Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 21:56, реферат
Каменный век делиться на несколько периодов: древнейший период истории называют палеолитом. Он охватил время приблизительно от 2,6 млн. лет и завершился 10 тыс. лет тому назад. Большинством исследователей палеолит делится на ранний и поздний. Ранний палеолит - время обитания архантропов и палеоантропов. За этот длительный период сменилось несколько археологических эпох и произошло значительное развитие материальной культуры. Поздний палеолит - время обитания Homo sapiens, к которому относится современное человечество.
Каменный век делиться на несколько периодов: древнейший период истории называют палеолитом. Он охватил время приблизительно от 2,6 млн. лет и завершился 10 тыс. лет тому назад. Большинством исследователей палеолит делится на ранний и поздний. Ранний палеолит - время обитания архантропов и палеоантропов. За этот длительный период сменилось несколько археологических эпох и произошло значительное развитие материальной культуры. Поздний палеолит - время обитания Homo sapiens, к которому относится современное человечество. Несмотря на небольшую продолжительность верхнего палеолита (около 30-40 тыс. лет), человечество за это время проделало огромный путь. Следующий период каменного века - мезолит, который начался от 10 тыс. лет и закончился 5500 лет до н.э. И завершился каменный век неолитом, охватывающим промежуток времени от 5500 г. до 3000 г. до н.э. В течение всего каменного века главенствующая роль в изготовлении орудий труда принадлежала камню. В зависимости от формы и характерных типов каменные изделия подразделяются на рубила, скребла, остроконечники, отбойники, сверла, ножи, проколки и т.д. В нижнем палеолите (2,5 млн. лет - 10 тыс. лет до н.э.) для раскалывания камня человек использовал другой камень. Такая техника получила название "техника обивки" или "галечная культура", поскольку сырьевым материалом в большинстве случаев служила обыкновенная речная галька . Позже появились отбойники, которые позволяли добиваться лучших результатов. Орудия, выявленные в Южном Казахстане (Хребет Каратау) обработаны такой техникой. В последующую эпоху - верхнем палеолите (10 тыс. лет - 5500 лет до н.э.) - обработка каменных орудий была более сложной. Широкое применение получает и отжимная техника, которая позволяла получать орудия с лезвием, например наконечники копий, дротиков. На стоянке Шульбинка в Восточном Казахстанесреди 5000 каменных изделий выделены скребки, острия, резцы, проколки, нуклеусы, долотовидные орудия, а также очаги, сложенные из галек, и следы жилища. Сырьем для изготовления орудий служили полудрагоценные камни - халцедон, яшма, опал, кремень. Коллекции находят аналогии в стоянках Алтая и Сибири, что позволяет их датировать возрастом 30-25 тыс. лет назад.
В мезолите хозяйство и материальная
культура испытывают значительные изменения,
но, к сожалению, памятников этого времени
на территории Казахстана насчитывается
мало. Последующая эпоха -неолит- характеризуется многочисленными памятниками,
обнаруженными во всех регионах республики.
Одной из важных проблем казахстанского
неолита является проблема определения
своеобразия каменной индустрии и выделения
локальных вариантов неолитической культуры.
Наряду с охотой и рыболовством, зарождается
земледелие и скотоводство. Важным открытием
было и изготовление глиняной посуды,
изобретение лука и стрелы, а также появление
шлифованных орудий из камня; пиление
и сверление получает широкое распространение.
Стоянки эпохи неолита обнаружены повсюду
на территории Казахстана, но наиболее
значимой является пещера Караункур (Южный
Казахстан). Здесь обнаружены каменные,
костяные изделия, керамика, кости животных
- кулана, медведя, оленя, джейрана, кабана,
косули, лошади и т.д.
^
2.Эволюция общественных отношений
в каменном веке. Зарождение искусства
и религиозных представлений.(здесь нет
эволюции общ. отн. в кам. веке.)
Зарождение культуры. Появление духовной
культуры как специфической области деятельности
тесно связано с развитием мышления и
самосознания. Поэтому появление ее мы
можем с уверенностью связывать только
с человеком разумным.
Захоронения неандертальцев, зачатки
искусства говорят о том, что уже неандерталец
был способен к абстрактному мышлению,
обладая самосознанием, индивидуальным
и общественным. Погребение умерших сопровождалось
обрядом: тело хоронилось в специально
вырытых ямах в позе спящего человека,
в могилу опускались каменные орудия,
мясо, полевые цветы. Все это свидетельство
того, что неандерталец придавал особое
значение жизни и смерти и, возможно, задумывался
о загробном существовании.
