История развития добычи, переработки и использования алмазов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 12:54, реферат

Краткое описание

Одно из самых замечательных полезных ископаемых — алмазы [1].
Алмаз! Это название известно каждому [2]. С ним ассоциируется представление о несравненном блеске и непревзайденной твердости. Со вторым свойством связано и название минерала, которое происходит или от арабского слова алмас (“твердейший”), или от греческого адамас (“непреодолимый”, ”несокрушимый”).

Содержание

Введение 3
1. История поиска и добычи алмазов в России 4
2. История использования алмазов 14
Список литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

История добычи алмазов в России.docx

— 117.46 Кб (Скачать файл)

 В царской России и во  многих странах Европы существовали  настоящие тайные промыслы по  изготовлению поддельных алмазов  и их сбыту. Поддельные бриллианты называются стразами. Отличить их от настоящих мог только опытный ювелир. В первые годы Советской власти началась борьба с подпольными специалистами по изготовлению стразов. Для своего производства они использовали свинцово-борное стекло, по составу сходное с оптическим стеклом. Для изготовления копии какого-либо крупного алмаза искусному мастеру иногда нужно было только одно - увидеть образец. Известный ювелир Патриаршей ризницы в Москве Ф.К. Кербель говорил: "Дайте мне на один день «Великий Могол», и через неделю-другую вы получите второй такой же и не отличите один от другого". Кербель во многом помог чекистам в раскрытии дела об ограблении Патриаршей ризницы в 1922 году. Он посвятил чекистов в тайны стразов, помог им разобраться, какой алмаз настоящий, а какой - поддельный.

  Стразы всегда были тяжелее алмаза (удельный вес стекла, из которого они изготовлялись, - 5,5, а удельный вес алмаза, как известно, - 3,56). Они менее тверды, чем алмаз. На них оставляют царапины кварц и корунд, алмаз же невозможно поцарапать даже корундом. Для определения подлинности алмаза ювелиры пользуются острозаточенным алюминиевым или магниевым карандашом. Если провести им по блестящей грани алмаза, на ней не останется ни малейшего следа, тогда как на стразе появится тонкая серебристая полоска, хорошо видная в лупу.

  Интересно, что настоящий алмаз никогда не принимает тепла человеческой руки, сколько бы вы не держали его в кулаке. Страз же довольно быстро согревается в руке. У настоящих алмазов ярким блеском сверкает верхняя грань, а нижняя светится металлическим блеском. У стразов этого не бывает. Не так давно во Франции стали делать стразы из особого стекла, удельный вес которого приближается к удельному весу алмаза. В то же время твердость стекла стала выше, сравнялась с твердостью кварца. На таких стразах оставляет царапины только корунд и, конечно, алмаз. Отличить французскую подделку стало труднее. Но опытный ювелир всегда отличит страз от алмаза.

 

  1. История использования алмазов

С давних времен люди ценили красоту драгоценных камней, среди которых алмаз, сапфир и изумруд считались самыми излюбленными и дорогими [1].

Обычай использовать драгоценные камни для украшения, приумножения богатства и придания блеска торжественным обрядам восходит к далекому прошлому. В древности драгоценные камни ценились очень высоко; властители и священники копили их не только для подтверждения собственного могущества, но и для пополнения сокровищ казны, обеспечения военных ресурсов и для покрытия издержек правления. Драгоценные камни долговечны, места занимают мало, и потому с давних пор использовались в Палестине, куда попадали главным образом из Тира.

Алмазы издавна использовались в качестве самых изысканных украшений и большое валютное значение [4]. Прозрачные бесцветные или красиво окрашенные кристаллы алмаза, пригодные для огранки, являются драгоценными камнями 1-го класса, так же как сапфир, рубин, изумруд, александрит, эвклаз. Ювелиры разделяют алмазы почти на 1000 сортов в зависимости от прозрачности, тона, густоты и равномерности окраски, наличия трещин, минеральных включений и некоторых других признаков.

