История развития PR в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 07:09, доклад

Краткое описание

Если период развития PR в мире как формального направления деятельности насчитывает более 100 лет, то российский PR значительно моложе – сейчас ему не исполнилось и 20. Однако по многим количественным и качественным показателям отечественный PR вполне отвечает рыночным задачам.

Вложенные файлы: 1 файл

Если период развития PR в мире как формального направления деятельности насчитывает более 100 лет.docx

— 15.92 Кб (Скачать файл)

Если  период развития PR в  мире как формального направления  деятельности насчитывает более 100 лет, то российский PR значительно моложе – сейчас ему не исполнилось и 20. Однако по многим количественным и  качественным показателям отечественный PR вполне отвечает рыночным задачам.

Современные исследователи  истории PR в постсоветской России ведут ее отсчет с конца 1980-1990 годов. Предпосылками для этого стали:

  1. Кризис рекламы как эффективной формы коммуникации, в связи с появлением и развечанием финансовых пирамид и других похожих организаций.
  2. Необходимость создания новых форм предвыборной борьбы в условиях многопартийной системы.
  3. Появление разнообразных видов и форм средств массовой коммуникации
  4. Кризис доверия к традиционным СМИ, развитие таких депрофессиональных явлений в СМИ, как «джинса» - размещение рекламного продукта в государственных информационных источниках незаконным путем , «черный PR» - публикация заказных статей и компрометирующих материалов.

 

В конце 1980-х  годов на гребне экономических реформ появляются отделы по связям с общественностью  и СМИ исполкомов Моссовета и  Ленсовета. Но в подобных услугах начинаент нуждаться и молодой российский бизнес, и на российском рынке возникают самые первые фирмы, предлагающие PR как услугу: «Никколо-М», «Миссия Л», а в 1990 –«Имиджленд PR» и др.

В Петербурге в 1991 г. Агенство «Балт – Арт» декларировало в качестве самостоятельного вида деятельности простейшие услуги по связям с общественностью (проведение презентаций, пресс-конференций, осуществление связей с прессой).

Наблюдается переориентация рекламных агенств и служб на профессиональное PR-поле и совмещение в рамках одной организации и рекламных, и пиар-услуг. Чистые пиармены были представлены в основном в российских представительствах зарубежных PR-агенств, отделах по связям с общественностью иностранных фирм.

Однако первые отечественные компании предлагали далеко неоднозначный список услуг  – к примеру, «Имиджленд PR» декларировала «услуги и консультации в области PR», среди которых значились работа со СМИ, подготовка рекламных кампаний, разработка фирменного стиля и патентирование, помощь в создании сценического образа в шоу-бизнесе; также предлагались услуги по психодиагностике и шейпингу. Однако на сегодняшний день фирма является одной из старейших и уважаемых компаний на отечественном рынке.

 

В начале 90-х  годов постепенно развивается профессиональная сеть, и на российском рынке помимо «Никколо М», «Имиджленд PR» с 1993 года появляются агенства, которые и сейчас считаются одними из наиболее крупных и авторитетных – «Альтер Эго», «Маслов,  Сокур и партнеры», «Элла».

Особенностью  становления рынка является то, что PR зарождается в основном в крупных  городах, региональных центрах и  столицах, где концентрировались  российский бизнес и финансы, была политическая активность – Москве и позже, Петербурге, где насчитывалось уже свыше 400 реальных структур, связывавших свою деятельность с паблик рилейшнз.

С 1994 г. формализуются начальные социальные нормы, предписания, регулирующие поведение  лиц, осуществляющих PR-деятельность в России. Первым таким вкладом в формирование норм и правил можно считать Декларацию профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью, принятую членами РАСО 22 ноября 1994 г. – своеобразного кодекса чести российского пиармена.

Среди основных принципов профессиональных пиарщиков  значились правдивость и добросовестность, забота об общественном благе, развитии предпринимательства. Была сформулирована «социальная миссия» связей с общественностью в России.

В 1997 г. Ряд  организаций, таких, как «Обьединенное корпоративное агенство», «Миссия Л», «Имиджленд Паблик рилейшнз» принимают Хартию принципов сотрудничества и конкуренции, которая означала первый шаг к урегулированию PR – рынка, установлению цивилизованных «правил игры», защите репутации новой профессии.

Формулируется и законодательно-правовая база, которая  регулирует PR – деятельность, легализация профессиональной сферы. До определенного времени связи с общественностью были одной из самых закрытых сфер деятельности из-за нежелания рассекречивать профессиональные технологии или, чаще всего из-за использования незаконных, неэтичных механизмов взаимодействия со СМИ и аудиторией.

Первым актом  «открытой игры» стала выставка «Консалтинг, PR и выборные технологии – 99», обьединившая все крупные профессиональные центры. На стендах были представлены PR-технологии, состоялся профессиональный обмен опытом и знаниями.

Появляются  более тонкие и сложные техники  пиар, чем простой диалог субьекта с аудиторией – маркетинговые и социологические исследования, управление кризисами, лоббизм в государственных и коммерческих структурах.

Сегодня российский рынок охватывает не только столичные  центры – имеется ряд действующих  на высоком профессиональном уровне PR-агенств, чьи профессиональные рейтинги составляются с 1999 г.)

Идет процесс  интеграции российских агенств по связям с общественностью в международные, к примеру, вхождение петербургского коммуникационного агенства SPN Granat в компанию Ogilvy Public Relations. Все больше российские пиар-агенты участвуют в работе международных ассоциаций и организаций.

 

 


Информация о работе История развития PR в России