Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 21:43, реферат
Процесс возникновения права так же сложен, как и процесс возникновения государства. И протекают оба этих процесса одновременно. Если отталкиваться от положения, что реализация права обеспечивается государством, то приходится признать, что право не может возникнуть раньше государства. Естественно, и в догосударственный период имелись нормы, регулирующие отношения в обществе: нормы морали, религиозные нормы, нормы обычаев
Курганский государственный университет
Исторический факультет
Источники древнерусского права: обычное право, княжеское законодательство, договоры Руси с Византией, княжеские и церковные уставы.
Реферат
Выполнила: Кочергина Екатерина
Проверил: Менщиков В. В.
Курган
2012 год
Древнерусское право
Глава 1. Источники права
Процесс возникновения права так же сложен, как и процесс возникновения государства. И протекают оба этих процесса одновременно. Если отталкиваться от положения, что реализация права обеспечивается государством, то приходится признать, что право не может возникнуть раньше государства. Естественно, и в догосударственный период имелись нормы, регулирующие отношения в обществе: нормы морали, религиозные нормы, нормы обычаев. Они соблюдались, прежде всего, благодаря авторитету традиций, общественного мнения и религиозных верований. Эта сила была, пожалуй, сильнее угрозы наказания со стороны государства.
Обычное право.
Как и у других народов, один из главных источников права у славян – обычай. Обычаи, или устойчивые правила поведения, формируются уже на этапе догосударственного развития, в условиях родоплеменных отношений. Отношение государства к обычаям племенного строя было неодинаково. Одни обычаи регулировали отношения, в которые государство не считало нужным вмешиваться, предоставляя населению самому решать, соблюдать их или не соблюдать. Когда часть обычаев превращается в норму поведения и общины или их старейшины начинают принуждать к исполнению этих норм своих сочленов, можно говорить о появлении обычного права. Обычное право выражается в юридических действиях, в их однообразном повторении. Оно выражается также в юридических сделках или судебных и в словесных формулах. Другие обычаи оказались вредными в новых условиях, и государство всеми силами стремилось их изжить. Итак, нормы догосударственного периода как бы плавно врастают в право.
Среди норм обычного права, регулирующих имущественные отношения, выделяются нормы, регулирующие отношения между купцами. Купцы были связаны единством профессиональных интересов. Внутри их сообщества складывались свои нормы поведения, основанные на солидарности интересов, взаимном доверии. В ряде случаев купцы не пользовались сугубо формальными способами заключения договоров. В результате из норм обычаев, действовавших в среде купечества, создавалось торговое обычное право. В ряде случаев государство издает специальные нормативно-правовые акты, включающие нормы торговых обычаев. Из обычаев торгового оборота, нормативно-правовых актов, принятых на их основе, постепенно начинает складываться торговое право, являющееся подотраслью гражданского.
В области публичного права нормами обычного права определялись порядок деятельности органов государства и их компетенция, порядок формирования войска, сбор налогов и пр.
Обычное право как источник права удобен своей консервативностью: его нормы широко известны и привычны. Однако экономическое, социальное и политическое развитие общества требует урегулирования тех отношений, которые были неизвестны ранее или способ регулирования которых должен измениться. Здесь обычное право как источник права не подходит: его нормы складываются слишком медленно, а изменить старые практически невозможно.
В то же время обычное право, не будучи закреплено в законе, способно изменяться вместе с жизнью. К древнейшим нормам обычного права восточных славян относились кровная месть, круговая порука, умыкание невесты, многожёнство, особая словесная форма заключения договора, наследование в кругу семьи и др. Часть их мы обнаруживаем в древнерусском законодательстве уже в качестве норм публичного права, часть их видоизменяется, некоторые утрачиваются. Кровная месть, к примеру, запрещается в XI в. и заменяется денежным штрафом.
Княжеское законодательство
Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в. Уставы Владимира Святославича, Ярослава, внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право.
Устав Владимира определял взаимоотношения княжеской власти с церковью. Он предусматривал установление налога в пользу церкви, так называемой десятины. Во времена Владимира церковное землевладение ещё не получило развития, поэтому тогда десятина являлась основным источником дохода духовенства. Церковь по Уставу получала право суда в отношении духовенства и всех людей подвластных церкви. Кроме того, перечислялись дела, которые рассматривались церковным судом в отношении любых лиц. К компетенции церкви относились главным образом дела в области семейно-брачных отношений.
