Кавказская диаспора
Уникальные фотографии,
размещенные в данной статье, предоставлены
специально для сайтаApsny.ru автором материала Русланом Гуажба
Руслан Гуажба
научный сотрудник
Абхазского Государственного музея
Кавказская эмиграция в дальнем зарубежье,
история ее расселения, дальнейшая судьба
народов, контакты с их потомками, причины
ухода и изгнания - все эти вопросы неоднократно
ставились перед широкой общественностью,
но по сей день по этой волнующей и трагичной
теме нет обобщающих изданий. Правда, в
Кабарде, Адыгее, Черкессии издан ряд книг,
написано множество статей на различных
конференциях прочитано множество докладов,
но ясного, четкого представления об этой
трагедии у нашего народа, нашей интеллигенции
до сих пор не сложилось.
Миграция кавказского, в том числе и абхазского
народа из "недр" седого Кавказа происходила
еще с незапамятных времен. В раннем средневековье
абазгов, как испытанных воинов, наравне
с другими кавказскими и абхазскими этнографическими
группами охотно нанимали в иностранные
войска в ряд стран Азии и Европы. Помимо
военных деятелей, из них вышел ряд личностей,
несших своему народу духовную миссию,
например таких, как Грамматик, Абазг,
АбазгЕфрат, основавший в Константинополе
школу для абхазских детей, святой Евстафий
- сын блистательного апсила Маринэ (Мрана),
политик, дипломат и военный XII века Чачба
Дардын и ряд других личностей.
Позже, в средневековье, в течение ряда
столетий Египтом, Палестиной, Сирией
и рядом других стран управляли выходцы
с Западного Кавказа - мамлюки; это были,
в основном, абхазы и адыги, зачастую известные
под общим именем "черкесы". Их история
полна очень интересных и удивительных
фактов. Из их среды вышли выдающиеся государственные
деятели Среднего и Ближнего Востока.
Следует отметить, а это подчеркивает
ряд источников, что мамлюков не продавали,
а их нанимали или выкупали, ибо как отмечает
видный государственный деятель России
и Молдовы Д.И.Кантемир: "В Египте черкесы
и абазы стоят в два раза дороже, так как
только они имеют привилегию наследовать
права и имущества своих господ, которые
получают по их смерти, имея предпочтение
перед законными детьми".
Абхазы, в тот период жившие целыми кварталами
в Стамбуле, Египте и ряде других стран,
отправляли своих малолетних детей в Апсны,
"на черноморское побережье Кавказа",
где они до 16-18-ти лет овладевали всеми
постулатами Апсуара - священного кодекса
чести наших предков и по истечении этого
срока возвращались обратно, к своим родителям,
и, благодаря своему воспитанию, делали
головокружительную карьеру.
Недаром европейский путешественник
по Востоку Базили назвал Кавказ "рассадником
пашей". История знает сотни и сотни
имен выдающихся личностей, в чьих жилах
текла благородная кровь "белой кавказской
расы" - сынов и дочерей Кавказа. В воспоминаниях.
свидетельствах, путевых дневниках, книгах,
архивных материалах сохранилось достаточно
данных об этих людях, влиявших на судьбы
целых государств и империй...
Но вот наступил грозный девятнадцатый
век.
На Кавказе началась война, которая, как
очень метко отметил преждевременно ушедший
из жизни известный абхазский писатель
и поэт, один из самых талантливых мыслителей
нашего времени Даур Зантариа: "Мир,
с тысячелетним вольным укладом, с цивилизацией,
которая была и не европейской, и не азиатской
в полной мере; государственные образования,
где четкие сословные структуры заменялись
союзом независимых общин - этот мир столкнулся
с совершенно неприемлемой для него силой.
В сущности, Кавказская война была уникальная
война запоздалой античности с миром,
бравшим первые уроки Европы. От Кавказа
вдруг стали требовать, чтобы он переориентировался
с Востока на Запад, тогда как он ни Востоком,
ни Западом не был, а был как раз границей
этих двух стихий".
Продолжая эту мысль, мы добавим, что
на Кавказе происходила в XIX веке продолжительная
война между рыцарями и буржуа, с обеих
сторон полегло в землю несколько миллионов
людей.
