История украинского общества реферат(Переяславская рада 1654 г.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:03, реферат

Краткое описание

Проживавшее в Речи Посполитой русское православное население подвергалось национальному и религиозному гнёту со стороны поляков-католиков. Протест против гнёта выливался в периодически возникающие восстания. В этих условиях Россия выглядела естественным союзником повстанцев. Впервые за помощью к России обратился гетман реестровых казаков Криштоф Косинский, возглавлявший восстание против польской шляхты в 1591—1593 годах. Позже, после отказа Сигизмунда III удовлетворить требования об увеличении реестра, посольство гетмана Петра Сагайдачного во главе с Петром Одинцом просило принять Войско Запорожское в русское подданство. В 1622 году епископ Исаия Копинский предложил русскому правительству принять православное население Украины в российское подданство. В 1624 году о том же просил митрополит Иов Борецкий.

Содержание

Исторические предпосылки.………………...…………...……………....стр. 3
Решение Земского Собора 1653 г……………………………………. стр. 4-5
Подготовка Переяславской Рады……………………………………….. стр. 6
Переяславская Рада 1654 г……………………………………………..стр. 7-8
Украинско-российский договор………………………………………стр. 9-10
Последствия Переяславской Рады…………………………………….....стр.11
Список литературы……………………………………………………….стр.12

Вложенные файлы: 1 файл

история украинского общества реферат(Переяславская рада 1654 г.).docx

— 690.66 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

  1. Исторические предпосылки.………………...…………...……………....стр. 3
  2. Решение Земского Собора 1653 г……………………………………. стр. 4-5
  3. Подготовка Переяславской Рады……………………………………….. стр. 6
  4. Переяславская Рада 1654 г……………………………………………..стр. 7-8
  5. Украинско-российский договор………………………………………стр. 9-10
  6. Последствия Переяславской Рады…………………………………….....стр.11
  7. Список литературы……………………………………………………….стр.12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Исторические предпосылки.

 

Проживавшее в Речи Посполитой русское православное население подвергалось национальному и религиозному гнёту со стороны поляков-католиков. Протест против гнёта выливался в периодически возникающие восстания. В этих условиях Россия выглядела естественным союзником повстанцев. Впервые за помощью к России обратился гетман реестровых казаков Криштоф Косинский, возглавлявший восстание против польской шляхты в 1591—1593 годах. Позже, после отказа Сигизмунда III удовлетворить требования об увеличении реестра, посольство гетмана Петра Сагайдачного во главе с Петром Одинцом просило принять Войско Запорожское в русское подданство. В 1622 году епископ Исаия Копинский предложил русскому правительству принять православное население Украины в российское подданство. В 1624 году о том же просил митрополит Иов Борецкий.

В 1648 году вспыхнуло крупное  восстание под руководством Богдана  Хмельницкого. Восставшие состояли преимущественно  из казаков, а также из мещан и  крестьян. Ряд одержанных побед над  польским войском позволил им заключить  с Варшавой Зборовский мирный договор, предоставивший казакам автономию. Вскоре, однако, война возобновилась на этот раз неудачно для повстанцев, которые потерпели в июне 1651 года тяжёлое поражение под Берестечком. В 1653 году Хмельницкий, видя невозможность победы восстания, обратился к России с просьбой принять Запорожское казачество в её состав. Осенью 1653 г. Земский собор, проходивший в Москве, принял решение о принятии в подданство Русского царя Запорожского казачьего Войска, а 23 октября (2 ноября) 1653 г. русское правительство объявило войну Речи Посполитой.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Решение Земского Собора 1653 г.

 

<…>А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем Войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государ царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси иизволил того гетьмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государ скую высокую руку для православне християнские веры и святых божих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполигая на православную християнскую веру и на святые божий церкви восстали и потятих искоренить, и для того, что они, гетьман Богдан Хмельницкй и все Войско Запорожское, присылали к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю веса Русии бити челом многижда, чтоб он, великий государь, православне християнские веры искоренить и святых божих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, веселих принята под свою государ скую высокую руку. А будет государьих не пожалует, под свою государскую высокую руку принята не изволит, и великий бы государь для православне християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, веселих помирит через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен.

