Итальянская инквизиция
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 22:51, реферат
Краткое описание
Святая инквизиция — общее название ряда учреждений Римско-католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью.Термин был широко распространён в правовой сфере ещё до возникновения средневековых церковных учреждений с таким названием и означал выяснение обстоятельств дела, расследование, обычно путём допросов, часто с применением пыток. Со временем под инквизицией стали понимать духовные суды над антихристианскими ересями.
Вложенные файлы: 1 файл
Святая инквизиция — общее название ряда учреждений
Римско-католической церкви, предназначенных
для борьбы с ересью.Термин был широко распространён
в правовой сфере ещё до возникновения
средневековых церковных учреждений с
таким названием и означал выяснение обстоятельств
дела, расследование, обычно путём допросов,
часто с применением пыток. Со временем
под инквизицией стали понимать духовные
суды над антихристианскими ересями.
Испанская инквизиция. Томaс де Торквемада
Новый Папа Римский Бенедикт
XVI долгие годы возглавлял Конгрегацию
вероучения. Так сегодня называется учреждение,
когда-то носившее имя "Священной инквизиции".
Об инквизиции слышали все, а вот о личности
самого знаменитого ее деятеля, Томасе
Торквемаде, известно мало.
Основатель испанской инквизиции
родился около 1420 года в маленьком кастильском
городке Торквемада. Это название - так
же как и фамилия Великого инквизитора
- происходит от слова torre cremate - "горящая
башня". Когда-то там сгорел феодальный
замок, который принадлежал предкам Томаса.
От одного из слуг мальчик узнал,
что его бабушка Инес была "конверсо",
то есть крещеной еврейкой: в свое время
ее родителей насильно обратили в католичество.
Для Томаса это открытие стало настоящим
потрясением, ведь евреи, как и мавры-мусульмане,
считались злейшими врагами христианства.
А Торквемада всегда был образцовым католиком.
Томас решил, что должен очиститься
в глазах Господа, для чего ему необходимо
проявлять особое рвение в борьбе с врагами
христианской веры. Томас Торквемада был
готов, если понадобится, отправить на
костер сотни и даже тысячи еретиков, чтобы
спасти себя и своих единоверцев для вечной
жизни. Когда Томасу исполнилось двенадцать,
он покинул дом и отправился в монастырскую
школу.
По слухам, он некоторое время
странствовал по Испании и в Кордове влюбился
в некую красавицу, которая предпочла
юному богослову богатого мавра. Говорили,
что именно отсюда берет начало его ненависть
ко всем мусульманам.
Из 16 миллионов жителей Испании
мусульмане в то время составляли 3 миллиона,
а евреи - почти миллион. Католики утверждали,
что и те и другие соблазняли христиан
богатством и переманивали в свою веру.
Но помимо внешних врагов, у католической
церкви были и внутренние - еретики, которые
ставили под сомнение догматы христианской
веры. Не говоря уже о многочисленных колдунах
и ведьмах, якобы заключивших союз с самим
Сатаной.
Против всех этих врагов молодой
Торквемада обратил свои гневные проповеди.
Ораторский талант он начал проявлять,
поступив в доминиканский монастырь Сан-Педро.
По округе разнеслась молва не только
о красноречии, но и благочестии молодого
монаха - он не ел ни мяса, ни рыбы, носил
грубую шерстяную хламиду и спал на голых
досках. Скоро Томасу начали предлагать
высокие должности в Мадриде, но он каждый
раз отказывался. Согласился только занять
пост настоятеля обители Святого Креста
в Сеговии.
Выбор Торквемады был не случаен
- этот маленький монастырь часто посещали
представители высшего кастильского общества,
в том числе королева-мать с маленькой
дочерью Изабеллой. В 1459 году монах стал
духовником семилетней инфанты. Из монастырского
затворничества он шагнул в большую политику,
обретя власть, которой не было ни у кого
из испанских отцов церкви.
В то время в Испании было два
больших королевства - Кастилия и Арагон.
Кастильские монахи давно уже стремились
объединиться с соседним государством,
чтобы общими усилиями окончательно изгнать
арабов. Для этого королева-мать решила
выдать Изабеллу замуж за арагонского
наследника Фердинанда.
Однако на троне пока сидел
сводный брат инфанты - король Энрике,
собиравшийся передать власть своей дочери
Хуане. Особенно королеву возмущало то
обстоятельство, что подлинным отцом Хуаниты
был не король, страдавший импотенцией,
а его сенешаль (королевский распорядитель)
Бертран.
Торквемада в этом конфликте
оказался, конечно, на стороне своей духовной
дочери и начал плести сложную интригу,
чтобы возвести ее на престол. Он не только
агитировал дворян, чтобы они поддержали
"Изабеллу Добрую", но и организовал
ее тайное венчание с Фердинандом. А через
некоторое время сторонники Изабеллы
силой заставили короля Энрике объявить
наследницей свою сводную сестру.
В 1474 году Энрике IV, за которым
навсегда закрепилось прозвище Бессильного,
умер. На трон взошли Фердинанд и Изабелла.
Торквемада без устали убеждал их, что
благочестие народа падает из-за соседства
с иноверцами.
Для начала, считал он, нужно
было разобраться с врагами среди самих
христиан. Многие крещеные мавры (мориски)
и евреи (марраны) продолжали тайно исповедовать
веру отцов. Чтобы выявить этих отступников,
ретивый доминиканец предложил основать
инквизиционный трибунал.
Инквизиция (в переводе с латыни
на русский - "расследование") была
создана еще в XII веке по инициативе римского
папы. Она должна была выявлять возникавшие
ереси и наказывать их распространителей.
