Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 12:47, реферат
Казахское ханство при Есим хане (годы правления 1598–1643 гг.). Есим хан - один из выдающихся политических деятелей второй половины XVI и первой половины XVII вв. Он смог нейтрализовать внешнюю угрозу и объединить казахские племена в крайне тяжелые годы национальной истории, превратив Казахское ханство в сильное централизованное государство. Упорная борьба хана с ойратами, бухарцами и сепаратистами за сохранение независимости и единства Казахского ханства отразилась в народной памяти. За проявленное мужество и полководческий талант в народе его прозвали "Енсегей бойлы ер Eciм" (высокорослый (или мужественный) Есим богатырь).
Казахское ханство при Есим хане (годы правления 1598–1643 гг.). Есим хан - один из выдающихся политических деятелей второй половины XVI и первой половины XVII вв. Он смог нейтрализовать внешнюю угрозу и объединить казахские племена в крайне тяжелые годы национальной истории, превратив Казахское ханство в сильное централизованное государство. Упорная борьба хана с ойратами, бухарцами и сепаратистами за сохранение независимости и единства Казахского ханства отразилась в народной памяти. За проявленное мужество и полководческий талант в народе его прозвали "Енсегей бойлы ер Eciм" (высокорослый (или мужественный) Есим богатырь). Согласно историческим сведениям, Есим был сыном Шигай хана и братом Тауекель-хана. Он отличался от прочих политиков тем, что умел ставить интересы государства над личными: жертвовать репутацией, авторитетом ради определенных стратегических целей; идти на компромисс; выжидать и наносить неожиданные удары. Именно в годы его правления были возвращены Южный Казахстан и Ташкент, разгромлены джонгары, разработан новый свод законодательства, известный под названием "Есим-ханнын еск i жолы" (Древний путь Есим хана) В конце XVI в. внешнеполитическое положение Казахского ханства заметно усложнилось. Время правления Есим хана было очень сложным. На юге шла постоянная борьба с бухарским ханом за обладание Ташкентом, на востоке усиливались ойратские племена, в самом Казахском ханстве происходили сепаратистские выступления султанов. Борьба с бухарскими ханами за право владения присырдарьинскими городами, в частности, Ташкентом, продолжалась с переменным успехом. В этих условиях для обеспечения безопасности государства необходимо было консолидировать общество для недопущения раскола. В последние годы правления Шигай хана доверие и уважение к власти среди простого населения упали. Уже в момент правления Шигай хана Есим показал себя искусным политиком и завоевал немалый интерес, поскольку был посажен на престол сразу осенью 1598 года. В первые годы своего правления Есим хан в основном боролся со своими политическими оппонентами. В 1611 г. Есим хан, собрав пятитысячное войско, устанавливает контроль над Ташкентом, Туркестаном, Сыгнаком и Сузаком. Но успехи оказываются временными. В 1613 г. он вновь, несмотря на сопротивление бухарских ханов, берет реванш и занимает Ташкент. Бухарские ханы были уведомлены о сложности внутриполитической ситуации в Казахском ханстве, которая заключалась в сепаратистских устремлениях отдельных султанов, в частности, Турсун султана. Особенность политических взглядов Есима и Турсуна была в том, что для последнего власть являлась самоцелью, а не средством для достижения каких-либо задач. Бухарский хан, как пишут Кляшторный и Султанов, специалисты по средневековой истории Центральной Азии, одобрил захват Турсуном ханской власти. Однако, узурпация ханской власти Турсуном не решила комплекса проблем, стоящих перед государством, поскольку амбициозный султан не обладал столь необходимым авторитетом для борьбы с сепаратистскими тенденциями внутри страны. Более того, он, нарушив соглашения, начинает набеги на Мавераннахр. Тем временем Есим, удалившись в пределы Моголистана, втягивается в политические интриги чагатаидского дворца. Он объединяет вокруг себя некоторые кыргызские племена, устанавливает союзнические