Немецкий исследователь Гетерман, имея
в виду войну на Кавказе, ее причины, делает
следующий вывод: "В дальнейшем с господствующим
положением на Кавказе для России была
связана ключевая позиция, так как она
конкурировала в Азии с Великобританией
за торговую сферу и рынки сбыта.
Поскольку контроль над кавказскими
горными перевалами, через которые проходили
торговые пути в Ближний Восток, представлял
для русской империи торгово-политический
фактор власти".
Апофеозом войны было высказывание одного
путешественника: "Теперь женщина может
свободно пройти от Анапы до Сухум-Кале,
не опасаясь встретить хоть одного живого
мужчину".
Всего было изгнано с Кавказа, по разным
данным, от 1.800.000 до 3.097.949 человек.
Французский энциклопедист Элизе Реклю
писал: "на огромном ныне пустом пространстве,
занимающем 10.000 кв.км., насчитывалось всего
лишь 15 тысяч жителей. Из их числа 4/5 составляют
абхазцы..., 600 черкесов...".
Полностью обезлюдела Малая Абхазия
- область между реками Жуедзыхь и Соча-пста;
горные абхазские общества, насчитывающие
порой несколько десятков общин: Халцыс,
Ахчыпсы, Мдзаа, Арыд, Цандрыпщ, Гечрыпщ
(по данным Евлия Челеби, в эту область
входило до 70 "цветущих сел"), Хамыщ,
Псху, Аибга, Баг, Цвижьы, Кудждза, Хыш-хва,
Гагра, Гума, Дал, Цабал, Абжакуа, Псырдзха,
Дранда, Акапа, Гулрыпщ...; страна убыхов
- Туахы; горные ашхарские общества: Баг,
Бракуа, Казылбек, Шагирей, Там, Башылрыпщ,
занимавшие верховья Урупа, Лабы (Иарых),
Большого и Малого Зеленчука, фактически
вся горная часть Абхазии опустела.
Георгий Дмитриевич Чачба в своем письме
к Гяргю Лаша (Георгий Михайлович Чачба)
с горечью писал: "... из 437 тысяч Большой
Абхазии до исторического присоединения
к его императорскому величеству Александру
I, осталось сегодня не менее 60 тысяч...".
По турецким данным, абхазов было выселено
в общей сложности от 400 до 500 тысяч.
Еще в 30-х годах XIX века в Турции уже проживало
20 тысяч абхазов. Кроме трех крупных волн
переселений абхазов (1864) тогда только
выселилось 74 тысячи. 1867 (свыше 20 тысяч),
1877 (от 50 до 100 тысяч)
У абхазов было еще несколько этапов
эмиграции, так например в 1859 году было
выселено 2.130 семей, в 1863 - 900 семей, 1869-579
семей, в 1873 - 800 семей, в 1879 - 800 семей...
Турецкое правительство решило с помощью
кавказцев укрепить свои позиции в стране,
где национальные меньшинства составляли
тогда 45%. Организовать расселение горцев
Кавказа было поручено турецкому генералу
Нусрет-паша. В сущности, османское правительство
преследовало три цели:
1. По стратегическим причинам кавказцами
заселяли регионы, отягощенные конфликтами,
чтобы с помощью введения в действие их
воинственного потенциала достичь умиротворения
повстанческих групп.
2. На фоне быстрой ассимиляции расселить
кавказцев как можно рассеяннее.
3. Путем смешения крови облагородить
и возродить одряхлевшую оттоманскую
нацию.
Горцы были расселены вначале в Европейской
Турции, Болгарии, Румынии, Югославии,
Албании между славянскими и греческими
поселениями, образуя непрерывную цепь
вдоль больших дорог и важных горных проходов.
Также они были расселены в Арабистане
и Курдистане.
Непривычный климат, беспрерывные боевые
действия с местным населением вначале
довольно резко сказывались на численности
переселенцев. Известный турецкий писатель
С.Пазиф в рецензии на роман первой убыхской
писательницы Хай-рие Мелек Хундже отмечал,
что там, где на окраинах Турции поселялись
черкесы. кладбища возникали раньше деревень.
После войны 1877-1878 гг. абсолютное большинство
абхазов и убыхов было переселено вновь
уже с Балкан в Анатолию и арабские страны,
т.е. в места их нынешнего проживания.
