История создания Вооруженных сил Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 22:30, реферат

Краткое описание

Во все времена государства Российского воинская служба была делом чести каждого гражданина, а верное служение своему Отечеству - высшим смыслом жизни и службы воина.
Верность долгу и присяге, самоотверженность, честь, порядочность, самодисциплина - вот традиции Российского воинства. Ими по праву дорожили наши отцы и деды, прошагавшие огненными дорогами Великой Отечественной войны. Но за последнее время, желание пройти службу в вооруженных силах Российской Федерации несколько снизилось. С чем это связано, трудно сказать. Для того чтобы узнать причину сложившейся ситуации целесообразно рассмотреть историю становления вооруженных сил РФ.

Содержание

1. Введение.
2. История создания вооруженных Сил Российской Федерации.
3. Период 1632—1634 гг.
4. История становления российской армии при Петре I.
5. Военные реформы под руководством военного мини¬стра Дмитрия Алексеевича Милютина.
6. Правительство Николая II.
7. Особенности развития вооруженных сил в период Советского союза.
8. Вооружённые силы в 1990-е годы.
9. Вооружённые силы в 2000-е годы.
10. Вооружённые силы после Пятидневной войны.
11. Вооруженные силы РФ на современном этапе.
12. Заключение.
13. Используемая литература.

Вложенные файлы: 1 файл

бжд.docx

— 37.13 Кб (Скачать файл)

В 1874 г. был утвержден новый Устав о воинской повинности. С этого времени в России были отменены рекрутские наборы в армию и введена всеобщая воинская повинность, которая распространилась на мужское население всех классов и сословий, достигшее возраста 21 года.

Общий срок службы устанавливался в 15 лет: из них 6 лет приходилось на действительную военную службу, а 9 лет — на пребывание в запасе.

Особое внимание уделялось повышению профессиональной подготовки офицерского состава. Была признана необходимой грамотность солдат, обучение их чтению и письму становится обязательным. Расширяется сеть специальных военных учебных заведений.

Важной составной частью преобразований в армии явилось ее перевооружение. На вооружение пехоты в 1891 г. была принята магазинная нарезная пятизарядная винтовка Мосина калибра 7,62 мм. На вооружение артиллерии стали поступать стальные с нарезным стволом орудия, имевшие большую дальность стрельбы.

Во второй половине XIX в, в России был осуществлен переход от парусного к паровому броненосному флоту. К концу столетия Россия имела 107 боевых паровых судов.

Русско-турецкая война 1877—1878 гг. стала серьезной проверкой эффективности проводимых реформ. Через несколько лет после войны сам Милютин вспоминал: «Самые записные враги мои должны были признать, что никогда еще русская армия не являлась на театр войны так хорошо подготовленной и снабженной».

В результате проведенных мероприятий были созданы массовые вооруженные силы, значительно повысилась их боеспособность.

Русско-турецкая война завершилась победой русской армии. Главный ее итог — возвращение к государственной жизни болгарского народа, пять веков находившегося под турецким игом.

В память о героических событиях тех лет, во славу русских и болгарских воинов на Шипке сооружен величественный памятник.

В истории развития вооруженных сил России были не только победы, но и поражения, как в русско-японской войне 1904—1905 гг. В начале XX в. на Дальнем Востоке обострилась борьба за раздел сфер влияния в Китае, где столкнулись интересы России и Японии. Война была неизбежна. Мо Япония подготовилась к ней значительно лучше. Несмотря на героизм и доблесть солдат и матросов, война была проиграна. Война закончилась заключением Портсмутского мирного договора, по которому к Японии отошли Ляодунский полуостров с крепостью Порт-Артур и южная часть острова Сахалин.

 

Правительство Николая II.

После поражения в русско-японской войне правительство Николая II приняло меры к возрождению боевой способности Российских вооруженных сил. К этому вынуждала сложная международная обстановка. Надвигалась первая мировая война, которая разразилась в июле 1914 г.

19 июля Германия  объявила войну России, а вслед  за ней и Франции. В считанные  дни после этого в войну  вступили основные европейские  государства. Первая мировая война  стала для истории России и  ее вооруженных сил еще одной  героической и в то же время  трагической страницей.

Октябрьская революция 1917 г. разрушила существовавшее государственное устройство России и ликвидировала вооруженные силы.

Правительству Республики Советов пришлось в первые месяцы создавать новые вооруженные силы с учетом нового общественного устройства страны, внешних угроз и материальных возможностей.

 

Особенности развития вооруженных сил в период Советского союза.

В первые месяцы Советской власти ее вооруженной опорой являлась Красная гвардия (вооруженные отряды рабочих; создавалась на добровольных началах с марта 1917 г. под руководством большевиков), в которой к началу 1918 г. насчитывалось 460 тыс. человек.

Малочисленная, слабо обученная Красная гвардия не могла противостоять вторжению германских войск. Угроза вторжения германских войск вынудила Советское правительство начать комплектование постоянной армии. 15 января 1918 г. был принят декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), а 29 января 1918 г.—об организации

Рабоче-Крестьянского Красного Флота. Армия и флот создавались на добровольных началах.

