Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 07:09, доклад
Если период развития PR в мире как формального направления деятельности насчитывает более 100 лет, то российский PR значительно моложе – сейчас ему не исполнилось и 20. Однако по многим количественным и качественным показателям отечественный PR вполне отвечает рыночным задачам.
Если период развития PR в мире как формального направления деятельности насчитывает более 100 лет, то российский PR значительно моложе – сейчас ему не исполнилось и 20. Однако по многим количественным и качественным показателям отечественный PR вполне отвечает рыночным задачам.
Современные исследователи истории PR в постсоветской России ведут ее отсчет с конца 1980-1990 годов. Предпосылками для этого стали:
В конце 1980-х годов на гребне экономических реформ появляются отделы по связям с общественностью и СМИ исполкомов Моссовета и Ленсовета. Но в подобных услугах начинаент нуждаться и молодой российский бизнес, и на российском рынке возникают самые первые фирмы, предлагающие PR как услугу: «Никколо-М», «Миссия Л», а в 1990 –«Имиджленд PR» и др.
В Петербурге в 1991 г. Агенство «Балт – Арт» декларировало в качестве самостоятельного вида деятельности простейшие услуги по связям с общественностью (проведение презентаций, пресс-конференций, осуществление связей с прессой).
Наблюдается переориентация рекламных агенств и служб на профессиональное PR-поле и совмещение в рамках одной организации и рекламных, и пиар-услуг. Чистые пиармены были представлены в основном в российских представительствах зарубежных PR-агенств, отделах по связям с общественностью иностранных фирм.
Однако первые отечественные компании предлагали далеко неоднозначный список услуг – к примеру, «Имиджленд PR» декларировала «услуги и консультации в области PR», среди которых значились работа со СМИ, подготовка рекламных кампаний, разработка фирменного стиля и патентирование, помощь в создании сценического образа в шоу-бизнесе; также предлагались услуги по психодиагностике и шейпингу. Однако на сегодняшний день фирма является одной из старейших и уважаемых компаний на отечественном рынке.
В начале 90-х годов постепенно развивается профессиональная сеть, и на российском рынке помимо «Никколо М», «Имиджленд PR» с 1993 года появляются агенства, которые и сейчас считаются одними из наиболее крупных и авторитетных – «Альтер Эго», «Маслов, Сокур и партнеры», «Элла».
Особенностью становления рынка является то, что PR зарождается в основном в крупных городах, региональных центрах и столицах, где концентрировались российский бизнес и финансы, была политическая активность – Москве и позже, Петербурге, где насчитывалось уже свыше 400 реальных структур, связывавших свою деятельность с паблик рилейшнз.
С 1994 г. формализуются начальные социальные нормы, предписания, регулирующие поведение лиц, осуществляющих PR-деятельность в России. Первым таким вкладом в формирование норм и правил можно считать Декларацию профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью, принятую членами РАСО 22 ноября 1994 г. – своеобразного кодекса чести российского пиармена.
Среди основных
принципов профессиональных пиарщиков
значились правдивость и
В 1997 г. Ряд организаций, таких, как «Обьединенное корпоративное агенство», «Миссия Л», «Имиджленд Паблик рилейшнз» принимают Хартию принципов сотрудничества и конкуренции, которая означала первый шаг к урегулированию PR – рынка, установлению цивилизованных «правил игры», защите репутации новой профессии.
Формулируется и законодательно-правовая база, которая регулирует PR – деятельность, легализация профессиональной сферы. До определенного времени связи с общественностью были одной из самых закрытых сфер деятельности из-за нежелания рассекречивать профессиональные технологии или, чаще всего из-за использования незаконных, неэтичных механизмов взаимодействия со СМИ и аудиторией.
Первым актом «открытой игры» стала выставка «Консалтинг, PR и выборные технологии – 99», обьединившая все крупные профессиональные центры. На стендах были представлены PR-технологии, состоялся профессиональный обмен опытом и знаниями.
Появляются более тонкие и сложные техники пиар, чем простой диалог субьекта с аудиторией – маркетинговые и социологические исследования, управление кризисами, лоббизм в государственных и коммерческих структурах.
Сегодня российский рынок охватывает не только столичные центры – имеется ряд действующих на высоком профессиональном уровне PR-агенств, чьи профессиональные рейтинги составляются с 1999 г.)
Идет процесс интеграции российских агенств по связям с общественностью в международные, к примеру, вхождение петербургского коммуникационного агенства SPN Granat в компанию Ogilvy Public Relations. Все больше российские пиар-агенты участвуют в работе международных ассоциаций и организаций.