Источники первобытного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 11:21, реферат

Краткое описание

История первобытного общества с самого начала складываться как комплексная научная дисциплина, являвшаяся полноправной частью исторического знания, но в тоже время впитывавшая в себя постоянно крупнейшие результаты широкого круга наук, так или иначе связанных с изучением человека и его культуры. Поэтому же исторические источники, на основе которых складывается история первобытного общества, очень разнообразны и являются достоянием различных наук, как гуманитарного, так и естественнонаучного циклов. Источники истории первобытного общества очень разнообразны.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по востоку.docx

— 16.62 Кб (Скачать файл)

 

История первобытного общества с самого начала складываться как комплексная  научная дисциплина, являвшаяся полноправной частью исторического знания, но в  тоже время впитывавшая в себя постоянно крупнейшие результаты широкого круга наук, так или иначе связанных  с изучением человека и его  культуры. Поэтому же исторические источники, на основе которых складывается история первобытного общества, очень разнообразны и являются достоянием различных наук, как гуманитарного, так и естественнонаучного циклов.

Источники истории  первобытного общества очень разнообразны. Все, что может свидетельствовать  о прошлом человечества, все, что  создал человек, все, на что он воздействовал, и все, что воздействовало на человеческую деятельность, - таков круг источников для первобытноисторической науки.

Большое значение имеют вещественные источники, сохранившиеся  с древних времен, или, как их иначе  называют, археологические памятники. Вещественные источники, т.е. орудия труда, остатки древних построек, украшения, посуда и т.п., - это остатки материальной культуры создавшего ее общества. Вещи – ценнейший исторический источник, так как все они являются продуктами своей эпохи, свойственны данной эпохе и отражают условия жизни  того времени, когда они были произведены.

Археологическими  источниками являются не только вещи, но и остатки поселений и жилищ, погребений, мастерские, горные выработки  и святилища, пещеры, древние системы  орошения, каналы, плотины, дороги и  т.д.

Археология  вынесена на первый план так как она снабжает прямыми фактами историю первобытного общества, имеющими более или менее твердую хронологическую приуроченность, опирающуюся на методы абсолютного датирования или, при их отсутствии, на сравнительно-типологческий метод. Хронологически она охватывает полностью временные границы существования первобытного общества. Но при оценки археологических материалов нужно иметь в виду следующие обстоятельства:

  • Многозначность положения любого предмета материальной культуры в системе культуры общества в целом;
  • Принципиальную выборочность археологических остатков по отношению к живой нормально функционирующей культуры;
  • Разрушение в ходе времени;

Предмет материальной культуры прежде всего имеет определенное функциональное назначение, он создается что быть для чего-то использованным человеческой деятельности – будь то орудия труда керамика ли что-то другое. Судя по здравому смыслу единственное что нам дает археология это – положение в пространстве. В ряде случав первичное назначение, например, наконечники стрел найденные в позвонке, этим подтверждается или устанавливается назначение предмета. А если предмет кроме своего непосредственного назначения имел еще символическое или сакральное?

Выборочность археологического материала  при раскопках зависит от того, что земля сохраняет нам не весь комплекс культуры, а лишь то что попало на горизонт обитания или попадало в могилы. При перемене места жительства все ценное забиралось с собой, на месте поселения оставался лишь хлам, вот он-то и попадает в руки археологов. При пожаре или землетрясении, или, скажем, сильном паводке, при любом стихийном бедствии много разрушается и в распоряжении археологов остается лишь малая часть источника и еще и порядком деформированная. В погребения заведомо попадает лишь часть бытового культурного инвентаря, объем которого определяется бытующими в общества погребальными обрядами и обычаями. Кстати о них ведь тоже ничего не известно и сами они реконструируются на основе раскопок погребальных памятников, то есть получается заколдованный круг: не зная соответствующего мировоззрения мы не состоянии понять, какая часть культуры отражается в погребальном памятнике, а о мировоззрении мы вынуждены судить по результатам раскопок памятника. Многие современные археологи полагают что в процессе исследования мы получаем лишь 15 % достоверной информации, но подобные суждения крайне субъективны. В какой-то части археологических реконструкций они, возможно, соответствуют действительности, в других случаях процент достоверности больше, а в некоторых ситуация истина вообще не может быть установлена не при каких обстоятельствах.

Временные разрушения без преувеличения  можно назвать грандиозными по масштабам  и трагическими по их культурно-историческим последствиям. Любая культура и любое  общество всегда безжалостно уничтожало все следы предшествующих обществ  и культур, почти всегда делая  это сознательно, в тоже время  бессознательно используя технические  и духовные достижения предшественников. Сбивались надписи с камней и  на их месте выбивались новые, разрушались  постройки, а строительные материалы  использовались вторично, разрушались  или запускались оросительные системы, перетаскивались на новые места  погребальные стелы, пещеры и другие естественные укрытия использовались неоднократно людьми разных эпох, более  ранние культурные напластования таким образом нарушались, наконец, грабитель с целью наживы разграбили и разорили множество погребений. Но разрушительная сила человеческой деятельности не единственное, еще она дополняется естественными причинами, т.е.разрушительными силами природы. Наконец, сам культурный слой деформируется при позднейшем осадконакоплении, оползнях заболачиваниях.

Все же при таких весьма ограничивающих фактах археологический материал бесспорно позволяет осуществить ряд научных процедур и делать достаточно определенные выводы, в чем и состоит его историческое значение. Он дает возможность проследить динамику внешних форм культуры, на основе типологического сравнения и стратиграфического залегании, отделяя ранние формы от поздних и устанавливая хронологическую последовательность их изменений. На этой базе создается картина прогресса человеческой культуры и на протяжении истории первобытного общества и прослеживается в то же время преемственность развития культуры от ее простейших форм до более сложных. Археологические раскопки при их проведении на должном техническом уровне доставляют богатый палеоантропологический материал, а он в свою очередь является неоценимым источником сведений о физических особенностях древних людей, морфологии и породах доместифицированных видов животных, сортах и видах культурных растений.

Таким образом, можно сделать вывод, что археологический материал очень  информативен и его роль в реконструкции  исторических процессов первобытности  огромна.

 

 


Информация о работе Источники первобытного общества