Казахстан в VI-XII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:38, реферат

Краткое описание

1. Памятники письменности Казахстана и центральной Азии в раннем средневековье.

2. Дать развернутую характеристику следующим памятникам и терминам: вакф, гурхан, сюбаши, дешт-и-кыпчак, икта, номадизм, цитадель, Шахристан, рабад, он ок будун.

3. В чем историческое значение битвы при городе атлах в 751 году в судьбах народов центральной Азии.

4. Верования и религия на территории средневековья Казахстана.

Вложенные файлы: 1 файл

СРСП №3.docx

— 30.01 Кб (Скачать файл)

   В просторечье  Тенгри казахами используется как синоним  мусульманского «аллаха» и персидского  «кудая». Выражения типа: « Тэнiр жарылкасын! – да благословит тебя Тенгри», «иттiн иесi болса, тулкiнiн тэнiрi бар» – «если у собаки есть хозяин, то у лисы есть Тенгри»; собственные имена(Тэнiрберген, Хан-Тенгри) указывают на глубокое проникновение культа тенгри в различные сферы жизни народа. В прошлом веке, когда Ш.Уалиханов сетовал по поводу двоеверия казахов, то он имел в виду в качестве альтернативы исламу именно тенгри.

   Основной  религией древних тюрков было поклонение Тенгри(Небу). Именно по воле Неба правили каганы, которые именовались «Небоподобными и на Небе рожденными»: «Небо, которое, чтобы не пропало имя и слава тюркского народа, возвысило моего отца-кагана и мою мать-катун, Небо, дарующее (каганам) государства, посадило меня самого, надо думать, каганом, чтобы не пропало имя и слава тюркского народа», - так пишет Бильге-каган о своем восшествии на престол. По воле Неба тюрки одерживали победы или терпели поражения. Небо и Земля-вода спасали тюркский народ в лихую годину. Тюркские ханы в своих подписях постоянно призывают Небо быть благосклонным к ним.

   Следующее по значению было женское божество Умай – покровительница домашнего очага и детей. Культ Умай еще сохранялся у некоторых тюркоязычных народностей Алтая в конце 19в. Вместе с тем, Умай входила в триаду высших божеств тюрков и покровительствовала всем их делам; это видно, например, из памятника в честь Тоньюкука, где при описании одного из удачных походов говорится: «Небо, (богиня) Умай, священная Земля-Вода, вот они, надо думать, даровали нам победу!»

   Наряду  с собственными древними верованиями , в 6-9в.в. среди тюркоязычного населения Центральной Азии, и, вслед затем, Средней Азии и Казахстана, получили распространение религиозные системы, созданные иными цивилизациями: буддизм, манихейство, христианство, иудаизм.

   Самая молодая  мировая религия – ислам, основные идеи и принципы которой зафиксированы  в священных памятниках конца 6в. – первой четверти 7в. – Коране и Сунне, постепенно, мирным путем, в условиях абсолютного господства религиозного сознания в обществе, вытеснила и христианство, и буддизм, и зороастризм и местные культы.

    В процессе  исламизации тюркского мира исследователи  выделяют такие основные моменты: 

   1)проникновение  ислама;

   2)принятие ислама верховным правителем;

   3)принятие  ислама в качестве официальной религи государства;

   4)признание  исламскими государствами, что  народ соседней страны тоже является мусульманским;

   5) состояние,  когда большинство населения исповедует ислам.

   Начало  процесса исламизации племен Казахстана совпало с движением арабов в  Южный Казахстан и расширением  китайской экспансии: в 740г. китайцы  разграбили Тараз, в 748г. – Суяб, в 749г. – Шаш. Тогда в середине 8в. столкнулись на земле тюрков дальневосточная цивилизация и исламская. В 751г. у города Атлаха около Тараза произошла Таласская битва между китайцами т объединенными силами арабов-мусульман и карлуков. Китайское войско проиграло и экспансия Танского Китая на запад была остановлена на тысячелетие, арабы отступили в Шаш. Таласская битва окончательно решила вопрос о культурной судьбе тюркских народов в пользу арабо-мусульманской цивилизации.

Информация о работе Казахстан в VI-XII века