История становления и деятельности ВЧК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из этого, мы поставили перед собой цель: проследить историю становления и деятельности ВЧК.
Для выполнения данной цели нам необходимо выполнить ряд задач:
1 рассмотреть причины создания ВЧК.
2 определить путь, пройденный ВЧК с момента создания до становления как репрессивного органа.
3 рассмотреть деятельность, структурные и функциональные изменения в период гражданской войны и НЭПа.
4 проанализировать реформу ВЧК, её причины, процесс разработки и утверждение.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1 Начало деятельности.
1.1 Создание ВЧК………………………………………………….…………………..……..6
1.2 Борьба за влияние на ВЧК…………………………………….……………..…………..8
1.3 Увеличение полномочий и сфер деятельности. Начало террора……….……………10
Глава 2 ВЧК в период гражданской войны.
2.1 Начало «красного террора»…………………………………………………........…….16
2.2 Деятельность и структурные изменения ВЧК в 1918 году……………….…………..22
2.3 Деятельность и структурные изменения ВЧК в 1919 году……………….…………..23
2.4 Деятельность и структурные изменения ВЧК в 1920 году………………….………..28
Глава 3 Переход к НЭПу и деятельность в новых условиях.
3.1 Изменения в карательной политике……………………………………………………30
3.2 Подготовительный этап для генеральной перестройки………………………………32
Глава 4 Реформа ВЧК
4.1 Причины реформы………………………………………………………………………34
4.2 Процесс разработки и утверждение реформы………………………………………...36
Заключение…………………………………………………………………………………40
Список литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ВЧК.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

     Характерной особенностью кадрового состава органов ЧК в период Гражданской войны являлась многонациональность: поляки (около тысячи), немцы (более 300), финны, чехи, венгры и др.

 

 

 

 

 

2.4 Деятельность и структурные  изменения ВЧК в 1920 году

 

     26 ноября 1920 года при Президиуме ВЧК вместо Оперативного отделения было создано Специальное отделение по охране партийных и государственных деятелей и правительственных объектов; отделение возглавил сотрудник ВЧК с декабря 1917 года, начальник охраны В. И. Ленина А. Я. Беленький.

      3-6 февраля 1920 года  состоялась 4-я Всероссийская конференция  чрезвычайных комиссий. Делегаты  приняли "Положение и инструкции  Чрезвычайным комиссиям по борьбе  с контрреволюцией, спекуляцией, преступлениями  по должности, шпионажем и саботажем", перестраивавшие работу органов в условиях перехода от войны к мирной жизни.

     С дифференциацией разведывательной работы Особого отдела ВЧК в его составе в апреле 1920 года было создано ведавшее внешней разведкой вначале Иностранное отделение, а 20 декабря - самостоятельный Иностранный отдел ВЧК. Необходимость во внешней разведке стала насущной после разгрома белых армий, оставшиеся части которых были вынуждены эмигрировать..

     6 апреля 1920 года при ВЧК было создано Юридическое бюро под начальством М. М. Луцкого. 13 сентября 1920 года в структуре ВЧК появился новый орган - Управление делами ВЧК. 1 декабря 1920 года в Управление делами ВЧК вошли управления делами Особого отдела и Транспортного отдела ВЧК.

     В 1920 году, в Ростове-на-Дону путем агентурного проникновения были раскрыты две крупные антибольшевистские организации - "Штаб спасения России" и "Комитет по формированию армии спасения России" под руководством генерала князя Ухтомского.

     С 21 сентября 1920 года начал действовать Административно-организационный отдел ВЧК, состоявший из административного отдела и организационного отдела. 1 декабря 1920 года Административно-организационный отдел был преобразован в Административно-организационное управление, куда вошли административные отделы Особого отдела и Транспортного отдела. Управление занималось разработкой структуры органов ЧК, подбором и расстановкой кадров, учетом личного состава, проверкой работы местных ЧК.