Существовали у неандертальцев и другие
ритуалы, в частности охотничьи. Так, во
многих пещерах найдены аккуратно сложенные
черепа медведей и других животных, использовавшихся
в ритуальных целях. В это же время начинает
зарождаться искусство в виде костяных
амулетов, схематических рисунков.
Возникновение искусства и религии. Однако
подлинного расцвета доисторическое искусство
достигает с появлением современного
человека. Круг произведений был широк:
гравюры животных и людей, глиняные и костяные
скульптуры и рельефы, рисунки охрой и
древесным углем. При изображении животных
древние мастера достигли удивительного
реализма. В то же время идет схематизация
рисунков, вплоть до превращения в символы.
Усложнился и похоронный обряд людей
верхнего палеолита. Мертвых часто посыпали
красной охрой, символизирующей кровь
и жизнь, отдельные погребения сопровождались
богатыми украшениями в виде бус.
В могилу помещались орудия труда, оружие, ритуальная
еда.
Эпоха современного человека - время
развития языка, рационального знания,
религии. В языке человека начинают появляться
абстрактные, обобщенные понятия, что
было очень важно для накопления и обмена
информацией. Постепенно накапливались
знания по географии, зоологии, медицине.
Получают распространение ранние формы
религии - магия, анимизм, тотемизм, фетишизм.
С переходом к производящему хозяйству,
накоплением положительных знаний расширяется
круг духовной культуры человека. Земледелие
стимулировало рост знаний по агротехнике
и ботанике, скотоводство - по селекции
и зоологии. Потребности производства
ведут к появлению математических знаний
и счетных систем. Получает распространение
пиктография - рисуночное письмо. В изобразительном
искусстве продолжается переход к условности
и символизации изображения, что ведет
к появлению орнамента.
Эпоха бронзы, время распада эгалитарного
общества, было временем становления религии
с особыми служителями культа -жрецами.
Переход к патриархальному обществу и
племенному устройству повлек за собой
возникновение культов покровителей племени,
прародителей и духов предков. В то же
время появляются культы покровителей
земледелия и скотоводства, обретающих
образы богов.
Развитие ремесла стимулирует расцвет
прикладного искусства - ювелирного, ковроткачества,
гончарного. Появляются художественная
чеканка, гравировка, инкрустация драгоценными
камнями.
Апогеем духовного развития доисторического
общества было изобретение письменности.
Это происходило путем постепенной трансформации
пиктографического письма в иероглифическое,
а затем и в буквенное. С появлением письменности,
первоначально в Шумере, Египте, Китае,
а затем и в других странах, эпоха доистории
завершается.
3.Эпоха бронзы. Развитие хозяйственной
и общественной жизни.
Андроновская культура эпохи бронзы.
С освоением выплавки металла человечество
входит в следующий период своего развития.
Так как основным материалом были сплав
меди с оловом, то этот период назван археологами
эпохой бронзы. Из бронзы изготовлялись
различные орудия труда-мотыги, серпы,
орудия, украшения. Развитая металлургия
в сочетании с развитым комплексным земледельческо-скотоводческим
хозяйством - характерные признаки эпохи
бронзы, последнего археологического
периода доистории.
С формированием производящих форм хозяйства
на территории Казахстана появляются
новые оригинальные культурные сообщества,
продолжающие традиции неолита. Все эти
локальные группы были во многом схожи,
что позволило выделить новую археологическую
культуру - андроновскую. Эта культура
получила свое название по месту первых
находок в Минусинской котловине и разделяется
на два этапа - ранней и средней бронзы.
Эпоха ранней бронзы носит для Северного
Казахстана название Федоровского, а для
Центрального - Нуринского периода (ХVШ-ХVI
вв. до н.э.). Средняя бронза в Северном
Казахстане носит название Алакульского,
в Центральном - Атасуского периода (ХV-ХП
вв. до н.э.). Начиная с XII в. до н.э. андроновская
культура сменяется кочевыми культурными
общностями поздней бронзы: срубной - в
Западном Казахстане и Бегазыдандыбаевской
- в Центральном (ХП-УШ вв. до н.э.).
Хозяйство Андроновцев. Для андроновской
культуры характерно комплексное скотоводческо-земледельческое
хозяйство в поймах рек и на берегах озер.
Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки,
покрытой ветками, шкурами и дерном. Скотоводство
было в основном оседлым, пастушеским.
