История средних веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 17:37, лекция

Краткое описание

Периодизация истории средних веков. Переход к феодализму у разных народов происходил не одновременно. Поэтому хронологические рамки средневекового периода неодинаковы для разных континентов и даже отдельных стран. В странах Западной Европы у истоков средневековья по периодизации, принятой в советской историографии, стоит крушение во второй половине V в. Западной Римской империи, которая погибла в результате кризиса рабовладельческого строя, сделавшего ее беззащитной перед варварскими вторжениями германских и славянских племен. Эти вторжения привели к распаду империи и постепенной ликвидации рабовладельческого строя на ее территории, стали началом глубокого социального переворота, отделяющего средние века от древней истории. Для истории Византии началом средневековья считают IV век, когда Восточно-римская империя оформилась в качестве самостоятельного государства.

Вложенные файлы: 1 файл

исв.docx

— 192.18 Кб (Скачать файл)

10. Германские  земли в 10 веке. Образование Священной  Римской Империи.

Идея империи (лат. imperium), единого государства, объединявшего весь цивилизованный и христианский мир, восходящая к временам Древнего Рима и пережившая второе рождение при Карле Великом, сохранялась и после крушения Франкской империи Каролингов. Империя в общественном сознании представлялась как земное воплощение Царства Божьего, наилучшая модель организации государства, при которой правитель поддерживает мир и спокойствие в христианских странах, охраняет и заботится о процветании церкви, а также организует защиту от внешних угроз. Раннесредневековая концепция империи предполагала единение государства и церкви и тесное взаимодействие императора и папы римского, осуществлявших верховную светскую и духовную власть. Хотя столицей империи Карла Великого был Ахен, имперская идея была связана прежде всего с Римом, центром западного христианства и, согласно «Константинову дару», источником политической власти во всей Европе[4].

После распада государства Карла  Великого в середине IX века титул  императора сохранился, однако реальная власть его носителя ограничилась лишь Италией, за исключением нескольких случаев кратковременного объединения  всех франкских королевств. Последний  римский император, Беренгар Фриульский, скончался в 924 году. После его смерти власть над Италией в течение нескольких десятилетий оспаривали представители ряда аристократических родов Северной Италии и Бургундии. В самом Риме папский престол оказался под полным контролем местного патрициата. Источником возрождения имперской идеи в середине X века стала Германия.

Священная Римская империя в X веке

В правление Генриха I Птицелова (919—936) и особенно Оттона I (936—973) Германское королевство значительно укрепилось. В состав государства вошла богатая Лотарингия с бывшей имперской столицей Каролингов Ахеном, были отражены набеги венгров (битва на реке Лех 955 г.), началась активная экспансия в сторону славянских земель Поэльбья и Мекленбурга. Причём завоевание сопровождалось энергичной миссионерской деятельностью в славянских странах, Венгрии и Дании. Церковь превратилась в главную опору королевской власти в Германии. Племенные герцогства, составлявшие основу территориальной структуры Восточнофранкского королевства, при Оттоне I были подчинены центральной власти. К началу 960-х годов Оттон стал наиболее могущественным правителем среди всех государств-наследников империи Карла Великого и приобрёл репутацию защитника христианской церкви[5].

В 961 году папа римский Иоанн XII обратился  к Оттону с просьбой о защите против короля Италии Беренгара II Иврейского и пообещал ему императорскую корону. Оттон немедленно перешёл Альпы, одержал победу над Беренгаром и был признан королём лангобардов (Италии), а затем двинулся в Рим. 2 февраля 962 года Оттон I был помазан на царство и коронован императором[6]. Эта дата считается датой образования Священной Римской империи. Хотя сам Оттон Великий, очевидно, не намеревался основывать новую империю и рассматривал себя исключительно как преемника Карла Великого, фактически переход императорской короны к германским монархам означал окончательное обособление Восточнофранкского королевства (Германии) от Западнофранкского (Франции) и формирование нового государственного образования на основе немецких и североитальянских территорий, выступавшего наследником Римской империи и претендующего на роль покровителя христианской церкви.

 

11. Древние  германцы по данным Цезаря  и Тацита.

Цезарь первым осознал  важность сбора любой информации о германцах, которая могла бы пригодиться римлянам в военном  и политическом отношениях. Отсюда в «Записках о галльской войне» появляются сведения об общественном устройстве германцев, условно называемые «свевский» (книга IV) и «германский» (книга VI) экскурсы.

Цезарь отмечает, что частной земельной собственности (в категориях римского права) у германцев  нет. Каждый год главы племен (magistratus acprincipes) переводят роды и семьи кровных родственников на другие земли, при этом одна часть населения занимается войной, а другая ведет хозяйство. Частота земельных переделов, описанных Цезарем, свидетельствует о существовании у германцев общин, состоящих из родственников.

Правда, необходимо учесть, что данные археологии говорят  о наличии у германцев, живущих  стационарно, полей с постоянными  границами, которые, как правило, маркировались  небольшими (до 1 м) валами из земли или  камней, заросших кустарником и предохранявшим землю от выветривания.

