История 1960год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

Тема о социальном неравенстве важна, так как высокий уровень бедности и экономического неравенства относятся к числу узловых проблем российского общества. Любые социально-экономические инициативы государства - идет ли речь о мерах борьбы с бедностью, о реформировании системы льгот, законах об ипотеке и изменении критериев бесплатного предоставления жилья - должны опираться на адекватное представление о существующем в обществе уровне бедности и его дифференциации.

Разрыв растет между богатыми и бедными. Между тем, все большее число трудящихся видят, что их доходы капли. Они либо работают дольше и тяжелее за меньшую плату или они хватаются за любую работу - все больше неполный рабочий день и временные. Сущность неравенства заключается в том, что существуют национальные богатства, доступ к которым имеет совершенное меньшинство, которое и получает большую часть доходов. Экономическое неравенство в корне связано с нашей рыночной системе.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………..3

Глава 1 Теоретическое исследование социального неравенства и бедности в рыночной экономике……………………………………………………………...5

1.1 Сущность социального неравенства и его причины………………….…. ..9

1.2 Понятие, причины и критерии бедности……………………….……….………10

1.3 Социально-экономические последствия бедности…………………….…13

Глава 2 Решение проблемы социального неравенства в развитых странах и возможность его применения в России……………………………………...…16

2.1. Модели решение социальных проблем в развитых странах……………….

2.2. Российская практика сглаживания доходов и социальной защиты населения…………………………………………………………………………21

Заключение………………………………………………………………………25
Используемая литература……………………………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

1)поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума;

2)создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

3)снижения уровня социального неравенства;

4)повышения доходов населения.

     Обеспечение минимальных социальных гарантий - важное направление социальной защиты - оно качественно отличается от других тем, что оно призвано обеспечить независимо от материального положения и социальных рисков равный доступ граждан страны к базовым социальным благам и государственную гарантию удовлетворения минимальных потребностей населения.

      Система минимальных гарантий охватывает все основные направления и формы социально-трудовых отношений - от установления минимальной оплаты труда до определения минимальных размеров конкретных выплат.

Для решения проблемы бедности государству и общественным организациям недостаточно просто проводить социальные программы по поддержке малоимущих, а нужно еще и стимулировать увеличение числа представителей среднего класса. По моему мнению, начинать решение проблемы бедности в России надо с того, чтобы государство помогало бедным зарабатывать себе на жизнь. То есть надо создавать условия для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения на трудовой основе. Для этого необходимо поддерживать развитие малого бизнеса; создавать крупные государственные проекты, в которых могут быть задействованы ныне безработные граждане; создание временных рабочих мест. Так же нельзя забывать о гражданах из уязвимых групп, таких как инвалиды, престарелые, многодетные семьи и т.д. Учитывая то, что данные группы населения не могут обеспечить себя самостоятельно в виду различных причин, то для преодоления бедности им необходима мощная поддержка государства, выраженная в различных пособиях, льготах и другой материальной поддержке. Так же помощью для данных категорий населения могло бы оказаться создание рабочих мест, где они бы могли реализовать себя в меру своих ограниченных возможностей.

      Таким образом, в данной главе мы рассмотрели картину бедности и экономического неравенства в России с точки зрения экономики. Были рассмотрены и проанализированы особенности, тенденции, динамика и результаты неравенства, а также рассмотрены количественные оценки, причины и последствия бедности в российской экономике, показаны основные направления социальной защиты населения.


Заключение

 

 

 

      Бедность значительной части населения на протяжении ряда лет продолжает оставаться одной из главных социальных угроз успешного развития общества. Экономические реформы, происходящие в нашей стране в течение последних лет, серьезно изменили социальную структуру общества. Произошло стремительное социальное расслоение, появились слои очень богатых и крайне бедных граждан. Подавляющее большинство людей лишились социальной защиты государства, и оказались перед необходимостью приспосабливаться к жизни в условиях рыночной нестабильности. В этих условиях появление большого количества бедных людей оказалось неизбежным. Неудовлетворение минимальных потребностей человека (семьи) считается бедностью. Неудовлетворение потребности может вести либо к изменению нормальной жизнедеятельности человека, либо к его гибели. Бедность ведёт к самым негативным последствиям как для общества, так и для экономики. Поэтому борьба с ней является первоочередной задачей. Можно прийти к выводу, что бедность нельзя искоренить полностью. Однако это не означает, что с бедностью не надо бороться. Соответствующие усилия предпринимались и предпринимаются. Для решения проблемы бедности государству и общественным организациям недостаточно просто проводить социальные программы по поддержке малоимущих, а нужно еще и стимулировать увеличение числа представителей среднего класса. По моему мнению, начинать решение проблемы бедности в России надо с того, чтобы государство помогало бедным зарабатывать себе на жизнь. То есть надо создавать условия для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения на трудовой основе. Для этого необходимо поддерживать развитие малого бизнеса; создавать крупные государственные проекты, в которых могут быть задействованы ныне безработные граждане; создание временных рабочих мест. Так же нельзя забывать о гражданах из уязвимых групп, таких как инвалиды, престарелые, многодетные семьи и т.д. Учитывая то, что данные группы населения не могут обеспечить себя самостоятельно в виду различных причин, то для преодоления бедности им необходима мощная поддержка государства, выраженная в различных пособиях, льготах и другой материальной поддержке. Так же помощью для данных категорий населения могло бы оказаться создание рабочих мест, где они бы могли реализовать себя в меру своих ограниченных возможностей.