Разводили коз, коров, верблюдов. В поймах
рек андроновцы занимались мотыжным земледелием.
Особой отраслью хозяйства андроновских
племен было горное дело и металлургия.
В эпоху бронзы Казахстан был одним из
первых производителей бронзы в мире.
Объемы выплавленного металла были огромны.
Так, только в районе Джезказгана было
получено 100 тыс. тонн меди. Олова же по
Центральному Казахстану было добыто
130 тонн, что достаточно для выплавки 15
тыс. тонн чистой бронзы. И это только по
исследованным выработкам. Важной отличительной
чертой андроновской культуры было использование
керамики. Изготовлялись сосуды различных
форм - баночной, Горшковой. Последние
богато орнаментировались. Применялся
геометрический орнамент, т.е. меандры
в виде сложных крестообразных фигур из
параллельных линий. Археологические
памятники. В эпоху ранней бронзы в северо-западном
Казахстане появляются крупные укрепленные
поселения городского типа. Наиболее исследованным
из них является Аркаим, на территории
Южного Урала. Это был своеобразный город
с четкой планировкой, двумя линиями укреплений,
многочисленными ремесленными мастерскими.
Всего в Приуралье и Северо-Западном Казахстане
выявлено около двух десятков подобных
ранних городов, датированных ХУШ-ХУ! веками
до н.э. Интересен и погребальный обряд
андроновцев. Хоронили умерших в каменных
ящиках, образованных из вертикально поставленных
плит. Могила накрывалась сверху каменной
плитой, над которой насыпался невысокий
курган. Умершего сопровождали богато
орнаментированные сосуды, украшения
из бронзы и золота. Иногда встречаются
случаи трупосожжения, когда хоронили
пепел умершего.
В Западном Казахстане исследованы могильники
Киргильды и поселение Тасты-Бутак, относящиеся
к эпохе бронзы. В Центральном - могильники
Акшатау, Бугулы, поселения Ботакара нуринского
этапа и памятники Карабие, Айшарак, Карасай-атасуского.
В Восточном Казахстане исследованы могильники
Канай, Сарыколь, Койтас. В Северном Казахстане
к федоровскому этапу относятся могильники
Боровое, Обалы, Биирек-Коль, а алакульскому
- могильник и поселение Алексеевское,
могильники Ефимовка, Петропавловский.
Южный Казахстан и Семиречье беднее памятниками
андроновской культуры. Здесь исследованы
могильники Тау-Тары, Куюкты, Каракудук.
С аридизацией климата на территории
Казахстана начинает зарождаться новый,
более прогрессивный тип хозяйства - кочевое
скотоводство. Поселения постепенно стали
превращаться в зимовки, земледелие стало
приобретать подсобный характер.
В стаде увеличилась доля лошадей и овец,
способных круглый год находиться на подножном
корме.
Это ведет к тому, что в Центральном Казахстане
комплексная земледельческо-скотоводческая
андроновская культура ХП-Х вв. до н.э.
сменяется кочевой бегазы-дандыбаевской
культурой, названной так по могильникам
Бегазы и Дандыбай. Отличительная черта
этой культуры - монументальные погребальные
сооружения, имеющие сложную планировку.
Внушительный вид и богатый погребальный
инвентарь говорят о принадлежности их
к родоплеменной знати, т.е. мы имеем дело
с уже сформированным стратифицированным
обществом, близким к образованию государств.
Общественный строй. Использование металлов
и колесного транспорта позволило андроновцам
освоить степные просторы Казахстана
и перейти от оседлого скотоводства к
отгонному, что привело к увеличению стада
овец и коней - основного богатства древних
казахстанцев. Среди андроновцев начинается
имущественная дифференциация, а частые
столкновения с соседями из-за хороших
пастбищ и скота - к выделению из среды
общины военной аристократии - воинов-колесничих.
К началу I тыс. до н.э. родовая община андроновцев
разложилась, из ее среды выделились три
иерархически соподчиненные группы: военная
аристократия, жрецы и рядовые общинники.
Андроновцы жили родовыми общинами, состоявшими
из нескольких больших патриархальных
семей. Несколько родственных общин составляли
племя. Священная книга "Авеста" называет
племена Ариев, туров, хона, дана, сайрами,
сана, даха, населявшие в начале I в. до
н.э. степные просторы Казахстана и Средней
Азии.
Постепенно отгонное скотоводство в
степи сменилось более продуктивным способом
производства - кочевым, что привело к
дальнейшему росту производительных сил
и усложнению политической системы племен,
населявших Казахстан.
