История экономических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 17:57, контрольная работа

Краткое описание

«Книга о скудости и богатстве», написанная Иваном Тихоновичем Посошковым (1652–1726), была опубликована лишь спустя сто с лишним лет после его смерти. Она вошла в историю как одно из выдающихся произведений российской экономической мысли. Посошкова называют одним из первых русских экономистов, смелым и оригинальным представителем мировой экономической мысли, выступившим с развернутой программой подъема производительных сил России.

Посошков придерживался взглядов на ход экономического развития, известных под названием «меркантилизм». Это была не столько теоретическая система, сколько система прогрессивных преобразований, подъема и возрождения производства, совершенствования управления.

Вложенные файлы: 1 файл

готовое.docx

— 38.06 Кб (Скачать файл)

1. В чём И.Т. Посошков видел причины "скудности" и что предлагал сделать в целях подъёма производительных сил России, умножения её "богатства"?

    «Книга  о скудости и богатстве», написанная Иваном Тихоновичем Посошковым (1652–1726), была опубликована лишь спустя сто с лишним лет после его смерти. Она вошла в историю как одно из выдающихся произведений российской экономической мысли. Посошкова называют одним из первых русских экономистов, смелым и оригинальным представителем мировой экономической мысли, выступившим с развернутой программой подъема производительных сил России.

    Посошков  придерживался взглядов на ход экономического развития, известных под названием «меркантилизм». Это была не столько теоретическая система, сколько система прогрессивных преобразований, подъема и возрождения производства, совершенствования управления.

    Работа  Посошкова – плод длительных размышлений о причинах «скудости» и «неисправ», путях всестороннего обновления великой России. Причины «неправды» и «неисправностей» автор видит в произволе и безнаказанности обладающих властью, в небрежении к условиям жизни крестьян, мастеровых людей, в подрыве «охоты к мастерству», в излишествах и расточительстве дворянства, в засилье иностранных купцов.

    Будучи  сам разносторонним умельцем, предпринимателем и купцом, Посошков стремится обосновать практические меры, направленные на устранение скудости и умножение народного богатства. «В коем царстве люди богаты, то и царство то богато» – такова узловая идея «доношения», с которым выступил радетель об «исправлении всех «неисправ».

    Одна  из главных мер – производительный труд, устранение праздности и излишеств, труд с «прибытком». Нужно поощрять ремесло, поддерживать отечественную торговлю. Царю через «расположение указное» нужно регламентировать труд помещичьих крестьян, размер оброка, отделить крестьянскую землю от помещичьей.

    Посошков  предлагал отменить подушную подать, укрепить финансы путем введения всеобщего поземельного налога.

    Во  внешней торговле необходимо создавать  купеческие компании, куда вовлекать  и небогатых, маломощных купцов. Держать  единую цену и условия продажи  иностранцам. Вывозить не сырье, не лен  и пеньку, а полотна и миткали. Насаждать крупную промышленность; поднимать грамотность населения; обучать ремеслам. Строить заводы на средства казны, отдавать их в аренду, «чтобы люди богатились, а и царская  казна множилась».

    В оценках и предложениях Посошкова  можно найти противоречия, несогласованности. Он сторонник жестких, принудительных мер регламентации. Но его программа в целом для своего времени прогрессивна и прагматична. Это яркий и оригинальный манифест экономического подъема, умножения национального богатства России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. В чём вы видите  эволюцию теоретических  положений английской  классической школы  на завершающем  этапе её развития?

      Классическая  школа политической экономии зародилась в Англии в конце XVII в. - начале XVIII в. в период буржуазной перестройки   промышленного производства, когда  господство торгового капитала    сменилось господством промышленного  капитала. “Классики”, по существу, заново сформулировали и предмет, и метод  изучения экономической теории.

      Условно эволюцию классической школы можно представлять поэтапно.  
 I этап берет начало от У. Петти и продолжается до А. Смита. (II пол. 17 в. – послед. треть 18 в. Сюда можно отнести и физиократов.  
 II этап с послед. трети 18 в. до 30 гг. XIX в и связан с именем и трудами Адама Смита.  
 III этап эволюции классической школы первая половина XIX в., когда в ряде стран завершается промышленный переворот (Ж.Б.Сей, Д.Рикардо, Т.Мальтус, и др.)  
 IV этап, завершающий, охватывает вторую половину XIX века, в течение которого Дж. С. Миль и К. Маркс обособили лучшее достижения классической школы.

