Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 21:56, реферат
Каменный век делиться на несколько периодов: древнейший период истории называют палеолитом. Он охватил время приблизительно от 2,6 млн. лет и завершился 10 тыс. лет тому назад. Большинством исследователей палеолит делится на ранний и поздний. Ранний палеолит - время обитания архантропов и палеоантропов. За этот длительный период сменилось несколько археологических эпох и произошло значительное развитие материальной культуры. Поздний палеолит - время обитания Homo sapiens, к которому относится современное человечество.
                                                           
Каменный век делиться на несколько периодов: древнейший период истории называют палеолитом. Он охватил время приблизительно от 2,6 млн. лет и завершился 10 тыс. лет тому назад. Большинством исследователей палеолит делится на ранний и поздний. Ранний палеолит - время обитания архантропов и палеоантропов. За этот длительный период сменилось несколько археологических эпох и произошло значительное развитие материальной культуры. Поздний палеолит - время обитания Homo sapiens, к которому относится современное человечество. Несмотря на небольшую продолжительность верхнего палеолита (около 30-40 тыс. лет), человечество за это время проделало огромный путь. Следующий период каменного века - мезолит, который начался от 10 тыс. лет и закончился 5500 лет до н.э. И завершился каменный век неолитом, охватывающим промежуток времени от 5500 г. до 3000 г. до н.э. В течение всего каменного века главенствующая роль в изготовлении орудий труда принадлежала камню. В зависимости от формы и характерных типов каменные изделия подразделяются на рубила, скребла, остроконечники, отбойники, сверла, ножи, проколки и т.д. В нижнем палеолите (2,5 млн. лет - 10 тыс. лет до н.э.) для раскалывания камня человек использовал другой камень. Такая техника получила название "техника обивки" или "галечная культура", поскольку сырьевым материалом в большинстве случаев служила обыкновенная речная галька . Позже появились отбойники, которые позволяли добиваться лучших результатов. Орудия, выявленные в Южном Казахстане (Хребет Каратау) обработаны такой техникой. В последующую эпоху - верхнем палеолите (10 тыс. лет - 5500 лет до н.э.) - обработка каменных орудий была более сложной. Широкое применение получает и отжимная техника, которая позволяла получать орудия с лезвием, например наконечники копий, дротиков. На стоянке Шульбинка в Восточном Казахстанесреди 5000 каменных изделий выделены скребки, острия, резцы, проколки, нуклеусы, долотовидные орудия, а также очаги, сложенные из галек, и следы жилища. Сырьем для изготовления орудий служили полудрагоценные камни - халцедон, яшма, опал, кремень. Коллекции находят аналогии в стоянках Алтая и Сибири, что позволяет их датировать возрастом 30-25 тыс. лет назад.
В мезолите хозяйство и материальная 
культура испытывают значительные изменения, 
но, к сожалению, памятников этого времени 
на территории Казахстана насчитывается 
мало. Последующая эпоха -неолит- характеризуется многочисленными памятниками, 
обнаруженными во всех регионах республики. 
Одной из важных проблем казахстанского 
неолита является проблема определения 
своеобразия каменной индустрии и выделения 
локальных вариантов неолитической культуры. 
Наряду с охотой и рыболовством, зарождается 
земледелие и скотоводство. Важным открытием 
было и изготовление глиняной посуды, 
изобретение лука и стрелы, а также появление 
шлифованных орудий из камня; пиление 
и сверление получает широкое распространение. 
Стоянки эпохи неолита обнаружены повсюду 
на территории Казахстана, но наиболее 
значимой является пещера Караункур (Южный 
Казахстан). Здесь обнаружены каменные, 
костяные изделия, керамика, кости животных 
- кулана, медведя, оленя, джейрана, кабана, 
косули, лошади и т.д.  
 
 
^
 2.Эволюция общественных отношений 
в каменном веке. Зарождение искусства 
и религиозных представлений.(здесь нет 
эволюции общ. отн. в кам. веке.) 
 