Устав Ярослава посвящался главным образом семейно-брачным отношениям, преступлениям против семьи и нравственности. Почти все наказания имущественного характера. Только в одном случае предусматривалась смертная казнь - ст. 13 Устава. В этой статье устанавливалась ответственность мужа за двоежёнство. Это наказание 40 гривен в пользу епископа, а незаконная жена заключалась в монастырь. Если же муж причинял зло своей законной жене, то в этом случае, возможно было применение смертной казни. В Устав Ярослава встречаются статьи, которые носят ярко выраженный классовый характер. За изнасилование и оскорбление женщины устанавливался штраф, размер которого зависел от положения потерпевшей. Если потерпевшая была женой или дочерью боярина, то наибольшая сумма. Если малого боярина, то меньше, если простого человека, то ещё меньше.
Договоры Руси с Византией
Первые известные международные договоры Древней Руси, были заключены в 911, 944, 971, 1043 годах. Сохранились только древнерусские тексты договоров, переведённые с греческого языка на старославянский и дошедшие в составе «Повести временных лет». Источник древнерусского права – право византийское, его рецепция, а через него – частично и права римского. Принятие христианства Русью, усвоение христианской культуры, более тесное общение с Византией и другими странами произвели настоящий переворот во всех сферах правовой жизни Древней Руси. Обычное право во многом прямо противоречило учению христианской морали и церковному праву и должно было подвергнуться пересмотру. С христианством на Русь пришла церковь со своими каноническими законами, со своими служителями, начиная с митрополитов-греков и кончая духовными лицами менее высокого ранга.
На протяжении двух последующих столетий, XI и XII , Русь усваивала чужое право, приспосабливая его к условиям местной жизни. На Русь в то время хлынул поток переводной греческой литературы, как светского, так и религиозного содержания: евангелия, жития святых, хроники, апокрифические сочинения и пр., составлявшие круг чтения средневекового русского читателя. В этом потоке немаловажное значение занимали кодексы византийского права, которые стали изучаться и применяться и в законотворчестве, и в судебной практике. Первыми пришли сборники церковного права: Номоканон (законы и правила) Иоанна Схоластика, Номоканон патриарха Фотия.
Под влиянием византийского права уже в XI в. все членовредительные и болезненные наказания уступили место денежным штрафам, произошли серьезные изменения в семейно-брачном праве, появились нормы в праве, защищающие честь и достоинство личности и др.
Переворот, произведенный в древнерусском обществе и праве христианством и византийским правом, сказался, в первую очередь, на положении церкви и церковных людей. Это нашло отражение в церковных уставах, принятых русскими князьями. До нас дошли: Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, уставы новгородских князей Всеволода и Святослава и др. Уставы, таким образом, позволяли выяснить отношения государства и церкви, помогали восстановить правовые нормы, не нашедшие отражения в Русской Правде. Они являлись ценным источником изучения права.
Княжеские и церковные уставы
По традиции «конституирующими» признаются два документа, в которых обозначена специфика церковной власти и границы ее действия. Эти документы названы «церковными уставами» и приписываются двум князьям, пользовавшимся на Руси, наибольшим почетом: первый — Владимиру Святославичу, крестителю Руси, а второй — его сыну Ярославу.
Эти два устава дошли лишь в очень поздних рукописях, и ученые высказывают серьезные сомнения насчет того, насколько точно каждый из них отражает свой оригинал.
Что касается содержания уставов, то они дополняют друг друга. Устав Владимира оговаривает, какие материальные средства гарантируются церкви в качестве источника для ее существования, выделяет те категории людей, которые будут находиться исключительно в юрисдикции церкви, и перечисляет те разряды преступлений, которые подлежат церковному суду. В качестве источников использовались статьи из правовых сборников других славянских народов. Использовался, например, «Закон Судный людом» из Болгарии. Значение имели и Кормчие книги - византийские сборники церковно-гражданских постановлений, большей частью относящиеся к области семейно-брачного права.