          С конца XIX века алмазы начинают применяться  на производстве. В настоящее  время экономический потенциал  наиболее развитых государств  в значительной мере связывается  с использованием ими алмазов. Достаточно напомнить, что по  оценкам западных экономистов  промышленный потенциал США в  случае отказа от импорта алмазов  упадет в 2-3 раза. Применение алмазного  инструмента существенно повышает  чистоту обработки деталей, а  производительность труда возрастает  при этом в среднем на 50 %.

        Массу алмазов  принято измерять в каратах. Каратом  в Древней Греции называли  семена рожкового дерева, по форме  напоминающие крупную горошину. После высушивания семена имели  сравнительно постоянную массу - от 150 до 220 мг.

Молодой геолог Лариса Анатольевна Попугаева в 1953 году обследовала русло реки Далдын в Вилюйском районе и, усталая, села отдохнуть [1]. Взгляд ее упал на камень под ногой Ф. Беликова. Попугаева подняла самоцвет и увидела, что это кимберлит. По указанию Попугаевой рабочие разрыли почву и открыли сплошные выходы алмазоносного кимберлита. 21 июня 1954 года Л. А. Попугаева и работающий с ней промывальщик Ф. Беликов открыли трубку «Зарница», а 13 июня 1955 года поисковики нашли трубку «Мир», на которой и заложен город алмазников.

Первый алмаз на Сибирской платформе найден в 1948 году С. Н. Соколовым, а впервые слово «алмаз» упомянуто в книге Афанасия Никитина «Хождение за три моря».

Уральские поисковики камня уверяли, что в глубинах гор, богатых самоцветами, «живет хозяйка Медной горы, у которой под землей каменные палаты, а стены из дорогих самоцветов. Деревья в горе каменные, листья каменные, а на кустах зеленые колокольчики малахитовые и в каждом колокольце — сурьмяная звездочка. Трава вокруг тоже каменная, а цветы из камней узорных, и пчелки золотые, точно искорки над теми цветами.

Не захочет показать хозяйка горные богатства — обманут, закружат человека зеленые ящерки, уведет золото змей — Великий полоз. Но отдельным счастливчикам Хозяйка сама помогает находить самоцветы. Случилось как-то заплакать Хозяйке — она это руку подставила, а слезы кап-кап и на руке зернышками застывают. Полнехонька горсть... Камешки холодные, а рука, слышь-ко, горячая, как есть живая...»

Эти уральские легенды, рассказанные уральскими рудо- и камневедами, пересказал в сборнике «Малахитовая шкатулка» писатель П. Бажов.

А вот как описывает А. Е. Ферсман в книге «Воспоминания о камне» бал, состоявшийся в 1908 году, организованный алмазными компаниями, желающими после инфляции оживить рынок камня. «Все залы и фойе Большой оперы заполнены были «избранным обществом», сверкали огнями дивные венецианские люстры, блестели пиренейские мраморы по стенам, нежно светились, как бы внутренним огнем, перила большой лестницы из алжирского мраморного оникса. По условиям бала, единственным камнем должен быть алмаз. Только в сочетании с ним разрешался зеленый изумруд, красный рубин или индийский жемчуг. За самые прекрасные камни предстояло избрать королеву алмазов и в торжественном заключительном шествии пройти перед ней старинным полонезом.

Досужие корреспонденты уличных газет описывали самые замечательные платья, ажурные туники звезд полусвета, сверкающие тысячью мелких алмазов, они настойчиво расспрашивали о происхождении диадемы какой-то графини и тщательно записывали вымышленную историю о колье из коричневых бразильских камней испанской красавицы.

В бешеном темпе вальса крутятся, вертятся камни, сверкают и гаснут, заливаются радугой из света, чтобы померкнуть перед огнем других. То медленные темпы танго колы­шут тихим ручьем бриллиантовое ожерелье, то горит один только камень, как яркая одинокая мигающая звезда Альтаир. Это только кусочек знаменитого Кюлленана в восемьдесят каратов веса. О сколько рассказов и преступлений связано с этим камнем!», — восклицает ученый.