Зарождение культуры. Появление духовной 
культуры как специфической области деятельности 
тесно связано с развитием мышления и 
самосознания. Поэтому появление ее мы 
можем с уверенностью связывать только 
с человеком разумным. 
 
Захоронения неандертальцев, зачатки 
искусства говорят о том, что уже неандерталец 
был способен к абстрактному мышлению, 
обладая самосознанием, индивидуальным 
и общественным. Погребение умерших сопровождалось 
обрядом: тело хоронилось в специально 
вырытых ямах в позе спящего человека, 
в могилу опускались каменные орудия, 
мясо, полевые цветы. Все это свидетельство 
того, что неандерталец придавал особое 
значение жизни и смерти и, возможно, задумывался 
о загробном существовании. 
 
Существовали у неандертальцев и другие 
ритуалы, в частности охотничьи. Так, во 
многих пещерах найдены аккуратно сложенные 
черепа медведей и других животных, использовавшихся 
в ритуальных целях. В это же время начинает 
зарождаться искусство в виде костяных 
амулетов, схематических рисунков. 
 
Возникновение искусства и религии. Однако 
подлинного расцвета доисторическое искусство 
достигает с появлением современного 
человека. Круг произведений был широк: 
гравюры животных и людей, глиняные и костяные 
скульптуры и рельефы, рисунки охрой и 
древесным углем. При изображении животных 
древние мастера достигли удивительного 
реализма. В то же время идет схематизация 
рисунков, вплоть до превращения в символы. 
 
Усложнился и похоронный обряд людей 
верхнего палеолита. Мертвых часто посыпали 
красной охрой, символизирующей кровь 
и жизнь, отдельные погребения сопровождались 
богатыми украшениями в виде бус.
 В могилу помещались орудия труда, оружие, ритуальная 
еда. 
 
Эпоха современного человека - время 
развития языка, рационального знания, 
религии. В языке человека начинают появляться 
абстрактные, обобщенные понятия, что 
было очень важно для накопления и обмена 
информацией. Постепенно накапливались 
знания по географии, зоологии, медицине. 
Получают распространение ранние формы 
религии - магия, анимизм, тотемизм, фетишизм. 
 
С переходом к производящему хозяйству, 
накоплением положительных знаний расширяется 
круг духовной культуры человека. Земледелие 
стимулировало рост знаний по агротехнике 
и ботанике, скотоводство - по селекции 
и зоологии. Потребности производства 
ведут к появлению математических знаний 
и счетных систем. Получает распространение 
пиктография - рисуночное письмо. В изобразительном 
искусстве продолжается переход к условности 
и символизации изображения, что ведет 
к появлению орнамента. 
 
Эпоха бронзы, время распада эгалитарного 
общества, было временем становления религии 
с особыми служителями культа -жрецами. 
Переход к патриархальному обществу и 
племенному устройству повлек за собой 
возникновение культов покровителей племени, 
прародителей и духов предков. В то же 
время появляются культы покровителей 
земледелия и скотоводства, обретающих 
образы богов. 
 
Развитие ремесла стимулирует расцвет 
прикладного искусства - ювелирного, ковроткачества, 
гончарного. Появляются художественная 
чеканка, гравировка, инкрустация драгоценными 
камнями. 
 
Апогеем духовного развития доисторического 
общества было изобретение письменности. 
Это происходило путем постепенной трансформации 
пиктографического письма в иероглифическое, 
а затем и в буквенное. С появлением письменности, 
первоначально в Шумере, Египте, Китае, 
а затем и в других странах, эпоха доистории 
завершается. 
 
 
3.Эпоха бронзы. Развитие хозяйственной 
и общественной жизни. 
 
Андроновская культура эпохи бронзы. 
С освоением выплавки металла человечество 
входит в следующий период своего развития. 
Так как основным материалом были сплав 
меди с оловом, то этот период назван археологами 
эпохой бронзы. Из бронзы изготовлялись 
различные орудия труда-мотыги, серпы, 
орудия, украшения. Развитая металлургия 
в сочетании с развитым комплексным земледельческо-скотоводческим 
хозяйством - характерные признаки эпохи 
бронзы, последнего археологического 
периода доистории. 
 