И по государеву указу, а  по их челобитью государевы великиепослы в от-ветех паном раде говорили, чтоб король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную християн скую веру не гонили, и церквейбожиих не отнимали, и неволиимни в чем не чинили, а ученили б мир по Зборовскому договору.

А великий государ его царское величество для православне християнские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит: тем людем, которые в его государскомимянованье в прописках объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ниво что и в миру с черкасы отказали. Да и потому доведетца их принять: в присяге Яна Казимера короля написано, что ему в вере християнской остеретата и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданых своих от всякия верности и послушанья чинит свободными.

И он, Ян Казимер, тое своей присяги не здвржал, и на православную християн скую веру греческогозаконавостал, и церкви божий многие разорил, а в-ыных унию учинил. И чтоб их не отпустить в підданство турскомусалтануиликрымскому хану, потому что они стали ныне присягою королев скою вольные люди.

И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять…>>

 

 

 

Решение Земского Собора от 1 октября 1653.

 

 

3.Подготовка Переяславской Рады.

 

 

Для ведения переговорного  процесса между Русским государством и восставшими казаками в Переяславщину из Москвы 9 (19) октября 1653 г. отправилось большое посольство во главе с боярином В.Бутурлиным. В составе московского посольства также были окольничий И.Алферьев, дьяк Л.Лопухин и представители духовенства.

Местом проведения генерального военного совета был избран г. Переяслав, куда посольство прибыло 31 декабря 1653 г. (10 января 1654 г.). Б.Хмельницкий вместе с генеральной старшиной прибыл 6 (16) января 1654 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Переяславская Рада 1654 г.

 

 

1 октября 1653 года Земский  собор принял решение удовлетворить  просьбу Запорожского войска и его гетмана и принять казаков под «высокую руку»московского царя. Тогда же боярин Василий Васильевич Бутурлин, окольничий Алферьев и думный дьяк Лопухин отправились в Переяславль, где должны были собраться представители различных слоёв украинского народа. Слух о цели путешествия русских послов быстро распространился, и в городах им устраивали торжественные встречи.

8 января 1654 года в Переяславе состоялась тайная рада(собрание) казацкой старшины», подтвердившая намерение Запорожского войска перейти в подданство России. Затем барабаном начали созывать на раду народ. Хмельницкий вышел вкруг и сказал: «Паны полковники, есаулы, сотники, всё войско Запорожское и все православные христиане! Вот уже шесть лет живём мы без государя, в беспрестанных бранях и кровопролитиях с гонителями и врагами нашими, хотящими искоренить церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей.» Гетман предложил народу выбирать между четырьмя сильными властителями, готовыми принять их под свою защиту: «Первый царь турецкий, второй – хан крымский, третий – король польский, четвёртый есть православный Великой России государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси, самодержец восточный, которого мы уже шесть лет беспрестанными моленьями нашими себе просим.»

 

 

Алексей Михайлович, Божиею милостью Великий Государь Царь и Великий князь, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец.

 

 

 

Дав оценку туркам, татарам  и полякам , гетман, заключил, что кроме

России, «кроме, царской высокой руки, благотишайшего престанища не обрящем; если же кто с нами не согласен, то куда хочет – вольная дорога».

Собравшиеся закричали: «Волим под царя восточного православного! Лучше в своей благочестивой вере умереть, нежели ненавистнику Христову, поганину достаться!» Павел Тетеря, переяславский полковник, стал обходить круг, вопрошая: «Все ли так соизволяете?» – «Все единодушно!» Хмельницкий сказал: «Будь так, да Господь Бог наш укрепит нас под его царскою, крепкою рукою!»Народ ответил: «Боже, утверди! Боже, укрепи! Чтоб мы вовеки все едино были!»

Таким образом произошло воссоединение двух братских народов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Украинско-российский договор.

 

     8 (18) января 1654 года в городе Переяславе состоялась  Переяславская рада, которая приняла решение о воссоединении Украины с Россией. Принятию такого решения способствовала близость языка и культуры украинских и русских народов, общность религии, наличие между ними экономических, политических и культурных связей.

