Карательный аппарат дореволюционной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 18:16, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «полиция» происходит от греческого «politeia» («polis» – город), обозначающем городское государственное устройство и управление. Заимствованное римлянами, оно утверждается в последствии в юридическом лексиконе европейских государств. Уже из немецкого Петр I переносит этот термин в русский язык.
Реформы государственного управления и правового регулирования, проводимые во многих отраслях сразу оказались сколь коренными, столь же и непоследовательными. Это определило последовавший за убийством Александра II откат назад.
На протяжении всего XIX столетия правительство вело непрекращавшуюся и бесплодную борьбу с бюрократизацией, ростом чиновничьей армии и безумным объемом бумажной переписки.

Содержание

Введение 3
Карательный аппарат дореволюционной России 5
Заключение 16
Список источников 17

Вложенные файлы: 1 файл

1599 Курсовая Карательный аппарат дореволюционной России (вт.половина 19-20 вв).doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Эта репрессивная политика получила активную поддержку у той части  общества, которая разделяла идеи последовательной, нереволюционной  модернизации страны. Формировались  антиреволюционные, монархические, черносотенные организации – «Союз русского народа», Русская монархическая партия, Партия демократических реформ, Общество активной борьбы с революцией и др. Особенно многочисленным и активным был «Союз русского народа», пользовавшийся поддержкой со стороны властей. По стране прокатилась волна контрреволюционных погромов10.

Таким образом, в общественном развитии страны определились три главных  направления. Одно признавало необходимость  стабилизации положения в обществе; другое выступало за реформу, расширение сферы прогрессивных буржуазных отношений, интенсивное внедрение достижений мировой цивилизации; третье было связано с дальнейшим углублением революции, переводом ее в стадию уже принципиально иных (крайне радикальных, социалистических) преобразований.

Манифест 17 октября, решив ряд крупных  демократических задач революции, не откликнулся на коренные социальные требования крестьян, рабочих, представителей национального движения. В борьбе за выполнение этих требований объединялась та часть революционеров, которые выдвигали максималистские лозунги. Во главе этого крыла стояли большевики. В ноябре из эмиграции вернулся В. И. Ленин. Курс на вооруженное восстание оправдывался невиданным всплеском крестьянского движения (за октябрь—декабрь 1905 г. произошло почти столько же выступлений, сколько в январе—сентябре), переходом крестьян к созданию революционных органов власти (крестьянских комитетов, советов), волнениями и восстаниями в армии и на флоте (в ноябре восстали матросы Севастополя под руководством лейтенанта П. П. Шмидта). Соотношение экономических и политических стачек рабочих менялось в пользу последних. Все это говорило о том, что боевой настрой «низов» неудержимо нарастал. По призыву большевиков 7 декабря Московский совет начал всеобщую политическую забастовку. В ней приняло участие около 400 предприятий, на которых было занято до 100 тыс. рабочих. Забастовка быстро переросла в вооруженное восстание. Уже 9 декабря начались баррикадные бои. Основным районом вооруженных столкновений стала Пресня, где располагались крупные промышленные предприятия. Однако, несмотря на геройство и самопожертвование многих участников восстания, оно, не успев разгореться, затухло. Рабочие дружины были плохо вооружены, не имели четкого плана действий. Отсутствовало взаимодействие между отдельными очагами борьбы. Армия, несмотря на колебания в ряде частей, осталась верной царю. Восставшие не получили активной и широкой поддержки в окружающих Москву районах. В боях погибло 1100 восставших, войска же потеряли менее 100 человек. 18 декабря были подавлены последние очаги сопротивления. Карательные отряды проводили массовые аресты, расстреливали активистов. Разрозненные очаги вооруженной борьбы на Урале, на Волге, в Сибири, на Дальнем Востоке, в Причерноморье, на Украине, в Прибалтике, Грузии, Польше, Финляндии также были быстро разгромлены. Революционный пожар, охвативший всю огромную территорию страны, наглядно показал, сколь много накопилось горючего материала. Но столь же очевидно было и то, что революционное движение все еще носит по большей части стихийный характер11.

