Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 10:34, реферат
Развитие рыночных отношений существенно расширило возможности внешнеэкономической деятельности. В результате проводимой в России экономической реформы все организации независимо от организационно-правовой формы, зарегистрированные на территории Российской Федерации, получили право выхода на внешний рынок.
1. Введение
2. Истоки таможенного тарифа
3. Свод определений таможенного тарифа
4. Таможенный тариф сегодня и товарная номенклатура
5. Внешняя торговля и таможенное дело России в первой половине XIX века.
Заключение
Список используемой литературы
· Государственный тариф должен иметь силу закона.
Все эти принципы С.Витте пришлось применить на практике во время российско-германской «таможенной войны из-за 10 копеек с пуда». В течение года 1893-94 Германия пыталась изменить русские тарифы на хлебную торговлю и совсем снять тарифы на поставки сельхозмашин. Ни того, ни другого Витте сделать не дал, и в 1894 году был подписан взаимовыгодный договор между Россией и Германией.
Сама по себе история тарифа – это история государственного управления экономической системой во всей ее полноте: и в отношении частного бизнеса, и в отношении государственного сектора экономики, и в отношении транснациональных корпораций, первыми из которых были крупнейшие торговые компании – как, например, английская Ост-Индская. Тариф был самым гибким инструментом этой деятельности, позволявшим доводить управление до высокого искусства, в некоторой степени – даже до изощренности. Но вместе с тем его природа оставалась прежней, такой, какой была со времен Крестовых походов. И в наиболее точном переводе с арабского «тариф» - это то, с чем не спорят…
В 1948–1994 образовалось генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) (The General Agreement on Tariffs and Trade – GATT) – международная экономическая организация, регулировавшая правила международной торговли согласно принципам либерализма, предшественница ВТО.
Россия и ГАТТ. Необходимость активно интегрироваться в мировую торговлю назрела для нашей страны довольно давно. Уже в годы существования СССР предпринимались попытки установить контакты с ГАТТ. В середине 1960-х СССР получил приглашение присоединиться к ГАТТ, а в 1973 – принять участие в «токийском раунде». Тогда, однако, советское правительство не откликнулось на эти призывы. Лишь в 1979 Политбюро ЦК КПСС приняло официальное решение о сближении с этой организацией. В 1986 СССР обратился в ГАТТ с официальным заявлением о намерении участвовать в качестве наблюдателя в «уругвайском раунде» торговых переговоров, но теперь уже ГАТТ оставил эту просьбу без ответа. Торможение вступления СССР в ГАТТ выглядело неоправданным, поскольку уже в конце 1980-х в эту организацию входили не только почти все развитые и большинство развивающихся стран, но и некоторые социалистические государства (Венгрия, Куба, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия). Только в мае 1990 СССР получил статус наблюдателя ГАТТ.
Ситуация принципиально изменилась с образованием Российской Федерации. Новое государство стремилось как можно скорее выйти из разорительной изоляции и установить контакты со всеми международными организациями, включая ГАТТ. Одновременно исчезли идеологические барьеры, тормозившие принятие в ГАТТ стран социалистического лагеря. В 1993 Россия подала заявку о вступлении в ГАТТ, получила подтверждение статуса наблюдателя и согласие на переговоры о ее присоединении к этой организации. На рубеже 1990–2000-х Россия проводит активные консультации по вступлению в ВТО – правопреемницу ГАТТ.
Таможенный тариф сегодня и товарная номенклатура
Таможенный тариф включает свод ставок таможенных пошлин, ввозимых с товаров таможенными органами при пересечении таможенной границы, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Таможенный тариф устанавливает порядок формирования и применения ставок таможенных пошлин к товарам, перемещаемым через таможенную границу страны в обоих направлениях.
Таможенный тариф в Российской Федерации был введен в действие с 1 июля 1993 года Законом РФ от 21.05.93 г. № 5003-01 «О таможенном тарифе». Этот Закон регламентирует порядок формирования и применения таможенного тарифа, определяет виды таможенных пошлин, виды ставок таможенных пошлин, порядок их установления, а также тарифные льготы (преференции).
