Казахские батыры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 22:16, реферат

Краткое описание

Батыр – не только титул храбреца, но еще и обозначает категорию лиц из числа профессиональных военных. Поэтому широкое бытование слова «батыр» в казахских степях во многом объясняется большой значимостью войн в истории становления казахской государственности. Часто народу приходилось с оружием в руках отстаивать независимость, защищать границы. Память об этих событиях, о том, как стойко и смело воевали предки, воодушевляла людей на создание новых эпических произведений. В казахском героическом эпосе защитники народа мужественно отражают вражеские набеги. Так, Алпамыс-батыр воюет с калмыцким ханом, разорившим его родину, а Камбар-батыр освобождает бедняков из плена. Наиболее известные эпические произведения «Кобланды-батыр», «Ер-Таргын», «Алпамыс», «Камбар-батыр» и многие другие.

Содержание

Введение.
Тышкан-батыр.
Райымбек-батыр.
Карасай-батыр.
Наурызбай-батыр.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

батыры.docx

— 32.79 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

АЛМАТИНСКИЙ  ФИЛИАЛ  НЕГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ  ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ  ПРОФСОЮЗОВ»

 


 

 

Факультет: культуры

Кафедра: психологии

 

 

CАМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: История Казахстана

на тему: Казахские Батыры

 

 

 

Выполнил студент:

Перетятько Я.В.

103 пд группы 1 курса

форма обучения: очная

Проверила:__________

Алматы, 2013

Оглавление:

  1. Введение.
  2. Тышкан-батыр.
  3. Райымбек-батыр.
  4. Карасай-батыр.
  5. Наурызбай-батыр.
  6. Заключение.
  7. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Слово «батыр»  распространено в казахском фольклоре  и быту, а на сказаниях о  них построен весь казахский  народный эпос. Происхождение социального  института «батырства» связано, прежде всего, с такими личными качествами человека как доблесть, храбрость, смелость. Надо отметить, что само слово «батыр», «бахидур», «багатур» имеет тюрко-монгольское происхождение, а в XIVвеке это слово пришло в русский язык. 
Батыр – не только титул храбреца, но еще и обозначает категорию лиц из числа профессиональных военных. Поэтому широкое бытование слова «батыр» в казахских степях во многом объясняется большой значимостью войн в истории становления казахской государственности. Часто народу приходилось с оружием в руках отстаивать независимость, защищать границы. Память об этих событиях, о том, как стойко и смело воевали предки, воодушевляла людей на создание новых эпических произведений. В казахском героическом эпосе защитники народа мужественно отражают вражеские набеги. Так, Алпамыс-батыр воюет с калмыцким ханом, разорившим его родину, а Камбар-батыр освобождает бедняков из плена. Наиболее известные эпические произведения «Кобланды-батыр», «Ер-Таргын», «Алпамыс», «Камбар-батыр» и многие другие. 

