Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 16:02, контрольная работа
Обычное право – совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, однако не зафиксированных в каком-либо формальном акте. С установлением римского мирового господства в новых условиях правовой жизни обычай стал выполнять новые задачи – именно, функцию отмены и преодоления явно устаревших норм цивильного, квиритского права. В эпоху принципиата значение обычая, как живого источника права, с большой силой разработано и отмечено Юлианом. Он признавал за ним такую же силу и такое же основание, как и за законом. Законы представляли собой решения народных собраний какого-либо вида (куриатного, трибутного, центуриатного).
Источники римского права 2
Обычное право. Закон 2
Ответы юристов 2
Сенатусконсульты. Конституции 4
Эдикты 4
Казус. 6
Список использованной литературы 7
Оглавление
Источники римского права 2
Обычное право. Закон 2
Ответы юристов 2
Сенатусконсульты. Конституции 4
Эдикты 4
Казус. 6
Список использованной литературы 7
Источники
римского права – это формы
закрепления и выражения
Обычное право – совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, однако не зафиксированных в каком-либо формальном акте.
С установлением римского мирового господства в новых условиях правовой жизни обычай стал выполнять новые задачи – именно, функцию отмены и преодоления явно устаревших норм цивильного, квиритского права. В эпоху принципиата значение обычая, как живого источника права, с большой силой разработано и отмечено Юлианом. Он признавал за ним такую же силу и такое же основание, как и за законом. Законы представляли собой решения народных собраний какого-либо вида (куриатного, трибутного, центуриатного).
При издании
закона магистрат, имевший право
созывать народное собрание, разрабатывал
проект, который затем принимался
комициями целиком без
Ответы юристов представляли собой мнения их по тому или иному вопросу применения права. Данными мнениями часто пользовались в судах для подкрепления своих позиций.
Римская
юриспруденция ведет свое начало
от практической деятельности юристов
республиканского периода. Развивавшаяся
экономика и усложнение форм оборота
предъявляли новые
Юристы, являвшиеся представителями класса рабовладельцев, с успехом разрешали ставившиеся им жизнью задачи: закрепление прав собственника, выработку форм договоров и т. п.
В республиканский
период их деятельность имела практический
характер и выражалась в редактировании
формальных актов, в руководстве
ведением судебных дел, в даче советов.
По дошедшим до нас отрывкам сочинений
республиканских юристом и
Задачи,
стоявшие перед юристами классической
эпохи, отличались большой сложностью.
Классовые противоречия все больше
углублялись и обострялись, восстания
рабов приняли такие формы
и размеры, что весь рабовладельческий
строй оказывался в опасности, и
требовались чрезвычайные меры для
обеспечения господства верхушки рабовладельческого
класса. Беспрерывно росли и
Классические
юристы успешно справились со стоявшими
перед ними задачами. Верные своему
практическому направлению, они
в своих кратких и весьма четких
решениях отдельных казусов
Классические
юристы не отходили, однако, без нужды
от грамматически-словесного толкования.
При отсутствии в словах закона или
сделки какой-либо двусмысленности
недопустимо особо ставить
Новое толкование опиралось на зачатки тогдашней науки. Рето-рическая теория толкования права к концу республики вошла в систему обучения, достигла зрелости и оказала глубокое влияние на римскую юриспруденцию. Она примыкала к аристотелевской науке и ставила себе целью научить своих учеников возможно логичному толкованию. Реторическая теория энергично протестовала против старого формализма и буквального толкования, из которого проистекало, что высочайшее право становилось глубочайшей несправедливостью. В спорных случаях теория внушала искать настоящей воли законодателя, выявлять те цели, которые преследовал законодатель, в юридических же сделках цели, которые ставили себе договаривающиеся стороны.