       Комплексная методология снижения уровня бедности должна включать конкретизацию цели, анализ ситуации с бедностью в контексте социально-экономического неравенства, определение задач, разработку нормативов их решения в нашей стране. С учётом остроты имеющихся проблем, надо определить содержание мер, направленных на снижение бедности и повышение уровня жизни населения. В первую очередь важны те из них, которые непосредственно влияют на рост уровня потребления населения, доступность благ и их качество, приводят к развитию человеческого потенциала. Также необходимо разрабатывать региональные целевые программы снижения бедности, повышения уровня и качества жизни. Это позволит в полной мере реализовать новые социальные полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации перед жителями соответствующих регионов, учитывать на местах те особенности бедности, которые не могут быть предусмотрены в общероссийской программе. Это позволит скоординировать усилия государственных органов и чётко распределить их функции.

      Проблема в том, что в России отсутствует достоверная статистика доходов. В основном существующие данные опираются на статистику расходов, т. е. расходы населения принимаются за доходы. Но на самом деле доходы и расходы – совершенно разные характеристики. Допустим, человек получает высокую заработную плату, но откладывает деньги на дом. Соответственно, откладывая сбережения, он расходует небольшую часть своих доходов, и по этому показателю может оказаться даже бедным человеком. Можно привести и обратный пример: человек много лет копил на дом и наконец-то его приобрел. Может быть, он и небогат, но по показателям расходов в месяц покупки попадет в группу очень обеспеченных людей. 
     Другая методологическая проблема состоит в том, что российское статистическое агентство оценивает неравенство и дифференциацию по доходам на основе определенной математической модели, которая, нечувствительна к изменениям, происходящим в настоящее время в нашей стране. Кажется, что существует зазор между измерениями и реальными изменениями. Но в каких случаях мы имеем дело с эффектом отсутствия этих изменений, а в каких с недостаточной чувствительностью методов измерения? – в этом вопросе надо разбираться отдельно.
      Формирование и распределение доходов в условиях рынка строятся на том, что каждый собственник факторов производства получает свой доход в зависимости от спроса на предлагаемый ресурс и предложения этого ресурса на рынке. 
     Крупнейшие экономисты Запада признают неравенство в распределении доходов и богатства. Причем под богатством они понимают имеющееся движимое и недвижимое имущество, деньги, ценные бумаги, а под доходом – общую сумму денег, заработанную или полученную другим путем в течение какого-либо периода.
     Проблема распределения доходов имеет два аспекта: функциональное распределение и личное распределение. Функциональное распределение доходов связано со способом, которым денежные доходы общества делятся на заработную плату, ренту, процент и прибыль. Личное распределение доходов связано со способом, которым совокупный доход общества распределяется среди отдельных домохозяйств.
      Существует несколько способов оценки неравенства распределения доходов. В работе рассмотрены кривая Лоренса и коэффициент Джини.
     Формирование и распределение доходов в рыночной экономике происходит при непосредственном участии государства, которое практически во всех экономически развитых странах осуществляет государственное регулирование этими процессами. Государство берет на себя ответственность обеспечения права человека на определенный стандарт благополучия в данном обществе и социальную защиту каждого члена общества. Государство уменьшает неравенство в распределении доходов за счет трансфертных платежей и налоговой политики. Система поддержания уровня дохода в обществе включает программу социального страхования и программу государственной помощи.
     Существует несколько взглядов на распределение благ: эгалитарный, утилитаристский и рыночный. 
     Правительства промышленно развитых стран не стали дожидаться окончания теоретических споров относительно справедливого распределения доходов, тем более что в дискуссии по вопросам нормативного характера некому вынести суждение, обладающее статусом абсолютной истины. Практика показала, что существование обширных зон нищеты чревато многими отрицательными последствиями для стабильного и устойчивого роста экономики, правопорядка, морального здоровья и т.п. В сущности, это очевидно в рамках здравого смысла и политического прагматизма лидеров, не желающих социальных потрясений в обществе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

 

1 Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: «ИНФРА-М», 2003. - 714 с.- ISBN 5-16-000300-2.

2 Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Изд. СПб. ГУЭФ, Изд. «Питер», 2000. - 544 с.- ISBN 5-7749-0062-2.

3 Экономическая теория: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.С. Булатова. - М.: «Экономистъ», 2003. - 896 с.- ISBN 5-98118-031-5.

4 Курс экономической теории: учебное пособие / Под ред. А.В. Сидоровича. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2007. - 1040 с.- ISBN 978-5-8018-0335-7.

5 Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства (политическая экономия): Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. - М.: «Банки и биржи», «ЮНИТИ», 1998. - 326 с.- ISBN 5-238-00031-6.

6 Роик, В.П Бедность: причины, следствия, пути преодоления/ В. Роик// Человек и труд.- 2010.- № 1.- с.17-21.

7 Кузнецова, Е.Н. Бедность в России: приоритетные направления решения проблемы/ Е.Н. Кузнецова// Человек и труд.- 2009.- №7.- с.19-24.

8 Богомолова, Т.Ю. Бедность в современной России: масштабы и территориальная дифференциация/ Т.Ю. Богомолова// ЭКО.- 2010.- № 11.- с. 41-56.

9 Васильева, Е.В., Куклин, А.А., Леонтьева, А.Г. Социальная защита населения, её роль в повышении качества жизни в регионах России/ Е.В. Васильева, А.А. Куклин, А.Г. Леонтьева// Уровень жизни населения регионов России.- 2010.- № 9.- с.22-31.

 

23

 



Информация о работе История 1960год