 

 Положение договора:

- Россия обязывалась выставить  на границе отряды с Польшей  (для охраны);

- предусматривались право  войского и запорожского гетмана;

- реестр 65 тысяч человек;

- право гетмана на установление связей с другими государствами.

 

 

Условия украинско-московского  договора 1654 года свидетельствуют об объединении Украины и Московии в своеобразную конфедерацию. Договор между двумя государствами в основном был равноправным ( ( при условии соблюдения взаимовыгоды ). Вместе с тем, он был незаконченным, несовершенным , действовал недолго – несколько лет, поэтому быстро утратил свою силу. В международных отношениях договор удостоверял право на отделение Украины от Польши.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Последствия Переяславской Рады.

 

В результате Переяславской Рады и последовавшей за ней русско-польской войны, часть православного населения Речи Посполитой, присоединившись к Русскому царству, избавилась от национального и религиозного угнетения.

Для России соглашение привело  к приобретению части земель Западной Руси (включая город Киев), что  оправдывало титул российских царей, — государь Всея Руси. Московская Русь становилась собирателем земель со славянским православным населением.

Для Речи Посполитой это соглашение стало началом процессов распада и расчленения, приведших в итоге к полной потере независимости в 1795 г.

Второе Переяславское соглашение было заключено 27 октября 1659 г. между Юрием Хмельницким, сыном Богдана Хмельницкого, и представителями русского царя. Это соглашение ограничило самостоятельность гетьманов и было следствием перехода Выговского на сторону Речи Посполитой.

Воссоединение Украины с  Россией имело огромное историческое значение. Украинский народ объединился  с братским русским народом, с  которым был связан общностью  происхождения и исторического  развития. Воссоединившись с Россией, Украина получила более широкие  возможности развивать сельское хозяйство, ремесло, торговлю. Между  русским и украинским народами неуклонно  росли экономические и культурные связи, укрепилась их дружба в совместной борьбе против западного влияния. В  составе Русского государства украинский народ приобрёл в лице русского народа верного союзника и надёжного  защитника от внешних врагов. Воссоединение  Украины с Россией спасло украинский народ от угрозы порабощения и  уничтожения со стороны шляхетской Польши, султанской Турции и Крымского  ханства и обеспечило последующее  воссоединение Правобережной Украины, происшедшее в конце 18-го столетия.

С 300-летнего расстояния о  событиях того времени русский историк  Гумилёв, Лев Николаевич написал:

«…первостепенное значение имела единая принадлежность России и Украины, массовая поддержка «своих», единоверцев.  Это ощущение единства, как волны о скалу, разбивались  рациональные планы волевых, умных  искателей власти. Два близких  этноса — русский и украинский — соединились не благодаря, а  вопреки политической ситуации, поскольку  народное «волим» или «не волим» неизменно ломало те инициативы, которые не соответствовали логике этногенеза.

Лев Гумилев, «От Руси к  России».

  1. Список литературы.

 

 

    1. Пётр Толочко. «Переяславская рада — исторический выбор украинского народа».
    2. Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех тт. Т. 3, М., 1954. С. 373.
    3. Ригельман А. И. "Летописное повествование о Малой России.
    4. В. А. Смолий, В. С. Степанков. Украинская национальная революция XVII ст. (1648—1676 гг.). — Киев: «Альтернативы», 1999. — С. 182 (укр.).
    5. Решение Земского собора о воссоединении Украины с Россией 1 октября 1653 г. // Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. — М.: «Юридическая литература», 1985. — Т. 3. Акты Земских соборов.
    6. Греков И., Королюк В., Миллер И. Воссоединение Украины с Россией в 1654 — М.: Госполитиздат, 1954. — Гл. IV.
    7. Мышко Д. И. К 300-летию воссоединения Украины с Россией. Переяславская рада 1654 года // «Вопросы истории» — М., 1953. — № 12. — С. 19−28.
    8. ISBN 5-17-012201-2| Эта точка зрения Гумилева подробно поддерживается обширным текстом в книге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе История украинского общества реферат(Переяславская рада 1654 г.)