      На протяжении всего 1920 года, в соответствии с приказами Реввоенсовета республики и НКВД, военнопленные и перебежчики, захваченные на фронтах гражданской войны, направлялись, в зависимости от степени их благонадежности, в концентрационные лагеря и на принудительные работы по месту жительства, а также в Красную армию"23.

     Нескончаемым потоком  тянулась в лагеря и тюрьмы "буржуазия". Почти нетронутой  и непуганой попадала она в  руки чекистов из только что  отвоеванных у белых районов  страны. Речь шла, безусловно, о сотнях  тысяч людей. Вот заявление самого  Ленина: "Сейчас в Крыму 300 000 буржуазии. Это - источник будущей спекуляции, шпионства, всякой помощи капиталистам. Но мы их не боимся. Мы говорим, что возьмем их, распределим, подчиним, переварим"24. Именно в концентрационных лагерях и "переваривала" буржуазию советская власть.

     В апреле 1921 года руководитель государства В. И. Ленин поручил Ф. Э. Дзержинскому подготовить и представить в Политбюро РКП(б) план работы чрезвычайных комиссий на текущий и первую половину 1922 года. План Дзержинского предусматривал окончательную ликвидацию антисоветских организаций, в первую очередь меньшевистских и эсеровских, разоружение крестьян в центральных и поволжских губерниях, охваченных восстаниями, очистку этих губерний от организаторов восстаний и бандитских формирований, локализацию волнений рабочих, подавление забастовок, укрепление вооруженных отрядов особого назначения и др. Это была программа, под реализацию которой выстраивалась организационная структура органов ВЧК.

 

Глава 3 Переход к НЭПу и деятельность в новых условиях.

 

3.1 Изменения в карательной политике.

 

    К концу 1920 года на  большей территории страны завершилась  длительная и кровавая гражданская  война. Предстояли поиски выхода  из общего кризиса поразившего  экономическую, общественную, политическую, социальную сферу общества. Громадными были людские потери. Резко сократился объём промышленного и сельскохозяйственного производства, в тяжелейшем положении находился транспорт, свирепствовала инфляция. Промедление в выработке и реализации новой политики было чревато гибелью для большевистского режима. Это понимал его лидер, способный резко менять курс в зависимости от обстановки. О подготовке первых шагов в изменении политики «военного коммунизма» В.И. Ленин доложил делегатам Всероссийского съезда Советов в декабре 1920 года. Пленум ЦК РКП(б) в январе 1921 года создал комиссию по подготовке решения о замене продразвёрстки продовольственным налогом. 28 февраля на пленуме Моссовета Ленин объявил о предстоящих изменениях. Состоявшийся 8-16 марта 1921 года X съезд РКП(б) принял новую экономическую политику.

8 января 1921 года ВЧК издала приказ  «О карательной политике органов ЧК». В приказе, в частности, говорилось: "Внешних фронтов нет. Опасность буржуазного переворота отпала. Острый период гражданской войны закончился, но он оставил тяжелое наследие - переполненные тюрьмы, где сидят главным образом рабочие и крестьяне, а не буржуи. Надо покончить с этим наследием, разгрузить тюрьмы и зорко смотреть, чтобы в них попадали только те, кто действительно опасен советской власти... Держать в тюрьме толпы крестьян и рабочих, попавших туда за мелкие кражи или спекуляцию, - недопустимо... Правда, поднялась высоко волна хищений, в них повинны и многие рабочие, но если заставить проворовавшегося рабочего вместо тюрьмы работать на своем же заводе под ответственностью остальных рабочих... такой порядок будет действовать гораздо сильней и целесообразней, чем сидение под следствием или судом... Лозунг органов Чека должен быть: "Тюрьма для буржуазии, товарищеское воздействие для рабочих и крестьян".

     С получением настоящего  приказа все органы ЧК... должны  в корне изменить свою карательную  политику по отношению к рабочим  и крестьянам..."25.

