История развития управленческой мысли в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:31, реферат

Краткое описание

Этот этап отражал феодально-крепостническую общественно-экономическую формацию и был связан с немногочисленными попытками придать самодержавию более современный, более соответствующий европейским представлениям об управлении вид. Реформы Петра I, Екатерины II, Александра I и Александра II осуществлялись «сверху», касались скорее государственного, чем организационного управления. Реформы Витте и Столыпина были рассчитаны на длительный период и могли бы, возможно, при их успешном завершении, превратить Россию в державу с достаточно либеральной экономикой и управлением.

Содержание

Введение.
1.История развития управленческой мысли в России.
2. Преобразования Александра 1.
3. Реформы и модернизации Александра 2.
4. Новаторы и революционеры 19 века.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат РУМР в 19 веке.docx

— 57.53 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение.

1.История  развития  управленческой мысли в России.

2. Преобразования Александра 1.

3. Реформы и модернизации  Александра 2.

4. Новаторы и революционеры 19 века.

Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Период развития управления в России имел место вплоть до окончания XIX века. Этот этап отражал феодально-крепостническую общественно-экономическую формацию и был связан с немногочисленными попытками придать самодержавию более современный, более соответствующий европейским представлениям об управлении вид. Реформы Петра I, Екатерины II, Александра I и Александра II осуществлялись «сверху», касались скорее государственного, чем организационного управления. Реформы Витте и Столыпина были рассчитаны на длительный период и могли бы, возможно, при их успешном завершении, превратить Россию в державу с достаточно либеральной экономикой и управлением.