С формированием производящих форм хозяйства 
на территории Казахстана появляются 
новые оригинальные культурные сообщества, 
продолжающие традиции неолита. Все эти 
локальные группы были во многом схожи, 
что позволило выделить новую археологическую 
культуру - андроновскую. Эта культура 
получила свое название по месту первых 
находок в Минусинской котловине и разделяется 
на два этапа - ранней и средней бронзы. 
Эпоха ранней бронзы носит для Северного 
Казахстана название Федоровского, а для 
Центрального - Нуринского периода (ХVШ-ХVI 
вв. до н.э.). Средняя бронза в Северном 
Казахстане носит название Алакульского, 
в Центральном - Атасуского периода (ХV-ХП 
вв. до н.э.). Начиная с XII в. до н.э. андроновская 
культура сменяется кочевыми культурными 
общностями поздней бронзы: срубной - в 
Западном Казахстане и Бегазыдандыбаевской 
- в Центральном (ХП-УШ вв. до н.э.). 
 
Хозяйство Андроновцев. Для андроновской 
культуры характерно комплексное скотоводческо-земледельческое 
хозяйство в поймах рек и на берегах озер. 
Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, 
покрытой ветками, шкурами и дерном. Скотоводство 
было в основном оседлым, пастушеским. 
Разводили коз, коров, верблюдов. В поймах 
рек андроновцы занимались мотыжным земледелием. 
 
Особой отраслью хозяйства андроновских 
племен было горное дело и металлургия. 
В эпоху бронзы Казахстан был одним из 
первых производителей бронзы в мире. 
Объемы выплавленного металла были огромны. 
Так, только в районе Джезказгана было 
получено 100 тыс. тонн меди. Олова же по 
Центральному Казахстану было добыто 
130 тонн, что достаточно для выплавки 15 
тыс. тонн чистой бронзы. И это только по 
исследованным выработкам. Важной отличительной 
чертой андроновской культуры было использование 
керамики. Изготовлялись сосуды различных 
форм - баночной, Горшковой. Последние 
богато орнаментировались. Применялся 
геометрический орнамент, т.е. меандры 
в виде сложных крестообразных фигур из 
параллельных линий. Археологические 
памятники. В эпоху ранней бронзы в северо-западном 
Казахстане появляются крупные укрепленные 
поселения городского типа. Наиболее исследованным 
из них является Аркаим, на территории 
Южного Урала. Это был своеобразный город 
с четкой планировкой, двумя линиями укреплений, 
многочисленными ремесленными мастерскими. 
Всего в Приуралье и Северо-Западном Казахстане 
выявлено около двух десятков подобных 
ранних городов, датированных ХУШ-ХУ! веками 
до н.э. Интересен и погребальный обряд 
андроновцев. Хоронили умерших в каменных 
ящиках, образованных из вертикально поставленных 
плит. Могила накрывалась сверху каменной 
плитой, над которой насыпался невысокий 
курган. Умершего сопровождали богато 
орнаментированные сосуды, украшения 
из бронзы и золота. Иногда встречаются 
случаи трупосожжения, когда хоронили 
пепел умершего. 
 
В Западном Казахстане исследованы могильники 
Киргильды и поселение Тасты-Бутак, относящиеся 
к эпохе бронзы. В Центральном - могильники 
Акшатау, Бугулы, поселения Ботакара нуринского 
этапа и памятники Карабие, Айшарак, Карасай-атасуского. 
В Восточном Казахстане исследованы могильники 
Канай, Сарыколь, Койтас. В Северном Казахстане 
к федоровскому этапу относятся могильники 
Боровое, Обалы, Биирек-Коль, а алакульскому 
- могильник и поселение Алексеевское, 
могильники Ефимовка, Петропавловский. 
Южный Казахстан и Семиречье беднее памятниками 
андроновской культуры. Здесь исследованы 
могильники Тау-Тары, Куюкты, Каракудук. 
 