2.Тышкан-батыр родился в 1837 году в местности Куик (нынешняя территория Костанайской области). С детства он выделялся своей храбростью, умом и ловкостью. Уже в 13 лет он был балуаном (что означает «борец»), а в 20 лет становится известным батыром в крае. После смерти отца он остался старшим в роду. Несмотря на свое происхождение, а родился он в богатой семье, Тышкан был защитником бедных, всегда выступал за справедливость. Ему не раз приходилось защищать соплеменников от набегов соседей, угонявших их скот. Верным другом Тышкана-батыра был Танабай-батыр. Дружил он и с другими батырами – Жауке, Толек, Кожа. Многое им сделано для развития творчества акына Отеулы. К сожалению, Тышкан-батыр прожил недолгую жизнь  и умер в возрасте 25 лет. Но народ хранит память об этой всесторонне одаренной личности. 
И последнее, о чем хотелось бы сказать, что прославленные батыры были, в основном, из низшего слоя, не имели богатого состояния. А главной задачей и целью их было служение народу. Был когда-то у казахов славный батыр Еленке. В одном из сражений казахов с калмыками были перебиты все сарбазы батыра. Остался один Еленке против тысячного калмыцкого войска. Еленке мог спастись бегством, но трусливый побег для батыра хуже смерти. И джигит продолжает биться насмерть. Калмыцкий военачальник слышал о нечеловеческой храбрости Еленке, и теперь он убедился в этом воочию. Восхищен был калмык стойкостью казаха и приказал любой ценой взять его живым. Много калмыков осталось на казахской земле, повергнутых точными сильными ударами славного батыра. Но иссякли силы Еленке. Окруженный врагами, тяжело раненый батыр свалился с седла. Не осталось сил даже для того, чтобы нанести себе последний удар. Так Еленке попал в плен. Калмыцкий хан приказал вылечить раны казаха и ухаживать за ним, как за лучшим гостем. Скоро Еленке совсем окреп. Задумал калмыцкий хан породнить храброго казаха с калмыками – заполучить от него сына-батыра, чтобы не ходил Еленке войной на калмыков. Что ни день, приводят к батыру девушек-калмычек, одну лучше другой. Но разгадал он коварный план врагов: отворачивался от красавиц. Разгневался хан, прямо спросил Еленке: - Почему ты отказываешься от любви наших девушек? Будь разумным получишь свободу, упорство же твое обернется против тебя. - Лучше честная смерть, чем подлая жизнь, - гордо ответил отважный джигит и продолжал отвергать красавиц. Убедился хан, что не сломить ему упрямого казаха, и повелел отрубить батыру голову, а сердце принести ему. Палачи не замедлили исполнить приказ хана. Увидел калмык трепещущее сердце батыра и обратился к своим людям: 
- Даже после смерти бьется оно. Исследуйте, человеческое ли сердце было у этого упрямого безумца? Разрезали люди хана сердце и увидели в середине его пучок волос. С тех пор стали говорить о храбрецах: «У него волосатое сердце».

Cейчас наступил тот момент для возрождения имен исторических героев, которые потом и кровью доказали свою отвагу и мужество, оградив свой народ от погибели.

Одним из них был Райымбек батыр. Райымбек был сыном Кангельды и сыном своего народа, сложившего следующие строки: "Чем девятеро от хана родились, Лучше бы один от черни родился. Чтобы народной местью зажечься, Чтобы восстать против врага, С кличем идти против него!"

И таким «одним», точнее, одним из таких стал Райымбек. 
Свой первый подвиг на поле брани он совершил в 17 лет, за что заслужил звание батыра. Райымбек возглавлял войска Старшего жуза против джунгарских завоевателей, но особо отличился в одном. Битва казахских соединений с врагом происходила на равнинной местности между городами Торайгыр и Согеты. Нынче это 167-ой километр трассы Алматы – Нарынкол. Место сражения впоследствии получило название Ойрантобе (сопка кровавого сражения). Возглавлял битву Райымбек, а рядом с ним  плечом к плечу стояли батыры, как Сатай, Боген, Кызылборик, Койкельды, Конаккельды и другие. Тут враг был разбит наголову. Послужной список Райымбек батыра был более чем внушителен: 33 года войны и ратных подвигов, 77 боевых ранений, победа в единоборстве под грозным вражеским предводителем Нояном Бадам-багатуром. Начав ратную жизнь один, на своем тулпаре и с пикой Райымбек спустя время возглавлял казахское войско из десяти тысяч испытанных воинов. Вместе с ними он сражался в составе объединенных казахских ополчений в широко известной битве при Апракае в 1729 году, когда были разгромлены полчища Сары-Мынжа тумена. Здесь рядом с Райымбеком шли в атаку на лютого врага Наурызбай и Отчен. На озере Итимпес было нанесено поражение отрядам Шупа-Добы. Батыры Райымбек, Кабанбай, Богенбай.  Потомки почитают Райымбека за ратные подвиги, за добрые дела; он считается святым. Воины из рода Албан с его именем на устах отправлялись в поход на врага, а подлинные слова батыра с любовью передавались из поколения в поколение: "Родом я – Албан, земля моя – Каркара, летовка – Асы, а обитель возле Алматы". Прах незабвенного батыра покоится в городе Алматы, возле бывшей районной автострады, а рядом шумит автострада – бывшая улица Ташкентская, а нынче носящая имя самого батыра.