отношения с правителем Чалыша и Турфана Абд ар-Рахим ханом, который, объединив усилия с Есимом, несколько раз пытается отбить у правителя Моголии Апакхана город Аксу. Казахский султан прекрасно разбирался в тонкостях восточной политики, что и было его основным преимуществом, поскольку многие соперники Есима полагались в основном либо на военную силу, либо на политическую поддержку, тогда как он предпочитал совершать взвешенные, обдуманные со всех сторон ходы, полагаясь на ум и холодный расчет. Несмотря на усилия Есима по улучшению отношений с Турсуном, столкновение интересов становится неизбежным. После очередного факта вероломства Есим решительно вступает в новую фазу открытой борьбы. В 1627 г. Есим во главе казахских войск отправился в поход против ойратов - Турсын решил этим воспользоваться и напал на Туркестан, захватив в плен всю семью Есим хана. Когда хан возвращался с победой, Турсын устроил ему засаду в окрестностях Сайрама. В последовавшей битве ташкентцы были разгромлены. Есим хан взял Ташкент, а Турсын был убит своими же приближенными. Разобравшись с политическим оппонентами, Есим приказывает перебить всех представителей рода каган, которые активно поддерживали узурпатора ханской власти - султана Турсуна. Массовое уничтожение целого рода по воле одного человека явилось одним из страшных эпизодов средневековой истории казахов. Отправив голову Турсуна к бухарскому хану Имамкули, Есим в ответ получает грамоту о том, что бразды правления над некоторыми присырдарьинскими городами передаются ему. Таким образом, Есим возвращает себе титул хана всех казахов. Возвращение Есима на политический Олимп является необычным фактом в истории Казахстана. Более того, в истории других азиатских стран тоже мало подобных примеров, когда изгнанный вождь вновь становится руководителем государства. Это странно, потому что на Востоке принципы организации власти совсем иные, чем на Западе. В казахском обществе доминировали политические ценности, не характерные ни для западных, ни для восточных обществ, и возвращение Есим хана следует рассматривать как результат его собственных усилий и акт признания его политической воли. Вновь приняв на себя обязанности верховного хана, Есим, прежде всего, поспешил обезопасить страну от набегов ойратских племен, поскольку многие султаны игнорировали их мощь. Именно благодаря политической дальновидности Есим хана казахские племена смогли нанести ойратам упреждающий удар. Несмотря на переменные успехи в войне с ойратами, Есим все же смог на некоторое время подчинить ойратские племена. Он убеждается, что победу можно одержать лишь в том случае, если все казахские племена будут едины в замыслах и действиях. Главной целью Есима было построение единого государства с централизованной формой правления: объединение всех казахских племен во имя общего процветания. Поэтому в последние годы своей жизни Есим хан не переставал бороться с сепаратистскими тенденциями внутри страны. Созданные им законы впоследствии стали основой для "Семи уложений" хана Тауке. Умер Есим хан в 1628 г. и был похоронен в Туркестане, где над его могилой был воздвигнут мавзолей.
В определении
самого термина «жуз» большинство историков считают
его объдинением казахских родов и племен.
Само слово «жуз» переводят как «ветвь»,
«часть», «сотня». Сложным является вопрос
о причинах и времени образования жузов.
Деление этноса на части типа жузов имело
место в истории ряда народов (древнеримские
трибы-племя, у северо-американских племен
- тройственные союзы), но до настоящего
времени оно сохранилось только у казахов.
Причины образования жузов:
1. Хозяйственно-экономические условия,
кочевой образ жизни(С. Асфендияров, М.
Вяткин, В. Бартольд). Деление территории
Казахстана для кочевого скотоводства
на три естественно-географические области:
западную - на р.Урал; среднюю - на реке
Сарысу, Чу, низовья Сыр-Дарьи, по Ишиму,
Тоболу и Иртышу, и восточную - в Джетысу.
2. Природно-географические (территориальные)
факторы.
3. Военно-политические факторы (для защиты).