1. Управленческая деятельность в нашей стране имеет многовековую историю. В древнерусских летописях X века упоминается о купцах - жителях городов, занимающихся торговлей, и «гостях» - торговцах из заморских стран. Монголо-татарское нашествие надолго задержало развитие страны. Но уже в XIII—XIV вв. начали возрождаться русские го­рода, вместе с ними — промысел и торговля, а также и купечество. К концу XVI в. уже существовали три купеческие корпорации, имевшие выборных руководителей и пользовавшиеся определенными правами. В 1653 г. вводится первый в истории страны Торговый устав, устанавливающий единый торговый налог. По этому уставу иностранные купцы облагались более высокими пошлинами, чем российские. Правление Петра I дало мощный толчок экономическому развитию России, превращению ее в первоклассную мировую державу. Формируется единый всероссийский рынок, развиваются производительные силы, растет народное благосостояние.  Первые русские предприниматели -капиталисты выросли из купечества с началом развития капитализма в начале XVIII в. Значительная часть их стала владельцами фабрик и заводов . Государство оказывало этим предпринимателям существенную материальную поддержку, помогало организовывать производство. В этот период складываются торгово-промышленные династии Морозовых, Прохоровых, Рябушинских, Третьяковых и многие другие. Их предприятия, вплоть до Октябрьской революции 1917 г., сохраняли, как правило, семейный характер. В прямой связи с этими качествами находится и широчайшая благотворительная деятельность российских промышленников и купцов. Свидетельства тому — существующие и поныне Морозовский и Щукинский музеи европейской живописи, Третьяковская галерея, Бахрушинский театральный музей, Художественный театр Станиславского и Немировича-Данченко, опера Зимина, другие замечательные явления культуры, созданные на деньги благотворителей-меценатов. Вместе с тем следует иметь в виду, что самобытность российской экономики не мешала ей развиваться в русле мирового экономического  процесса со всеми присущими ему атрибутами рынка. Конец XIX и начало XX в. были для России годами экономического роста . Особенно быстро развивались промышленность и торговля. Торгово-промышленный оборот Европейской России составлял тогда около 10 млрд рублей. Чтобы представить себе масштабы этой цифры, отметим, что средний ежемесячный заработок основной массы трудового населения страны составлял тогда около 7 рублей на человека, учитель получал 20-25 рублей в месяц, килограмм хлеба стоил 3-5 копеек, за 1 копейку можно было купить порцию мороженого. Только в Московской губернии действовало 53 тыс. предприятий. В стране быстрыми темпами развивались добывающая и обрабатывающая промышленность: горнозаводская, железоделательная, сахарная, текстильная. Правительством СЮ. Витте была проведена денежная реформа. Россия быстро ликвидировала разрыв в развитии экономики по сравнению с развитыми странами Запада. Многие российские предприятия того времени завоевали себе славу лучших в мире. Развитие предпринимательства в России имело ряд особенностей. В истории экономики отмечается, что на русской почве меньшее значение, чем в европейских странах, и особенно в США, придавалось личному богатству, не было принимавшего там уродливые формы культа денег, поклонения «золотому тельцу». Не отмечалось столь характерного для молодого бизнеса стремления нажиться нечестным путем, продать товар подороже, во что бы то ни стало. Хорошим предпринимателем считался тот, кто умел наживать деньги за счет ускорения оборота товара, лучшего обслуживания покупателя. Пять поколений семьи Морозовых внесли огромный вклад в развитие российской экономики, в промышленность, торговлю, культуру. Это были великие благотворители и меценаты. Основателем династии Морозовых считается Савва Васильевич, который, будучи еще крепостным крестьянином, в 1797 г. создал ткацкое предприятие, на котором работал вместе с членами своей семьи. Производимые ими шелковые ткани пользовались большим спросом и высоко ценились на рынке. В 1820 г. он выкупился из крепостной зависимости и со временем построил огромную ткацкую фабрику, которая наряду с шелком производила также шерстяные и хлопчатобумажные ткани. Купив участок земли в Средней Азии, Морозов создал там хлопковые плантации и предприятие