3.Если Райымбек-батыр возглавлял войска Старшего жуза, то батыр Кабанбай из рода Найман – все казахское воинство – он был главным полководцем. Недаром акын и государственный деятель Бухар-жырау называл его Дарабозом – скакуном, возглавляющим скачки. Батыр Кабанбай в истории казахского народа имеет такое значение, как Кутузов для русских. Родился Кабанбай в 1691 году и умер на 78 году жизни в 1769 году. Его отец Кожагул был известным батыром времен легендарного Жалантосбахадура (1576 - 1656). Семи лет от роду Ерасыл, так нарекли мальчика при рождении, остался сиротой. Но родичи заботились о нем как о родном сыне, и мальчик не знал, что такое сиротская доля. Свой первый подвиг Ерасыл совершил в 13 лет – убил в поединке джунгарского лучника Арслана. 

4.Много легенд сложено народом о Карасае батыре. Карасай Алтынай-улы родился в 1598 году в Жетысу. Отец его Алтынай был провидцем. Говорят, однажды он предсказал холодную зиму, возможность джута. Однако хан не поверил ему. В те времена ханская ставка располагалась на Кок-Тюбе. Юноша Карасай, по совету отца, угнал весь свой скот в прибалхашские степи, богатые тугайные низовья рек Или, Каратал. Зима действительно оказалась страшной. Во время джута погиб почти весь имевшийся у людей скот. Карасай же весной пригнал свои многочисленные стада с приплодом и предстал перед обрадованным отцом. Хан «кусал локти», да делать нечего. Мудрый Алтынай сказал сыну: «Нельзя оставлять людей в беде. Садись-ка, сын мой, на своего аргамака и проедь три раза через стада овец, косяки лошадей и верблюдов. По правую сторону будет наше, по левую – хана, а среднюю часть отдай сородичам». Все произошло опять так, как сказал отец, и семья Алтыная  не осталась в накладе. Батыр Карасай Алтынай-улы происходит из племени Шапрашты, рода Ескожа. У озера Сапы-Саты в Нарынколе есть две долины: одна названа в честь бесстрашного батыра Шапрашты, другая в честь его правнука, отважного Карасая батыра. Вообще племя рода Шапрашты и род Ескожа считаются самыми воинственными в Жетысу. Искрометный акын Суюнбай, учитель Жамбыла, сказал об этом: "Один из племени уйсин - Шапрашты, Вырос в нем батыр – Ер – Карасай, Лавиной снежной падающей на врага". На знамени, доспехах воинов из племени Шапрашты была изображена волчья голова. Согласно древней тюркской легенде волчица спасла жизнь юноше, истекавшему кровью на поле сражения. Она скрыла его от преследователей и выходила. Легендарный батыр Карасай был известен не только в казахской степи, но и далеко за ее пределами.

