетта-Луиза Гааг, родом из Германии. Как незаконнорожденный, ребенок получил искусственную фамилию, произведенную от немецкого слова «Herz» (сердце) — Герцен, и был оставлен в семье отца как «воспитанник». Он остро переживал свое «ложное положение» в семье, много общался с дворовыми крепостными и с раннего детства чувствовал «непреодолимую ненависть ко всякому рабству и ко всякому произволу». Получил хорошее домашнее образование: выучил французский и немецкий языки, рано пристрастился к чтению.

Духовное пробуждение  Герцена началось после восстания декабристов

С 1847 г. А.И. Герцен проживал за границей (в Италии, Франции, Англии). Был свидетелем Февральской революции 1848 г. во Франции, жестокого подавления восстания рабочих в июне того же года.

Разочаровавшись в революционных  возможностях Запада, Герцен разработал теорию «русского социализма», стал одним из основоположников народничества. В 1853 г. . в Лондоне основал Вольную русскую типографию, где печатал газету «Колокол», в которой вел революционную пропаганду, требовал освобождения Крестьян с землей. В период подготовки крестьянской реформы 1861 г. полемизировал с Н.Г. Чернышевским. После отмены крепостного права стал на сторону революционных демократов, оказал содействие в организации «Земли и воли». Выступал в поддержку Польского восстания .1863-1864 гг.

А.И. Герцен умер в Париже, был погребен на кладбище Пер-Лашез, позднее согласно завещанию перезахоронен в Ницце.


Современники: Фердинанд Лассаль, Михаил Бакунин, чьи политические и правовые взгляды оказали на Герцена заметное влияние.

Логическое  основание политико-правового учения. На формирование герценовской теории «русского социализма» большое влияние оказали его личные впечатления от революционных событий 1848 г. во Франции. Его надежды на то, что Франция, хотя бы отчасти, решит «социальный вопрос», т.е. вопрос «труда» и «капитала», не оправдались.

 

Основные  работы: «Дилетантизм в науке» (1842-1843); «Письма об изучении природы» (1844-1845); «О развитии революционных идей в России» (1850); «Былое и думы» (1852-1868); «К старому товарищу» (1869-1870).

 

Содержание  политико-правового учения. А.И. Герцен полемизирует со «славянофилами», видя их главный порок в непонимании общих закономерностей истории и невольной поддержке крепостнической идеологии.

На Западе же, по мнению Герцена, торжествует «мещанство», позволяющее дать людям «скромный покой, менее тяжелую жизнь и посильное довольство... хотя и недостаточное для большинства». Он делает из этого вывод, что социализм «несовместим с европейским государственным устройством». Как внимательный наблюдатель, Герцен еще в середине XIX в. осознал, что Западная Европа, выработав идеал социалистического общества, не способна претворить этот идеал в жизнь — эту миссию призвана выполнить Россия.

 

Применительно к России Герцен создал собственную  теорию социализма и назвал ее теорией «русского социализма»: «мы русским социализмом называем тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинного владенья и общинного управления, — и идет навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще и которую подтверждает наука».

 

А.И. Герцен резко критиковал русское самодержавие и законодательство. Анализируя историческое прошлое России, он писал: «Законодательство царей было абсурдным, законодательство императоров чуждым; и то и другое имело единственную цель: создать сильное государство. Это удалось: совершенно подавив личность, создали грозную

империю».

Законодательство, существующее в той или иной стране, влияет на правосознание народа. А.И. Герцен справедливо полагал, что царское законодательство не соответствовало народным представлениям о праве: «Народ уважает только те установления, в которых отразились присущие ему понятия о законе и праве. В самом деле, идея права у нас вовсе не существует или существует очень смутно, она смешивается с признанием силы или совершившегося факта. Закон не имеет для нас другого смысла, кроме запрета, сделанного власть имущими, мы не его уважаем, а боимся».

В крепостной России, считал Герцен, в правосознании народа просто не могло сформироваться какое-либо уважение к праву частной собственности, потому что сама частная собственность понималась как добыча.

  Он писал: «Трудно было внедрить веру в непогрешимость и справедливость права, нелепость которого очевидна для обеих сторон: и для помещика, который владел своими крестьянами, и для крепостного крестьянина, который не был хозяином своего владения. Все знали, что происхождение помещичьих прав — довольно темное; все хорошо знали, что ряд произвольных мер — мер полицейских — мало-помалу поставил земледельческую Россию в крепостную зависимость от России дворянской...».

 

Герцен полагал, что в России сложилось отношение  к закону только как к внешнему насилию: «Подчиняясь ему (закону. — Авт.), он подчиняется лишь силе; вопиющая несправедливость одной части законов вызвала в нем презрение к другой. Полное неравенство перед судом убило в нем в самом зародыше уважение к законности. Русский, к какому бы классу он ни принадлежал, нарушает закон всюду, где он может сделать это безнаказанно; точно так же поступает правительство».

 

А.И. Герцен стремился  оценивать значение государства для народа с позиций народного же сознания. Существование государства он оправдывал внутренним рабством людей и неразвитостью народного сознания: «Опыт-показывает, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы». Таким образом, каковы народные массы, таковы и институты власти: «Государственные формы, церковь и суд выполняют овраг между непониманием масс и односторонней цивилизацией вершин. Их сила и размер — в прямом отношении с неразвитием их».

 

Для народа существование  государства — это традиция, которая передается из поколения в поколение, а все новое, полагал Герцен, народ может принимать «только в старых одеждах».

 

В отличие от анархиста М. Бакунина, который выступал за немедленное  уничтожение государства, Герцен высказывался против неоправданных действий, направленных на разрушение государственных форм человеческой жизни.


 

Герцен предлагал  понимать государство как инструмент достижения целей, которые ставят перед собой носители государственной власти в различные исторические эпохи. При этом цели могут быть как реакционные, так и прогрессивные.

 

Герцен верил в то, что социалистическая идея, выработанная западными теоретиками социализма, может быть реализована в России. Но основу будущего социализма Герцен увидел в сельской общине

 

В русской  крестьянской общине Герцен увидел существование трех институтов, которые позволят перейти к социализму в России:

  1. право каждого на землю;
  2. общинное владение землей;
  3. мирское управление (единодушное принятие решений сходкой).

 

Существовавшая в то время крестьянская община представлялась Герцену не вполне готовой формой для будущего социалистического общества. Недостаток крестьянской общины он видел в отсутствии личной свободы у крестьян.

 

 

 

Сопоставляя достижения народов Запада и России, Герцен расценивает их как две крайности: «Англосаксонские народы освободили личность, отрицая общественное начало, обособляя человека. Русский народ сохранил общинное устройство, отрицая личность, поглощая человека».

 

Для отмены крепостного  права и пропаганды социалистических идей Герцен предлагал созвать бессословный «Великий Собор». Он писал: «Каково бы ни было первое Учредительное собрание, первый парламент, мы получим свободу слова, обсуждения и законную почву под ногами».

 

Вывод:

А.И. Герцен вошел в историю  политической мысли как теоретик «русского социализма», т.е. социализма крестьянского. В этом его главное отличие от Маркса, теоретика социализма пролетарского.

Благодаря А.И. Герцену идея Учредительного собрания стала направляющей идеей демократической идеологии в России.

 

 

 

  

 

 

 


Информация о работе История политических и правовых учений Герцена