Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 17:44, реферат
Со школьной скамьи знакомо нам имя Иван Калита (1325 - 1340). Но что можно сказать о человеке, носившем это имя и это прозвище? Хитроумный и беспринципный лицемер, сумевший войти в доверие к хану Золотой Орды и наводивший во имя своих личных интересов татар на русские города... Таков привычный образ Ивана Калиты. Но этот образ - не более чем миф, созданный на потребу простодушной любознательности.
Что же послужило причиной возвышения маленького удельного княжества, площадь которого в первой четверти XIV века была намного меньше площади Тверского княжества и равнялась 35000 кв. км
Введение 3
Глава I. Иван Калита: «денежный мешок». 4
Глава II. Правление и деятельность Ивана Даниловича Калиты. 8
Глава III. Итоги правления Ивана Калиты. 20
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Глава II. Правление и деятельность Ивана Даниловича Калиты. 8
Глава III. Итоги правления Ивана Калиты.
Список использованной литературы
Со школьной скамьи знакомо нам имя Иван Калита (1325 - 1340). Но что можно сказать о человеке, носившем это имя и это прозвище? Хитроумный и беспринципный лицемер, сумевший войти в доверие к хану Золотой Орды и наводивший во имя своих личных интересов татар на русские города... Таков привычный образ Ивана Калиты. Но этот образ - не более чем миф, созданный на потребу простодушной любознательности.
Что же послужило причиной возвышения маленького удельного княжества, площадь которого в первой четверти XIV века была намного меньше площади Тверского княжества и равнялась 35000 кв. км. Одной из причин стала мудрая политика московских князей, начало которой положил Иван Калита. С этого времени начинается бурный рост Московского княжества, укрепление его авторитета среди русских князей. По взаимному согласию с митрополитом Петром Иван Калита перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Калита приказал соорудить в центре Кремля каменный собор Успения Пресвятой Богородицы, чтобы митрополиту не зазорно было переезжать из знаменитого Владимирского Успенского собора. С 1326 года, то есть с момента переезда митрополита из Владимира в Москву, Москва становится центром православия на Руси, а значит и центром земель русских. Это сыграло важную роль в дальнейшей судьбе города.
Цель реферата - изучить жизнь и деятельность московского правителя Ивана Калиты.
Иван I Данилович Калита получил свое прозвище, как говорит легенда, из-за того, что постоянно носил с собой кошелек (калиту) для раздачи милостыни. Но было бы ошибочным считать его этаким князем-миротворцем, блаженным философом, покровительствующим нищим. Ни в коем случае. Иван Калита зарекомендовал себя в истории как хитрый, жесткий и весьма дальновидный правитель, незаурядный политик, который умел создавать имидж по своему желанию. Можно сказать, что кошелек для раздачи милостыни был одной из частей имиджа, но не более того. Душа Ивана Калиты не страдала за отдельных людей, он мыслил совсем другими масштабами.
Иван Калита родился в 1288 году и долго был тенью своего старшего брата – московского князя Юрия Даниловича. Но даже до того, как Иван получил московский стол, его имя связывалось с успехами политики и военных действий московского княжества. Он имел много братьев - старшего Юрия, Александра, Бориса, Афанасия, Семёна и Андрея. О судьбе последних двух летописи ничего не сообщают. Неизвестно также, имел ли он сестёр[1].
Отцом Ивана был князь Даниил Александрович Московский, умерший в 1304 году. Он недолго сидел на княжении в Новгороде, отправив туда вместо себя сына Ивана. В Новгороде и начал Иван Калита осваивать мудрость правителя, набираться знаний под зорким оком приставленных к нему отцом московских бояр. Пробыл он там с 1296 по 1298 год. Малолетство посаженного на княжение Ивана не удивляет - подобное не было редкостью для княжеских сыновей. Удивляет только то, что отец не послал по традиции «сидеть» над новгородцами старших сыновей - Юрия, Александра или Бориса. Это даёт право предположить, что Даниил Александрович выделял Ивана среди старших княжичей.
Следующее упоминание об Иване встречается в летописях, относящихся к 1300 году. Тогда он был приглашён стать крёстным отцом первенца московского боярина Фёдора Бяконта. Крестник впоследствии станет митрополитом Алексием.
Княжича воспитывали в семье так же, как и в других княжеских семьях. Его обучали ратному делу, грамоте. Иван, в отличие от братьев, на долгие годы пристрастился к чтению старинных религиозных книг, черпая в них житейскую мудрость.