Подобное землепользование исключало переделы между членами  общины. В свете диаметрально противоположной  информации письменных и археологических  источников, вопрос о системе землепользования у германцев на рубеже тысячелетий  до сих пор остается открытым.

Политическую организацию  германцев отличало наличие нескольких уровней, на которых взаимодействовали  различные институты власти: существовало народное собрание (concilium), у которого в мирное время не было единого руководящего органа; далее шли округа (pagi) и более мелкие области (regiones); обычное право среди сородичей осуществляли старейшины (principes — «первенствующие»).

Скудность сведений Цезаря не позволяет установить участие  в народных собраниях женщин. В  отношении племени Цезарь использует латинский термин civitas, что согласно римской публично-правовой традиции означает сообщество мужчин, имеющих право на политическое волеизъявление.

На время войны  племя избирает особую (судя по грамматике языка Цезаря — коллегиальную) власть с правом лишения жизни соплеменников. От Цезаря не ускользнула разница  между войной от имени всего племени  и обычным разбойным рейдом. Из первенствующих на народном собрании военным командиром-вождем (dux) утверждался тот, кто был известен (т. е. знатен) своими удачами в набегах.

Несомненно, власть такого вождя была временной —  только на период разбойного нападения. Не желающие участвовать в таких  авантюрах признавались дезертирами  и изменниками.

Ко времени Тацита (конец I в. н. э.) происходит значительная ломка социальной и политической организации германского племенного мира. Это наиболее заметно на ускоренном отграничении военного нобилитета от основной массы простых соплеменников. Античные источники говорят о  знати (primores, proceres) херусков.

Еще Цезарь указывал, что у убиев есть «первенствующие и сенат» (principes ас senatus). В начале III в. н. э. Дион Кассий сообщает, что не все вожди допускаются к совету племени. Общим местом является подчеркивание знатности происхождения наиболее видных германских вождей — Арминия, Маробода, Катуальда и т. д.

Тацит четко резюмирует причины появления знатности  «по-германски»: 1) неоднократные личные военные заслуги; 2) публичный перенос  знатности отцов на их детей, что  выражалось в предоставлении юношам достоинства «первенствующих».

Вокруг военных  нобилей концентрируются дружины (comitatus) со своей внутренней командной иерархией. Чем более многочисленна дружина, тем известнее и знатнее становится ее вождь в глазах соседей. Складывается обычай, что все «добровольно и поголовно» приносили вождям в мирное время скот или агропродукты.

Очевидно, приносили, главным образом, те, которые были заняты сельским хозяйством и не являлись членами дружины. Перед нами, таким  образом, несомненно, одна из форм редистрибуции — протоналога на содержание вождя и дружины. Дружина ждет от вождя подарков, которые вождь реализует устройством пиров.

Однако основу ресурсов вождя — как материальных, так  и моральных — составляли набеги на соседей и военная добыча, поэтому  «многие знатные юноши», как указывает  Тацит, в мирное время нанимались воинами в соседние племена, ибо  занятие сельским хозяйством им претит. Описывая обычаи хаттов, Тацит о таких «юношах» замечает: «Нет у них ни дома, ни поля, ни какой другой заботы. К кому они придут, у того и кормятся, пренебрегая своим, расточая чужое...»

Социальная структура  германского общества к концу I в. н. э. включала военную знать разных уровней, рядовых свободных германцев, «рабов». «Рабы» у германцев, по словам Тацита, напоминают римских колонов. Они обязаны были давать господину оброк, но в то же время имели свободу распоряжения в своем доме и хозяйстве. Их редко подвергали побоям или заковывали в цепи, убивали чаще сгоряча, чем в наказание. И только «рабский» статус оставлял такое убийство безнаказанным.

Земля, по свидетельству  Тацита, находилась в коллективной собственности. Продолжают существовать земельные переделы, но уже не ежегодные. Способы распределения земель, как  их описывает Тацит, несколько иные, чем в «Записках» Цезаря: по числу  работников и далее между собой  — по достоинству.

При Цезаре все германцы возделывали землю; при Таците определенное число лиц это занятие презирало. Для живущих постоянно на одном  месте германцев это создавало  возможность перехода к переложной системе земледелия. У части германцев  были рабы, которым предоставлялись  земли. Вероятно, «по достоинству» следует  понимать как предоставление большего количества земель домовладыкам из числа обладавших добычей дружинников или даже мелких родовладык.

У Тацита нет речи о том, кто производит раздел земли, роды не фигурируют в качестве субъектов  землепользования. Сама фраза «между собой», возможно, подразумевает, что  верховным землеустроителем стал местный тинг, влияние в котором сильных дружинников было велико, а не собрание всего племени, как во времена Цезаря.

Таким образом, притом что на уровне отдельных поселений в землепользовании все еще имели огромное значение родственные связи, вереде знати и дружинников, несомненно, происходила эволюция в сторону персонального пользования землей и медленного формирования частной собственности на землю, что также было связано с возникновением хуторского типа хозяйства германцев.