№ ^ 4 Материальная и духовная культура населения
Казахстана в эпоху бронзы (Андроновская
и Бегазы-Дандыбаевская археологический
культуры.
Бегазы-Дандыбаевская культура
- феномен поздней бронзы Центрального
Казахстана.
В археологии Казахстана существует
неразгаданный феномен бегазы-дандыбаевской
культуры. Эта обширная мелкосопочная
страна площадью около 2 млн. кв. км., несмотря
на активные археологические изыскания,
до сих пор хранит тайны многих страниц
первобытной и средневековой истории.
Два фактора определяли интенсивность
освоения и достаточно высокий уровень
культуры древних племен, населявших Центральный
Казахстан - это обширные пастбищные угодья
и многочисленные месторождения руд.
В эпоху бронзы (II тыс. до н.э.) начинается
разработка рудных месторождений меди,
олова, золота. В это время в экологически
удобных оазисах на берегах маленьких
степных речек обитает довольно многочисленное
андроновское население, занимавшееся
земледелием, пастушеским скотоводством,
горным делом, металлургией и металлообработкой.
Процветание Центрально-казахстанских
андроновцев обеспечивалось, вероятно,
скотом и продукцией бронзолитейного
производства. Взлет культуры эпохи бронзы
падает на начало первого тысячелетия
до н.э.(Х-VIII вв. до н.э.), на период поздней
бронзы по евразийской периодизации. Археологические
комплексы этого времени и образуют бегазы-дандыбаевскую
культуру.
Это культура, в облике которой сохраняются
ведущие характеристики бронзового века
и одновременно проступают, формируются
черты следующей археологической эпохи
- раннего железного века. В погребальном
обряде наряду с традиционным положением
умерших скорченно на боку, единично появляются
захоронения вытянуто на спине.
Исследования 30-40х годов XX века подготовили
основу для выделения бегазы-дандыбаевской
культуры.
Своеобразными "визитными карточками"
бегазы-дандыбаевской культуры являются
монументальные погребальные Сооружения,
получившие название "скальные мавзолеи"
и прекрасной выделки сосуды с богатьм
декором и красным лощением.
Открыто 60 поселений с культурными слоями
поздней бронзы и 200 крупных могильников..
Вскрытые площади на поселениях эпохи
бронзы достигают нескольких десятков
тысяч кв. метров, частично вскрыты курганы
рядового населения бегазы-дандыбаевских
племен.
^ АНДРОНОВСКАЯ КУЛЬТУРА Андроновская культура существовала
около 8-9 веков и в ее развитии выделяются
три этапа: ранний (XVII-XVI вв. до н.э.), развитой
(XV - XIII вв. до н.э.) и поздний (XII - IX вв. до
н.э.). За многие века жизнь андроновских
племен существенно изменилась.
Андроновцы жили в оседлых поселениях
по берегам небольших речек. В каждом доме
жила большая семья (30-50 человек), а поселок
с прилегающими пахотными землями, пастбищами
и кладбищем принадлежал одному роду.
Главным источником средств существования
для андроновцев всегда оставалось скотоводство.
Андроновская культура становится по
преимуществу культурой коневодов.
Появилось и другое новшество - по мере
роста подвижности хозяйства все более
росло поголовье двугорбых верблюдов-бактрианов.
Их кости находят на самых ранних стоянках
андроновцев, но в поздний период появляется
культ верблюда - находят его глиняные
статуэтки и изображения на скалах . Появились
и приспособленные к дальним перекочевкам
войлочные кибитки, установленные на четырехколесных
телегах: фрагменты из глиняных моделей
находят при раскопках андроновских поселений,
а сами кибитки на телегах изображены
на скалах среди других петроглифов.
Инвентарь "рядового погребения",
состоял обычно из нескольких глиняных
горшков с пищей , скромных украшений ,
иногда орудий (ножи, тесла, каменные стрелы)
и частей туши жертвенного животного.
В "богатых" погребениях могильная
яма отличалась значительными размерами,
грандиозностью курганной насыпи, каменные
ограды вокруг нее, и, в особенности, инвентарем.
Колесница у андроновцев была не только
орудием войны, но и предметом особого
культа, почитания В жилищах и погребениях
нередки находки глиняных моделей колес
со спицами или бронзовых блях, имитирующих
колесо.
Изображение колеса со
№^ 5 Сакские племенные союзы на территории
Казахстана.