В 1293 году он стал свидетелем нашествия Дюденевской рати на русские земли. Ордынцы захватили Москву и взяли в плен князя Даниила, которому потом даровали свободу в обмен на клятвенное обещание быть послушным хану Орды. Ханский баскак жил рядом с отцовским теремом в деревянном московском кремле. Поэтому Иван с раннего детства испытал страх перед ордынцами - «злыми татарами». Возможно, ордынское владычество оставило глубокий и болезненный след в психике и умонастроениях юного княжича. Прежде всего это был страх перед могуществом Золотой Орды. Потомки великого завоевателя Чингисхана прекрасно знали силу слепого страха, постоянно унижая покорённые народы, порождая ощущения безысходности и отчаяния. Пройдёт немало времени, прежде чем самосознание русского народа обретёт прежнюю силу, и в этом будет значительная заслуга Ивана Калиты[2].
Однако не следует полагать, что укрепление Москвы началось лишь с приходом к власти князя Ивана Даниловича. Ещё в 1304 году старший брат Ивана князь Юрий Московский совершает завоевательный поход на Можайск, в котором участвовали и его младшие братья, в том числе и Иван. Результатом этого похода на слабого соседа стало присоединение Можайского удела к Москве. Можайск был важным территориальным приобретением Москвы. Это был немаленький по тому времени город, стоявший у истоков Москвы-реки. Он позволял московским купцам успешно вести торговлю, пополняя и княжескую казну.
Такой поступок Юрия Даниловича мог успешно завершиться только при условии слабости великокняжеской власти - сидевший на «столе» во Владимире великий князь Андрей Александрович судьбой русских князей уже не правил.
Летом 1304 года великий князь Андрей Александрович умер. Это стало сигналом к началу междоусобицы Михаила Ярославича Тверского и Юрия Даниловича Московского за великокняжеский «стол». С этого и началась долголетняя борьба Твери и Москвы за главенство на Руси, которая приводила к пролитию крови и опустошению московских и тверских земель. Столкнулись не просто два князя - войну между собой повели два княжеских рода: московские потомки Александра Невского и тверские потомки его брата Ярослава[3].
В начавшейся княжеской усобице Русь истощала свою начавшую возрождаться военную силу, что было выгодно Орде. Переговоры между соперниками результатов не принесли, и Юрий Данилович отправился в Орду. Ивану же старший брат поручил беречь Москву и Переяславль-Залесский. Ордынский хан Тахта не торопился вручать соискателям ярлык на великое княжение, а тем временем на Руси пролилась большая кровь. Михаил Тверской послал боярина Аикинфа с войском на Переяславль-Залесский. О движении тверской рати Иван узнал своевременно от своих лазутчиков в Твери. Ситуация складывалась не из простых, поскольку князь Иван заставил не только горожан, но и своих ближних бояр публично целовать крест на верность Москве. Это говорит о том, что в Переяславле назревала измена. Иван Данилович вывел дружину и переяславцев в поле и одержал победу над Аикинфом. Поле победной битвы произвело на Ивана, по всей видимости, тяжёлое впечатление. Со временем он поставил на этом месте монастырь с храмом во имя Успения Божией Матери «на Горицах».
Выигранная под Переяславлем-Залесским битва побудит Ивана Калиту делать войну последним средством в достижении собственных целей как правителя Москвы. Придя к власти, он всегда стремился избегать кровопролития. Хотя такое ему удавалось не всегда[4].
Глава II. Правление и деятельность Ивана Даниловича Калиты.
В 1322 году великий князь попал в опалу, был лишён не только ярлыка на великое княжение (новым обладателем заветного ярлыка на Владимирский «стол» стал Дмитрий Тверской), но и московского стола. Москве требовался новый правитель, более смиренный и менее воинственный, чем Юрий. Таким удельным князем должен был стать Иван Данилович. За полтора года его проживания в Орде хан Узбек успел хорошо присмотреться к молодому русскому князю и прийти к выводу, что он идеально соответствует политическим видам Орды на состояние Руси, самого богатого данника и самого опасного в силу своего возрождения.
21 ноября 1325 года великий князь Дмитрий Грозные Очи в порыве гнева убил опального князя Юрия, ожидавшего ханского суда в Сарае. Хан не мог простить самосуда, и в 1326 году князь Дмитрий был казнён. В Сарай прибыли Иван Данилович и Александр Михайлович, брат казнённого. Место великого князя занял брат казнённого Александр Тверской. Он вернулся на Русь с ярлыком великого князя и с толпой сарайских кредиторов. Ханский ярлык стоил больших денег.
Вернулся домой и Иван Данилович. Он остался на московском престоле, но и без долгов. Он мудро отступил от открытого спора с Тверью за великое княжение Владимирское. Однако княжеское чутьё и знание ордынских дел подсказывало ему, что время тверских князей на Руси подходит к концу. Оставалось только терпеливо ждать своего часа и не допускать тех поступков, которые совершал его старший брат Юрий[5].