В музеях Московского Кремля можно любоваться богатой коллекцией камней и бриллиантов, в прошлом принадлежащих царской семье и небольшой кучке придворных. На невысокой подставке тускло отливает золотом шар размером с футбольный мяч. Рядом красуются причудливой формы самородки, а чуть подальше выделяются ровными гранями золотые и платиновые бруски. Украшения из золота и серебра, драгоценные камни, уникальное собрание эмалей и коллекция золотых монет всех стран, ордена и юбилейные медали, исторические реликвии... И рядом с этим — украшение, выполненное из золота, платины и полутора тысяч бриллиантов, стоимость которого — пятьдесят миллионов рублей.

Иноземные послы, посещавшие Россию в XVII веке, писали, что ими овладевал «тихий ужас» при виде роскошных нарядов царской семьи, сплошь унизанных драгоценными камнями. Так, на голове царицы Ирины Годуновой была корона, «как стена с зубцами», разделенная на 12 башенок, искусно выделанных из рубинов, топазов, алмазов и «скатных жемчугов», а по окружности унизанная огромными аметистами и сапфирами. С обеих сторон ниспадали тройные длинные цепи из больших изумрудов. Вся одежда ее тоже была пышно изукрашена несметным количеством самоцветов. Известно, что шляпа князя Потемкина-Таврического до такой степени была усеяна бриллиантами, что из-за тяжести владелец не мог надевать ее на голову, и потому адъютант вынужден был носить шляпу князя в руках. На одном из платьев императрицы Елизаветы было нашито столько драгоценных камней, что от их тяжести императрица на балу упала в обморок. А будущей супруге царя Алексея Михайловича пришлось прервать обряд венчания, чтобы освободиться от усыпанного самоцветами наряда, который оказался невесте не под силу.

Императрица Екатерина II при игре в карты побила расплачиваться бриллиантами. «Как весело играть в бриллианты! Это похоже на тысячу и одну ночь!»   восклицала она в одном из писем. Своему любимцу Григорию Орлову она подарила алмазный наряд стоимостью в миллион рублей. Орлов не остался в долгу и преподнес царице алмаз весом в 189,62 карата на императорский скипетр.

Известно, что алмаз с зеленовато-голубым отливом «Орлов», «Амстердам», или «Лазарев», представлял собой обломок весом триста каратов. Он был найден в одной из древних индийских копей в начале XVII иска и был приобретен шах Джеханом, который распорядился огранить его в виде индийской розы. По преданию, самоцвет долгое время был третьим глазом знаменитой статуи брахмы в храме Серингапатама (в штате Майсур), откуда его похитил французский солдат, принявший для проникновения в храм индуистскую веру. Солдат продал камень за две тысячи фунтов капитану английского корабля, а тот в свой черед перепродал его торговцу-еврею за двенадцать тысяч фунтов.

По второму преданию, самоцвет был украден из трона персидского шаха Надира в 1747 году после гибели шаха. Пройдя через несколько владельцев, алмаз в 1768 году достался армянскому купцу Лазареву и был перепродан им графу Г. Орлову за четыреста тысяч рублей с получением при этом дворянской грамоты и пожизненной пенсии в размере двух тысяч рублей.

Вот как описывал будущий камень «Орлов» впервые увидевший его в Индии знаменитый путешественник Тавернье. «Как только я прибыл ко двору — в индийской резиденции Джеханабаде,— два хранителя драгоценностей проводили меня до властелина и после обычного поклона ввели в маленькую комнату в конце зала, в котором властелин сидел на троне и оттуда мог нас видеть. В этой комнате я встретил Акель-хана — хранителя сокровищницы драгоценностей, который, завидев нас, приказал четырем евнухам властелина пойти за драгоценностями. Их принесли на двух больших деревянных блюдах, обитых золотыми листочками и покрытых специально сделанными маленькими ковриками, один из красного бархата, другой из зеленого с вышивками.