      Время ее завершения рассматривается с  двух теоретико-методологических позиций. Одна из них — марксистская —  указывает на период первой четверти XIX в., и завершителями школы считаются  английские ученые А. Смит и Д. Рикардо. По другой — наиболее распространенной в научном мире — классики исчерпали себя в последней трети XIX в. трудами Дж. С. Милля. Коротко суть этих позиций такова.  

      Согласно  марксистской теории утверждается, что  классическая политическая экономия завершилась  в начале XIX в. и сменилась «вульгарной  политической экономией» потому, что  родоначальники последней — Ж. Б. Сэй и Т. Мальтус — ухватились, по словам К. Маркса, «за внешнюю  видимость явлений и противоположность  закону явления». При этом главным  аргументом, обосновывающим избранную  позицию, автор «Капитала» считает  «открытый» им же «закон прибавочной стоимости». Этот «закон», по его мысли, вытекает из центрального звена учения А. Смита и Д. Рикардо — трудовой теории стоимости, отказавшись от которой «вульгарный экономист» обречен стать апологетом буржуазии, пытающимся скрыть эксплуататорскую сущность в отношениях присвоения капиталистами создаваемой рабочим классом прибавочной стоимости.

      Вывод К. Маркса однозначен: «классическая  школа» убедительно раскрывала антагонистические  противоречия капитализма и подводила  к концепции бесклассового социалистического  будущего. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Каково значение  социальных мероприятий,  проводившихся   Р. Оуэном в  Нью - Лэнарке?

     Роберт  Оуэн (1771-1858) – один из представителей английского утопического социализма. Первые формы утопического социализма возникли еще в период античности и средневековья.

     Оуэн, будучи еще ребенком, начал работу в мануфактурной лавке и постепенно со временем дошел до должности директора на прядильной фабрике.  Под впечатлением таких мыслителей, как Руссо, Локк и Гоббс, Роберт Оуэн начинает проводить различные социальные мероприятия в Нью – Лэнарке.

     Ученый  считал, что человек – продукт  общества и окружающей его среды, поэтому все недостатки человека, вначале, исходят от этой среды и общества. Измените, условия общественной жизни, улучшите общественный строй, тогда изменятся и нравы людей – таков был вывод Оуэна. Он стремился к уничтожению классовых противоречий и установлению социального равенства между людьми. Разумное социалистическое общество возникает не из борьбы, а явится в результате познания истины. Оуэн рассматривал идеалистически историю как постепенный прогресс в человеческом сознании. Экономический кризис с 1815 года по 1817 год породил у Оуэна критику ко всему капитализму. Кроме того, участвуя в комиссиях по исследованию положения детей на фабриках, он видел ужасные картины эксплуатации детского труда в некоторых европейских странах. Поэтому был подготовлен и принят закон, согласно которому на английские фабрики стали принимать детей по достижении им 10 – летнего возраста.

     Позже Оуэну удалось:

  • сократить продолжительность рабочего дня до 10 ½ часов, в то время, как на других предприятиях продолжительность его доходила до 13-14 часов;
  • повысить заработную плату рабочим;
  • организовать определенную систему воспитательных и образовательных заведений и для детей, и для взрослых.

     Под столь сильным и положительным  влиянием рабочий поселок в Нью  – Лэнарке стал образцом дружного общества. В своей первой работе «Новый взгляд на общество или опыт об образовании характера» (1813-1814) Оуэн изложил ньюлэнаркский опыт и принципы, которыми руководствовался в своей деятельности. В докладе парламентскому комитету по борьбе с безработицей населения Р.Оуэн выдвинул план организации трудовых коммун – общин без частной собственности, духовенства и властей. Оуэн выступал за создание коммунистического общества, но без революционных потрясений. В 1825 году ему даже удалось создать коммунистическую колонию «Новая Гармония» в Америке, позже были созданы «Орбистон» и «Мизеруэлл», но вскоре они распались, так как не выдержали столкновения с капиталистическим укладом экономики. Однако позиция Роберта Оуэна в те годы была слишком категоричной и злободневной для многих. Оуэн смог заработать состояние, будучи капиталистом, и разориться, когда начал работать в направлении социальных преобразований.