С аридизацией климата на территории 
Казахстана начинает зарождаться новый, 
более прогрессивный тип хозяйства - кочевое 
скотоводство. Поселения постепенно стали 
превращаться в зимовки, земледелие стало 
приобретать подсобный характер. 
 
В стаде увеличилась доля лошадей и овец, 
способных круглый год находиться на подножном 
корме. 
 
Это ведет к тому, что в Центральном Казахстане 
комплексная земледельческо-скотоводческая 
андроновская культура ХП-Х вв. до н.э. 
сменяется кочевой бегазы-дандыбаевской 
культурой, названной так по могильникам 
Бегазы и Дандыбай. Отличительная черта 
этой культуры - монументальные погребальные 
сооружения, имеющие сложную планировку. 
Внушительный вид и богатый погребальный 
инвентарь говорят о принадлежности их 
к родоплеменной знати, т.е. мы имеем дело 
с уже сформированным стратифицированным 
обществом, близким к образованию государств. 
 
Общественный строй. Использование металлов 
и колесного транспорта позволило андроновцам 
освоить степные просторы Казахстана 
и перейти от оседлого скотоводства к 
отгонному, что привело к увеличению стада 
овец и коней - основного богатства древних 
казахстанцев. Среди андроновцев начинается 
имущественная дифференциация, а частые 
столкновения с соседями из-за хороших 
пастбищ и скота - к выделению из среды 
общины военной аристократии - воинов-колесничих. 
К началу I тыс. до н.э. родовая община андроновцев 
разложилась, из ее среды выделились три 
иерархически соподчиненные группы: военная 
аристократия, жрецы и рядовые общинники. 
 
Андроновцы жили родовыми общинами, состоявшими 
из нескольких больших патриархальных 
семей. Несколько родственных общин составляли 
племя. Священная книга "Авеста" называет 
племена Ариев, туров, хона, дана, сайрами, 
сана, даха, населявшие в начале I в. до 
н.э. степные просторы Казахстана и Средней 
Азии. 
 
Постепенно отгонное скотоводство в 
степи сменилось более продуктивным способом 
производства - кочевым, что привело к 
дальнейшему росту производительных сил 
и усложнению политической системы племен, 
населявших Казахстан. 
 
 
№ ^ 4 Материальная и духовная культура населения 
Казахстана в эпоху бронзы (Андроновская 
и Бегазы-Дандыбаевская археологический 
культуры. 
 
 
Бегазы-Дандыбаевская культура 
- феномен поздней бронзы Центрального 
Казахстана. 
 
В археологии Казахстана существует 
неразгаданный феномен бегазы-дандыбаевской 
культуры. Эта обширная мелкосопочная 
страна площадью около 2 млн. кв. км., несмотря 
на активные археологические изыскания, 
до сих пор хранит тайны многих страниц 
первобытной и средневековой истории. 
Два фактора определяли интенсивность 
освоения и достаточно высокий уровень 
культуры древних племен, населявших Центральный 
Казахстан - это обширные пастбищные угодья 
и многочисленные месторождения руд.  
 
В эпоху бронзы (II тыс. до н.э.) начинается 
разработка рудных месторождений меди, 
олова, золота. В это время в экологически 
удобных оазисах на берегах маленьких 
степных речек обитает довольно многочисленное 
андроновское население, занимавшееся 
земледелием, пастушеским скотоводством, 
горным делом, металлургией и металлообработкой. 
Процветание Центрально-казахстанских 
андроновцев обеспечивалось, вероятно, 
скотом и продукцией бронзолитейного 
производства. Взлет культуры эпохи бронзы 
падает на начало первого тысячелетия 
до н.э.(Х-VIII вв. до н.э.), на период поздней 
бронзы по евразийской периодизации. Археологические 
комплексы этого времени и образуют бегазы-дандыбаевскую 
культуру. 
 