Первая русская революция, главной  задачей которой было буржуазное преобразование страны, оказалась отягощенной  целым «букетом» второстепенных задач. Это делало ее массовой по характеру, но крайне противоречивой по задачам и по лозунгам. Выявились глубокие различия между интересами предпринимателей, интеллигенции, рабочих и крестьян. Ни одна из этих социальных сил не смогла объединить остальных участников движения. Ни одна из сложившихся или вновь возникавших партий не была в состоянии реально претендовать на политическое лидерство. Революция не выдвинула и широко признанных лидеров, поэтому политическая инициатива оставалась в руках правящих кругов. Слабость революционных сил давала царизму шанс сманеврировать, ограничиться полумерами, выйти из революции без больших потерь.

С 1 января 1907 г. для оперативного сбора информации при Департаменте полиции организовали Регистрационный отдел с Центральным справочным аппаратом (с 1910 г. Централь справочный алфавит). Именная картотека насчитывала приблизительно 2,5 млн. карточек на 2 млн. фамилий, упоминавшихся в делах Департамента полиции за весь период его существования, на все известные псевдонимы преступников и неблагонадежных лиц12.

9 февраля Столыпин утвердил «Положение об охранных отделениях», создаваемых для оперативно-розыскной работы в своих регионах. 10 февраля их начальникам послали комплекс нормативных материалов, в их числе - «Инструкцию по организации и ведению внутреннего секретного наблюдения».

К декабрю 1907 г. охранных отделений было 27 (в дополнение к имевшимся в Вильно, Екатеринославе, Казани, Саратове, Харькове, Перми).

Для общего руководства уголовным  сыском в марте 1908 г. в Департаменте полиции организовали 8-е делопроизводство, в основном занятое координацией: составлением документов по организации деятельности сыскных отделений; созданием центрального регистрационного бюро; связью с зарубежными полицейскими органами; контактами с фирмами, изготавливающими аппаратуру для сыскных отделений; обучением сотрудников отделений технике розыска13.

В 1909 г. для усиления борьбы с очагами  революционного движения Поволжское РОО  перенесено в Саратов.

Слишком общее Положение 1908 г. продолжила подробная «Инструкция чинам  сыскных отделений» от 9 августа 1910 г., в которой была указана их цель: предупреждение, устранение, разоблачение и преследование преступных деяний общеуголовного характера. Область их компетенции ограничивалась негласными расследованиями и производством дознаний по уголовным делам. Сыскные отделения обязали: осуществлять «систематический надзор за преступными и порочными элементами путем негласной агентуры и наружного наблюдения»; выполнять поручения прокуроров и судебных следователей по общеуголовным делам.

Начальника местной полиции  обязали раз в неделю собирать на совещание всех начальников служб полицейского управления для их сближения, объединения и устранения между ними разногласий. Деятельность чинов сыскной полиции по производству дознаний контролировал прокурор местного окружного суда (общее Руководство, указания, разъяснения). Начальники сыскных отделений (СО) докладывали прокурору о ходе негласных расследований для предупреждения преступлений14.

Сыскная полиция использовала негласные  источники: слухи, доносы, анонимные  сообщения и письма; сведения и справки, доставляемые лицами всевозможных профессий как за вознаграждение, так и «в силу их постоянного общения с чинами сыскной полиции»; сообщения агентов из разных классов населения, в особенности из преступной среды; заявления находящихся на свободе и в местах заключения преступников. Два экземпляра карт наиболее выдающихся преступников доставлялись в Центральное регистрационное бюро Департамента полиции.

 

Заключение

Карательно-розыскной  аппарат Российской империи, одной  из центральных задач которого являлась борьба с революционным терроризмом, действовал в течение многих лет более или менее эффективно. Менялась политическая обстановка, эволюционировало антиправительственное движение, трансформировались структура и методы работы органов сыска.

Но, устраняя недовольных, политическая полиция не устраняла  причины недовольства. Глобальное изменение  внутриполитического курса не входило  в компетенцию III отделения или  Департамента полиции. Сохранялись  и политико-экономические и социально-психологические факторы, вызывавшие постоянное воспроизведение такой формы политического протеста как терроризм.

Необходимость проведения радикальной реформы политической полиции во второй половине XIX века была обусловлена усилением революционного движения и увеличением количества случаев совершения уголовных преступлений.

Важнейшее место в  исторической действительности России занимает пореформенный период, который  был связан с кардинальной перестройкой полицейских учреждений. Полицейская  реформа способствовала изменению организационно-правовых основ деятельности русской полиции. Они были направлены, прежде всего, на совершенствование комплектования, профессиональной подготовки, развитие преимуществ социального характера для чиновников полиции.