Импорт товаров в Россию до середины 1992 года осуществлялся беспошлинно. В течение второй половины 1992 г. действовал временный импортный тариф, ставки которого менялись дважды: вначале средний уровень ставок составлял 5%, затем он был вдвое увеличен. Тариф охватывал 14 товарных позиций ТН ВЭД, включая объединенную группу товаров с единой ставкой пошлины. В 1993 году был принят постоянный импортный тариф, перечень подлежащих налогообложению товаров расширился, а ставки таможенных пошлин были дифференцированы от 5 до 50%.
Введение таможенного тарифа в России преследовало цели:
1. рационализации товарной структуры ввоза товаров в РФ;
2. поддержания рационального соотношения валютных доходов и расходов на территории РФ путем корректировки объемов ввоза и вывоза товаров;
3. создания условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров на территории РФ;
4. защиты отечественной экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
5. обеспечения условий для эффективной интеграции российской экономики в мировую.
За время, прошедшее после принятия Закона РФ «О таможенном тарифе», ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров изменялись многократно, как правило, в сторону увеличения.
В соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» ставки пошлин утверждаются Правительством РФ. Ставки ввозных таможенных пошлин установлены Постановлением Правительства РФ от 30.11.2001 г. № 830 «О таможенном тарифе РФ – своде ставок ввозных таможенных пошлин и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности», уровень которых составляет 5, 10, 15, 20%. В настоящее время в России наблюдается тенденция снижения ставок импортных таможенных пошлин. Так, например, в январе 2001 года были снижены ставки ввозных таможенных пошлин по 11 400 товарным позициям.
Ставки ввозных таможенных пошлин установлены многочисленными постановлениями Правительства РФ и объединены в приказе ГТК России от 06.08.2003 г. № 865 «О ставках ввозных таможенных пошлин».
Существует особенность установления ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую (товарная позиция 2709 по ТН ВЭД). Механизм ее установления предусматривает возможность гибкого изменения ставки в зависимости от действующих цен на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья. При этом устанавливаемые Правительством РФ ставки не должны превышать размер предельной ставки, утвержденной в Законе «О таможенном тарифе РФ». Так, например, с 10 августа 2003 г. ставка вывозной таможенной пошлины была увеличена до 33,8 долл. США за тонну.
Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от того, какое лицо перемещает товары через таможенную границу РФ, от вида сделки и других факторов.
По процессу установления ставок таможенных пошлин различают следующие тарифы:
- автономные – установленные без согласования с другими государствами;
- конвенционные – ставки
устанавливаются по
- конвенционные с оговоркой «по наибольшему благоприятствованию».
Таможенный тариф включает в себя свод показателей, состоящий из кода товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), краткого наименования товара и ставки таможенной пошлины, установленной в процентах от таможенной стоимости товара или в евро от единицы измерения товара.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики внешней торговли РФ и утверждается Правительством РФ исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.
ТН ВЭД России представляет собой «российский вариант» гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС). ГС – это многоцелевая классификационная система, используемая для публикации таможенных тарифов, ведения статистики внешней торговли, организации транспортно-экспедиторских операций и т.п., которая вступила в силу с 1 января 1988 года.
В ГС объектом классификации являются товары, образующиеся в мировой торговле, которые сгруппированы в шесть подразделений – разделы, группы, подгруппы, позиции, субпозиции и подсубпозиции. Необходимо отметить, что подгруппы есть не во всех группах и их число может быть разным. Названия позиций и субпозиций иногда совпадают. В основе формирования разделов лежит происхождение материала, из которого изготовлен товар, его химический состав, назначение. В основу образования групп заложен принцип последовательности обработки (от сырья, полуфабрикатов до готовых изделий) и значения товара в мировой торговле. При построении товарных позиций (4-значный код) и субпозиций (6-значный код) учитываются: степень обработки, назначение, вид материала, из которого изготовлен товар, производственные мощности и значение товара в мировой торговле. Последние цифры кода подсубпозиции отражают детализацию номенклатуры товаров в соответствии с признаками, принятыми в стране.
На базе ГС в каждой стране, подписавшей конвенцию по Гармонизированной системе, созданы национальные товарные номенклатуры. Согласно этой Конвенции, нельзя изменять классификацию товаров и их код в пределах первых шести знаков. Развивающимся странам разрешено частичное применение ГС – в шестизначном коде, им допускается детализация на уровне пятого и шестого знака путем замены их соответственно на «00» или «0». Число знаков в коде неодинаково для разных стран. Например, детализация номенклатуры товаров в США доходит до одиннадцати знаков, в России – до десяти.