5.Наурызбай  Кутпанбетулы (правильно Кутгымбетулы) (1706-1781). Родился в местности Жалпактас-Сериктас (нынешняя территория Жамбылского района Алматинской области). - из рода Толемис племенного союза Шапрашты. Проживал в местечках Калпактас и Серикгас, ныне Джамбулского района Алматинской области, Один из трех (Каракерей Кабанбай, Канжыгалы Богенбай, Шапрашты Наурызбай) знаменосцев Абылай хана. Полководец - глава тумена, десятитысячного войска. Жизнь Наурызбая прошла в войнах с джунгарами. В битвах погибли его три брата - Кудайберген, Шолпан, Дуйсен. Наурызбай был рослым и крупным мальчиком. Его богатырьская стать выгодно подчеркивалась высоким ростом. Отец, состоятельный человек, заметив, что сын с детства отличается могучим телосложением, специально растил двух пегих жеребят, вместо воды поил их коровьим молоком. Эти два пегих коня служили Наурызбаю восемнадцать лет. На одном из них он отправился на первый бой с джунгарами, умножая славу своего народа. В 1729 году в ходе Аныракайской битвы возглавил войско шапыраштинцев. Наурызбай сразился в поединке и победил именитых джунгарских батыров Шамалгана и Каскелена. Происхождение На всю казахскую степь были известны победы Наурызбая в 1729 году в поединках с Шамал ханом и Каскеленом. В I750-I752 годах он вместе с батырами Басентиин Малайсары, Кыстык Малаем в Шапрашты Каскары, одержал победу над джунгарами, отбросив их за Турфан (ныне в СУАР КНР) и освободил из плена множество казахов. В 50-х годах XX века насчитывалось до трехсот юрт (семей) потомков Наурызбая. Соответственно росту, он отличался и лицом и статью. Позже он стал известен в народе как бахадур. Да, облик батыра, его телосложение выгодно подчеркивались высоким ростом. Отец Наурызбая был состоятельным человеком. Заметив, что сын с детства отличается богатырским телосложением, специально растил двух пегих жеребят, вместо воды поил их коровьим молоком. На одном из этих пегих коней Наурызбай отравился на первый бой с джунгарами. «Встретив в бою чванливых калмыков, Наурызбай на пегом коне умножил славу свою и народа», - воспевал великий Бухар Жырау. Эти двое пегих боевых коня служили Наурызбаю восемнадцать лет. "Родимые края скрываются из глаз О Родина моя! Рыданье душит нас. За что, господь, за что народ наш безутешный Кому не лень гнетет и гонит всякий раз?" (песня «Елим-ай») 
Мы живем на великой земле, которая имеет богатейшую тысячелетнюю историю. Тут возникали и уходили в небытие древнейшие цивилизации, шумели прекрасные города, отсюда началось великое переселение народов, тут и поныне живет хозяин этой земли – добрый старый народ – казахи. Сердце его открыто друзьям, а к врагам… Последних у него было много; история всей Казахии состоит из бесчисленных  нашествий и бесконечных войн. Враги постоянно зарились на богатейшие угодья, тучные стада, на несметные месторождения, на процветающие города. Вот тогда и вставали на защиту родных пределов славные богатыри-батыры.

6.Изустные предания и документальные хроники донесли до наших времен десятки имен таких батыров. Батыры были олицетворением своей земли, всех своих соотечественников. И каждого отдельно взятого казаха. Широта души, несгибаемость и цельность натуры, открытость и сердечность вкупе с доверчивостью отозвались и в их повседневных поступках, и подвиге всей их жизни. Потому и запомнились они людям, потому и запечатлелись в их памяти и яркие, трагической высоты события, и простые, неброские штрихи, скупые подробности их биографий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Список литературы:

1 Ай, заман-ай, заман-ай. 1991.

2 Александров Н.Н. Земледелие в Сырдарьинской области. Ташкент, 1916.

3 Аманеков Д., Бабаев А., Вейсов К. География Туркменской СССР: (Учебное пособие). Ашхабад, 1962.

4 Аминов А.М. Экономическое развитие Средней Азии: (Со второй половины XIX столетия до I Мировой войны).

5 Андрианов Б.В. Архив Куна // Советская этнография. 1951. № 4; Этническая территория каракалпаков в Северном Хорезме // Труды Хорезмской экспедиции.М.,1958,т.3; Хозяйственно-культурные типы Средней Азии и Казахстана // Народы Средней Азии и Казахстана. М..1963, т.1-2; Древние оросительные системы Приаралья: (В связи с историей возникновения и развития орошаемого земледелия). М.,1969.


Информация о работе Казахские батыры