В феврале 1918 г. молодой Красной Армии и морякам Балтийского флота пришлось отражать натиск германских войск. В ознаменование массового вступления добровольцев в Красную Армию для защиты Отечества и мужественного сопротивления отрядов Красной Армии германским захватчикам день 23 февраля стал отмечаться как День Советской Армии и Военно-Морского Флота, а с 1992 г. как День защитников Отечества.

Основным ядром новых вооруженных сил стала Красная Армия. Главным родом войск являлась пехота. Кавалерия была основным подвижным родом войск. Морские силы Республики включали Балтийский флот и 30 различных флотилий.

В строительстве новых вооруженных сил использовался опыт русской армии. После ряда реорганизаций были восстановлены единоначалие и обязательный характер военной службы. В 1925 г. был принят Закон «Об обязательной военной службе», а в 1939 г.—Закон о всеобщей воинской обязанности. В армии были введены воинские звания, боевые награды, была установлена строгая дисциплина.

Международная обстановка требовала постоянного укрепления и совершенствования вооруженных сил. Надвигалась вторая мировая война. В этих условиях Советское правительство принимало меры по укреплению обороноспособности страны. Численность вооруженных сил неуклонно возрастала: в 1935 г.—930 тыс., в 1938 г.—1,5 млн и к началу 1941 г.— 5,7 млн человек.

Предпринимались усилия по техническому переоснащению вооруженных сил. Велась разработка новых образцов боевой техники и вооружения. Совершенствовалась организационно-штатная структура вооруженных сил. В 1937 г. Военно-Морской Флот (ВМФ) был выделен из состава РККА. ВМФ в это время включал в себя: Балтийский, Северный, Черноморский и Тихоокеанский флот, Каспийскую, Амурскую, Дунайскую и Пимскую военные флотилии. Страна и ее вооруженные силы готовились к войне.

Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. была величайшей проверкой способности Вооруженных Сил СССР отстоять независимость страны. В этот период отечественная полководческая школа выдвинула ряд талантливых военачальников (Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, И. Ф. Ватутин, А. М. Василевский, И. С. Конев и др.), искусно осуществлявших военные операции, приведшие к разгрому стойкого и хорошо вооруженного противника.

8 мая 1945 г. в пригороде Берлина Карлхорсте был подписан Акт о безоговорочной капитуляции сил нацистской Германии. Победа в Великой Отечественной войне еще раз показала неисчерпаемые возможности советского народа и его Вооруженных Сил при защите своего Отечества.

После войны продолжалось совершенствование и укрепление Вооруженных Сил в соответствии с прогнозом международной обстановки и политикой, проводимой Советским правительством. В середине 50-х гг началось коренное преобразование Советских Вооруженных Сил, оснащение их ракетно-ядерным оружием и другими новейшими видами оружия и военной техники.

В 1960 г. был создан новый вид Вооруженных Сил СССР — Ракетные войска стратегического назначения.

В состав Вооруженных Сил СССР входили виды: Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), Сухопутные войска (СВ), Войска противовоздушной обороны (ПВО), Военно-Воздушные Силы (ВВС), Военно-Морской Флот (ВМФ). Вооруженные Силы включали в себя Тыл Вооруженных Сил, штабы и Войска гражданской обороны.

Высшее руководство обороной страны и Вооруженными Силами СССР осуществлял ЦК КПСС и высшие органы государственной власти (Верховный Совет СССР и Совет Министров СССР). Непосредственное руководство Вооруженными Силами СССР осуществляло Министерство обороны СССР.

 

Вооружённые силы в 1990-е годы.

16 марта 1992 года Указом Ельцина  были созданы Вооружённые Силы Российской Федерации в оперативном подчинении Главкомата ОВС, а также Министерство обороны, которое возглавил сам президент. 7 мая был подписан указ о создании вооружённых сил, а Ельцин возложил на себя обязанности Верховного Главнокомандующего. Первым министром обороны стал генерал армии Грачёв, ему же первому в Российской Федерации было присвоено это звание.

В состав ВС Российской Федерации вошли управления, объединения, соединения, воинские части, учреждения, военно-учебные заведения, предприятия и организации Вооружённых Сил СССР, на момент мая 1992 года располагавшиеся на территории России, а также находящиеся под российской юрисдикцией войска (силы) на территории Закавказского военного округа, Западной, Северной и Северо-Западной групп войск, Черноморского флота, Балтийского флота, Каспийской флотилии, 14-й гвардейской армии, воинские формирования, находящиеся за рубежом на территории Германии, Монголии, Кубы и некоторых других стран общей численностью 2,88 млн человек.

В рамках реформирования вооружённых сил в Генштабе была разработана концепция Мобильных сил. Мобильные силы должны были представлять собой 5 отдельных мотострелковых бригад, укомплектованных по штатам военного времени (95-100 %) с единым штатом и вооружением. Таким образом планировалось избавиться от громоздкого мобилизационного механизма, а в дальнейшем перевести ВС целиком на контрактную основу. Однако к концу 1993 года были сформированы лишь три таких бригады: 74-я, 131-я и 136-я, при этом не удалось ни свести бригады к единому штату (по штату различались даже батальоны в составе одной бригады), ни укомплектовать их по штатам военного времени. Недоукомплектованность частей была настолько значительной, что в начале Первой чеченской войны (1994—1996) Грачёв просил Бориса Ельцина дать санкцию на ограниченную мобилизацию, на что получил отказ, и Объединённую группировку войск в Чечне пришлось формировать из частей со всех военных округов. Первая чеченская выявила также серьёзные недостатки в управлении войсками.