по первичной переработке хлопка. В 1890 г. на четырех фабриках, принадлежащих его потомкам, работало 39 тыс. рабочих, производивших товара на 35 млн руб. в год. Ткани Морозовых продавались не только в Европе, но и в Персии и даже в Китае. Морозовы были капиталистами широкого государственного масштаба (что не мешало отдельным представителям фамилии сочувствовать и помогать материально русскому революционному движению). Представители этого семейства были организаторами и участвовали в работе первых русских акционерных компаний, банков, учебных заведений. Основателем дела Найденовых был красильный мастер Егор Иванович. В 1816 г. он создал собственное предприятие - фабрику по производству женских шалей. Но представители этого семейства прославились не столько собственной хозяйственной деятельностью (им принадлежали фабрики и жилые дома в Москве), сколько огромной работой по организации предпринимательства в России. Николай Александрович Найденов был лиде­ром московской буржуазии. С 1871 г. он - председатель Московского торгового банка и один из его учредителей, в 1877-1905 гг. - председатель Московского биржевого комитета. Он также был и руководителем Совета торговли и мануфактур. Велика его роль в налаживании и содержании в порядке московского городского хозяйства, в благотворительной деятельности, во многих других благих делах. Купеческий род Третьяковых ведет свою историю с 1646 г., когда в городе Малоярославце его представителями было открыто первое дело. Но по-настоящему прославили эту семью братья Павел и Сергей - основатели знаменитой на весь мир Третьяковской галереи. Свой капитал они заработали в торговле и промышленности, связанной с льняным производством. Костромская льняная мануфактура поставляла изделия из этого «рус­ского хлопка» (так называли лен за рубежом) во многие страны. Создание картинной галереи потребовало от Третьяковых около двух миллионов рублей - огромных по тем временам де­нег. Роль Павла Третьякова, однако, не исчерпывалась одной благотворительностью. Он был подлинным знатоком, тонким ценителем живописи, одним из первых в России предпринимателей и менеджеров в сфере культуры. Торговый дом «И. В. Щукин с сыновьями» был образован в 1878 г. для торговли хлопчатобумажной пряжей и тканями. Происходили Щукины из купечества города Боровска Калужской губернии. Их род упоминается в московских писцовых книгах с 1787 г. Из этой семьи вышли выдающиеся промышленники и банкиры. Иван Васильевич Щукин (1853-1912) получил шестилетнюю коммерческую практику в Берлине. Современники считали его одним из самых гениальных русских торгово-промышленных деятелей. При нем его фирма заняла первенствующее положение в московском предпринимательстве. Он сам пользовался огромным авторитетом и уважением, причем не только из-за богатства и успеха в коммерции. Щукины были всемирно известные меценаты и коллекционеры. Сегодня наша страна и весь мир обязаны им великолепными собраниями живописи. Так же как братья Третьяковы, семья Щукиных внесла огромный вклад в развитие русской и мировой культуры. Семья Прохоровых известна как создатель знаменитой Трехгорной мануфактуры - крупнейшего текстильного предприятия Европы. Ее начало было положено созданием в 1799 г. ситценабивной фабрики. А в 1874 г. на ее основе было учреждено Товарищество прохоровской Трехгорной мануфактуры, в состав которого входили прядильная, бумаготкацкая, ситценабивная, от­бельная фабрики, а также ремонтная и газовая мастерские в Мо­скве, антрацитовые рудники на Северном Кавказе. Основной ка­питал товарищества в 1914 г. составлял более 8 млн руб. Предприятия Прохоровых имели собственные склады по всей России, в Сибири и Средней Азии, был организован Торговый дом «Братья К. и Я. Прохоровы». В России и за ее пределами за­служенной славой пользовался «прохоровский ситец» - не только фабричная марка, но и продукт творчества этой замечательной семьи. Большое внимание Прохоровы уделяли, как сказали бы сейчас, «социальной сфере». Род Рябушинских повел свое начало из ремесленников. В 1887 г. было организовано Товарищество мануфактур П. М. Рябушинского с капиталом 2,4 млн руб. А к 1914 г. капитал удвоился. Главным делом семьи Рябушинских было банковское. Основанный в 1902 г. Банкирский дом братьев Рябушинских к 1911 г. имел оборот около 1,5 млрд руб.

Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 г. Именно тогда  Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу “Принципы научного управления”, считающуюся началом признания  управления наукой и самостоятельной  областью исследования. Концепция управления организации развивалась в течение  длительного периода, начиная с  середины ХIХ века до 20-х годов  века нынешнего. Основной силой, которая  первоначально подстегнула интерес  к управлению, была промышленная революция, которая началась в Англии.  Появление и оформление управление как науки , как области научных исследований частично было ответом на потребности большого бизнеса, а частично - попыткой воспользоваться преимуществом техники, созданный в период промышленной революции, а частично достижением небольшой группы, горстки любознательных людей, имевших горячее желание открыть самые эффективные способы выполнения работы.  Развитие управления как научной дисциплины представляло собой несколько подходов, которые часто совпадали. Объекты управления - это и техника, и люди. Следовательно, успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях, таких, как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология. По мере развития этих областей знаний исследователи в области управления, теоретики и практики узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации.  К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления: Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения: это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов. Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

В I половине ХIХ в. в России обострилась общественно-политическая борьба, суть которой составляла дальнейшая судьба страны. Консерваторы выступали за сохранение и упрочнение существовавших порядков, либералы предлагали их постепенное реформирование (эволюционный путь развития страны), радикалы настаивали на коренной ломке политической системы (революционный путь). Все они были убеждены, что заботятся о благе и процветании страны. Представители радикального направления оказались более активными. С 1811 г. по 1825 г. в России существовало более 30 тайных революционных организаций дворян. В 1816 г. возникло тайное общество будущих декабристов - "Союз спасения", а в 1818 г. - "Союз благоденствия". В марте 1821 г. на Украине было образовано Южное общество, создателем и руководителем которого стал П.И. Пестель. В 1822 г. в Петербурге было создано Северное общество, лидерами его стали Н.М. Муравьев, К.Ф. Рылеев, С.П. Трубецкой, М.С. Лунин. Н.М. Муравьев выступал за конституционную монархию, в которой законодательная власть принадлежала парламенту - "Народному вече". Избирательное право граждан ограничивалось высоким имущественным цензом. П.И. Пестель высказался за учреждение парламентской формы правления. Он провозгласил принцип всеобщего избирательного права. В решении аграрного вопроса П.И. Пестель и Н.М. Муравьев единодушно признали необходимость полной отмены крепостного права, личного освобождения крестьян. Н.М. Муравьев предлагал федеративное устройство будущего российского государства, П.П. Пестель настаивал на сохранении неделимой России. Дворянские революционеры не только выступили с программой преобразования России, но и пытались ее осуществить, подняв восстание. 14 декабря 1825 г. Члены Северного общества вывели на Сенатскую площадь 3 тыс. солдат и матросов. Они хотели принудить Сенат принять их программный документ - "Манифест к русскому народу" и вместо присяги императору Николаю провозгласить переход к конституционному правлению. Восстание в Петербурге было разгромлено. Закончилось поражением и восстание черниговского полка (29 декабря 1825 г.), которое подняли руководители Южного общества. Николай I сурово покарал восставших. Пять декабристов - П.И. Пестель, Ю.Ф. Рылеев, С.Я. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, П.Г. Каховский - были повешены. Около 280 декабристов сослали на каторгу в Сибирь. Основные причины поражения декабристов: ставка на заговор и военный переворот, слабость пропагандистской деятельности, несогласованность действий, выжидательная тактика в момент восстания. Однако восстание декабристов стало значительным событием в русской истории. Декабристы понимали, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы страны, так как усугубляет отставание России от развитых стран Европы. Пройдя Отечественную войну 1812 г., декабристы поняли, что народ, спасший Россию от порабощения и освободивший Европу от Наполеона, заслуживает лучшей участи. Они впервые попытались практически изменить судьбу России. Поражение декабристов активизировало деятельность консерваторов, пропагандирующих теорию официальной народности. Создателем этой теории был министр просвещения граф С.С. Уваров. Теория официальной народности была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. Самодержавие признавалось единственно возможной формой правления в России, а крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права. Либералы критиковали теорию официальной народности. Среди либералов сложилось два идейных течения - славянофилы (К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков и др.) и западники (К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, В.П. Боткин и др.). Славянофилы преувеличивали особенность исторического пути развития России, считая капиталистический строй порочным, они призывали к возвращению в допетровскую Русь. Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они критиковали крепостное право и выступали за просвещение народа, видя в этом единственно верный путь к успеху модернизации строя России. В 40-е г. наметился новый подъем в радикальном направлении. Он был связан с деятельностью В.Т. Белинского, А.И. Герцена, Н.П. Огарева, М.В. Буташевича-Петрашевского и др. Создаются новые кружки. По имени руководителя они были названы петрашевцы. Петрашевцы осуждали самодержавие и крепостное право, призывали к уничтожению существующих порядков революционным путем. Большой интерес представляет собой рассмотрение исторического аспекта развития систем управления в России. В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения. Управление - неотъемлемая часть производственных отношений, сформировавшихся в обществе и определяющих формы собственности, принципы купли-продажи товаров и услуг и взаимоотношения производителей и потребителей. Изменение этих отношений в корне меняет и управление, и его основополагающие элементы - цели, принципы, законы и закономерности, методы. Изучение этапов развития систем управления имеет большое значение для развития современного производства, так как эффективная деятельность любой организации неизбежно связана с управлением. Таким образом управление – является молодой наукой., а её развитие происходило вместе с изменением практики менеджмента. Менеджмент вбирает в себя достижения различных подходов, продолжает пополняться новыми знаниями. Стоит отметить что развитие управления неразрывно связано с прогрессом производства. Особенность настоящего этапа развития российского общества в том, что прежние управленческие схемы уже не работают, а современные западные подходы и методы еще невозможно полностью использовать в наших переходных экономических и политических условиях. Начало развитию менеджмента в России было положено в 18 веке, когда начался процесс слияния областей, земель и княжеств. Произошло объединение раздробленных региональных рынков в единый общенациональный рынок. В развитии систем государственного управления важную роль сыграл А.Л. Ордин-Нащокин (1605-1680). Он попытался ввести городское самоуправление в западных пограничных городах России. Таким образом, А.Л. Ордин-Нащокин считается одним из первых русских управленцев, поставивших вопрос о развитии не только стратегического, но и тактического (на микроуровне) менеджмента. «Управления экономикой - особая эпоха в развитии российского менеджмента. Круг его управленческих действий весьма широк - от изменения летосчисления до создания нового государственного управленческого аппарата».

В России большую роль в развитии организационной деятельности сыграли  реформы государственного управления, которые провел Петр 1 (1672-1725). «Известные законодательные акты Петра I регулировали различные сферы деятельности государства. Издание указов, регламентов, инструкций и контроль за их исполнением - не что иное, как государственный менеджмент эпохи Петра I.4» Можно выделить появившиеся в этот период управленские идеи И.Т. Посошкова (1652-1726). К оригинальным идеям И.Т. Посошкова следует отнести разделение богатства на вещественное и невещественное. богатство государства (казны) и народа, а под вторым - эффективное управление страной и наличие справедливых законов. Принципы И.Т. Посошкова об улучшении управления экономикой исходили из решающей роли государства в руководстве хозяйственными процессами. Он был сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни. В годы правления Екатерины II в России было учреждено «Вольное экономическое общество» (1765), начато «генеральное межевание» для упорядочивания помещичьего землевладения. Екатерина II созвала Комиссию об Уложении и составила для нее наказ, широко заимствуя идеи передовых западных мыслителей в части организацион ной деятельности.