Иван Данилович большую часть времени проводил в стольном граде небольшого Московского удела, много занимался хозяйственными делами, семьёй. Он слыл христолюбивым человеком, ища дружбу и поддержку у церковных иерархов. Особое почтение он оказывал митрополиту Петру, который всё чаще приезжал в Москву.
Один из самых авторитетных и популярных людей на Руси Пётр обосновался в Москве в своём подворье в 1322 году, для него был выстроен новый обширный «двор» в восточной части Московского Кремля. Пётр и Иван Данилович много времени проводили в беседах. Именно здесь московский удельный князь стал превращаться в «собирателя Руси» Ивана Калиту.
Новый, по хронологии, князь начал правление не с военного похода на соседний удел, не с охоты и не с многодневного пира. Иван Данилович начал своё правление с каменного строительства в столице. 4 августа 1326 года в Москве был заложен первый камень в Успенский собор пока ещё деревянного кремля. Начало строительства освятил митрополит Пётр. Московский правитель верил. Что если не он, то его сыновья завершат строительство белокаменного собора в кремле. К тому времени у него родился сын Иван. Вскоре у него появился ещё один сын - Андрей.
20 декабря 1326 года преставился митрополит Пётр. Усопший сам выбрал место своего последнего пристанища - белокаменную гробницу в восточной части строившегося Успенского собора. Митрополит Пётр «послужил» Москве и после смерти. В первой половине 1327 года во Владимире-на-Клязьме состоялся церковный собор Русской Православной Церкви, на котором было утверждено местное, московское почитание Петра как святого. Идея канонизации принадлежала скорее всего князю Ивану Даниловичу. Появление у Москвы собственного святого повышало её авторитет в православном христианском мире. В 1339 году святость митрополита Петра была признана константинопольским патриархом.
Пока в Москве готовились к торжественному освящению Успенского собора, в Твери назревало событие иного рода. Ордынцы Чолхана, разместившиеся в городе, всячески оскорбляли и притесняли тверичей. Прелюдией к восстанию горожан против татар стал следующий случай. 15 августа рано утром дьякон по прозвищу Дудко повёл лошадь к реке, чтобы напоить её. Встретившиеся по пути ордынцы без лишних слов отняли у священника лошадь. Между горожанами и татарами началась драка, зазвенели колокола в церквях. Собравшееся городское вече решило всем городом выступить против ордынцев. Народное возмущение возглавили братья Борисовичи: тверской тысяцкий и его брат. Весь конный отряд Чолхана был истреблён. Спастись удалось только татарским пастухам, сторожившим табуны в окрестностях города. Они успели бежать в Москву, а оттуда в Орду[6].
Тверское восстание в 1327 году стало одним из первых выступлений против золотоордынского гнёта на Руси. Убийство ханского посла ордынцы считали тягчайшим преступлением, а совершившие его подлежали полному истреблению. В Орде стали готовиться к большому карательному походу на Тверь, а может и на всю Северо-Западную Русь.
В том же 1327 году в Сарай по приказу хана явились русские князья. Хан приказал собрать конное войско численностью около 50 тысяч всадников. Во главе стояли пять «темников великих». Летопись донесла до нас имена трёх из них - «Федорчюк, Туралык, Сюга». По имени первого из них летописцы и назвали этот поход Орды Федорчюковой ратью.
Хан повелел идти на Тверь войной и дружинам русских князей - московскому, суздальским и другим. Уклонение от расправы над мятежниками ордынцы могли расценить только как измену их великому хану. Карательное войско двинулось в поход зимой, по замёрзшему руслу Волги, что позволяло Ивану Даниловичу и князьям Суздальской земли уберечь свои владения от опустошительных действий ордынской конницы.
Тверские князья с семьями бежали из города, а княжество покрылось дымом пожарищ. Вместе с ордынцами опустошали эту землю и дружины князей Москвы и Суздальщины. Летописи того времени удивительно кратко сообщают о походе Федорчюковой рати и участии москвичей в разорении Твери. Такие исследователи, как Н.С.Борисов, считают, что это, возможно, следы работы московских летописных редакторов XV - XVI веков, не желавших вспоминать о таких тёмных пятнах в биографии основателя могущества Москвы, как участие в татарском погроме.
Тверичи защищались отчаянно, но силы были не равны. Помимо Твери был также опустошен Кашин и другие города. Новгородцы, в землях которого укрылись братья великого князя Александра Тверского Константин и Василий, откупился от ордынцев, отправив к ним послов «со многими дары и 5000 рублёв новгородцких». Войско Золотой Орды возвращалось в степи, обременённое награбленным добром, уводя с собой многотысячный полон.