...Первая вещь, которую Акель-хан  положил мне в руку, был большой  алмаз, который представлял розу, круглую и весьма высокую с  одной стороны. На нижнем ребре  имеется небольшая выемка и  в ней маленькая зеркальная  поверхность. Вода камня прекрасная, и весит он 319 с половиной ратистов, что составляет 280 наших каратов. Когда миртимола, предавший своего  властелина владетелю Голконды, подарил этот камень Джехан-шаху (отцу Ауренг-зеба), камень был  в сыром виде и весил 900 ратистов, что составляет 787,25 карата, причем  в камне наблюдалось несколько  трещинок. Если бы этот камень  попал в Европу, то им бы  управились иначе, ибо, хотя от  него откололи хорошие части, он все же остался бы при  большом весе, вместо того, чтобы  быть со всех сторон совершенно  обточен­ным...»

Григорий Орлов преподнес камень императрице Екатерине II, желая вернуть ее прежнюю благосклонность. В 1784 году Екатерина повелела вправить алмаз в свой золотой скипетр, который вплоть до падения царизма служил символом государственной власти. Гладко отполированная золотая поверхность скипетра перехвачена восемью бриллиантовыми ободками, а ручка прочеканена каннелюрами, усиливающими игру света и тени. Завершается скипетр литым золотым двуглавым орлом, украшенным черной эмалью и бриллиантами. Парадность скипетра в 1784 году была многократно усилена подаренным алмазом, который был вставлен в резную серебряную оправу и укреплен в верхней части державного скипетра. В настоящее время хранится в Алмазном фонде Московского Кремля и носит имя алмаза «Орлова».

В числе сокровищ Алмазного фонда хранится и еще один из величайших и красивейших в мире алмазов, алмаз «Шах». Немного желтоватый с поверхности, величиной в три сантиметра и весом 88,7 карата, очень чистый и прозрачный, он был найден среди кварцевых галек в долине реки Голконды в Индии, вероятно, свыше пятисот лет назад. Он имеет красивую природную форму, и лишь отдельные его грани слегка подшлифованы.

Его доставили ко дворцу одного из владетельных князей Ахмаднагара Бурхан-Низам-шаха и поместили среди других сокровищ князя в дорогих ларцах, украшенных самоцветами. Обмакивая тонкие палочки в мелкий алмазный порошок, писцы выгравировали филигранными буквами надпись на одной из сторон камня: «Бурхан-Низам-шах второй. 1000 год».

Тысячный год по нашему летосчислению приходится на 1591-й, и именно в этот год владыка Северной Индии Великий Могол отправил в центральные провинции четыре посольства, желая утвердить свою власть над ними. Через два года послы вернулись с неутешительными известиями и жалкими подарками — центральные провинции покоряться не хотели. Тогда войска великого Акбара силой подчинили себе Ахмадгор, захватив при этом много драгоценностей, в том числе и уникальный алмаз. Когда же на престол моголов взошел внук Акбара, назвавший себя Джехан-шахом — властителем мира,— на камне вырезается вторая надпись: «Сын Джехангир-шаха Джехан-шах. 1051 год». Через некоторое время, заточив Джехап-шаха в темницу, троном и драгоценными камнями короны овладел его сын Ауренг-зеб. Сказочную обстановку увидел в 1665 году при дворе его французский путешественник Тавернье. Трон Великих Моголов по его описаниям был украшен ста восемью кабошонами красной благородной шпинели, из коих ни один не весил менее ста каратов, кроме них таинственным зеленым цветом пылали свыше ста шестидесяти изумрудов, каждый весом до шестидесяти каратов, и преогромное количество алмазов. Не только трон, но и балдахин над троном властителя переливался драгоценными камнями; а на стороне, обращенной к приближенным, в разноцветном камневом украшении таинственно пылал алмаз весом около девяноста каратов, окруженный рубинами и изумрудами. Алмаз был подвешен так, что властелин, сидящий на троне, все время видел камень перед собой. Этим камнем был исторический «Шах». Тогда к двум надписям его прибавилась окружающая камень глубокая бороздка, дающая возможность подвешивать камень на шелковой или золотой нити, как талисман.

Информация о работе История развития добычи, переработки и использования алмазов в России