К началу 19 века невозможность управления российским государством старыми методами, необходимость его преобразования осознавались и самой высшей властью.

 2. Основные преобразования в управлении экономикой в начале 19 века произошли в период царствования Александра I (1777 - 1825). На 19-м году жизни он стал цесаревичем, а на 24-м, 12 марта 1801 г. вступил на престол «с запасом возвышенных и доброжелательных стремлений, которые должны были водворять свободу и благоденствие в управляемом народе.»  Император любил пофилософствовать, порассуждать, помечтать. Александр говорил: «Даровать России свободу и предохранить ее от поползновений, деспотизма и тирании - вот мое единственное желание».  Его вступление на престол возбудило в русском, преимущественно дворянском, обществе самый шумный восторг. Предшествующее царствование для этого общества было строгим великим постом. Но, при первом же опыте встретились препятствия. Непривычка к труду и борьбе развила в нем наклонность преждевременно опускать руки, слишком скоро утомляться. Такие недостатки, вынесенные из воспитания, всего сильнее отразились на первоначальной преобразовательной программе. Две основные задачи составляли содержание внутренней политики России с начала XIX столетия: это уравнение сословий перед законом и введение их в совместную государственную деятельность. Это были основные задачи эпохи, но они осложнялись другими стремлениями, которые были необходимой подготовкой к их разрешению. Уравнение сословий перед законом, естественно, изменяло самые основания законодательства, таким образом, возникала потребность в кодификации с целью привести в согласие различные узаконения, прежние и новые.

Далее, перестройка государственного порядка на правовых уравнительных  началах требовала подъема образовательного уровня народа, а между тем осторожное, частичное ведение этой перестройки  вызывало двойное недовольство в  обществе: одни были недовольны тем, что  разрушается старое; другие были недовольны тем, что слишком медленно вводится новое. Отсюда представлялась правительству  необходимость руководить общественным мнением, сдерживать его справа и  слева, направлять, воспитывать умы. Наконец, ряд войн и внутренних реформ, изменяя вместе с внешним, международным  положением государства и внутренний, социальный склад общества, колебал  государственное хозяйство, расстраивал  финансы, заставлял напрягать платежные  силы народа и поднимать государственное  благоустройство, понижал народное благосостояние. Император Александр I поставил на очередь и приступил  к разрешению всех этих задач. Этому  способствовали, во-первых, политические идеи, которые были им усвоены, и, во-вторых, практические соображения, политические взгляды на положение России, которые  сложились в нем из личных опытов и наблюденийВступив на престол, Александр дал понять, что намерен  провести реформы по самым насущным общественно-политическим проблемам. Александр I решил перестроить, как  он выражался, «безобразное здание Российской империи».  В 1801 г., один за другим, последовал ряд указов, отменявших стеснительные, реакционные и карательные меры Павла.. Было восстановлено действие жалованных грамот дворянству и городам. Были возвращены на службу все исключенные  без суда чиновники и офицеры (число которых превышало 10 тыс.). Были освобождены из тюрем и возвращены из ссылок все арестованные и сосланные  «тайной экспедицией», и сама тайная экспедиция была упразднена, ибо, как гласил царский указ, «в благоустроенном государстве все преступления должны быть объемлемы, судимы и наказуемы общею силою закона».