4. Исторические традиции (деление племен
на западное, восточное крыло, центр - еще
с хуннов, тюрков, монголов и тд.).
Помимо научных объяснений имеются различные
легенды по поводу происхождения жузов.
(отражают события с VIII века и ранее).
Жузы имеют названия: Старший (Великий),
Средний и Младший. Значение такой иерархии
тоже объясняют по-разному. В частности,
Великим считается жуз по его древнему
происхождению, он - прародина всех племен;
Младшим – потому, что он оформился позднее
всех.
Территории и основные роды и племена,
составляющие жузы:
Старший жуз - это Семиречье и Южный Казахстан
- сарыуйсін, дулаты, жалаиры, канлы и др.
Средний жуз - Восточный, Северный и Центральный
Казахстан - аргыны, кыпчаки, найманы, кереи и т.д.
Младший жуз - Западный Казахстан - алимулы, байулы, жетыру и др.
Когда образовались жузы? По разному трактуют
время образования жузов, которое относят
к периоду с X в. по XVI в. (распад Западно-Тюркского
каганата или три самостоятельных улуса
в XV-XVI вв. положили начало казахскому ханству
и др. ). Большинство склоняются к XVI веку.
Однако в последнее время такая точка
зрения вызывает возражение. В частности,
Е. Арынов, Е. Абенов и др. сомневаются в
том, что кому-то было выгодно разделить
единое Казахское ханство на три части,
что не части состоят из целого, а целое
из частей. Таким образом, считают они,
образованию Казахского ханства предшествовало
по времени образование жузов.
Жузы в истории казахского народа играли
важную роль в регулировании общественных
(административно-
Жеты Жаргы (каз. Жеті жарғы) — это свод
законов Казахского ханства при хане Тауке
[1]. Изменения политической структуры
вызвали настоятельную необходимость
переработки и правовой базы организации
казахского общества. Эта работа проводилась
весь XVII век и при хане Тауке нашла свое
закрепление в своде законов «Жеты Жаргы»
(Семь Установлений). Разработан был этот
свод при участии известнейших биев Толе
би (Старший жуз), Казыбек би (Средний жуз)
и Айтеке би (Младший жуз) в начале XVII в.
[2]
И включал в себя следующие основные разделы:
Земельный Закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.
Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.
Военный Закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.
Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.
Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.
Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.
Закон о вдовах (Жесiр дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.
Кроме «Жеты Жаргы» продолжал
использоваться в качестве источника
права и «Кодекс Касыма», особенно в области
международного права. Своеобразными
дополнениями к кодексам были положения
съездов биев — «Ереже», и «Билер сезi» —
рассказы, содержащие сведения о практике
суда биев — судебном прецеденте.
Судопроизводство было основано на обычном
праве — адате и мусульманском праве —
шариате. Судебная функция была в руках
биев-родоправителей. Особо сложные дела
рассматривались съездом биев. В разбирательстве
некоторых дел принимали участие султаны
и хан. За разбор дел бии, султаны и хан
получали вознаграждение — бийлик, ханлык,
а также различные подарки.
Очевидно, что свод законов «Жеты Жаргы»
прямо или косвенно наследует монгольскую
«Яса» (Пять уложений), которую Чингизхан
ввёл в монгольских степях и принёс в XIII
веке в Дешт-и Кипчак.
По сведениями историка Мухамеджана Тынышпаева
единообразное применение и толкование
положений «Жеты Жаргы» на всей территории
казахского ханства обеспечивалось ежегодным
сбором биев всех жузов и племен в южной
ставке Тауке хана. Ежегодно осенью бии (степные
судьи) всех трех казахских жузов а также
представители кыргызов, каракалпаков,
катаган, джайма и других мелких родов
на 1—2 месяца собирались в ханской ставке
«Ханабад» на холме «Куль-Тобе» которая
располагалась на левом берегу реки Ангрен
в 40 верстах на юг от Ташкента на территории
нынешней Ташкентской области .