После Чечни новым министром обороны был назначен Игорь Родионов, в 1997 году — Игорь Сергеев. Была предпринята новая попытка создать полностью укомплектованные части с единым штатом. В итоге к 1998 году в ВС России появились 4 категории частей и соединений:

  • постоянной готовности (укомплектованность личным составом — 95—100 % от штата военного времени);
  • сокращённого состава (укомплектованность — до 70 %);
  • базы хранения вооружения и военной техники (укомплектованность — 5—10 %);
  • кадрированные (укомплектованность — 5—10 %).

Вместе с тем перевод ВС на контрактный способ комплектования не представлялся возможным из-за недостаточного финансирования, в то время как этот вопрос стал болезненным в российском обществе на фоне потерь в Первой чеченской войне. При этом удалось лишь незначительно увеличить долю «контрактников» в Вооружённых Силах. К этому времени численность ВС была сокращена более чем в два раза — до 1 212 000 человек.

Во Второй чеченской войне (1999—2006) Объединённая группировка войск формировалась из частей постоянной готовности сухопутных войск, а также Воздушно-десантных войск. При этом из состава этих частей выделялись лишь по одной тактической батальонной группе (в полном составе воевала только одна мотострелковая бригада из Сибирского военного округа) — это делалось для того, чтобы оперативно компенсировать потери в войне за счёт личного состава, оставшегося в местах постоянной дислокации своих частей. С конца 1999 года доля «контрактников» в Чечне начала расти, достигнув в 2003 году 45 %.

 

Вооружённые силы в 2000-е годы.

В 2001 году министерство обороны возглавил Сергей Иванов. После окончания активной фазы боевых действий в Чечне решено было вернуться к «Грачёвским» планам по переводу на контрактное комплектование войск: части постоянной готовности должны были быть переведены на контрактную основу, а остальные части и соединения, БХВТ, ЦБР и учреждения оставить на срочной основе. В 2003 году началась соответствующая Федеральная целевая программа. Первой частью, переведённой на «контракт» в её рамках, стал воздушно-десантный полк в составе 76-й Псковской дивизии ВДВ, а с 2005 года на контрактную основу начали переводить другие части и соединения постоянной готовности. Однако данная программа также не увенчалась успехом из-за слабого денежного довольствия, условий службы и отсутствия социальной инфраструктуры в местах несения службы военнослужащими по контракту.

Российские войска в Южной Осетии

В 2005 году началась также работа по оптимизации системы управления Вооружёнными Силами. По замыслу Начальника Генштаба Юрия Балуевского планировалось создать три региональных командования, которым подчинялись бы части всех видов и родов войск. На основе МВО, ЛенВО, Балтийского и Северного флотов, а также бывшего Московского военного округа ВВС и ПВО должно было быть создано Западное региональное командование; на основе части ПУрВО, СКВО и Каспийской флотилии — Южное; на основе части ПУрВО, СибВО, ДВО и Тихоокеанского флота — Восточное. Региональным командованиям должны были быть переподчинены все части центрального подчинения в регионах. При этом Главкоматы видов и родов войск планировалось упразднить. Реализация этих замыслов была однако отложена на 2010—2015 годы из-за сбоев в программе по переводу войск на контрактную основу, на что была срочно переправлена основная часть финансовых средств.

Тем не менее, при Сердюкове, заменившем Иванова в 2007 году, к идее создания региональных командований быстро вернулись. Решено было начать с Восточного. Был разработан штат для командования и определено место дислокации — Улан-Удэ. В январе 2008 года Восточное региональное командование было создано, но на совместных КШУ частей СибВО и ДВО в марте-апреле оно показало свою неэффективность, и уже в мае было расформировано.

В 2006 году была запущена Российская государственная программа развития вооружений на 2007—2015 годы.

 

Вооружённые силы после Пятидневной войны.

Участие в вооружённом конфликте в Южной Осетии и его широкое информационное освещение выявили основные недостатки вооружённых сил: сложную систему управления и низкую мобильность. Управление войсками в ходе боевых действий осуществлялось «по цепочке» Генштаб — Штаб СКВО — Штаб 58-й армии и только потом приказы и директивы доходили непосредственно до частей. Низкая возможность по манёвру силами на больших расстояниях объяснялась громоздкой организационно-штатной структурой частей и соединений: по воздуху удалось перебросить в регион только части ВДВ. Уже в сентябре-октябре 2008 года было объявлено о переходе вооружённых сил на «новый облик» и о новой радикальной военной реформе. Новая реформа вооружённых сил призвана повысить их мобильность и боеспособность, согласованность действий разных родов и видов ВС.

Информация о работе История создания Вооруженных сил Российской Федерации