      Мечтая  о новом, социалистическом строе, ячейкой  которого должна была явиться небольшая  община, Оуэн решительно отвергал революционную  борьбу. Социалистическое преобразование общественных отношений, по его мнению, не может быть произведено путем  насильственной революции. Он возлагал надежды на инициативу правящих классов  и правительства, обращаясь к  их содействию в установлении разумного  общественного стоя.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Какие условия  необходимы для  достижения состояния  равновесия в рыночной  экономике (по  Л. Вальрасу)?

      Леон  Вальрас занимался проблемой общего экономического равновесия. Ее основной смысл можно свести к трем вопросам:

      1) достижимо ли рыночное равновесие на деле;

      2) является ли это равновесие (если оно достижимо) устойчивым;

      3) каковы условия устойчивости равновесия?

      Вальрас исходил из того, что решение проблемы может быть достигнуто с использованием математического аппарата. Построив довольно сложную систему взаимосвязанных уравнений, он доказывает, что система «равновесности» может быть достижима как некий «идеал», к которому стремится конкурентный рынок.

      Весь  экономический мир Вальрас разделил на две большие группы: фирмы и домохозяйства. Фирмы выступают на рынке факторов как покупатели и на рынке потребительских товаров как продавцы. Домашние хозяйства – владельцы факторов производства – выступают в роли их продавцов и в то же время как покупатели потребительских товаров (рис. 1).

Рис. 1. Схема общего равновесия 

      В этой модели роли продавцов и покупателей  постоянно меняются. Все расходы производителей товаров превращаются в доходы домашних хозяйств, а все расходы домашних хозяйств – в доходы производителей (фирм).

      Цены  факторов зависят от объемов производства, от спроса, а значит, от цен на производимые товары. В свою очередь, цены на товары зависят от факторных цен.

      Для нормального функционирования системы  должно устанавливаться соответствие между спросом и предложением (факторов и товаров). Цены факторов должны соответствовать издержкам фирм; доходы фирм – «сочетаться» с расходами домашних хозяйств.

      Состояние равновесия предполагает наличие трех условий:

      – во-первых, спрос и предложение факторов производства равны; на них устанавливается постоянная и устойчивая цена;

      – во-вторых, спрос и предложение товаров (и услуг) равны и реализуются на основе постоянных, устойчивых цен;

      – в-третьих, цены товаров соответствуют издержкам производства.

      Первые  два условия предполагают равенство  пропорций обмена. Третье условие  выражает равновесие в сфере производства.

      Равновесие  является устойчивым, ибо на рынке  действуют силы, выравнивающие отклонения и восстанавливающие «равновесность». Промежуточные, «неверные» цены постепенно исключаются. Этому способствует развитие свободной конкуренции.

      Теоретическая модель Вальраса послужила основой  дальнейшего развития важнейших разделов экономической науки, опирающихся на математическое обоснование социально-экономических соотношений и взаимосвязей.

      Теория  Вальраса выдвинула на повестку дня изучение составляющих экономического равновесия, пропорций между важнейшими секторами и рынками в статике и динамике, выявление предпосылок и методов преодоления возникающих нарушений. 
 
 
 

5. Каковы отличительные  черты социального  рыночного хозяйства?

      Характерные отличительные черты социального  рыночного хозяйства:

      - свобода ценообразования и стабильность  денежного обращения;

      - конкуренция без монополий;

      - неприкосновенность частной собственности; 

      - экономическая самостоятельность  и ответственность предприятий;

      - ограниченное экономическое влияние  государства на экономику, которое   обеспечивает три свободы:

      1) свободу рынка;

      2) свободу конкуренции;

      3) свободу от монополий.

      Впоследствии  неолибералы выдвинули новую, современную  теорию "сформированного общества", где благосостояние каждого члена  неразрывно связано с вкладом  в прибыль, а государство является автономным "сувереном", которое  заботится о сохранении всеобщего  благосостояния. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе История экономических учений