В России товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности была разработана на базе ГС и Комбинированной тарифно-статистической номенклатуры Европейского Сообщества (КН ЕЭС) для идентификации товаров в рамках государственного регулирования ВЭД и введена в действие с 1 января 1991 года. Она состояла сначала из девяти знаков.
В настоящее время в России применяется 10-значная ТН ВЭД. 10-значный цифровой код состоит из трех основных элементов:
1. первые шесть цифр означают код товара по ГС,
2. первые шесть цифр плюс седьмой и восьмой знаки образуют код товара по КН ЕЭС;
3. девятая и десятая
цифры предназначены для
Правильное определение положения товара в номенклатуре (его классификация) имеет решающее значение для установления порядка его перемещения через таможенную границу. Допущение ошибки в коде товара по ТН ВЭД в таможенной декларации рассматривается таможенными органами как нарушение, влекущее за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством. Единая система обозначения товара необходима также для сопоставления данных по внешней торговле различных стран и проведения экономико-статистического анализа. Система цифрового кодирования ТН ВЭД позволяет представить всю необходимую информацию в удобной форме для дальнейшей автоматизированной обработки.
Таможенная пошлина представляет собой косвенный налог, взимаемый с товаров при пересечении ими таможенной границы. Оплачивается этот налог в конечном счете потребителем, поскольку все затраты по оплате таможенных пошлин включаются в цену товара.
Таможенные пошлины являются инструментом тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, механизм которого предполагает воздействие на эту деятельность путем корректировки ставок таможенных пошлин, внесения поправок в порядок предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, а также принятия прочих изменений их уплаты.
Внешняя торговля и таможенное дело России в первой половине XIX века.
В первой половине 19 века в России усиливается кризис феодально-крепостнических отношений, идет дальнейшее формирование капиталистического уклада. В стране развиваются железнодорожное строительство и паровой транспорт. Расширяется судоходство по Волге, Днепре, по Черному и Каспийскому морям. Завершилось строительство Царскосельской железной дороги и Николаевской дороги между Петербургом и Москвой. Все это вело к развитию внутренней и внешней торговли. На торговлю страны оказывало влияние также ее международное положение и внешняя политика в целом.
В России в первой четверти 19 века торговая политика определялась преимущественно многообразными политическими комбинациями, была непоследовательна и непостоянна. С одной стороны, правительством предоставлялись самые широкие привилегии и особые преимущества в сфере торговли тем государствам, с которыми Россия в данный момент была тесно связана в силу политических договоров или личных симпатий властителей, с другой стороны, оно стремилось путем стеснения торговли подорвать экономику тех государств, которые были в политической отношении враждебны России или тайно помогали ее противникам.
В начале 19 века из России в страны Запада в основном вывозилось сельскохозяйственное сырье: лен, зерно, лес, меха, красители, галантерея, сахар, а также земледельческие орудия и сырье для текстильной промышленности (хлопок, бумажная пряжа). В страны Азии из России вывозилось железо, чугун, медь, ситцы, сукна, фарфор, фаянс. Основные страны, с которыми торговала Россия в это время – Англия, Франция, германские государства и Китай.
Последовавшие в 1806 году и позднее военно-политические акции правительства России отрицательно повлияли на состояние русской внешней торговли. Границы были закрыты. После разгрома армии Наполеона Россия восстановила нормальные внешнеторговые связи с европейскими государствами. Установление торговых отношений со Швецией, Данией, Испанией, Турцией, Персией вызвало оживление внешней торговли. В 1812 году был заключен мирный договор с Англией, включавший положение о взаимном наибольшем благоприятствовании в торговле, что также положительно отразилось на развитии внешней экономики. В 1819 году разрешался ввоз почти всех иностранных товаров через сухопутную границу . Это был самый умеренный тариф в России. Все это вызвало резкое увеличение товарооборота России.
Развитию внешней торговли России во второй половине 19 века способствовал ряд обстоятельств. В первую очередь следует отметить освобождение крестьян от крепостной зависимости, понижение таможенного обложения привозных товаров, развитие сети железных дорог, отмену подушной подати с мещан и крестьян, создание земских учреждений, проведение судебной реформы. Все эти меры были направлены к активизации общественной и экономической деятельности и обеспечению большей свободы личности.al111.jpg (34497 bytes)