Было запрещено - «под страхом неминуемого  и строгого наказания» - применение пытки («чтобы наконец самое название пытки, стыд и укоризну человечеству приносящее, изглажено было навсегда из памяти народной». Был вновь разрешен свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентациями в быту, одежде, общественном поведении и т. д. Разрешено было открыть частные типографии. Эти меры создали Александру славу либерала. В указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководиться: на место личного произвола деятельно водворять строгую законность. Император не раз указывал на главный недостаток, которым страдал русский государственный порядок; этот недостаток он называл «произволом нашего правления». Для устранения этого недостатка он указывал на необходимость коренных, т. е. основных, законов, которых почти еще не было в России. В таком направлении велись преобразовательные опыты первых лет. Манифестом 8 сентября 1802 г. устаревшие коллегии, которые ещё с петровских времён являлись главными органами исполнительной власти, были заменены и преобразованы были в восемь министерств. Это были министерство иностранных дел, военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения с комитетом министров для обсуждения дел, требующих общих соображений. Прежние коллегии были подчинены министерствам или вошли в новые министерства, как их департаменты; главным отличием новых органов центрального управления была их единоличная власть: каждое ведомство управлялось министром вместо прежнего коллегиального присутствия; каждый министр отчитывался перед Сенатом. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления.

Больших успехов достигло в эти  годы правительство на поприще народного  просвещения. Новоучрежденное министерство народного просвещения с состоящим  при нем «главным правлением училищ»  не только выработало, но, в значительной мере осуществило план довольно широкого развития среднего и высшего образования. План этот, изложенный в указе 26-го января 1803 г. устанавливает четыре рода училищ: сельские приходские, уездные, губернские училища или гимназии (с очень  широкой программой преподавания), университеты. Университетский устав 1804 г. предоставил широкую автономию  советам профессоров, которые выбирали ректора, деканов четырех факультетов  и профессоров на вакантные кафедры. Начало XIX века характеризуется быстрым  культурным и политическим ростом русского общества. Издается масса новых книг, преимущественно переводных экономических, политических, юридических и философских  трактатов. Развивается русская  литература (Карамзин, Жуковский, Крылов и др.) Таковы были первые опыты перестройки управления и общественных отношений, они составляют первую эпоху преобразовательной деятельности Александра В 1807 г. Александр приблизил к себе М.М. Сперанского (1772 - 1839), В 1809 г. по поручению Александра он составил проект коренных преобразований. Осуществление проекта М.М. Сперанского могло бы способствовать началу конституционного процесса в России. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с самых нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой - всероссийским представительным органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на её рассмотрение, и заслушивать отчёты министров. Все власти - законодательная, исполнительная и судебная - соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царём. Мнение Государственного совета, утверждённое царём, становилось законом. Ни один закон не мог вступить без осуждения в Государственной думе и Государственном совете. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были ещё более чётко разграничены. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учреждён Комитет министров (в 1857 г. он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917 г.). Почти все начинания Александра I были безуспешны. Государственный совет, Сенат и комитет министров были построены на том же коллегиальном начале, какое проведено было в губернских учреждениях Екатерины, а учреждения, служившие посредниками между теми и другими, министерства и главные управления, были основаны на начале единоличной власти и единоличной ответственности своих управителей; верх и низ управления построены были на ином начале, не на том, на каком держалась средина управления (это система передаточных учреждений). В чем заключалась причина безуспешности этих преобразовательных начинаний? Она заключалась в их внутренней непоследовательности. В этой непоследовательности историческая оценка деятельности Александра. Новые правительственные учреждения, осуществленные или только задуманные, основаны были на начале законности, т. е. на идее твердого и для всех одинакового закона, который должен был стеснить произвол во всех сферах государственной и общественной жизни, в управлении, как и в обществе. В этот период истории отечественной управленческой мысли предпринимались попытки систематизировать представления об управлении. Предметом большей части исследований по-прежнему оставалось государственное управление Тенденции всемирной управленческой мысли отражались на работах отечественных авторов в том, что в них превалировали модели полицейского управления, базирующегося на централизованном подходе с жесткой регламентацией большинства элементов системы управления (цели, функции, методы, кадры управления). В России концепцию правового государства разрабатывали М.М. Сперанский, И.И. Платонов, Н.Н. Рождественский, В.Н. Лешков , И.Е, Андреевский, Сперанский. В России XIX в. среди наиболее заинтересованных в  применении и развитии  были представители имеющих почти 200-летний опыт династий предпринимателей Прохоровых, Демидовых, Мамонтовых, Морозовых, Гучковых, Мальцевых, Рябушинских, а также В.А. Кокорев, И.Д. Сытин, С. Поляков и многие другие

Информация о работе История развития управленческой мысли в России