ВЕЛИКИЙ ИНКВИЗИТОР
Духовник королевы быстро превратил
инквизицию в мощную организацию с жесткой,
почти военной дисциплиной. В 1479 году в
каждой испанской провинции были созданы
трибуналы во главе с великими инквизиторами.
Руководил ими Великий инквизитор всего
королевства - естественно, сам Торквемада.
По новым правилам, еретики
могли покаяться в течение месяца после
создания в городе трибунала. В этом случае
их освобождали от наказания, но конфисковывали
львиную долю имущества.
Остальных отправляли в тюрьму
и пытками добивались от них признания.
Тех, кто "искренне раскаивался" в
грехах или каким-то чудом выдерживал
пытки и не сознавался, осуждали на вечное
заключение. А всех, кто упорствовал в
своей "ереси", ждало сожжение, получившее
лицемерное название "аутодафе",
то есть "акт веры".
В январе 1481 года в Севилье запылал
первый костер инквизиции, на который
взошли шестеро марранов. После этого
количество жертв постоянно росло - в той
же Севилье за полгода были казнены 298
человек. Имущество казненных поступало
в распоряжение инквизиции, а десять процентов
доставалось доносчикам.
Деятельность Торквемады стала
только началом борьбы с иноверцами. За
семнадцать лет, в течение которых он боролся
с врагами веры, были казнены три тысячи
человек. За все триста лет истории инквизиции
в Испании - около тридцати тысяч. Но когда
в ХVI-ХVII веках по всей Европе развернулась
охота на ведьм, ее жертвами стали уже
более миллиона человек.
И все же именно испанская инквизиция
сделала возможными эти страшные гонения.
Главная вина за это лежала на Торквемаде:
не случайно он так боялся за свою жизнь.
Когда он выезжал за пределы
громадного здания инквизиции, его сопровождали
пятьдесят конных и двести пеших солдат.
А дома Торквемада всегда держал на столе
рог единорога, который должен был покраснеть
при соприкосновении с ядом. Но ни об одном
покушении на Великого инквизитора не
известно. Этот невысокий лысый человек
с бледным лицом и плотно сжатыми губами
вызывал такой страх, что даже слуги предпочитали
не приближаться к нему без особой нужды.
Уничтожая еретиков, Торквемада
никогда не забывал об иноверцах. Именно
их он считал своими главными врагами.
Великий инквизитор настоял на том, чтобы
королевские войска окружили Гранаду
- последний оплот мавров. После долгой
осады арабы сдались в обмен на обещание
соблюдать права мусульман и евреев.
Расправившись с одними врагами,
Торквемада взялся за других - мавров.
Он лично прибыл в Гранаду, чтобы превратить
одну из многочисленных мечетей города
в католическую церковь. И сам зажигал
костры, где горели уже не люди, а книги
- тысячи экземпляров Корана, Талмуда и
других "еретических" сочинений.
Испания погружалась в мрак невежества.
Уже после смерти Торквемады
испанских мавров стали в массовом порядке
подвергать крещению. Тогда они подняли
восстание и в 1520 году были изгнаны, как
и евреи. Это обезлюдило и разорило плодородную
Андалузию, но цель инквизиции была достигнута
- на несколько веков Испания стала страной,
где не было места иноверцам.
Сам Торквемада никогда не появлялся
в пыточных камерах и не приближался к
кострам, на которых сжигали вероотступников.
Но всей работой этого "конвейера смерти"
управляла его безжалостная рука. Он руководил
десятками инквизиторов и тысячами их
помощников-доминиканцев, которые ездили
по городам и собирали доносы на врагов
веры. Еретиков бросали за решетку, если
они не успевали вовремя покаяться и отдать
свое имущество церкви.
Места в тюрьмах уже не хватало.
В крошечные камеры набивались десятки
людей. Иногда узники проводили в застенках
много месяцев и умирали, не дождавшись
суда.
Во время процесса предполагаемому
еретику зачитывали показания свидетелей.
Если он после этого сознавался, его отправляли
обратно в камеру ждать приговора, если
нет - объявляли "упорным" и посылали
в пыточную. Пытку прекращали, только когда
люди теряли сознание. Многие сознавались
еще до начала мучений, но и их ждала смерть
как "признавшихся из страха". Наоборот,
тех, кто выдерживал пытки, могли оправдать.
Так же как и тех, чью вину не смогли доказать
свидетели. При этом за оправданными внимательно
следили, и новое обвинение почти неизбежно
заканчивалось для них смертным приговором.
Жертвой инквизиции мог стать
кто угодно. Торквемада добился осуждения
на смерть двоих епископов - оба посмели
жаловаться на него в Рим. Папа Александр
VI - знаменитый развратник из семейства
Борджиа - помиловал осужденных и убедил
короля Фердинанда обуздать чересчур
ретивого борца за веру. Король послушался
и, объявив, что Торквемада уже стар и болен,
назначил ему в заместители четырех генерал-инквизиторов,
которые получили право обжаловать его
решение.
Для Великого инквизитора это
было оскорблением. Он больше ни разу не
переступил порога королевского дворца.
Но когда Торквемада умирал, королева
Изабелла сама приехала к нему, чтобы попрощаться.
Вскоре после этого визита, 16 сентября
1498 года, Томас де Торквемада скончался.
В людской памяти он остался
живым воплощением зла; тем, кто посылал
людей на мучительную смерть, думая, что
при этом спасаются их души.
Информация о работе Итальянская инквизиция