С начала 2 тысячелетия до н.э. на территории
Казахтана жили арийские племена. В 1-м
тысячелетии до н.э. их преемниками стали
саки. В персидских источниках называлис
имена сакских племен и групп племен. В
их числе саки парадарайя – заречные (заморские)
саки, тиграхауда – носящие остроконечные
шапки, обитавшие в низовье Сырдарьи и
Амударьи, хаомоварга – изготовлявшие
напиток хаома, обитавшие в Прибалхашье,
аримаспы – стерегущие золото грифов,
расположившиеся на Алтае и в Восточном
Казахстане.
Сведения о древних насельниках Казахстана
содержаться в античных источниках в трудах
Геродота. Древнегреческие и латинские
источники саков называли скифами и упоминали
имена племен: массагеты в междуречье
Сырдарьи и Амударьи, савроматы (позднее
сарматы) – на западе Казахстана, а также
Исседоны, аргипейи, саракаулы и др. Саки
были достойными соперниками таких могучих
держав как персидское государство Ахеминидов,
Ассирия, Урарту. Саки древнего Казахстана
играли важную роль в мировой политике
того времени, были активными участниками
исторических событий. Они сражались на
стороне персов в греко-персидских войнах.
В эпоху саков окончательно происходит
становление скотоводческого хазяйства.
Сакское общество не было однородным.
На его высшей ступени были «цари», обладавшие
немалой властью, они решали вопросы войны
и мира, посылали послов, заключали союзы,
возглавляли войска. Сущестовал «царский»
род, из которого были наследственные
правители. Важную роль в сакском обществе
играла военно-пленная аристократия. Основную
роль в управлении общества играли родовые
предводители, каждый сакский мужчина
был свободным и полноправным человеком.
Скопления сакских могильников обнаружены на берегах Таласа, Чу, Или, в предгорных зонах Кыргызкого, Заилийского, Джунгарского Алатау, в долнах Кегеня и Нарынкола.
Наиболее известный памятник – Курган
Иссык, расположенный в 50 км восточнее
Алматы в предгорьях Заилиского Алатау в 1969г – было обнаружено погребение «Золотого
Человека», датированное V веком до н.э.
Культура саков достигла высокой степени
развития. Главным компонентом в исскустве
саков был «зверинный стиль», сложившийся
в VII – VI веках до н.э.. Этто образы различных
животных,которыми оформлялись предметы
быта, одежда, посуда, оружие.
№^ 6 Раннегосударственные объединения
Усуней и Кангюй
Государственное устройство
усуней. В конце первого тысячелетия до нашей
эры на территории Жетысу, Тянь-Шаня и
Тарбагатая складывается государство,
известное из китайских источников, как
"Страна Усунь". Усуни обитали первоначально
в районе реки Данхэ, но в III в. до н.э. вынуждены
были откочевать в Монголию, а после ряда
поражений, нанесенных им хуннами, в Семиречье
и Джунгарию. Здесь усуни, признав зависимость
от хуннов, основали в 177 г. до н.э. собственное
государство. Уже в середине II в. до н.э.
усуни фактически отделились от империи
Хунну и начали сближаться с Китаем. В
53 г. до н.э. Усунь распалась на две части.
Во главе государства стоял правитель,
носивший титул куньбек - "великий правитель",
передававший престол по наследству. С
53 г. до н.э., когда государство разделилось,
появились независимые друг от друга великий
куньбек и малый куньбек. Кроме верховного
правителя существовали еще восемь категорий
чиновников. Помощник правителя носил
титул дуглу и был фактически главой исполнительной
власти. Ниже находились два великих полководца
и три правителя уделов, именовавшиеся
князьями.
^ Политическая история усуней. С начала образования усуньское государство
находилось в зависимости от хунну, но
сумело быстро освободиться и стать одним
из сильнейших государств региона. Китайцы,
ища союзников в борьбе с хунну, обращаются
к усуням и выдают за усуньского куньбека
свою царевну. Хунну, обеспокоенные этим,
начинают в 80-м г. до н.э. набеги на восточные
границы государства, но после длительной
борьбы терпят поражение от объединенных
сил усуней и Китая. После этого связи
Жетысу с Поднебесной Империей еще более
упрочились.
Дальнейшая история усуней полна междоусобных
войн Великих и Малых куньбеков, причем
первые опирались в этой борьбе на Китай,
вторые - на кангаров и хунну. Однако после
распада империи Хунну отношения северных
усуней с ней испортились.