Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:03, реферат
Проживавшее в Речи Посполитой русское православное население подвергалось национальному и религиозному гнёту со стороны поляков-католиков. Протест против гнёта выливался в периодически возникающие восстания. В этих условиях Россия выглядела естественным союзником повстанцев. Впервые за помощью к России обратился гетман реестровых казаков Криштоф Косинский, возглавлявший восстание против польской шляхты в 1591—1593 годах. Позже, после отказа Сигизмунда III удовлетворить требования об увеличении реестра, посольство гетмана Петра Сагайдачного во главе с Петром Одинцом просило принять Войско Запорожское в русское подданство. В 1622 году епископ Исаия Копинский предложил русскому правительству принять православное население Украины в российское подданство. В 1624 году о том же просил митрополит Иов Борецкий.
Исторические предпосылки.………………...…………...……………....стр. 3
Решение Земского Собора 1653 г……………………………………. стр. 4-5
Подготовка Переяславской Рады……………………………………….. стр. 6
Переяславская Рада 1654 г……………………………………………..стр. 7-8
Украинско-российский договор………………………………………стр. 9-10
Последствия Переяславской Рады…………………………………….....стр.11
Список литературы……………………………………………………….стр.12
Содержание
1.Исторические предпосылки.
Проживавшее в Речи Посполитой русское православное население подвергалось национальному и религиозному гнёту со стороны поляков-католиков. Протест против гнёта выливался в периодически возникающие восстания. В этих условиях Россия выглядела естественным союзником повстанцев. Впервые за помощью к России обратился гетман реестровых казаков Криштоф Косинский, возглавлявший восстание против польской шляхты в 1591—1593 годах. Позже, после отказа Сигизмунда III удовлетворить требования об увеличении реестра, посольство гетмана Петра Сагайдачного во главе с Петром Одинцом просило принять Войско Запорожское в русское подданство. В 1622 году епископ Исаия Копинский предложил русскому правительству принять православное население Украины в российское подданство. В 1624 году о том же просил митрополит Иов Борецкий.
В 1648 году вспыхнуло крупное восстание под руководством Богдана Хмельницкого. Восставшие состояли преимущественно из казаков, а также из мещан и крестьян. Ряд одержанных побед над польским войском позволил им заключить с Варшавой Зборовский мирный договор, предоставивший казакам автономию. Вскоре, однако, война возобновилась на этот раз неудачно для повстанцев, которые потерпели в июне 1651 года тяжёлое поражение под Берестечком. В 1653 году Хмельницкий, видя невозможность победы восстания, обратился к России с просьбой принять Запорожское казачество в её состав. Осенью 1653 г. Земский собор, проходивший в Москве, принял решение о принятии в подданство Русского царя Запорожского казачьего Войска, а 23 октября (2 ноября) 1653 г. русское правительство объявило войну Речи Посполитой.
2. Решение Земского Собора 1653 г.
<…>А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем Войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государ царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси иизволил того гетьмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государ скую высокую руку для православне християнские веры и святых божих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполигая на православную християнскую веру и на святые божий церкви восстали и потятих искоренить, и для того, что они, гетьман Богдан Хмельницкй и все Войско Запорожское, присылали к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю веса Русии бити челом многижда, чтоб он, великий государь, православне християнские веры искоренить и святых божих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, веселих принята под свою государ скую высокую руку. А будет государьих не пожалует, под свою государскую высокую руку принята не изволит, и великий бы государь для православне християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, веселих помирит через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен.
И по государеву указу, а по их челобитью государевы великиепослы в от-ветех паном раде говорили, чтоб король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную християн скую веру не гонили, и церквейбожиих не отнимали, и неволиимни в чем не чинили, а ученили б мир по Зборовскому договору.
А великий государ его царское величество для православне християнские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит: тем людем, которые в его государскомимянованье в прописках объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ниво что и в миру с черкасы отказали. Да и потому доведетца их принять: в присяге Яна Казимера короля написано, что ему в вере християнской остеретата и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданых своих от всякия верности и послушанья чинит свободными.
И он, Ян Казимер, тое своей присяги не здвржал, и на православную християн скую веру греческогозаконавостал, и церкви божий многие разорил, а в-ыных унию учинил. И чтоб их не отпустить в підданство турскомусалтануиликрымскому хану, потому что они стали ныне присягою королев скою вольные люди.
И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять…>>
Решение Земского Собора от 1 октября 1653.
3.Подготовка Переяславской Рады.
Для ведения переговорного процесса между Русским государством и восставшими казаками в Переяславщину из Москвы 9 (19) октября 1653 г. отправилось большое посольство во главе с боярином В.Бутурлиным. В составе московского посольства также были окольничий И.Алферьев, дьяк Л.Лопухин и представители духовенства.
