Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 10:35, доклад
Историческое знание – проверенный практикой и обоснованный логикой результат процесса исторического познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
Формы исторического знания:
- историческая;
- экономическая;
- политическая;
-военная.
Большинство помещиков было против освобождения крестьян, так как это означало конец безусловного господства дворянского класса. Но наиболее дальновидные представители этого класса понимали необходимость реформ. Передовая часть их, так называемые либералы, начали открыто критиковать отсталость России, засилье и злоупотребления чиновников. Особенно пугала их угроза революции. Чтобы предотвратить ее, сохранить господствующее положение помещиков в стране, они предлагали пойти на некоторые преобразования. Они высказывались за отмену крепостного права сверху. Освобождение крестьян, по их замыслу, должно произойти таким образом, чтобы меньше всего пострадали помещики, а крестьяне за свое личное освобождение должны были заплатить большой выкуп. После такого «освобождения» крестьяне оставались бы в полной экономической зависимости от помещика.
В этих условиях царское правительство было вынуждено приступить к подготовке отмены крепостного права - важнейшей реформы того времени.
В исторической литературе существуют два мнения о причинах отмены крепостного права. Согласно первого из них, к середине XIX века крепостное хозяйство еще далеко не исчерпало своих возможностей и выступления против правительства были очень слабы. Ни экономическая, ни социальная катастрофы России не грозили, но, сохраняя крепостное право, она могла выбыть из числа великих держав. Согласно второго - начала снижаться производительность труда крепостных, так как помещики хотели производить больше продукции и этим подрывали силы крестьянского хозяйства. Многие помещики пытались вводить новые системы ведения хозяйства, применять новейшую технику, закупать улучшенные сорта, породистый скот. Такие меры приводили их к разорению, и соответственно, к усилению эксплуатации крестьян.
После смерти Николая I на царский престол вступил его старший сын Александр II (1855 - 1881), который был хорошо подготовлен к государственной деятельности. Несколько лет он участвовал в работе Крестьянского комитета и, будучи реалистом, вполне осознавал необходимость перемен.
Александр II, склонявшийся к
отмене крепостного права с
Комиссии учитывали мнение губернских комитетов. Новшеством стала гласность в работе комиссий: об итогах их работы регулярно осведомлялись высшие чиновники государства и предводители дворянства. Кроме того, в своей работе комиссии опирались на научно обоснованные экономические расчеты. Итоги работы комиссий отразились в Манифесте царя от 19 февраля 1861 г., объявившем отмену крепостного права в России. Реформа явилась компромиссом, учитывавшим интересы крестьян, разных групп помещиков и власти.
По новому закону, крепостное право помещиков на крестьян было отменено навсегда, и крестьяне признаны свободными безо всякого выкупа в пользу помещиков. В то же время земля, на которой жили и работали крестьяне, была признана собственностью помещиков. Крестьяне освобождались с тем, что помещики предоставят им в пользование их усадебную оседлость и некоторое количество полевой земли и других угодий (полевой надел). Но крестьяне за усадьбу и полевые наделы должны были отбывать в пользу помещиков повинности деньгами или работой. Поэтому до заключения выкупных сделок крестьяне считались «временнообязанными» и должны были отбывать, как и прежде, барщину или платить оброк. Завершающим этапом освобождения крестьян от крепостной зависимости являлся выкуп земли. До 80 % суммы выкупа помещикам платило государство. Ссуда выдавалась помещику доходными процентными бумагами и засчитывалась за крестьянами как казенный долг. Крестьяне становились должниками государства, погашая в течение 49 лет с выплатой в размере 6% сумму выкупа. Таким образом, за это время крестьянин должен был выплатить до 300% предоставленной ему «ссуды».
Проведение государством
выкупа крестьянских наделов в централизованном
порядке решало ряд важнейших
экономических и социальных задач.
Правительственный кредит обеспечивал
помещикам гарантированную
Освобождение крестьян существенно изменило все основы русского государственного и общественного быта. Оно создало в центральных и южных областях России новый многолюдный общественный класс. И управлять им должно было государство. Крестьянская реформа повлекла за собой преобразование всех сторон государственной и общественной жизни. Был предусмотрен ряд мер по перестройке местного управления, судебной системы, образования и, позднее, армии.
2. Реформы в области общественных отношений
-земская
-городская
-судебная
-военная
-финансовая
-народного просвещения
После отмены крепостного права, когда миллионы крестьян перестали быть собственностью помещиков, с особой остротой встал вопрос о реформе управления, о введении законности и порядка в административную деятельность.
Земская реформа 1864 г. вводилась
на местах «для обеспечения земских
польз и нужд» и
Городская реформа 1870 г. заменяла сословные городские Думы екатерининских времён выборными органами городского самоуправления, избираемыми на основе цензового избирательного закона. Органами городского самоуправления стали Городские Думы, обладающие распорядительными функциями, и городские управы, наделённые исполнительными полномочиями. Число членов городских дум зависело от количества жителей города.