     Таким образом, мы видим смягчение политики партии по отношению к части населения совершивших мелкие преступления, они были амнистированы. Что же касается тех, кто представлял какую то опасность для партии, карательная политика остаётся бескомпромиссной.

     18 марта 1921 года было подавленно Кронштадтское восстание. По приговорам Петроградской ЧК, особого отдела охраны финляндской границы республики, чрезвычайной тройки особого отдела Кронштадта, трибунала военного округа были осуждены к расстрелу 2103 человека и к длительным срокам заключения 6459 человек. Менее заметные участники подлежали высылке в административном порядке.

     В 1994 году был впервые опубликован26 поистине чудовищный приказ N0116 от 12 июня 1921 г. Речь шла о бунте тамбовского крестьянства под руководством А. С. Антонова, начавшегося в августе 1920 года. Вокруг него собралось свыше 50.000 вооруженных подручными средствами и самострелами крестьян, которые более двух лет вели настоящую войну с большевиками. Для подавления этого бунта командующим войсками Тамбовской губернии был выпущен приказ следующего содержания: 

1 Леса, где прячутся бандиты, очистить ядовитыми газами, точно рассчитывать, чтобы облако удушливых газов распространялось полностью по всему лесу, уничтожая все, что в нем пряталось.

2 Инспектору артиллерии немедленно  подать на места потребное  количество баллонов с ядовитыми газами и нужных специалистов… "

В результате репрессий в Тамбовской губернии было убито свыше 300.000 человек, еще около 150.000 было репрессировано.

    В это время принимается партийное решение об укреплении состава оперативных работников чрезвычайных комиссий. 17 марта оргбюро ЦК РКП(б) рекомендовало возвратить на службу в чрезвычайные комиссии сотрудников, ранее направленных партийными комитетами на другие участки работы.

 

3.2 Подготовительный этап  для генеральной перестройки.

 

    Ранее постоянно осуществлявшиеся информационные связи между партийными, советскими и чекистскими аппаратами были подняты на государственный уровень и закреплены решением ВЦИК и ЦК РКП(б) от 17 марта 1921 года за подписями М.И. Калинина и Н.Н. Крестинского, переданным во все губкомы РКП(б), исполкомы губернских Советов и губчека.

    Уточнялось положение  уездных политбюро. 3 августа 1921 года  на основании приказа ВЧК было  утверждено положение об их  деятельности. Главной задачей политбюро  определялась борьба с государственными преступлениями на территории соответствующего уезда. Содействие политбюро оказывала милиция и уголовный розыск, обязанные передавать дела с признаками государственных преступлений. Тогда же, к сентябрю 1921 года стабилизировался состав транспортных ЧК.

    На изменение методов  работы, постановки оперативной  информации, внутреннего осведомления, учёта и проверке противников  государственного устройства чекистов  нацелил упоминавшийся приказ  ВЧК от 8 января 1921 года. В его развитие 14 июня всем губернским чрезвычайным комиссиям было передано распоряжение начальника оперативного отдела ВЧК В.Р. Менжинского и начальника секретного отдела Т.П. Самсонова. Отмечалось, что многие ЧК заняты «мелочной оперативной работой», не имеют сведений о подполье белых, эсеров, меньшевиков, анархистов и пр. и неожиданно для себя оказываются перед лицом давно созревшего выступления.

     К концу 1921 года ВЧК  состояла из управлений: Секретно-оперативного, Экономического, Административно-организационного, Управления войск ВЧК и Управления делами, отделов: Транспортного, Спецотдела и Следственной части.

      Местные органы  государственной безопасности в 1921 году состояли из губернских  ЧК, транспортных ЧК, особых отделов  фронтов и армий. ГубЧК являлись  отделами губернских исполнительных комитетов - органов местных Советов депутатов и состояли, как правило, из административного отдела, координировавшего работу уездных Политбюро при уездной милиции, секретного отдела, осуществлявшего непосредственную деятельность по защите политического режима, и экономического отдела. Уездные Политбюро, введенные вместо уездных ЧК, были упразднены 17 января 1922 года. ГубЧК возглавлял председатель, при котором состояла коллегия из пяти членов.