Турецкое правительство делало большую
ставку на кавказцев, зная их менталитет,
что они предпочитали смерть бесславию
и нищете, и десятки тысяч молодых горцев
пополнили ряды османской армии. "Черкесские
полки были повсюду на линии огня. Они
мужественно сражались, но дорого заплатили
за свою победу, - отмечает Ж.Дюмезиль "Часто
из десяти мобилизованных возвращался
лишь один".
Корреспондент одной из английских газет
в 1912 году спрашивал командира одного
из убыхских отрядов: "Чем объяснить
неслыханную доселе дерзость и храбрость,
проявленную убыхами в боях?".
Убых ответил: "Храбро дрались наши
отцы там, на Кавказе, защищая свою родину.
Но... проиграли войну. Мы потеряли самое
святое, чем жив человек - Родину. И теперь
нам остается только умереть".
"Так вы погибаете за интересы чужой
страны?"
"Это неважно. Для нас главное быть
честным перед самим собой и умереть на
поле битвы честно, как подобает убыху.
Так нас учили".
"Ведь турки предали вас в Кавказской
войне", - не отставал назойливый журналист
"Да, сэр! И не только они.... Теперь у
меня к вам вопрос. Наша храбрость от Бога.
Скажите, от кого у вас предательство и
двурушничество?".
Ведущую роль сыграли кавказцы в кемалистской
революции, об этом в последнее время издан
ряд книг на турецком языке. Мы не будем
останавливаться на этой теме, но отметим,
что самыми ближайшими сподвижниками
Кемаля Ататюрка в самое трудное время
являлись: абхаз Хусейн Рауф бей, осетин
Бекир Сами бей, адыг Хаккы Бехич бей, абхаз
Ибрахим Сюрейй бей, абхаз Емир Маршан
паша, абхаз Хикмет бей, кабардинец Омер
Муитаз Танбий, дагестанец Осман Нури
Туфан бей, адыг Юсуф бей, кабардинец Камил
Полат, абхаз Музаффер Ачба. Все они были
делегатами Сивасского конгресса, откуда
и пошел мощный импульс, давший начало
национально-освободительному движению
в Турции, которое возглавлял шапсуг Етем-бей
(из рода Пшау).
Фактически вначале ядро движения составляли
горцы Кавказа, но впоследствии, как и
все великие диктаторы, Кемаль-паша расправился
почти со всеми горцами Кавказа, а народ
подверг жесткому преследованию, не выполнив
своих обещаний. Это была величайшая трагедия
горцев Кавказа после изгнания.
Английский консул, полковник Чарльз
Уильсон в связи с этим отмечал, что "...
горцы (абхазы, кабардинцы, абадзехи, шапсуги)...
красивое племя; оно сильнее, мужественнее,
смышленее местных крестьян и способны
к образованию... вообще они могли сделать
много для развития края, если бы турецкое
правительство более заботилось о них".
Это подчеркивает ряд консулов, в том числе
и российских.
В начале XX века, перед первой мировой
войной, создается "Черкесское культурно-просветительное
общество", которое функционировало
с 1908 по 1923 гг. (с перерывами). Появляются
первые кадры "черкесской" (абхазской
и адыгской) интеллигенции, создаются
буквари на родном языке, делаются попытки
создания школ, вводится кое-где обучение
на родном языке в начальных классах, издаются
книги по истории Кавказа. Но после 1923
года, в рамках новой национал-турецкой
внутренней политики, культурная деятельность
нетурецких народов была запрещена.
Зэн отмечает, что: "После официального
запрета черкесского благотворительного
общества в Стамбуле начались преследования
и аресты членов общества; кавказские
публикации были сожжены. Турецкие власти
препятствовали приему черкесских учащихся
в общеобразовательные школы повышенного
типа и университеты".
"Черкесский язык был запрещен в 1930
году вместе с языками других меньшинств",
фамилии абхазов и адыгов были заменены
на турецкий лад. Население во многом сознательно
начало противиться тогдашним националистским
устремлениям и ассимиляции. Кавказские
горцы до 50-х годов XX века жили совершенно
изолированно, сохраняя свои традиции
и быт.
В 50-ые и особенно в 60-ые годы после изменений
в конституции Турции были восстановлены
кавказские общества, начали издаваться
периодические издания. Здесь мы приведем
ряд периодических кавказских названий
горцев Кавказа, выходивших в разных странах:
"Бирлик Йолу" (на турецком) - Стамбул,
1957; "Бизим Дибек" (турецкий, русский)
- Варшава, 1936-1937; "Бирлечик Кафкасиа"
(на турецком) - Мюнхен, 1953-1954; "Бюллетень
независимости Кавказа" - Париж, 1930;
"Кавкасиан ревью" (английский) - Мюнхен,
1951-1961; "Чагырыш" (тур., русск.) - Варшава,
1938; "Северный Кавказ" (тур.. русск.)