Тацит определенно  говорит о собственных хозяйствах так называемых рабов-колонов. На оформление собственнических отношений на землю указывает и упоминание в источниках о том, что при подавлении батавского восстания Цивилиса 69-70 гг. н. э. римский полководец дал приказ не разорять его «поля и виллы». Подобное развитие аграрных отношений, конечно, не было стабильным вследствие высокой степени миграций. Однако устойчивость однажды обретенной модели хозяйства возобновлялась в мирные периоды жизнедеятельности племени.

Накопление частных  движимых имуществ у верхушки дружины  и вождей — факт, многократно  засвидетельствованный и нарративной традицией, и археологией. Тацит заметил: «Вожди особенно радуются дарам соседних племен, присылаемым не от отдельных лиц, а от имени всего племени и состоящим из отборных коней, ценного оружия, фалер и ожерелий; мы научили их принимать также и деньги». Он же, при описании войны Арминия с Германиком (15-16 гг.), отметил факт: херуски от имени Арминия каждому римскому перебежчику обещали ежедневно платить по 100 сестерциев.

Новые собственнические отношения у германцев 1 в. н. э., таким  образом, соседствуют и с новыми, не свойственными им ранее, социальными  элементами. Помимо прочего, это отразилось и в обычном праве германцев. Римляне, при их огромном интересе и  пиетете к праву, не могли обойти своим вниманием юридические  конструкции изучаемого ими противника.

При Таците, как  и при Цезаре, соблюдается обычай коллективного гостеприимства (факт поразительного архаизма для римских  классиков). В наследственном праве  Тацит отметил ограничение наследников  только родственниками, что сдерживало полное оформление частной собственности: главными наследниками признавались дети наследодателя; в случае отсутствия детей наследство переходило братьям  и дядьям.

При остающемся принципе коллективной ответственности за нарушение  субъектных прав сородича кровная месть  уходит на задний план и, наоборот, на практике применяется принцип выкупа вины в пользу большой патриархальной семьи.

Изменения в эволюции политической организации выглядят еще более рельефно. Главным властным (законодательным) органом остается народное собрание мужчин-воинов —  знаменитый германский тинг. При нем существует совет старейшин, который готовил (редактировал) решения собрания. Заседания тинга ведут жрецы, имеющие право наказывать нарушающих порядок.

«исполнительная» власть. У Тацита унифицированная для всех германцев картина заседаний тинга выглядит так: первым выступает «тех» (правитель) или кто-либо из старейшин сообразно с возрастом, знатностью, военной славой, красноречием. Никто из них не имеет права приказывать, но только убеждать. Решение остается за основной массой членов тинга, которые голосуют потрясанием оружия.

Тинг обсуждает не только вопросы войны и мира, но и вершит суд по публичным и частным делам. По мелким правонарушениям назначается штраф, часть которого передается правителю или племени. Последнее явно представляет собой раннюю форму судебных издержек. Натинге совершеннолетний юноша получает щит и фрамею: отныне он не только член семьи, но и член общества, и полноценный участник тинга.

 

 

12. Византийская  империя по данным “Земледельческого  закона”. “Земледельческий закон”как исторический источник.

ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЙ ЗАКОН

памятник визант. права, пользовавшийся исключит. популярностью в Византии и слав. гос-вах Балканского п-ова в ср. века. Точное время и место издания закона неизвестно. Большинство исследователей относит его возникновение к 7-8 вв. По своему характеру З. з. имеет ряд черт сходства с варварскими правдами. Сохранился в большом числе версий на греч. и слав. яз. Сочетание обычного права слав. общин с византийским - своеобразная черта ".. З. з. — важнейший источник для изучения византийской деревни после вторжения в 7 в. в Византию славянских и др. народов  Из числа особенностей З. з. большое внимание историков права привлекает к себе система наказаний, во многом отличающаяся от Юстинианова права. Наказания за преступления несвободных по б. ч. предусмотрены не только в форме изгнания, но и в виде жестоких членовредительных телесных наказаний. В слав. переводах закона членовредительные наказания заменяются обычно ден. вирой. З. з. содержит много конкретных сведений о жизни крест. общин. Однако наибольший интерес для истории социально-экономич. развития Византии имеют данные закона о системе и видах с. х-ва, о технике земледелия, о формах собственности и крест., зависимости, о взаимоотношениях между общиной как коллективом и отд. крестьянами. З. з. содержит сведения не только о крестьянах - владельцах участков, но и о различных зависимых людях - испольщиках, мистиях, мортитах (десятинниках) и рабах. З. з. регламентировал правовые отношения в сельской общине. Система наказаний З. з. включала и денежные штрафы, и членовредительские наказания (например, отсечение руки). Принцип частной собственности в З. з. ослаблен в сравнении с римскими нормами: за нарушение прав собственности (например, запашка чужого поля, вырубка чужого леса и др.) З. з. устанавливал крайне низкие наказания; закон допускал возможность собственности на дерево, растущее на чужом участке.

Информация о работе История средних веков