Полицейская функция являлась и является в большей степени вынужденной государственной мерой. Занятие ею всегда сопряжено с определенными трудностями, лишениями, необходимостью проявления лучших нравственных качеств, силы воли, преданности профессии. Несмотря на это, полицейская служба во многих государствах, в том числе и в России, считалась не престижной.

Список источников

  1. Бордюгов Г.А. (ред.) Политическая полиция и политический терроризм в России (вторая половина XIX - начало XX века). Сборник документов / под ред. Г.А. Бордюгова. - М.: АИРО-XX. 2001. - 520с.
  2. Гомола А.И. История государства и права России / под ред. А.И. Гомолы – М.: Академия 2010. – 742с.
  3. Вологдин А.А. История государства и права России / под ред. А.А. Вологдина – М.: Высшая школа 2007. – 700с.
  4. Власов В.И. История государства и права России / под ред. В.И. Власова – М.: Феникс 2011. – 597с.
  5. Воронин А.В. История Российской Государственности / под ред. А.В. Воронина – М.: норма, 2004. - 698c.
  6. Демин В.А. Очерки истории органов внутренних дел Российского государства. - Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2001. – 274с.
  7. Иваньков А.Е. История государства и права России / под ред. А.Е. Иваньков – М.: Юриспруденция 2009. – 715с.
  1. Клеандрова В.М., Яковлев Л.С. История полиции, политического сыска и контрразведки России в XVIII - начале XX века / под ред. В.М. Клеандрова, Л.С. Яковлев - М. 1985. – 298с.

  1. Кузнецов И.Н. История государства и права России / под ред. И.Н. Кузнецова – М.: Феникс 2009. –654с.
  2. Курицин В.М. История полиции России. Краткий исторический очерк. Учебное пособие. – М.: Изд-во «Щит», 1998. – 363с.
  3. Рыбников В.В., Алексушин Г.В. История правоохранительных органов отечества. – М.: Изд-во «Щит», 2007. – 761с.
  4. Титов Ю.П. История государства и права России / под ред. Ю.П. Титова – М.: Проспект 2011. – 753с.

1 Гомола А.И. История государства и права России / под ред. А.И. Гомолы – М.: Академия 2010. – С. 371.

2 Воронин А.В. История Российской Государственности / под ред. А.В. Воронина – М.: норма, 2004. – С. 302.

3 Иваньков А.Е. История государства и права России / под ред. А.Е. Иваньков – М.: Юриспруденция 2009. – С. 412.

4 Клеандрова В.М., Яковлев Л.С. История полиции, политического сыска и контрразведки России в XVIII - начале XX века / под ред. В.М. Клеандрова, Л.С. Яковлев - М. 1985. – С. 64.

5 Бордюгов Г.А. (ред.) Политическая полиция и политический терроризм в России (вторая половина XIX - начало XX века). Сборник документов / под ред. Г.А. Бордюгова. - М.: АИРО-XX. 2001. – С. 291.

6 Клеандрова В.М., Яковлев Л.С. История полиции, политического сыска и контрразведки России в XVIII - начале XX века / под ред. В.М. Клеандрова, Л.С. Яковлев - М. 1985. – С. 67.

7 Демин В.А. Очерки истории органов внутренних дел Российского государства. - Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2001. – С. 164.

8 Вологдин А.А. История государства и права России / под ред. А.А. Вологдина – М.: Высшая школа 2007. – С. 375.

9 Рыбников В.В., Алексушин Г.В. История правоохранительных органов отечества. – М.: Изд-во «Щит», 2007. – С. 447.

10 Кузнецов И.Н. История государства и права России / под ред. И.Н. Кузнецова – М.: Феникс 2009. – С. 382.

11 Власов В.И. История государства и права России / под ред. В.И. Власова – М.: Феникс 2011. – С. 381-382.

12 Курицин В.М. История полиции России. Краткий исторический очерк. Учебное пособие. – М.: Изд-во «Щит», 1998. – С. 168.

13 Рыбников В.В., Алексушин Г.В. История правоохранительных органов отечества. – М.: Изд-во «Щит», 2007. – С. 454.

14 Титов Ю.П. История государства и права России / под ред. Ю.П. Титова – М.: Проспект 2011. – С. 451.

 


Информация о работе Карательный аппарат дореволюционной России