Сенатусконсульты приобретают значение источника права со II в. н. э. Сенатусконсульты назывались по имени лица, которое было их инициатором, и в них часто устанавливались нормы частного права или какие-либо общие положения, позволявшие влиять на преторские эдикты. В сенатусконсультах нередко давались лишь общие принципиальные положения, а затем предоставлялось преторам указать в эдикте средства их практического осуществления, так что некоторые сенатусконсульты можно назвать неоформленными законами. Сенатские законы назывались так же, как и законы в юридическом обиходе, по имени или прозванию тех лиц, кто их предложил.
Указы (конституции) появились после 27 г. до н. э., с введением принципиата. Конституции издавались в четырех основных формах: а) эдикты – общие распоряжения (по названию продолжавшие практику республиканских магистратов, но существенно отличавшиеся от эдиктов магистратов, поскольку императорские эдикты содержали не программу деятельности, а постановления, обязательные для всех должностных лиц и населения); б) декреты — решения по судебным делам; в) рескрипты — ответы на поступавшие к императорам вопросы; г) мандаты — инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам.
римский право конституция магистрат кодификация
Из этих четырех форм в период домината мандаты выходят из употребления; декреты и рескрипты имеют силу только по конкретным делам, в связи с которыми они даны, и, таким образом, основной формой закона является императорский эдикт. Эдикты магистратов – специальные акты, в которых должностное лицо излагало принципы своей деятельности или решения по каким-либо вопросам.
При вступлении в должность магистрат издавал эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную для него на время его службы. Особенно большое значение получили эдикты преторов (содержавшие указания, при каких обстоятельствах будет даваться судебная защита).
Эдикты преторов послужили источником образования особой системы преторского права. В эпоху принципата за преторами сохранялось прежнее право издавать эдикты. По-прежнему эдикт ставится наравне с цивильным правом. Однако независимое положение преторов и самостоятельное осуществление ими своей власти не согласовались больше с новыми формами государственного устройства. Издание преторами своих эдиктов формально не прекратилось, но они не могли вступать в конфликт с императорской властью. Подчиненные сенату преторы потеряли всякую инициативу. Сенат обычно предписывал преторам проводить свои постановления (выносившиеся под сильным влиянием императоров), и те послушно предоставляли специальные иски. Вводилось уже мало нового в эдикты предшественников, а новые статьи добавлялись только по предложениям сената или особо влиятельных юристов. Конечно, в начале принципата таково же было влияние и императора, но усиление императорской юрисдикции пока было направлено на содействие преторскому формулярному процессу, который номинально остался неприкосновенным.
Луций посадил деревья на самой границе своего участка. Сосед, опасаясь, что в будущем листва будет закрывать окна его дома, потребовал, чтобы посадки были произведены иначе. Луций отказался.
Каким должно быть решение по древнейшему римскому праву?
Согласно закону XII таблиц, из VII таблицы:
2. (Гай, 1. 13. D. X. 1: Нужно заметить, что при иске о размежевании границ необходимо соблюдать указание закона [XII таблиц], установленное как бы по примеру следующего законодательного распоряжения, которое, как говорят, было проведено в Афинах Солоном: если вдоль соседнего участка выкапывался ров, то нельзя было переступать границы, если [ставить] забор – то нужно отступать [от соседнего участка] на один фут, если – дом для жилья, то отступать на два фута, если копают яму или могилу, отступить настолько, насколько глубоко выкопана яма, если колодезь, – отступить на 6 футов, если сажают оливу или смоковницу, отступить от соседнего участка на девять футов, а прочие деревья – на 5 футов.)
Следует, что Луцию придется пересадить свои деревья с границы участка на расстояние 5 футов.
Федеральное агентство по образованию
Читинский институт (филиал) ГОУ ВПО
«Байкальский государственный университет экономики и права»
Кафедра
теории и истории государства и права
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ.
ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ.
Контрольная работа
по дисциплине
Римское право
Научный руководитель:
канд. ист. наук,
ведущий доцент кафедры ТИГП
ЧИ ГОУ ВПО БГУЭП
Новикова Любовь Гавриловна
Чита-2013