Это культура, в облике которой сохраняются 
ведущие характеристики бронзового века 
и одновременно проступают, формируются 
черты следующей археологической эпохи 
- раннего железного века. В погребальном 
обряде наряду с традиционным положением 
умерших скорченно на боку, единично появляются 
захоронения вытянуто на спине.  
 
Исследования 30-40х годов XX века подготовили 
основу для выделения бегазы-дандыбаевской 
культуры.  
 
Своеобразными "визитными карточками" 
бегазы-дандыбаевской культуры являются 
монументальные погребальные Сооружения, 
получившие название "скальные мавзолеи" 
и прекрасной выделки сосуды с богатьм 
декором и красным лощением.  
 
Открыто 60 поселений с культурными слоями 
поздней бронзы и 200 крупных могильников.. 
Вскрытые площади на поселениях эпохи 
бронзы достигают нескольких десятков 
тысяч кв. метров, частично вскрыты курганы 
рядового населения бегазы-дандыбаевских 
племен.
 
^ АНДРОНОВСКАЯ КУЛЬТУРА Андроновская культура существовала 
около 8-9 веков и в ее развитии выделяются 
три этапа: ранний (XVII-XVI вв. до н.э.), развитой 
(XV - XIII вв. до н.э.) и поздний (XII - IX вв. до 
н.э.). За многие века жизнь андроновских 
племен существенно изменилась.  
 
Андроновцы жили в оседлых поселениях 
по берегам небольших речек. В каждом доме 
жила большая семья (30-50 человек), а поселок 
с прилегающими пахотными землями, пастбищами 
и кладбищем принадлежал одному роду.  
 
Главным источником средств существования 
для андроновцев всегда оставалось скотоводство. 
Андроновская культура становится по 
преимуществу культурой коневодов.  
 
Появилось и другое новшество - по мере 
роста подвижности хозяйства все более 
росло поголовье двугорбых верблюдов-бактрианов. 
Их кости находят на самых ранних стоянках 
андроновцев, но в поздний период появляется 
культ верблюда - находят его глиняные 
статуэтки и изображения на скалах . Появились 
и приспособленные к дальним перекочевкам 
войлочные кибитки, установленные на четырехколесных 
телегах: фрагменты из глиняных моделей 
находят при раскопках андроновских поселений, 
а сами кибитки на телегах изображены 
на скалах среди других петроглифов.  
 
Инвентарь "рядового погребения", 
состоял обычно из нескольких глиняных 
горшков с пищей , скромных украшений , 
иногда орудий (ножи, тесла, каменные стрелы) 
и частей туши жертвенного животного. 
В "богатых" погребениях могильная 
яма отличалась значительными размерами, 
грандиозностью курганной насыпи, каменные 
ограды вокруг нее, и, в особенности, инвентарем.  
 
Колесница у андроновцев была не только 
орудием войны, но и предметом особого 
культа, почитания В жилищах и погребениях 
нередки находки глиняных моделей колес 
со спицами или бронзовых блях, имитирующих 
колесо.
 Изображение колеса со 
 
 
№^ 5 Сакские племенные союзы на территории 
Казахстана. 
 
 
С начала 2 тысячелетия до н.э. на территории 
Казахтана жили арийские племена. В 1-м 
тысячелетии до н.э. их преемниками стали 
саки. В персидских источниках называлис 
имена сакских племен и групп племен. В 
их числе саки парадарайя – заречные (заморские) 
саки, тиграхауда – носящие остроконечные 
шапки, обитавшие в низовье Сырдарьи и 
Амударьи, хаомоварга – изготовлявшие 
напиток хаома, обитавшие в Прибалхашье, 
аримаспы – стерегущие золото грифов, 
расположившиеся на Алтае и в Восточном 
Казахстане.  
 