      Продолжали действовать  транспортные ЧК, осуществлявшие государственный контроль работы железных дорог и водного транспорта. Комиссии, состоявшие при транспортных управлениях, назывались районными, при важных транспортных узлах - участковыми.

     Происходившие в 1921 году  перемены в главных направлениях и методах работы органов ВЧК, их структуре и кадровом составе явились подготовительным этапом для генеральной перестройки. Разгром противореволюционных и интервенционистских сил, общее сокращение количества вооружённых выступлений внутри страны, упрочнение внешнеполитических позиций советского государства, начало преодоления на основе нэпа общего кризиса диктовали необходимость скорейшей реорганизации службы государственной безопасности. Чрезвычайные формы и методы изжили себя, не отвечали новому этапу в развитии республики и кардинально изменившемуся соотношению сил.

 

Глава 4 Реформа ВЧК

 

4.1 Причины реформы.

 

     ВЧК подошла к 1921 г. с грузом пороков и проблем, а также весьма непривлекательным образом, сложившимся в глазах граждан страны и даже своих собственных сотрудников. Перед государством и партией встал вопрос о ее реформировании. Одни основания для реорганизации были признаны официально, другие остались неофициальными.

     Официально признанные причины реформы ВЧК можно обнаружить в докладе В.И. Ленина на IX съезде Советов: «Перед нами стоит задача развития оборота, этого требует новая экономическая политика. А это требует большей революционной законности. Понятно, что в обстановке военного наступления, когда хватали за горло Советскую власть, если бы тогда эту задачу поставили, мы были бы педантами, мы сыграли бы в революцию, но революции не делали бы. Чем дальше идет развитие оборота, мы твердым лозунгом поставим осуществление большей революционной законности и ограничим сферу учреждения, которое являлось ответным ударом на всякий удар заговорщиков».27 Постановление съезда о ВЧК так трактует новую ситуацию: «Съезд считает, что ныне укрепление Советской власти во вне и внутри позволяет сузить круг деятельности ВЧК и его органов, возложив борьбу с нарушениями законов Советской республики на судебные органы».28

     Итак, официальными причинами реформы были: завершение Гражданской войны, укрепление Советской власти, переход к новой экономической политике, потребовавшей укрепления законности в стране.

     О неофициальных причинах, или причинах, о которых не говорилось в прессе в форме официальных документов, можно судить по материалам внутреннего характера, ходившим между представителями властей в процессе обсуждения задач и вопросов реформы. Еще в январе 1919 г. Л.Б. Каменев писал В.И. Ленину о самоуправстве местных ЧК и бюрократизации аппарата ВЧК, а также о разложении чекистских рядов, показателем которого был рост должностных преступлений, совершаемых их сотрудниками. О низком моральном уровне рядового состава ВЧК можно судить по циркулярным спискам разыскиваемых преступников, которые рассылались ее Регистрационно-статистическим отделом. В них часто встречаются работники, совершавшие преступления. Как правило, это были растрата денег, расхищение грузов или других материальных ценностей, превышение полномочий при совершении оперативных и следственных действий.    

     Пожалуй, к основным мотивам проведения реформы следует добавить возникшую необходимость четкого разграничения полномочий между правоохранительными учреждениями (Наркомюст, Рабкрин, Ревтрибунал, ВЧК и милиция), а также чисто политические, касающиеся привлекательности образа Советского государства для потенциальных иностранных концессионеров.

Собственно, сама идея необходимости реформы зародилась сначала в ходе обсуждения полномочий ВЧК и трибуналов и при обсуждении проблемы взаимоотношений ВЧК с Наркомюстом. Конфликты ВЧК с партийными и государственными органами шли постоянно. Причинами их были нечеткое разделение полномочий в советском законодательстве и естественное желание различных органов власти и управления расширить свое влияние и компетенцию.

Информация о работе История становления и деятельности ВЧК