Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 07:53, реферат
А.И. Герцен отмечал, что по возвращении летом 1842 года из Новгорода в Москву он застал славянофилов и их порицателей, разделенных на враждующие «партии», на два «стана». О славянофилах и их противниках как о двух литературных «партиях», стоящих к 1843 году «как два лагеря друг против друга, каждый со своими шпагами», писал в своих мемуарах и П.В. Анненков.
Введение 3
Взгляды 4
Немецкая школа 4
О старом 5
О новом 6
Запад и Восток 6
Полемика в лицах 8
Полемика в журналах 10
Заключение 12
Список использованной литературы
Александр Иванович Герцен (1812-1870) в молодости испытал влияние Шеллинга, романтиков, французских просветителей (в особенности Вольтера) и социалистов (Сен-Симона). Влияние Гегеля, однако, наиболее отчетливо прослеживается в его работах философского характера. Так, в цикле статей «Дилетантизм в науке» (1842-1843) Герцен обосновывал и интерпретировал гегелевскую диалектику как инструмент познания и революционного преобразования мира («алгебра революции»). Будущее развитие человечества, по его убеждению, должно привести к революционному «снятию» антагонистических противоречий в обществе. На смену оторванным от реальной жизни научным и философским теориям придет научно-философское знание, неразрывно связанное с действительностью. Более того, итогом развития окажется слияние духа и материи. Центральной творческой силой «всемирного реалистического биения пульса жизни», «вечного движения» выступает, по Герцену, человек как «всеобщий разум» этого универсального процесса.
Наконец, Михаил Александрович Бакунин (1814-1875) был одним из наиболее ярких представителей российских западников-радикалов. Его философское образование (под влиянием Станкевича) начиналось с усвоения идей Канта, Фихте и Гегеля. Определенное воздействие на молодого Бакунина оказали сочинения европейских мистиков (в частности, Сен-Мартена). Но наиболее значительную роль и в его духовной эволюции сыграло гегельянство. В опубликованной в 1842 в Германии статье Реакция в Германии Бакунин писал о гегелевской диалектике абсолютного духа как о процессе революционного разрушения и творчества. Впрочем, уже в этот период его отношение к философии становится все более критическим. «Долой, – заявлял Бакунин, – логическое и теоретическое фантазирование о конечном и бесконечном; такие вещи можно схватить только живым делом». Таким «живым делом» для него стала революционная деятельность. «Радость разрушения есть в то же время творческая радость», – утверждал он.
В 1873 в работе «Государственность и анархия» Бакунин пишет о гегельянстве как о «веренице сомнамбулических представлений и опытов». В своей радикальной критике всяческой метафизики позднее он не ограничивался неприятием философского идеализма. В метафизичности он упрекал Л. Фейербаха, философов-позитивистов и даже таких материалистов, как Бюхнер и Маркс.
Полемика в журналах
Славянофилы были представителями либерального дворянства, дальновидно начавшего искать выход из тупика, чтобы избежать в России революционных взрывов по западному образцу. Среди славянофилов следует различать два поколения. К старшему, основавшему учение как таковое, относятся И.В. Киреевский, его брат П.В. Киреевский, А.С. Хомяков. К молодому поколению, бравшему доктрину не в целости, – К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин.
«Московский наблюдатель», созданный как «журнал энциклопедический», а по существу как научно-литературный, выходил с марта 1835 г. дважды в месяц на акционерных началах. В складчину вступили Погодин, Шевырев, Хомяков, Языков, И. Киреевский, Н. Павлов, Баратынский и др. Редактором они избрали ученого – статистика и экономиста В.П. Андросова, на имя которого и было получено разрешение. Многие сотрудники «Московского наблюдателя» перешли в журнал от Надеждина и в дальнейшем представляли лагерь официальной народности (Погодин, Шевырев) и славянофильства (Хомяков, Языков, И. Киреевский и др.).5
Ведущих авторов «Московского наблюдателя»,
вопреки некоторым
Белинский с негодованием обрушился
на позицию невмешательства в
дела народного просвещения, которую
заняли сотрудники «Московского наблюдателя»,
не пожелавшие оградить недостаточно
просвещенного человека от вредного
влияния «литературной
Он, в свою, очередь, вёл в «Телескопе»,
«Молве» и в «Литературных
прибавлениях» непримиримую борьбу
с реакционным «журнальным
Крайне узкий круг последователей
славянофильства, недоверчивое отношение
к ним со стороны правительства,
и их неприспособленность к спешной
и постоянной литературной работе –
все это мешало им организовать журнал.
Но в середине 1840-х годов потребность
в своем периодическом издании
стала для них неотложной. К
этому времени несколько
«Славянофилы, с своей стороны, начали официально существовать с войны против Белинского, – писал в своих воспоминаниях Герцен; – он их додразнил до мурмолок и зипунов. Стоит вспомнить, что Белинский прежде писал в «Отечественных записках», а Киреевский начал издавать свой превосходный журнал под заглавием «Европеец»; эти названия всего лучше доказывают, что в начале были только оттенки, а не мнения, не партии».6
Наряду с представителями
Однако после выпуска «
Только в 1852 г. славянофилы смогли
продолжить издание «Московского сборника».
К этому времени их кружок усилился,
его активными участниками
Заключение
Надо сказать, что непримиримость
взглядов представителей этих параллельных
линий русской философии
Еще в статьях, помещенных в первых номерах «Москвитянина» за 1845 год, Хомяков и И.В. Киреевский стали отмежевываться, по выражению П.В. Анненкова, от «доморощенных гонителей Запада».
«Сделай одолжение, – писал, например, А.С. Хомяков А.И. Кошелеву в своем письме «О сельской общине», – отстрани всякую мысль о том, будто возвращение к старине сделалось нашею мечтою. Одно дело: советовать, чтобы корней не обрубать от дерева и чтобы залечить неосторожно сделанные надрубы, и другое дело: советовать оставить только корни и, так сказать, снова вколотить дерево в землю».
В свою очередь, постоянный и резкий критик славянофилов В.Г. Белинский писал: «Явление славянофильства есть факт, замечательный до известной степени, как протест против безусловной подражательности и как свидетельство потребности русского общества в самостоятельном развитии».
Список использованной литературы:
http://www.vehi.net/berdyaev/
http://pedagogic.ru/books/
Обозрение современного состояния литературы (отрывки). Печатается по изданию: Киреевский И.В. Критика и эстетика.
А.И. Герцен. Былое и думы. Части 4-5. – М.: ГИХЛ, 1958.
Н.А. Бердяев. Алексей Степанович Хомяков. Миросозерцание Достоевского. Константин Леонтьев. [Собрание сочинений. Т. V.] – Париж: YMCA-Press, 1997.
А.А. Левандовский. Т.Н. Грановский в русском общественном движении. – Издательство Московского университета, 1989.
История русской журналистики XVIII–XIX веков. Под ред. проф. А.В. Западова.
А.И. Герцен. Былое и думы. Части 4-5. – М.: ГИХЛ, 1958.
История русской журналистики XVIII–XIX веков. Под ред. проф. А.В. Западова.
Информация о работе Источники разногласий между западниками и славянофилами