Городская управа состояла
из нескольких членов и городского
головы. К их компетенции относились:
внешнее благоустройство
Судебная реформа 1864 г. Одним из наиболее важных преобразований этого времени была реформа суда. Дореформенный суд был сословным (т. е. каждое сословие имело свой отдельный суд) и негласным (судебные заседания происходили при закрытых дверях, подсудимые не имели защитников). Суд был полностью зависим от администрации.
Вопиющие злоупотребления в суде, которые приводили к падению авторитета верховной власти, рост недовольства судом со стороны общества заставили правительство пойти на реформу суда.
Судебная реформа
Однако крепостнические пережитки остались и в суде: сохранился особый суд для крестьян, который разбирал дела о мелких правонарушениях и гражданских исках между крестьянами. К тому же для них были сохранены и телесные наказания по суду, отмененные для других сословий.
Вся судебная система делилась на две части: общую и местную.
К местной относилась мировая юстиция. Мировой судья, как правило, избирался из местных дворян. В компетенцию мировых судей входило рассмотрение гражданских дел по искам на сумму не более 500 руб., а также мелких уголовных дел по искам, наказание по которым не превышало 3-х месяцев тюремного заключения или 300 руб. штрафа.
В общую юстицию входила система судов, первым звеном которой были окружные суды. Вся территория страны делилась на округа, в каждом из которых учреждался окружной суд. Он состоял из трёх профессиональных судей (один из них - председательствующий). Наиболее сложные уголовные дела слушались в составе судейской коллегии и двенадцати присяжных заседателей. Заседатели выносили своё решение отдельно и оно называлось вердиктом. При вынесении вердикта присяжные должны были выбрать одну из трёх формул: виновен, невиновен или виновен, но заслуживает снисхождения. Судьи объявляли приговор на основании вердикта, вынесенного присяжными заседателями. Приговор, принятый с участием присяжных заседателей, мог быть обжалован только в случае вновь открывшихся обстоятельств.
Следующей судебной инстанцией
в этой системе были Судебные палаты.
Они состояли из двух департаментов:
уголовного и гражданского. Дела в
них решались коллегией из трёх человек
при участии сословных
Высшей судебной инстанцией был Сенат. Он рассматривал дела, отнесённые к его компетенции, а также жалобы на приговоры и решения нижестоящих судов.
Для разрешения особо важных
дел (государственных преступлений)
по высочайшему повелению
Реформой 1864 г. образовывались и следственные органы, учреждалась прокуратура, которая состояла при окружных судах, судебных палатах и Сенате. Прокуроры руководили следствием, выступали обвинителями на суде, следили за исполнением приговоров. Предусматривалась также и адвокатура.
Военные реформы1874 г. Поражение
в Крымской войне показало, что
армия нуждается в коренной реорганизации.
Обострение классовых противоречий
в стране, сложность международной
обстановки, рост армии в других
государствах, наконец, новые условия
ведения войны и новая техника
заставили царское
Финансовые реформы 1863 г.
Военные расходы, вызванные Крымской
войной, и предпринятая правительством
выкупная операция заставляли правительство
выходить из рамок обыкновенного
бюджета. Государственных доходов
не хватало на покрытие расходов; требовались
займы для погашения ежегодных
дефицитов. Перед правительством становилась
задача - упорядочить государственное
хозяйство, чтобы восстановить равновесие
в бюджете и поднять курс бумажных
денег. Были предприняты некоторые
финансовые реформы. Установлен определенный
и точный порядок составления
ежегодных смет прихода и расхода
по всем ведомствам. За правильностью
исполнения смет должен был следить
заново преобразованный
Для увеличения государственных
доходов был принят ряд мер, из
которых наиболее замечательна отмена
винных откупов, существовавших со времени
Екатерины II. Старый порядок состоял
в том, что частные лица покупали
у правительства право продажи
вина в известном округе за определенную
сумму. По новому порядку, установленному
при Александре II, вино могло продавать
всякое частное лицо, но все вино,
поступавшее в продажу, облагалось
«акцизом» (особым налогом в пользу
казны). Таким же акцизом были обложены
табак, соль и сахар. Были увеличены
некоторые таможенные пошлины. Главным
же средством поднять
Государственный банк (1860). Россия
начала терять характер патриархального
землевладельческого
Реформа народного просвещения. Подготовка реформы начального и среднего образования продолжалась три года. 14 июня 1864 г. было издано «Положение о начальных народных училищах». По этому положению разрешалось открывать начальные школы как общественным организациям, так и частным лицам, но под контролем уездных и губернских училищных советов. В программу входило преподавание чтения, письма, закона божьего, четырёх правил арифметики и церковного пения. В пореформенной России существовало три типа начальных школ: министерские (учреждённые Министерством народного просвещения), земские (при земствах) и церковно-приходские.
19 ноября 1864 г. был утверждён
новый устав гимназий. В него
был введён буржуазный принцип
формального равенства