Местом проведения генерального военного совета был избран г. Переяслав, куда посольство прибыло 31 декабря 1653 г. (10 января 1654 г.). Б.Хмельницкий вместе с генеральной старшиной прибыл 6 (16) января 1654 г.
4.Переяславская Рада 1654 г.
1 октября 1653 года Земский
собор принял решение
8 января 1654 года в Переяславе состоялась тайная рада(собрание) казацкой старшины», подтвердившая намерение Запорожского войска перейти в подданство России. Затем барабаном начали созывать на раду народ. Хмельницкий вышел вкруг и сказал: «Паны полковники, есаулы, сотники, всё войско Запорожское и все православные христиане! Вот уже шесть лет живём мы без государя, в беспрестанных бранях и кровопролитиях с гонителями и врагами нашими, хотящими искоренить церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей.» Гетман предложил народу выбирать между четырьмя сильными властителями, готовыми принять их под свою защиту: «Первый царь турецкий, второй – хан крымский, третий – король польский, четвёртый есть православный Великой России государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси, самодержец восточный, которого мы уже шесть лет беспрестанными моленьями нашими себе просим.»
Алексей Михайлович, Божиею милостью Великий Государь Царь и Великий князь, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец.
Дав оценку туркам, татарам и полякам , гетман, заключил, что кроме
России, «кроме, царской высокой руки, благотишайшего престанища не обрящем; если же кто с нами не согласен, то куда хочет – вольная дорога».
Собравшиеся закричали: «Волим под царя восточного православного! Лучше в своей благочестивой вере умереть, нежели ненавистнику Христову, поганину достаться!» Павел Тетеря, переяславский полковник, стал обходить круг, вопрошая: «Все ли так соизволяете?» – «Все единодушно!» Хмельницкий сказал: «Будь так, да Господь Бог наш укрепит нас под его царскою, крепкою рукою!»Народ ответил: «Боже, утверди! Боже, укрепи! Чтоб мы вовеки все едино были!»
Таким образом произошло воссоединение двух братских народов.
5.Украинско-российский договор.
8 (18) января 1654
года в городе Переяславе
Положение договора:
- Россия обязывалась выставить на границе отряды с Польшей (для охраны);
- предусматривались право войского и запорожского гетмана;
- реестр 65 тысяч человек;
- право гетмана на установление связей с другими государствами.
Условия украинско-московского договора 1654 года свидетельствуют об объединении Украины и Московии в своеобразную конфедерацию. Договор между двумя государствами в основном был равноправным ( ( при условии соблюдения взаимовыгоды ). Вместе с тем, он был незаконченным, несовершенным , действовал недолго – несколько лет, поэтому быстро утратил свою силу. В международных отношениях договор удостоверял право на отделение Украины от Польши.
В результате Переяславской Рады и последовавшей за ней русско-польской войны, часть православного населения Речи Посполитой, присоединившись к Русскому царству, избавилась от национального и религиозного угнетения.
Для России соглашение привело к приобретению части земель Западной Руси (включая город Киев), что оправдывало титул российских царей, — государь Всея Руси. Московская Русь становилась собирателем земель со славянским православным населением.
Для Речи Посполитой это соглашение стало началом процессов распада и расчленения, приведших в итоге к полной потере независимости в 1795 г.
Второе Переяславское соглашение было заключено 27 октября 1659 г. между Юрием Хмельницким, сыном Богдана Хмельницкого, и представителями русского царя. Это соглашение ограничило самостоятельность гетьманов и было следствием перехода Выговского на сторону Речи Посполитой.
Воссоединение Украины с
Россией имело огромное историческое
значение. Украинский народ объединился
с братским русским народом, с
которым был связан общностью
происхождения и исторического
развития. Воссоединившись с Россией,
Украина получила более широкие
возможности развивать сельское
хозяйство, ремесло, торговлю. Между
русским и украинским народами неуклонно
росли экономические и
С 300-летнего расстояния о событиях того времени русский историк Гумилёв, Лев Николаевич написал:
«…первостепенное значение имела единая принадлежность России и Украины, массовая поддержка «своих», единоверцев. Это ощущение единства, как волны о скалу, разбивались рациональные планы волевых, умных искателей власти. Два близких этноса — русский и украинский — соединились не благодаря, а вопреки политической ситуации, поскольку народное «волим» или «не волим» неизменно ломало те инициативы, которые не соответствовали логике этногенеза.
Лев Гумилев, «От Руси к России».
Информация о работе История украинского общества реферат(Переяславская рада 1654 г.)