Сведения о древних насельниках Казахстана 
содержаться в античных источниках в трудах 
Геродота. Древнегреческие и латинские 
источники саков называли скифами и упоминали 
имена племен: массагеты в междуречье 
Сырдарьи и Амударьи, савроматы (позднее 
сарматы) – на западе Казахстана, а также 
Исседоны, аргипейи, саракаулы и др. Саки 
были достойными соперниками таких могучих 
держав как персидское государство Ахеминидов, 
Ассирия, Урарту. Саки древнего Казахстана 
играли важную роль в мировой политике 
того времени, были активными участниками 
исторических событий. Они сражались на 
стороне персов в греко-персидских войнах.  
 
В эпоху саков окончательно происходит 
становление скотоводческого хазяйства. 
Сакское общество не было однородным. 
На его высшей ступени были «цари», обладавшие 
немалой властью, они решали вопросы войны 
и мира, посылали послов, заключали союзы, 
возглавляли войска. Сущестовал «царский» 
род, из которого были наследственные 
правители. Важную роль в сакском обществе 
играла военно-пленная аристократия. Основную 
роль в управлении общества играли родовые 
предводители, каждый сакский мужчина 
был свободным и полноправным человеком. 
 
Скопления сакских могильников обнаружены на берегах Таласа, Чу, Или, в предгорных зонах Кыргызкого, Заилийского, Джунгарского Алатау, в долнах Кегеня и Нарынкола.
Наиболее известный памятник – Курган 
Иссык, расположенный в 50 км восточнее 
Алматы в предгорьях Заилиского Алатау в 1969г – было обнаружено погребение «Золотого 
Человека», датированное V веком до н.э. 
 
Культура саков достигла высокой степени 
развития. Главным компонентом в исскустве 
саков был «зверинный стиль», сложившийся 
в VII – VI веках до н.э.. Этто образы различных 
животных,которыми оформлялись предметы 
быта, одежда, посуда, оружие.  
 
 
№^ 6 Раннегосударственные объединения 
Усуней и Кангюй 
 
Государственное устройство 
усуней. В конце первого тысячелетия до нашей 
эры на территории Жетысу, Тянь-Шаня и 
Тарбагатая складывается государство, 
известное из китайских источников, как 
"Страна Усунь". Усуни обитали первоначально 
в районе реки Данхэ, но в III в. до н.э. вынуждены 
были откочевать в Монголию, а после ряда 
поражений, нанесенных им хуннами, в Семиречье 
и Джунгарию. Здесь усуни, признав зависимость 
от хуннов, основали в 177 г. до н.э. собственное 
государство. Уже в середине II в. до н.э. 
усуни фактически отделились от империи 
Хунну и начали сближаться с Китаем. В 
53 г. до н.э. Усунь распалась на две части.  
 
     Во главе государства стоял правитель, 
носивший титул куньбек - "великий правитель", 
передававший престол по наследству. С 
53 г. до н.э., когда государство разделилось, 
появились независимые друг от друга великий 
куньбек и малый куньбек. Кроме верховного 
правителя существовали еще восемь категорий 
чиновников. Помощник правителя носил 
титул дуглу и был фактически главой исполнительной 
власти. Ниже находились два великих полководца 
и три правителя уделов, именовавшиеся 
князьями.  
 
    ^ Политическая история усуней. С начала образования усуньское государство 
находилось в зависимости от хунну, но 
сумело быстро освободиться и стать одним 
из сильнейших государств региона. Китайцы, 
ища союзников в борьбе с хунну, обращаются 
к усуням и выдают за усуньского куньбека 
свою царевну. Хунну, обеспокоенные этим, 
начинают в 80-м г. до н.э. набеги на восточные 
границы государства, но после длительной 
борьбы терпят поражение от объединенных 
сил усуней и Китая. После этого связи 
Жетысу с Поднебесной Империей еще более 
упрочились. 
     Дальнейшая история усуней полна междоусобных 
войн Великих и Малых куньбеков, причем 
первые опирались в этой борьбе на Китай, 
вторые - на кангаров и хунну. Однако после 
распада империи Хунну отношения северных 
усуней с ней испортились.