- Варшава. 1934-1939; "Кафкасиа" (тур.)
- Мюнхен, 1951-1953; "Кавказ" (англ., русск.)
- Мюнхен, 1951-1953; "Йени Кафкас" -Стамбул,
1957-1961; "Мучахит" - Анкара, 1955-61; "Кафкас
алмахи" - Стамбул, 1935-1936; "Кафкас Дергиси"
- Стамбул, 1953-54; "Кафкас Меджумуаси"
- Стамбул, 1954-1956; "Горцы Кавказа" -
Париж, 20-30-е гг. и еще ряд изданий на французском,
английском, арабском и русском языках.
Этот материал до сих пор еще не собран
воедино, хотя такие попытки среди нашей
кавказской диаспоры уже реально предпринимаются.
В общей сложности ныне кавказская диаспора
составляет свыше 3,5 миллиона человек,
разбросанных более чем в 50-ти странах
мира.
Наиболее компактными местами проживания
их являются Турецкая республика и страны
Ближнего Востока, в том числе и Израиль.
Кавказцы в Турции проживают в 59-ти из
67-ми вилайетов Турции.
Абхазов, по оценочным данным, в Турции
свыше 300 тысяч, их могло быть, исходя из
естественного прироста, гораздо больше,
но войны, революции и ассимиляция сделали
свое.... Исходя из естественного прироста,
абхазов должно насчитываться там от 700
до 800 тысяч человек, неблагоприятные условия,
особенно на первых порах, да и значительно
позднее, сделали, как было отмечено выше,
свое дело.
В остальных странах Европы и Азии их
проживает несколько десятков тысяч, практически
они проживают во всех странах Европы,
есть даже небольшие колонии кавказцев
в Китае, Японии, Корее. Австралии...
В последнее время процесс урбанизации
охватил все население Турции, в том числе
и абхазское, многие из них переселились
в города, хотя в сельских местностях насчитывается
свыше 800 сел, где проживают абхазы, черкесы,
убыхи. По-прежнему очень остро стоит вопрос
о связях с Родиной, в этом отношении у
нас проведена определенная работа, но
до сих пор не поставлен и не решен вопрос:
ПОЧЕМУ ДО СИХ ПОР НАСИЛЬСТВЕННО ИЗГНАННЫЕ
С РОДИНЫ ГОРЦЫ КАВКАЗА
НЕ ИМЕЮТ СТАТУСА БЕЖЕНЦЕВ?
Ведь правильно отметил еще в 1990 году
Заур Зантария:
"Представление о наших соотечественниках
за рубежом, как о добровольных изгнанниках
- следствие тоталитарной пропаганды,
но не только ее. Как ни тяжело нам в этом
сознаваться, тот факт, что большая часть
наших народов ушла, а осталась меньшая
- есть следствие раскола, который произошел
внутри горского единства в последний
момент войны. Остались мирные, а ушли
непокорные, и мы должны их больше любить
и сочувствовать представителям нашей
диаспоры. И при этом надо помнить, что
как бы хорошо они там себя ни чувствовали,
все же, наша диаспора лишена в той же Турции,
Сирии и Иордании общепринятых прав и
свобод. Юридически они поставлены, например,
ниже армян, греков или евреев. У них нет
свободы совести, возможности национального
самоопределения, они не могут даже носить
своих национальных имен и фамилий. А это
касается одинаково и простолюдина, и
министра".
В заключение хочу отметить, что где бы
ни находились абхазы, они должны помнить,
что Родина у них одна - это наша свободная
Апсны, независимость которой завоевана
кровью, и души ушедших в национально-освободительной
борьбе призывают нас воссоединить рассеченные
временем, политикой и историей изгнанников
с их исторической Родиной.
Руслан Гуажба
научный сотрудник Абхазского Государственного
музея
тел. (10995122) 2-43-15
Уникальные фотографии, размещенные
в данной статье, предоставлены специально
для сайта Apsny.ru автором материала Русланом
Гуажба
|